На войне, как на войне. Заговор в коровнике
"Как трудно ползти с гордо поднятой головой" (М . Жванецкий)
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в очередной раз выразил недовольство Россией, на рынке которой, как оказалось в этот раз, не оказывают должного уважения белорусскому цементу («конкуренция непорядочная»). Кроме того, у соседей, по мнению белорусского президента, по традиции ограничивается реализация белорусской мясной и молочной продукции (https://www.youtube.com/watch?v=dwtPlujWu1w). Приходится признать, что не проходит ни одной недели, чтобы глава белорусского президента не выставлял претензии Россию, где, как он считает, господствует «расхлябанность и разболтанность» … В целом, усилиями белорусского руководства за Россией в белорусском медиа пространстве закрепился статус источника проблем и прямой угрозы для Республики Беларусь.
«Занавоженность» отношений между Москвой и Минском
На прошлой неделе в Беларуси в политической оборот было введено новое политико-экономическое определение, которое идеально характеризует нынешнее состояние российско-белорусских отношений -- «занавоженность» (https://news.tut.by/economics/637674.html). Несмотря на то, что данное белорусское обогащение «великого и могучего» связано с практикой управления белорусским аграрным комплексом, где, видимо, сам президент прямо из Дворца республики дает команду об утренней и вечерней дойке молочного скота, новый термин, несомненно, имеет богатую политическую перспективу.
Новое определение вполне применимо к той ситуации, которая сложилась между Минском и Москвой после того, как А. Лукашенко пожаловался китайскому руководству на «жадную» и коварную РФ. Несмотря на то, что В. Путин, выполняя обещание А. Лукашенко, 30 апреля все-таки отозвал посла М. Бабича, тем не менее у белорусских властей на российском направлении в очередной раз сформировался вязкий политический тупик: экспорт белорусской продукции «блокируется», контрабанда уничтожается («звери!»), любовно и от души насчитанные в Минске безразмерные «компенсации» Москвой даже не обсуждаются, переговоры о будущих дотациях и преференциях остановлены, контакты между не только лидерами двух государств, но и правящими кругами, прерваны.
Все эти проблемы в Минске буквально «разбухают» на слухах о причинах отзыва российского посла, о пророссийском заговоре неких белорусских военных («хунта?») против Лукашенко, российских взятках охранникам белорусского президента, российской «грязной нефти» и обещании президента России предоставить А. Лукашенко еще один год для ввода республикуи в реальную интеграцию с РФ. Обратите внимание, что все слухи напрямую связаны с Россией.
Стоит отметить, что Россия белорусскими СМИ вообще-то никогда позитивно не освещалась, были времена, когда в Минске организовывались настоящие информационные войны против Москвы, но сейчас в белорусском медиа пространстве присутствует стойкий антироссийский контент, в формировании и поддержании которого, помимо белорусского президента, активно принимают участие практически все белорусские ведомства, а также белорусская оппозиция. Иными словами, Россия в информационной сфере Беларуси находится в «украинской парадигме».
Украинская информационная парадигма
Основой украинской информационной парадигмы является обвинение России буквально во всех внутренних и внешних проблемах, с которыми сталкивается та же Украина или Беларусь. Это политическое правило, которое, охватив информационную сферу, обязательно переформатирует политическую среду, в которой антироссийский тренд становится основным, а все, что в той или иной степени содействует диалогу с Россией, а не уступкам со стороны Москвы, интерпретируется, как предательство национальных интересов и содействие врагу.
Так что не только у А. Лукашенко весь негатив связан исключительно с Россией. В Минске давно с Россией увязываются все проблемы, с которыми сталкивается республика: если взяткодатели, то обязательно из России; если алкоголизация населения растет – виновата Москва, если произошло убийство, то обыгрываются фамилии виновных и ищется «русский след». В частности, случившееся на минувшей неделе убийство сотрудника белорусской милиции в Могилеве некими «цыганами» на машине с российскими номерами привели к новой антироссийской истерике и призывам немедленно закрыть границу с Россией (автор этих строк в данном случае полностью согласен с белорусским политическим классом и белорусской оппозицией – границу между двумя странами необходимо срочно восстанавливать).
