Российско-китайский саммит
«Галантерейщик и кардинал – это сила!».
А. Лукашенко 22 марта 2022 г., выступая на очередном совещании в своем Дворце, впервые обозначил свое отношение к состоявшемуся день назад визиту Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. Говоря о реакции Запада на встречу лидеров России и Китая, А. Лукашенко заявил: «Ничего лучшего для нас, для России и Китая они не сделали, как объединив нас воедино. Вы нас просто объединяете. А против этого фронта они не выстоят» (https://t.me/pul_1/8518).
Стоит обратить внимание на то, что А. Лукашенко, старательно создавая ощущение причастности к российско-китайскому саммиту, использовал местоимение «мы» («Вы нас просто объединяете»). Невольно может показаться, что А. Лукашенко на всех церемониях в Кремле стоял рядом с президентом России. Но это, конечно, был бы перебор. На самом деле белорусский руководитель намекал на то, что за три недели до появления самолета председателя КНР во Внуково-2, он сам лично посещал Пекин… Но все-таки А. Лукашенко не рискнул объявить себя политическим «лоцманом», который привел Си Цзиньпина в Москву, после своего китайского вояжа. Китайский лидер сам прекрасно знает дорогу в столицу России…
Тем не менее, было бы странным, если бы глава белорусского государства не отказал себе в удовольствии покритиковать Запад, чьи интриги, по мнению А. Лукашенко, закончились полным провалом: «Поэтому они поняли, что они сделали всё, чтобы объединить мощную ресурсную космическую ядерную державу, которая является Россия и такую же мощную, с человеческим ресурсом ядерную страну, устремленную в будущее и уже считайте первую страну, Китай» (там же). Но на самом деле, там все сложнее…
В итоге, как всегда, А. Лукашенко заговорился: если он лично способствовал тому, чтобы РФ и КНР стали союзниками, то это хорошо и правильно, но если Запад, провоцируя Россию и Китай, сближает эти два государства, то это… тоже хорошо (?). Результат ведь все равно один – по мнению А. Лукашенка, два государства «объединились». Ну а где оказалась Беларусь?
На самом деле, конечно, Россия и Китай не объединились. Максимум, что продекларировали стороны – партнёрство без границ. Тем не менее, встреча двух лидеров на определенное время стала мировой сенсацией, а последствия от российско-китайского диалога остаются в фокусе внимания международных элит. Оценки, по понятным причинам противоположные, но нас не оставила равнодушной прямота западных мнений о российско-китайском саммите…
Западная версия
Самая распространённая версия о результатах российско-украинского саммита, принятая как западными, так и украинскими СМИ + белорусскими оппозиционными информационными ресурсами: Россия попала под контроль Китая и сейчас является китайской ресурсной колонией Пекина. В российском медиапространстве, имея в виду формат отношений глав Китая и России, даже сравнили В. Путина с А. Лукашенко, что, конечно, неправильно.
А. Лукашенко получает огромную финансово-ресурсную поддержку от России, а сейчас РФ обеспечивает национальную безопасность Беларуси. В тоже время, А. Лукашенко крайне дозированно и чаще в основном символически помогает России в её масштабном противостоянии с НАТО. В свою очередь Китай ничем не помогает России, если не считать сохранения торговых отношений и даже рост товарооборота, но Пекин не скрывает, что опасается вторичных санкций от Запада/США. КНР не поставляет летальное оружие российской армии. Воюет России, она одна на поле боя… Кроме того, Россия ничего у Китая не просит, так что сравнение с А. Лукашенко нереалистично.
Оружейный экспорт
Напомним, что в момент появления в Пекине А. Лукашенко, в медиапространстве была вброшена совершенно безумная версия о подготовке поставки китайского оружия в РФ через Беларусь, но после возвращения белорусского руководителя домой эта идея мгновенно умерла. Однако, все три недели между двумя визитами Запад продолжал упрекать Пекин в готовности осуществить поставки оружия в Россию, но уже без упоминания А. Лукашенко. Тема была реанимирована буквально за несколько дней до визита Си Цзиньпина в Москву. Западные СМИ в очередной упрекнули Китай в экспорте оружия в Россию.
И вновь, уже после возвращения Председателя КНР в свою столицу, тема закупки Москвой китайского оружия закрылась. Действительно, а что может купить русская армия в Китае? Практически все основные виды китайской военной техники являются или клонами еще советских образцов или модернизацией российских экспортных моделей. Конечно, на базе копирования и при наличии финансирования и доступа к западным технологиям в Китае появились собственные военно-технические КБ и инженерные школы, но России проще увеличивать выпуск своей техники на своих заводах, чем завозить китайскую.
В тоже время, не будем скрывать, что Россию интересует различного рода военное снаряжение, которое необходимо на поле боя: от средств связи и беспилотников до касок и видеокамер. Но это все нелетальное оружие, а то, помогает солдату выжить.
25 марта 2023 года, через четыре дня после российско-украинского саммита президент США Дж. Байден заявил, что сближение России и Китая "сильно преувеличено", а в отношении поставок оружия хозяин Белого дома отметил, что «уже три месяца слышит о планах Китая снабжать Россию оружием", но на деле этого так и не происходит (https://t.me/rusbrief/103490). Тема даже не закрылась, она умерла. Тогда зачем был саммит?
В чем был смысл встречи?
Зачем прилетал в Москву Си Цзиньпин? Напомним, что глава КНР направился в Москву сразу после переизбрания на пост Председателя КНР. Это было политическое решение китайского руководства. Российский МИД не бегал, как белорусские дипломаты, за послом Китая и не умолял председателя республики приехать в российскую столицу. Так что говорить о зависимости Москвы от Пекина не приходится.
