ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Newsweek: «Москва дергает Лукашенко за усы»


Newsweek: «Москва дергает Лукашенко за усы»

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Борьба против белорусского диктатора не ограничивается устными выпадами. Москва давит со всех сторон.

Как пишет журнал «Русский Newsweek», Москва вступила в предвыборную кампанию в Беларуси. Дата выборов президента еще не назначена, но и Москва и Минск уже всерьез к ним готовятся. В прошлую пятницу Лукашенко приехал в Москву-встречаться и с Дмитрием Медведевым, и с Владимиром Путиным. А тем временем российский посол в Минске Александр Суриков дал развернутую пресс-конференцию. Сначала он пригрозил, что, если Лукашенко не захочет подписывать или ратифицировать Таможенный кодекс, Россия и Казахстан сформируют общую таможенную границу-»со всеми вытекающими последствиями». То есть введут таможенные посты на границе с Беларусью, уничтожив существующий с 2004 года российско-белорусский двусторонний таможенный союз. Потом посол обвинил Беларусь в срыве газовых договоренностей. И, наконец, стал нахваливать белорусскую оппозицию, сказав, что активистов движения «Говори правду!» он, на месте Лукашенко, «обнял бы и приласкал».

«Такими заявлениями Лукашенко «дергают за усы»,- говорит близкий к Кремлю источник Newsweek. - Москва любит заигрывать с белорусской оппозицией, и он всегда от этого бесится». Но борьба против Лукашенко не ограничивается устными выпадами. Москва давит со всех сторон - в первую очередь в ходе переговоров по поводу создания Таможенного союза. Осенью прошлого года, подписывая соглашение о вступлении в Таможенный союз с Россией и Казахстаном, Лукашенко полагал, что это гарантирует ему льготы и денежные средства, которых будет достаточно, чтобы провести выборы. Но пока происходит наоборот. Россия отказывается финансировать будущую предвыборную кампанию Лукашенко и провоцирует его на новые скандалы.

ДЕНЬГИ НА ВЫБОРЫ

21 мая премьер-министры трех стран Таможенного союза - Владимир Путин, Карим Масимов и Сергей Сидорский - собрались в Константиновском дворце под Петербургом, чтобы снять все спорные вопросы по поводу Таможенного кодекса. Россия и Беларусь никак не могли согласовать таможенные пошлины на нефть и автомобили. Переговоры затянулись едва ли не за полночь, и тогда российский первый вице-премьер Игорь Шувалов впервые вслух высказал то, о чем думали многие: если Беларусь продолжит упираться, то Россия и Казахстан создадут Таможенный союз вдвоем. Через неделю, 28 мая, Сергей Сидорский просто не приехал на церемонию подписания документов. Россия и Казахстан их подписали.

Источник, близкий к правительству Беларуси, считает, что подписание сорвалось из-за приближающихся выборов: «И сумасшедшие темпы создания Таможенного союза, и внезапный срыв подписания документов - все это довольно далеко от экономики. Это чистая политика». Собеседник Newsweek утверждает: Лукашенко просто не мог ввести заградительные пошлины на ввоз иномарок, тем более перед выборами, - слишком болезненная и непопулярная мера. Но еще страшнее для белорусской экономики - отказ России отменить пошлины на нефть.

1 июня в Минск отправился идейный вдохновитель Таможенного союза Игорь Шувалов. Встретившись с ним, Лукашенко передумал и согласился подписать документы. «Он, конечно, подпишет. Но и в этой ситуации он должен выглядеть победителем, - считает белорусский политолог Леонид Заико. - Он должен показать, что он защитник суверенитета и он же радетель за славянское единство. Важно продемонстрировать, что только от его подписи все зависит и что и его уважают».

Однако, помимо собственного имиджа, Лукашенко очень нужны деньги. Он пообещал избирателям зарплату $500 к концу года. А сейчас набирается только на $340, отмечает Заико. «Это как в Простоквашино: чтобы что-то купить, в данном случае электорат, нужно сначала что-то продать», - рассуждает политолог. Поэтому Лукашенко предложил России контрольный пакет акций «Белтрансгаза» (сейчас у «Газпрома» уже есть 50%) за поставки газа и нефти по внутрироссийским ценам. Еще Лукашенко предложил продать Мозырский нефтеперерабатывающий завод. А в конце прошлой недели парламент Беларуси принял решение об исключении «Беларуськалия» из списка предприятий, не подлежащих приватизации.

В прошлую пятницу Игорь Сечин, не дожидаясь, пока Лукашенко встретится с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, заявил, что России не нужны белорусские предприятия и прощать долги она не намерена, поэтому решить проблемы можно «только оплатой». Это значит, что уступки Лукашенко признаны недостаточными и давление будет продолжено.