Антироссийский фон в белорусском медиа пространстве стал привычным, он оброс псевдо аксиомами, вроде бы не требующими доказательств очередного коварства Москвы. Для иллюстрации стоит обратить внимание на очередной антироссийский сюжет БТ: https://www.youtube.com/watch?v=liB6YodbDtM с 0,15. Закадровый голос в стиле 22 июня 1941 года буквально наводит ужас на телезрителя: «Гремучая смесь» шла по трубам будто растворитель по венам, буквально убивая нефтеперерабатывающую систему Беларуси метр за метром. Первыми сдали воздушные холодильники на Мозырьском НПЗ (Зачем залили поступающее сырье без анализа? – А.С.), дальше больше. Коррозия стремительно разъедала чувствительное оборудование…». Осталось заменить «нефть» на «танки» и «зеленых человечков»… В общем, враг как всегда идет с востока.
В любом случае тенденция обозначилась вполне четко: череда информационных антироссийских поводов становится бесконечной. Сейчас в белорусском медиа пространстве ищут «русских», убивших сотрудника милиции в Могилеве, до этого обсуждали «грязную нефть» из России, заговор силовиков, родом из России, отзыв посла России и т.д. и т.п. Завтра снова вернутся к «грязной нефти».
Отзыв посла
Как известно, в политике не бывает событий исключительно положительных или отрицательных. Не бывает политики черно-белой. Всегда имеются полутона, позволяющие талантливому политику в итоге поменять «минус» на «плюс».
До настоящего времени в истории об отзыве посла России остается много неясного и сознательно запутанного. Между прочим, в этом во многом виновата и белорусская сторона, которая с одной с одной стороны так и не представила более-менее отработанный и взвешенный документ с претензиями в адрес Полномочного и Чрезвычайного посла России. Такого рода документ мог бы стать не только своеобразным манифестом о суверенитете и независимости Республики Беларусь, но определил бы формат взаимоотношений дипломатов двух стран в рамках Союзного государства, если это государство на самом деле существует.
С другой стороны, Минск ударился в конспирологию и закулисные сплетни, что еще более накалило обстановку. Во всяком случае, в своем почти истеричном желании немедленно избавиться от посла, А. Лукашенко явно переборщил. Но об этом ниже…
Автор этих строк отмечал, что выгнать посла России невозможно: «сделать его персоной нон грата» (https://politoboz.com/content/prervannyy-polet-chast-ii), так как это было бы равносильно развалу российско-белорусской интеграции, что исторически мгновенно (от двух недель до двух месяцев) превращает Беларусь в зону экономической катастрофы. Но и держать в дипломатическом корпусе человека, способного с фактами и цифрами не только противостоять традиционной белорусской демагогии, но и вступать в жесткий диалог с руководством страны, А. Лукашенко не мог. Так что проблема была не столько в желании В. Путина пойти навстречу просьбам белорусского президента, как в том, что задача посла Бабича была в основном выполнена. Пресс-секретарь В. Путина однозначно об этом высказался, положительно оценив работу российского посла в РБ. Москва, по сути, пошла как бы на видимые уступки, так как стало понятно, что российскому послу полноценно работать в Минске все равно не дадут.
Реплика
У белорусского президента нет политической и личной воли, чтобы выдержать открытый политический бой, он не способен к реальному и равноправному политическому поединку. Отсюда и активное использование на информационных мероприятиях своего статуса, что позволяет ему уходить от споров в бесконечные монологи. Но когда А. Лукашенко все-таки приходится сталкиваться с оппонентом, то он, используя свое должностное преимущество, быстро уходит от сути дискуссии, и по белорусской традиции, пользуясь тем, что человек лишен слова и не может ему ответить, начинает шельмовать оппонента, оскорблять его и высмеивать. Примеры мы можем легко обнаружить в выступлениях белорусского президента 1 марта 2019 года (Я. Романчук) и 19 апреля 2019 года (М. Бабич).
Мы должны понимать, что психологически А. Лукашенко очень слаб. Он не выдерживает и не может выдержать никакой критики в отношении своей политики, так как на самом деле ему нечем ответить. Невозможно четверть века прикрывать своё болезненное стремление во что бы то ни стало сохранить власть в республике в собственных руках набором более-менее реалистичных аргументов. И так называемое белорусское «экспертное сообщество» в данном случае бессильно. Так что в основе полного неприятия А. Лукашенко иного мнения лежит элементарный страх остаться без поста президента, с которым он буквально сроднился. Поэтому первое желание А. Лукашенко в случае возникшего противостояния: заставить оппонента, извините, «заткнуться». А если «заткнуть» не получится, то отомстить. Мстительность белорусского президента вошла в легенду…
СГ, как угроза для власти А. Лукашенко
М. Бабич оказался почти идеальным политическим ответом Москвы на многолетние попытки А. Лукашенко пробиться на российское политическое поле. На самом деле, в этом заключается важнейшая проблема СГ. Если есть Союзное государство, т.е. некое совместное государственное образование, в котором со временем все должно стать совместным, то и политическое поле должно, по идее, быть совместным.
