ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Украине » Кто круче - президент или парламент?


Кто круче - президент или парламент?

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

01.10.2010 18:34 : Виктор Янукович поддерживает идею референдума с целью реформирования политической системы государства

Президент Украины Виктор Янукович поддерживает идею референдума с целью реформирования политической системы государства. Об этом Янукович заявил в своем обращении к народу. Текст обращения размещен на официальном сайте президента Украины.

Напомним, КС Украины отменил политреформу 2004 года, в результате которой приоритет был отдан не президентской, а парламентской форме правления.

Бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что решение КС влечет за собой немедленные президентские и парламентские выборы.

В свою очередь, министр юстиции Александр Лавринович отметил, что решение Конституционного суда не изменяет полномочий должностных лиц и государственной власти - все органы власти в республике остаются легитимными.

0

2

Украинский политолог Дмитрий Выдрин – о расширении полномочий президента страны

Андрей Шарый
Конституционный суд Украины отменил закон о политреформе 2004 года. Это решение, увеличивающее полномочия президента, открывает новый этап дискуссии о том, какая форма государственного устройства – парламентская или президентская республика – лучше подходит стране.

Украинский политолог Дмитрий Выдрин рассуждает на данную тему в интервью Радио Свобода:

– Конституционный суд – это высшая инстанция, после которой невозможны апелляция, новые толкования. Конституционный суд принял решение, что был нарушен закон: политическая реформа 2004 года была принята вопреки законодательству Украины. КС восстановил юридическую справедливость, как он видит и как считает нужным. После его решения некорректно давать какие-то свои объяснения, толкования.

– Вы не считаете решение суда политически мотивированным?

– Если Конституционный суд политически мотивирован, то его сразу же надо разгонять. Но я думаю, что это юридически мотивированное решение. Все остальные мотивы должны быть для Конституционного суда второстепенными.

– Означает ли это решение, что сейчас на территории Украины уже действует конституция 1996 года без поправок 2004-го?

– Насколько я понимаю, об этом можно будет говорить, когда в соответствие с этим решением Конституционного суда будет приведено все законодательство Украины. Только после этого можно будет говорить о том, что страна вернулась к базовой Конституции Украины 1996 года.

– Вы ожидаете каких-то жарких политических дебатов вокруг этого решения Конституционного суда?

– Честно говоря, нет. Я сейчас нахожусь на форуме "Ялтинская европейская стратегия", проходящем в Ливадийском дворце. Здесь очень много людей. Президент Польши Бронислав Коморовский, бывший президент Соединенных Штатов Билл Клинтон, бывший президент Польши Александр Квасьневский. И ни у кого решение КС не вызвало ажиотажа. Все они люди законопослушные и считают, что раз Конституционный суд Украины принял такое решение, значит, он правомочен. Это, во-первых. А, во-вторых, в отличие от постсоветских граждан, они исходят из презумпции невиновности не только в юридическом смысле слова, но и в политическом. Они не подозревают политика в чем-то плохом, пока он что-то плохое не начинает делать.

– Какая форма государственного устройства более соответствует украинской политической традиции и более выгодна для процветающего развития страны во всех смыслах этого слова – президентская республика или парламентская?

– Для страны всегда выгоднее та форма правления, в эффективность и дееспособность которой верит большинство народа и которая позволяет быстрее отвечать на актуальные вызовы. Например, была ситуация с пожарами. Она коснулась Украины, к счастью, в меньшей степени; но она показала, что украинская власть в действующем формате очень неуклюжа, очень неповоротлива - громадное количество согласований на парламентском, министерском, местном уровне. Если бы система управления была более стройная, более логичная, то наверное, на этот вызов был бы более быстрый ответ. Я интуитивно чувствую, что президентская форма правления позволяет лучше отвечать на актуальные вызовы. Но, как политолог, я не хочу навязывать свою точку зрения людям. Ее надо будет узнать либо через референдум, либо через голосование в парламенте.

– Если говорить о сиюминутной политической ситуации на Украине, - у вас нет опасений, что президентский вариант конституции создаст для нынешней власти и президента Виктора Януковича возможности для злоупотребления своими полномочиями?

– Это все равно, что спросить у человека, который поставляет скальпели для хирургии: как вы считаете, не будут ли хирурги использовать ваши скальпели во вред, может, они выйдут на улицу, будут резать прохожих? Он скажет: я вообще-то поставляю скальпели не босякам, а – в больницы. Для меня политик – это человек, на которого распространяется презумпция добрых дел. Сначала надо схватить его за руку, когда он делает что-то недоброе, а не заранее обвинять в том, что он готовится к каким-то недобрым деяниям.

– Но я говорю о возможности...

– Возможности есть всегда. Гипотетически я могу нарисовать самые страшные риски, самые чудовищные возможности. Я могу снять любой фильм ужасов, где главными персонажами будут украинские политики. Гипотетически. Но я примерно знаю их психотип, их степень социальной ответственности. Они хотят войти в историю в хорошем смысле этого слова, а не вляпаться в историю людьми, которых будут проклинать целые поколения. Поэтому будем исходить из лучшего, что наши политики постараются употребить новые возможности, если они появятся, для блага общества, а не для того, чтобы оставить о себе черную память.

0

3

Перестройка Януковича
Партия регионов превращается в правящий номенклатурный клуб

2010-10-07 / Александр Валерианович Караваев - заместитель гендиректора Информационно-аналитического центра МГУ.

