Понятие «белорусского мира», предложенное недавно Председателем Президиума Национальной Академии наук Беларуси Владимир Гусаковым сразу же стало предметом критики со стороны националистов разного толка.
Для одних оно стало символом якобы «сепаратизма» от большого Русского мира, для других, наоборот, локальной его версией, якобы нивелирующей настоящую национальную идентичность.
Разберемся с понятийным аппаратом. Мир в славянской традиции имеет три значения: 1) мир как вселенная, система мироздания; 2) мир как согласие, спокойствие, отсутствие войны и ссоры; 3) мир – это то место, где живут люди «моего рода», «мы», место, хорошо обжитое, хорошо устроенное, где господствует «порядок», «согласие между людьми», «закон».
Таким образом, Белорусский мир – это мир Белой Руси, Белоруссии, Республики Беларусь, построенный на принципах равенства, дружбы народов и социальной справедливости, где все народы являются государствообразующими, а политэкономическое и социально-политическое устройство стремится к тому, что можно назвать белорусским социализмом.
Белорусское понимание Русского мира (Восточно-славянского) в свое время я определял так:
Во-первых, отсчет истории государственности, идущий от древнерусских княжеств, Русской земли. И Киевская Русь, и Полоцкое княжество, и Великое Княжество Литовское, и Московское государство связаны генезисом с изначальной Русью.
Во-вторых, принадлежность большинства населения к восточному обряду христианства, исповедание православия, «русской веры».
В-третьих, опыт подданства Российской империи и совместного строительства СССР как наиболее успешных и могущественных воплощений русских геополитических проектов.
В-четвертых, пространство преимущественного распространения русского языка и близкородственных белорусского и украинского языков.
В-пятых, принадлежность к общинам по всему миру, так или иначе соотносящимся с перечисленными выше критериями.
Белорусский мир никак не противоречит Русскому, мир Белой Руси, Беларуси, конечно же Русский, так как он включает в себя локальную специфифику именно Белой Руси и он является составной частью большого Русского (Восточно-славянского) мира, точно также, как Русский мир является частью Евразийского. Таким образом получаем триаду: Белорусский мир—Русский мир—Евразийский мир.
Евразийский мир – мир Большой Евразии, где Русский (Восточно-славянский) мир взаимодействует, взаимно обогащается, диффуризует с другими мирами: Тюркским, Иранским, Китайским и т.д.
Такая триада, на мой взгляд, позволяет избежать в понимании как нашего локального Белорусского мира, так и большого Русского через евразийскую перспективу любого национализма, изоляционизма, шовинизма и расизма.
https://t.me/piatrouski/7091
И о том, как название Белая Русь связана с евразийским контекстом:
Отождествление названия «Белая Русь» с наследием европейской цивилизации, латинским миром представляются нам научно некорректными, скорее примером некритически воспринятого европоцентризма, в связи с чем, стоило бы отметить что «хотя использование цветовых различий для обозначения сторон света известно и в языках средневековой Западной Европы, тем не менее большинство учёных в настоящее время склоняется к точке зрения, согласно которой в Центральную Европу характерная для азиатских культурных традиций цветовая символика сторон света проникла под влиянием степных кочевников Евразии во времена переселения народов»[45].
На наш взгляд, источник «Белой Руси» как этногеографического образа, как и предлагал в своё время Георгий Вернадский, следует искать в связи ирано-сарматским влиянием (вспомним аорсов, роксолан, тех же белых хорватов)[46]. Примечательно, что с последней четверти XVI века (лекции итальянского гуманиста Помпония Лета, поэма Маттео Боярдо «Влюблённый Роланд», карта мира Генриха Мартелла) название «Белая Русь» используется в отношении низовьев Дона и Днепра – давней вотчины кочевых иранских племён.
При этом, учитывая вероятную иранскую этимологию самого названия Русь как ‘белой, светлой’, возможно, мы имеем дело с лингвистическим дуплетом, а Белая Русь – это Белая Бель, Белый Свет, страна, изначально локализованная в местах проживания древних индоиранских народов – в Северном Причерноморье. В пользу такого предположения говорит тождественность в итальянском источнике начала XIII века русов и албанов (белых)[47]. В этом случае, историю возникновения образа и названия Белая Русь, закрепления его в европейской географии следует рассматривать именно как евразийский феномен.
https://russkie.org/articles/skify-kak- … go-naroda/