МЕЛКИЕ ПАКОСТИ

Самая серьезная проблема Лукашенко заключается в том, что у него очень много врагов в Москве. О его взаимной ненависти с помощником президента России Сергеем Приходько ходят легенды. Его не жалует вице-премьер Игорь Сечин. Белорусский правитель не раз позволял себе личные оскорбительные выпады в адрес министра финансов Алексея Кудрина и даже самого премьера Путина.

Впрочем, он считает, что всегда сможет найти таких собеседников, которые встанут на его сторону. Поэтому, замечает источник, близкий к администрации российского президента, Лукашенко всегда подчеркнуто вежлив и любезен с Дмитрием Медведевым. Более того, он пытается сыграть на противоречиях в российском тандеме. Рассказывают, что в прошлом году, когда президенты посещали совместные военные учения «Запад-2009», Лукашенко при большом количестве свидетелей вдруг начал объяснять Дмитрию Медведеву, что все важные дела должны решать они, президенты. А обращать внимание на премьеров не нужно - мол, премьер, сегодня есть, а завтра уже может быть уволен.

В Кремле, конечно, не питают иллюзий, что Лукашенко удастся сместить. Идеальным сценарием, размышляет источник Newsweek, был бы «шаймиевский сценарий» - чтобы он сам согласился отойти в сторону, назначив себе преемника. Однако Лукашенко не станет даже обсуждать такое предложение. Понимая, что его победа на очередных выборах почти неизбежна, Москва не откажет себе в удовольствии поддержать белорусскую оппозицию - просто чтобы позлить его.

Еще один новый метод работы Кремля - это честное освещение ситуации в соседних республиках на российском телевидении. Этот прием уже был отработан на Кыргызстане - серия разоблачительных репортажей о семье Курманбека Бакиева на российских телеканалах возымела невероятный эффект. В считанные дни по всей республике начались стихийные антиправительственные выступления, а чиновники, уловившие сигнал из Москвы, не сопротивлялись. «Зачастую они просто отдавали восставшим ключи от зданий администрации и уходили домой - всем было ясно, что Москва уже не будет выручать Бакиева», - вспоминает высокопоставленный киргизский чиновник.

С Беларусью такого эффекта не добиться, но Москва, конечно, будет предоставлять трибуну белорусской оппозиции. Это хороший рычаг давления.

Финансовые трудности в Беларуси нарастают, потому Лукашенко и нервничает. Впрочем, среди российских чиновников существует консенсус - лучше не слишком торопить события, чтобы не повредить. Белорусский правитель хорошо умеет объяснять гражданам, что все их экономические трудности - из-за злой воли Москвы. Недавно, к примеру, он говорил, что сокращает чернобыльские выплаты, потому что Россия не хочет давать чернобыльцам денег.

Директора предприятий сегодня вынуждены работать себе в ущерб, лишь бы выполнить план по зарплатам, рассказывает политолог Заико. Примерно 70% зарплат выплачиваются за счет банковских кредитов. Рано или поздно этот пузырь может лопнуть, но Лукашенко это не беспокоит, говорит Заико: «Кто знает, где он окажется в тот момент. Может, на каком-нибудь ранчо в Венесуэле?»

0

2

РИА Новости: «Становится ясно: авторитаризм отрицательно сказывается на экономике» 4
17:49, — Политика

Обозреватель агентства РИА «Новости» Дмитрий Бабич рассуждает о причинах очередного газового конфликта России и Беларуси.

Можно ли назвать российско-белорусский конфликт вокруг цены на газпромовский газ для Беларуси международным? Российский министр иностранных дел Сергей Лавров высказался в том духе, что этот конфликт находится вне компетенции МИД РФ и им должны заниматься энергетические компании двух государств. С другой стороны, глава «Газпрома» Алексей Миллер, объявляя о сокращении с 10 утра 21 июня поставок российского газа в Беларусь на 10 процентов, выполнил ультиматум российского президента. Как известно, это Дмитрий Медведев установил срок в пять дней для того, чтобы белорусская сторона «определилась с оплатой» долга в 192 миллиона долларов за поставленный в 2010 году газ. Еще раньше, 19 июня, Миллер высказался опять же в первую очередь как «государев человек», а не как глава частной компании: «Президент все сказал. Как он сказал, так и будет, так и сделаем».

Выходит, газовый конфликт одновременно и частный, и государственный. Спор хозяйствующих субъектов, в котором обе стороны почему-то руководствуются решениями первых лиц обоих государств. Любому экономисту известно, что ничем хорошим такие споры не кончаются, поскольку ведутся они в той «серой зоне» между политикой и экономикой, где законы бессильны перед произволом отдельных лиц.