Виктор Янукович вернул Украине Конституцию 1996 года. Таким образом под контроль украинского президента снова перешел весь силовой блок, включая генпрокурора и главу спецслужб. Благодаря такой трансформации президент вправе проводить любые реформы власти, ликвидировать или создавать новые ведомства. Разделаться со спорным наследием компромиссной Конституции декабря 2004 года Януковичу необходимо было не только для укрепления личных позиций, но и ради пролонгации выбранного курса укрепления президентской вертикали исполнительной власти. Заметим, что Основной закон 2004 года принимали в условиях жесточайшего кризиса, на грани силового противостояния оранжевых и регионалов. Конституцию утверждали не по закону, а согласно целесообразности, вписав туда возможность третьего тура выборов и необходимость создания парламентской республики.

Нынешняя «возвратная» процедура конституционного закона также не лишена изъяна, следуя демократической логике, она требовала проводки через парламент. Однако у Партии регионов нет конституционного большинства в Верховной Раде, поэтому ограничились решением Конституционного суда по запросу фракции.

Необычность ситуации для Киева в том, что придется менять все законодательные акты, согласованные с Конституцией 2004 года, а это порядка 600 законов. Под вопросом оказывается и легитимность нынешнего президента, ведь его выбрали по старой Конституции. Часть законов вообще придется ликвидировать. Возврат политической Украины в 1996 год ставит под вопрос и необходимость наличия правящей коалиции. Она теряет смысл, ведь все основные решения теперь будет принимать аппарат администрации президента. Это предопределяет некоторую полосу нестабильности, видимо, на несколько месяцев, пока политическая и законодательная практики не будут приведены в соответствие с новой Конституцией. Но исключительность момента в том, что большинство влиятельных украинских групп вроде бы согласны с таким обратным процессом, понимая ущербность сложившейся политической конструкции, при которой тотальный конфликт ветвей исполнительной власти – ее неотъемлемое свойство. Поэтому и не пришлось судей ломать через колено. Не потребовалось и какой-либо иной встряски типа Майдана.

Янукович практически беспрепятственно выстраивает свою вертикаль. Выборы в региональные парламенты 31 октября станут первым серьезным испытанием на прочность отстраиваемой системы. За семь-восемь месяцев Янукович сумел подчинить себе областные власти, перестроить систему управления в Крыму, наиболее самостийном и сложном регионе Украины, где главной фигурой многие годы был руководитель парламента из ряда местных политиков. Теперь главную роль там играет кабинет министров во главе с выходцем из Макеевки, а многие посты занимают представители Донецка, что также необычно для Крыма и могло бы вызвать кризис. Однако регионы чувствуют силы, чтобы победить в Крыму с 60–70% голосов. Если в целом по Украине Партия регионов получит запланированные крымские результаты, то больших препятствий для закрепления новой конфигурации власти во главе с «главной партией» не будет. Партия регионов превратится в правящий номенклатурный клуб. Конечно, вряд ли в Украине мы увидим квазиавторитарные 85–90% поддержки, как это было в последние годы у «Единой России». Там будет по-другому, мягче. Но говорить о том, что Янукович не Кучма, уже станет бессмысленно, он станет в чем-то крупнее Кучмы. Возможно, не по личным характеристикам, а по заслугам команды.

Чем же может ответить на шаги Януковича западно-украинская идеологическая оппозиция? Осознание того, что ситуацию диктует Донецк, оказалось недостаточным стимулом для формирования встречного политического импульса. Казалось бы, за последние месяцы было столько поводов для взрыва массового недовольства: это и харьковские соглашения с Москвой, и новые высокие газовые тарифы для населения, а теперь и возврат старой Конституции. По-прежнему сильна популистская риторика Юлии Тимошенко. Но возникновение оппозиционного всплеска не происходит. Если западноукраинские оппозиционеры не смогут поднять электорат в реакции на вертикализацию власти, то чего им ждать после 31 октября? Если партии Олега Тягнибока, Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко, Арсения Яценюка не получат существенной поддержки населения, Янукович добьется решения еще одной задачи – маргинализации оранжевого фланга.

Итоги местных выборов позволят заглянуть на пару лет вперед. Коль скоро Янукович расчистит себе политическое пространство, Москва не позволит рухнуть его правительству под ударами экономического кризиса. Евросоюз также сделает все для поддержания стабильности его власти, ведь он единственная сила, на которую Брюссель сможет опереться в Украине. Нынешний президент Украины смотрит на Восток, но с ним всегда можно договариваться по всем вопросам. Что касается США, то курс Барака Обамы в отношении РФ не предполагает подъема волны размежевания между Украиной и Россией.

В 2011 году в Украине ожидаются парламентские выборы, они выведут на сцену обновленную партию власти. Янукович окончательно вырулит на известную во многих постсоветских странах модель консолидации власти, но это будет не московский маршрут, а сугубо украинский. Очень похожий, но другой.

0

4

Верховная Рада Украины разрешила сегодня депутатам переходить из одной фракции в другую

Раньше это было запрещено. Исчезла и другая норма - о формировании коалиции из парламентских фракций. Теперь в ней нет необходимости, поскольку парламент уже не назначает премьер-министра, а только дает на это согласие. Все эти изменения стали следствием отмены политической реформы 2004 года, которая существенно сократила полномочия президента. В начале октября Конституционный суд признал, что она была принята с нарушениями.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Украине » Кто круче - президент или парламент?