В свое время А. Лукашенко объезжал российские регионы и откровенно их натравливал на Москву, сейчас он принимает российских губернаторов в Минске и, как и прежде, плетет с ними интриги против Кремля: в 2018 году принимал кандидатов в президенты РФ, оплачивает белорусское лобби («Пятая колонна») в Москве, всеми силами разжигает социальный конфликт в России… Иными словами, белорусский президент ищет «лазейку», чтобы легитимизировать свое присутствие на российском политическом поле, где, как он считает, его ждет «оглушительный успех». А Беларусь можно оставить старшему сыну…
Но пока А. Лукашенко пробивается на российский политический ринг, на его собственном, давно зачищенном до уровня Сахары белорусском политическом поле появился вполне сформировавшийся по современным канонам не просто посол, а, наверное, первый союзный политический деятель, который, не вступая в истерики, а вполне основательно и деловито продемонстрировал всю гнилость основ традиционной иждивенческой политики Минска по отношению к Москве. А как иначе? Если есть Союзное государство, то в политическом смысле Бабич и вел себя, как дома…
Между прочим, то, что М. Бабич, находясь в Минске, не отделял Россию и Беларусь, крайне обидело и белорусский политический класс, считающего, что посол России «спутал Беларусь с федеральным округом». Любопытно то, что при этом белорусское «общество» не смущает то, то получать российские ресурсы, иметь доступ к общероссийскому рынку и федеральным привилегиям Беларусь желает именно на правах российского федерального округа. В принципе, на эту дихотомию и обратил внимание уже бывший посол РФ в РБ.
Но именно по этой причине М. Бабич и был обвинен МИДом РБ в развале российско- белорусской дружбы, что звучит, вообще-то анекдотично, так как с одной стороны, не бывает дружбы за счет исключительно одного из друзей, а с другой стороны, МИДу РБ «плакаться» о российско-белорусской дружбе можно только в формате «крокодиловых слез». Белорусский МИД, доказательств чему множество, является бесспорным лидером в стремлении подрыва российско-белорусской интеграции, совмещая свой статус республиканского министерства с легальной резидентурой Запада в Беларуси. Кроме того, аппарат МИДа РБ уже сейчас себя ведет, как равноправная Вторая Администрация президента РБ. Конечно, в МИДе РБ демонстрировать такой статус несколько торопятся, но как знать…
Ликование, охватившее так называемое белорусское «экспертное сообщество» в связи с отзывом посла Михаила Бабича оказалось дополнительным свидетельством того, что белорусские «эксперты», начиная с тех, кто уверяет Запад в готовности России аннексировать Беларусь и заканчивая теми, кто пытается обосновать союзные отношения с Москвой в иждивенческом формате, на самом деле представляют из себя фактически одну антироссийскую команду, подготовленную МИДом РБ и призванную обеспечивать «аналитическое прикрытие» режиму А. Лукашенко.
Успех Лукашенко?
А. Лукашенко действовал в отношении М. Бабича в рамках знаменитой политической формулы: «нет человека – нет проблемы». Это, между прочим, белорусская политическая традиция. Но возникает вопрос: является ли отзыв М. Бабича успехом А. Лукашенко?
В тактическом плане, если рассматривать отзыв посла исключительно во внутрибелорусском аспекте, то отзыв посла является победой А. Лукашенко. Белорусский президент укрепил свои позиции внутри белорусской номенклатуры, банкиров, и, конечно, силовиков, продемонстрировав, что Москва с ним считается.
Этот момент исключительно важен, так как анонимные телеграмм-каналы, расписывая причины формирования во главе с полковником Втюриным так называемого «заговора» офицеров и генералов против Лукашенко, упоминали, что белорусскому президенту ставили в вину развал отношений с Москвой – единственным спонсором и донором белорусской государственности.
Хотя… тут надо быть осторожным в оценках. Такая формулировка может с одной стороны косвенно подтверждать негативный настрой в отношении Лукашенко в среде белорусского истеблишмента. Такие настроения в среде белорусской элиты действительно присутствуют, но их природа и масштаб несколько иные, чтобы дозреть до критической массы заговора.
Но с другой стороны, обвинение А. Лукашенко в «развале отношений с Россией» могут быть попыткой легитимизации «заговора» перед Москвой, где как раз такого рода настроения в отношении А. Лукашенко в среде российских политического класса и экспертного сообщества, за вычетом белорусской агентуры, являются почти повсеместными.