Такой неэффективный метод разбирательства выбрала не Россия. В стране есть масса частных компаний, включая весьма крупные, которые вполне самостоятельно ведут экономическую деятельность за рубежом. Выигрывают и проигрывают в зависимости от собственной эффективности и конъюнктуры мирового рынка. Но что прикажете делать, когда на противоположном конце газовой трубы – государство, чья экономика фактически управляется одним человеком, желающим держать в руках все нити управления? Какие могут быть «правила игры», если твой партнер привык сам устанавливать эти правила, по которым всегда и все выигрывает, включая все выборы, начиная с 1994 года?

Остается одно – и с российской стороны сосредоточить все решения в одном центре, подходить к этому спору хозяйствующих субъектов по-государственному. Но и тут возникает проблема – а с кем Россия ведет переговоры?

В отношениях с Россией Лукашенко – это даже не двуликий Янус, а вечно перевоплощающийся Протей (был такой мифический персонаж, принимавший ту форму, которая была ему в данный момент наиболее выгодна). Когда речь идет о получении кредитов от России или ЕС, он – глава абсолютно независимого суверенного государства, которое вольно распоряжаться полученными деньгами так, как хочет. Когда же разговор заходит о ценах на российские газ и нефть для Беларуси он оборачивается президентом страны – члена Таможенного Союза и «союзного государства» России и Беларуси (СГРБ), которая имеет якобы право получать нефть и газ беспошлинно, да еще и по внутрироссийским ценам. Когда на повестке дня вопрос об обязанностях Беларуси в рамках вышеупомянутых интеграционных структур, Лукашенко – холодный дипломат и глава суверенного государства, не намеренного, скажем, помогать странам Средней Азии строить гидроэлектростанции (были такие проекты в рамках ЕвраЗЭС). Но когда нужно свалить вину за беды собственной страны на Россию, якобы отказавшую в «братской помощи», дипломатический язык куда-то исчезает, сменяясь задушевно-обвинительным. Тут уж, как писал Есенин, «к черту я снимаю свой костюм английский». Вот несколько свежих цитат.

«Экономика Беларуси сегодня фактически работает на российскую экономику. И не надо тут впихивать, что мы на дурняк хотим прожить! Нет, мы очень большую пользу приносим России, начиная от производства и заканчивая обороной и другими вопросами… Нельзя так вести себя в отношении Беларуси: другим понижая цены на газ или фиксируя их, а нам повышая. Много на этом россияне и «Газпром» не наживутся, а вот потерять могут многое»,- цитирует белорусского правителя агентство БЕЛТА.

Как видите, язык отнюдь не дипломатический. И пропагандистский прием, если приглядеться, из разряда запрещенных для настоящих политиков – недоговаривать, через упрощение представлять ситуацию в выгодном для себя свете.

Россия понижает цену на газ для стран Евросоюза не из нелюбви к Беларуси, а потому что эти цены сегодня – в несколько раз выше, чем для белорусов. Разрыв этот надо сокращать, вот Россия и повысила с начала 2010 года цену для Минска с $ 150 до $174, параллельно снижая ее для стран ЕС, где из-за кризиса цены на газ падают. Но Лукашенко с января притворялся, что ему ничего не известно об этом повышении, а теперь трубит о нем как о предательском ударе в спину со стороны союзного государства. Оказывается Минск, получив в прошлом году от Москвы кредиты в миллиарды долларов, не может вернуть $192 млн. накопившегося долга.

Так же, увы, вел себя Лукашенко и при предыдущих повышениях цен на газ – в 2005 и в 2008 годах. Сначала – отсутствие реакции на сообщение о повышении цены, потом – крики возмущения. Воистину, человек – это стиль: всякий раз параллельно со стонами идет тонкая игра с продажей акций «Белтрансгаза» Газпрому. То они стоят 2,5 млрд. долларов, то 5 миллиардов. То Газпрому продают 50 процентов акций «Белтрансгаза», то 49 процентов, то 50 процентов минус одна акция. Цель со стороны Лукашенко одна: получить от партнера и кредиты, и субсидированный газ, расплатившись разговорами о «славянском единстве».

Славянское единство белорусского и российского народов – это не миф и не фантом. Но не надо прикрывать этими высокими словами не самую честную политическую игру. По подписанным Лукашенко документам, на единую валюту наши страны должны были перейти еще в 2005 году, давно уже должен был быть принят и Конституционный акт, снимающий барьеры между нашими государствами. Но ничего же этого не сделано! Зато о своих правах на субсидированные нефть и газ Лукашенко заявляет чуть ли не еженедельно.

