Концепция триединого русского народа, Республика Беларусь и Союзное Государство. Часть 2
Часть 1
Теперь обратимся к гражданско-историческому и социальному концепту понятия белорусский народ.
📌 Концепция триединого русского народа (ТРН) является сугубо этно-культурной. Её идеологи исходят из представления о наличии единой общности, которая существует со времен Древнерусского государства.
И здесь следует подчеркнуть, что рассмотрение истории докапиталистической эпохи с позиции существования национального сообщества как субъекта истории в современной науке рассматривается как примардиалистский этнонационалистический подход.
Согласно ему донациональной эпохи никогда не было. Всегда существовали народы, объединённое этнокультурными признаками, которые и решали собственную судьбу. Эти концепции особо стали появляться в ХVIII и особенно ХIX вв. в эпоху романтизма.
Их целью была политическая легитимация государственности или притязания на государственность особенно перед нарождающимися социалистическими движениями. Следовало обосновать единство народа и элит, а также предупредить сепаратизм. Выбирался этнокультурный принцип единства. Не обошёл он и Россию, особенно под влиянием распространения капиталистических отношений и кризиса феодальной модели легитимности самодержавия. Т.е концепция ТРН должна была заполнить идеологический вакуум и объединить на этнокультурной почве элиты и подданных.
📌 Белорусское движение с самого начала своего зарождения от Гомона, являлось полиэтническим и не претендовало в большинстве на поиск древности. Легитимность оно искало в социальной эмансипации простых жителей белорусских губерней через коренные, революционные преобразования общества и получение политической субъектности Беларусью. Т.е легитимность белорусского движения и Белорусского государства была основана на общности социальных интересов.
☝Будители и основатели Беларуси апелировали к решению социальных вопросов через в том числе национальную эмансипацию. Литературное оформление и внедрение белорусского, мужицкого языка виделось как один из инструментов эмансипации основной массы жителей края. Но это делалось не вместо, а вместе с другими этническими группами на общей социалистической платформе. Поэтому в белорусском движении были представители различных национальностей: от самих белорусов до латышей, евреев и татар. Край для всех в нем проживающих на принципах социальной справедливости - вот основное устремление. Поэтому в БССР и было четыре государственных языка.
📌 Концепция ТРН предусматривал этнокультурную унификацию белорусов, великорусов и украинцев по единому образцу. Отсюда и центральная роль языка как для любого этнонационалистического подхода и исторической памяти. Белорусский же проект предусматривал сосуществование коренных языков и культур. Главным здесь выступают ценности социальной справедливости, справедливого государственного устройства и распределения благ.
📌 И здесь как раз видно глубокая структурная разница:
1⃣ Примардиалистский подход легитимности в концепции ТРН. Мол, мы древние, с единым происхождением, поэтому мы едины и строим единое государство, являемся поддаными одного царя.
2⃣ Социально-гражданский, эмансипативный принцип освобождения от феодальной системы отношений и переходу к социалистическому в варианте белорусском. Т.е мы белорусы не потому что имеем общее происхождение, а потому что мы мужики и хотим без панов сами управлять собой. При этом белорусом на этом основании мог стать и русский, и поляк, и еврей, и литовец и любой другой, кто разделял базовые ценности не отказываясь от своих этнокультурных особенностей.
Восточнославянская культурная основа и историческое прошлое играют для белорусского проекта второстепенную роль лишь для понимания формирования этой общности и особенностей Беларуси как страны, но не являются обоснованием её легитимности.
3⃣ Если понятно, что должен легитимировать белорусский подход, то непонятно, что легитимирует в этой ситуации концепция ТРН. Не Союзное же государство. Но про него в третьей части.
Продолжение следует
🇧🇾🇷🇺Концепция триединого русского народа, Республика Беларусь и Союзное Государство. Часть 3
Часть 1.
Часть 2.
А теперь перейдём к конкретике, особенно в канун приближающейся даты 8 декабря подписания Договора о создании Союзного Государства.
❓Возникает вопрос, а какая ценностно-идеологическая основа СГ может быть.
1⃣ Понятно, что базой здесь может быть признание самостоятельности и братскости двух народов. Кстати этот статус зафиксирован в Преамбуле и Статье 2 Договора о создании СГ. А значит лучше всего продолжить реализовывать разработанную ещё в советские времена концепцию братства восточнославянских народов, их общих культурно-исторических корней и судеб.
2⃣ Видится, что в этой части могла бы быть доработана и расширена концепция "русского мира", которая должна быть сопряжена не только с русским языком и Российской государственностью, но включать в себя также иные явления, имеющие древнерусские корни, в том числе лемков, Червоную и Литовскую Русь, Гетманщину, все виды восточнославянской государственности, вплоть до таких экзотических форм как попыток создания лемковской республики; белорусский, украинский и русинский языки, историю, литературу и культуру. Если понятие русский мир неполитическое, но ценностно-культурное, то следовало бы и подходить к нему также в целом как к феномену восточнославянской общности. В нем должно находиться место и Нестору, и Скорине, и Александру Пушкину, и Ивану Франко, и Фёдору Достоевскому, и Якубу Колосу.
3⃣ Наполнить идею СГ не только прошлым, но прежде всего будущим. И здесь максимально взять различные футкристические идеи из философии космизма, идеи преображения человека, развития.
4⃣ Сделать подобные концепты не агрессивными, реализуемыми вопреки, но позитивными и максимально привлекательными, реализуемыми для.
Товарищ Пётр критически проанализировал концепцию триединого русского народа. Что хотел бы отметить? Сама концепция мне кажется в большей степени похожей на религиозный концепт Святой Троицы – единой и неслиянной, то есть в каком-то смысле единство и отличие русских, белорусов и украинцев похоже на единство и отличие Бога-Отца, Сына-Христа и Святого духа.
Если говорить более наукообразными выражениями, то здесь можно вспомнить термин Льва Гумилёва – суперэтнос как некую большую общность, но состоящую из разных частей. Русский (восточнославянский) мир тут не уникален, например, арабы и арабский мир – по сути такой же большой суперэтнос, у которого есть общее и отличное, а ещё существует множество арабских государств, которые, кстати, иногда враждуют друг с другом.
Мне кажется, концепция триединства в старой форме актуализировалась в России именно в связи с конфликтом на Украине, это реакция на него, поиск того, как можно исправить ситуацию. Можно ли её исправить с помощью этой концепции? Вероятно, часть украинцев, особенно находящихся на территориях под контролем России, примут именно русскую идентичность, без нюансов, но что будет с теми украинцами, которые будут на других территориях?
Самое простое решение – объявить их всех антирусскими и воспринимать как врагов. Более сложный путь – бороться за их сознание при сохранении украинской идентичности, чтобы по примеру белорусского народа и государства они сохраняли свою украинскую самость, но при этом были союзны и дружественны русским и белорусам.
https://t.me/piatrouski/6586