Тогда зачем вдруг был вброшен в информационном пространстве Беларуси и России пресловутый «заговор» Втюрина? Ведь уже сейчас понятно, что это была ошибка А. Лукашенко и её масштаб пока только определяется.
Во-первых, к сожалению, А. Лукашенко, когда ставит перед собой цель, то он не разбирается в средствах и методах её достижения. Эту особенность белорусского президента мы хорошо знаем и уверены, что когда-нибудь она доведет белорусского президента до катастрофы, так как он относится к людям, готовым пожарить яичницу на пепелище собственного дома, просто потому, что именно сейчас хочется покушать.
Заговор?
Человек из ближнего окружения А. Лукашенко, который посоветовал белорусскому президенту пойти на провокацию с Втюриным (единственным этническим русским в белорусских верхах), обвинив его открыто в коррупции, а скрытно – в организации пророссийского заговора, достоин получить от будущего нового руководства Беларуси высокую государственную награду. Это был блестящий антилукашенковский ход, так как одновременный запуск в медиа пространство практически противоположных версий-слухов, сразу выдало желание организаторов угодить всем – как на внутреннем политическом поле, так и на внешнем. Как говорится, за двумя зайцами погонишься…
Провал обнаружился уже на стадии втягивания в «заговор» посла России. Стоит отметить, что в данном случае была предпринята невероятная по примитивности провокация, в которой Втюрину была уготована весьма неприглядная роль. Так что, когда А. Лукашенко попытался подсунуть В. Путину версию подготовки послом России заговора против его власти, Москва, естественно, не поверила данной клевете со всеми вытекающими последствиями лично для А. Лукашенко, диалог с которым упростился до безобразия. Последствия мы все видели в Пекине. Сейчас отношение к А. Лукашенко в Москве демонстративно брезгливое. Это одна из частей стратегического проигрыша А. Лукашенко.
Последствия оказались разрушительными. Само по себе обсуждение возможности внутрисистемного заговора против А. Лукашенко уже крайне негативно подсвечивает суть белорусского политического режима, демонстрирует его гнилость, раскол на группировки и поиски спасения весомой части его деятелей. Режим слаб и находится в стадии полураспада – этот вывод на фоне рассуждений о заговоре носит универсальный характер.
Кроме того, искусственность темы связана с тем, что нет в силовом блоке Беларуси военноначальников и суровых офицеров, способных на поступок. Их там давно истребили, как и всех офицеров, являющимися этническими русскими, а следом и белорусов, обучавшихся в свое время в российских военных вузах или имеющих родственников в России. Втюрин, которого как раз и сохраняли для провокации против России, только подтвердил данную этническую тенденцию.
Между прочим, выходцев из Украины в белорусском генералитете пруд пруди. Так что сидят белорусские офицеры и генералы в кабинетах и строчат доносы друг на друга в ежедневном режиме. Какой уж там заговор… в коровнике с автоматизированной дойкой и персональной системой видеоконтроля.
Выбор в качестве версии ареста Втюрина обвинение в коррупции столь же разрушительно, как и фантазии о заговоре силовиков. Предъявленная сумма (около 150 тыс. долларов) смехотворна, но отражает «горизонт счастья» типичных представителей белорусских спецслужб. Прямые доказательства, естественно, отсутствует…
Коррупционная версия ареста Втюрина «подсветила» продажность белорусского истеблишмента. С прейскурантом нас ознакомили… Вывод из коррупционной версии сногсшибательный: можно брать чемодан с долларами и обходить в центре Минска буквально все силовые и иные ведомства, скупая чиновников и служащих на корню за копейки. Это вторая часть стратегического проигрыша А. Лукашенко.
В-третьих, главный ущерб от отзыва М. Бабича проявится немного позже. Экс-посол вернулся в Москву в статусе героя, покрытого политическими шрамами «фронтовика», расшевелившего белорусское «болото». Наверное, для А. Лукашенко было бы надежнее, если бы М. Бабич оставался при нем, в Минске, чем в Москве, где экс-посол является лучшим свидетелем бесперспективности каких-либо договоренностей с главой белорусского государства. Вот в этом заключается самый главный просчет нетерпеливого А. Лукашенко.
Выбрав вместо открытой дискуссии путь интриг, провокаций и клеветы А. Лукашенко стратегически проиграл.
Итак, на войне, как на войне.
А. Суздальцев, Москва, 19.05.2019