Постепенно становится ясно: авторитарные методы управления государством рано или поздно отрицательно сказываются и на экономике, подрывая доверие партнеров, делая экономическую ситуацию непредсказуемой. Если можно играть краплеными картами на выборах, то почему бы не поиграть ими и на переговорах по газу? Выработка цивилизованных, демократических правил в отношениях между нашими государствами – важнейшая задача. Стиль «ручного управления» как в политике, так и в экономике должен уйти в прошлое.

0

3

Союз кнута и пряника
21.06.10 21:02 —

ТЕКСТ: Алексей Топалов

Россия неожиданно признала долг перед Белоруссией за транзит газа. На прошлой неделе Москва заявляла противоположное – в должниках числился Минск. Столь резкую перемену эксперты объясняют политической подоплекой: на 1 июля намечено подписание соглашения по Таможенному союзу, и в преддверии этого Россия решила сменить кнут на пряник.

В понедельник внезапно оказалось, что не Белоруссия должна России за газ, а наоборот, «Газпром» задолжал за транзит газа через белорусскую территорию. А вчера истекли пять дней, которые дал белорусской стороне президент Дмитрий Медведев для урегулирования конфликта по оплате задолженности за российский газ. Долг Белоруссии, по подсчетам «Газпрома», составлял $192 млн, а «Белтранасгаз» настаивал на долге в $130 млн. При этом президент Александр Лукашенко заявлял, что у Белоруссии вообще нет никакого долга за российский газ.

Потом вдруг Белоруссия признала долг за газ, все те же $192 млн, но «оплату предлагает произвести машинами, оборудованием и разными другими товарами». Медведев принимать оплату «пирогами, маслом и сыром» отказался.

Затем в игру вступил вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. Он заявил, что республика погасит свой долг перед Россией, но если Россия вернет Белоруссии $217 млн за транспортировку газа.

Но оплатить транспортировку газа «Газпром» не может, полагает официальный спикер «Газпрома» Сергей Куприянов.
Не потому, что денег нет, а потому, что Белоруссия с начала года не подписывает акт выполненных работ за транзит.

«У «Газпрома» с «Белтрансгазом» один контракт на транзит и поставку газа, но транзит и поставка представляют в нем два разных направления», – напомнил в понедельник Куприянов.

Сегодня же «Газпром» ограничил на 15% ежесуточные поставки в Белоруссию (порядка 8,8 млн кубометров за 24 часа) – именно из-за долга. Причем Куприянов заявил, что сокращение на 15% – это только начало.

«Решение по дальнейшим шагам будет приниматься на следующем заседании, которое состоится в 10.00 по московскому времени во вторник», – уточнил представитель «Газпрома». И две недели – срок, за который Белоруссия обещала рассчитаться, – «Газпром» ждать не намерен.

Однако у экспертов вызывает сомнение сам факт наличия задолженности «Газпрома».

«Если бы монополия действительно знала за собой долг, она не стала бы так активно давить на белорусских партнеров,

– считает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. – Тем большее удивление вызывает то, что «Газпром» признал этот долг».

Политологи полагают, что причина метаний – Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, соглашение о котором должно быть подписано 1 июля. На прошлой неделе Лукашенко откровенно заявил, что Белоруссия подпишет все документы по союзу, если Россия немедленно отменит пошлины на экспорт нефтепродуктов. На тот момент Медведев уже предъявил Минску газовый ультиматум, и по этой причине эскападу Лукашенко эксперты расценили как начало торга, предшествующего заключению договора о Таможенном союзе. Судя по всему, сегодняшний обмен ударами между Минском и Москвой – очередной акт торгов.

«Россия очень резко перешла от политики кнута к политике некоего подобия пряника, – говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Это весьма странно, так как еще на прошлой неделе российская сторона отрицала наличие долга за транзит».

По версии Макаркина, это могло быть вызвано тем, что Кремль хочет дать понять Минску, что Россия готова к диалогу на тему Таможенного союза и уже обозначила свою «торговую позицию».

При этом про кнут Москва тоже не забывает. Владимир Путин уже заявил, что без белорусского транзита Россия обойдется – газовые потоки могут быть направлены через Украину, через которую и так идет 80% российского экспорта газа. Украина Россию поддержала, выразив полную готовность принять в свою газотранспортную систему еще большие объемы «голубого топлива».

Так или иначе, окончательно ситуация разрешится только 1 июля, когда Белоруссия должна будет сделать свой выбор.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Newsweek: «Москва дергает Лукашенко за усы»