Си Цзиньпин прилетел с собственной повесткой, отражающей национальные интересы Китая. И китайский лидер был уверен, что время для его контакта с Москвой самое удачное. Напомним, что практически весь 2022 год, в период проведения российской спецоперации на Украине, Пекин с одной стороны, внимательно следил за ходом боевых действий в Европе, а с другой стороны, осенью прошлого года Китай пережил тяжелый военно-политический кризис с США по поводу национальной принадлежности Тайваня. Часть условий Плана КНР по урегулированию российско-украинского конфликта имеют тайваньские «корни».
Интересы Китая:
Итак, первый свой зарубежный визит после переизбрания на пост Председателя КНР Си Цзиньпин сделал в Москву, что говорит о следующем:
- Пекин уверен в победе России над Украиной-НАТО на поле боя. Если бы в Китае только бы засомневались в возможности русской армии одолеть врага, то, конечно, лидер Китая нашел бы возможности уклониться от встреч в Москве;
- Российско-украинский саммит и его вполне позитивные итоги практически обнуляет все попытки Запада затянуть на свою сторону НеЗапад. После встреч в Москве антироссийская коалиция ограничится только 50-56 странами, большая часть которых имеет только символический военный потенциал. НеЗапад не является сторонником СВО, но он не сторонник той расправы над Россией, которую готовит НАТО, а пропагандирует Киев, так как завтра в той же роли может оказаться любая из стран Юга;
- Китай с Москвы начал своё дипломатическое наступление. Он почти зарезервировал за собой место миротворца и модератора будущих переговоров о мире. Кроме того, буквально через несколько дней после появления Председателя КНР в Кремле, при содействии Пекина произошла разрядка в отношениях Ирана и Саудовской Аравии, что тут же негативно отразилось на условиях присутствия США в Сирии (третий день идут перестрелки вокруг американских баз). Можно сказать, что СВО за год подготовила старт Китая на международную арену в формате сверхдержавы;
- на глазах меняется ситуация в Совете безопасности ООН, где консультации и единый российско-китайский фронт становятся традицией;
- Китай может опереться на российский энергетический потенциал, причем не только газ и нефть, но и строительство новых энергоблоков «Росатом», что говорит о том, что Россия все-таки не «бензоколонка»;
- ядерный аспект остается важнейшим в отношениях Москвы и Пекина. Между сторонами есть согласие о полном неприятии использования ядерного оружия, но в тоже время, понятно, что КНР заинтересован, пока он будет наращивать свой ракетно-ядерный потенциал, в российской ядерном «зонтике», что исключает нападение на Китай США или блока AUKUS на Китай;
- Россия нужна Китаю, так как у Пекина нет ядерного паритета с США и без РФ он его не создаст в даже в среднесрочной перспективе. Нет у КНР ничего и близкого к системам ПРО и не только…Но на самом деле России не нужен китайский ядерный потенциал, так как Москва сама решает проблему ядерного сдерживания США собственными силами;
- географически у Китая с востока Тихий океан и США, так что морская блокада выглядит как реальная угроза, но с учетом российского соседства на суше, такая блокада в принципе невозможна (подробнее можно посмотреть у Ю. Баранчик - https://t.me/barantchik/9007);
- Китай всегда славился умением перенимать чужой опыт и талантом быстро усваивать любые теоретические знания и практические навыки. В настоящее время китайская армия имеет уникальную возможность наблюдать и впитывать опыт современной пока не ядерной войны на степных просторах юга России;
И самое главное, используя пока продолжающийся российско-украинский конфликт Китай делает заявку на активное участие в изменении разваливающейся на глазах системы международных отношений. Пекин надеется использовать будущую победу России в качестве катализатора создания нового многополюсного мира. Отсюда и столь яростная реакция Запада и Украины на сам факт российско-китайского саммита в Москве.
Интересы России
Напомним еще раз, что Москва не звала Пекин. Российско-китайский саммит – инициатива китайского руководства. Можно сказать, что в настоящее время Россия, выстояв в 2020 году, уже не чувствует одиночество на поле боя. Сейчас нет никаких иллюзий: Китай заинтересован в победе русского оружия и сохранении России на мировой арене, как ведущей ядерной державе.. Кроме того,
- Китай не допустит поражение России от блока НАТО. В этом случае КНР остается один на один с Западом;
- понятно, что о каком-либо развале российской экономике можно забыть. Мировая экономика не начинается и не заканчивается Лондонской биржей;
- Россия получает стабильный и обширный, но не столь выгодный, как европейский рынок сбыта энергоносителей. Он будет расширяться и меняться: «В страны дальнего зарубежья (с учетом нейтральных стран) из России поставляет свыше 20 млрд долл. энергетического экспорта в месяц по сравнению с 17-18 млрд ежемесячных поставок в 2018-2019, т.е. на январь 2023 результат плюс 10% от докризисных и доковидных времен. Экспорт в нейтральные страны может достигнуть 75% к концу 2023 от общего экспорта, а потенциал экспорта при текущих ценах составляет $12-15 млрд в месяц, потенциал замещения до 50% от выпадающих поставок» (https://t.me/rusbrief/103516). Тяжело, не без потерь, но европейский рынок для России постепенно заменяется…
Итак, Россия не просила у Китая поддержки, не клянчила кредитов, Москва вообще не наделась на Китай, считая, что это она сама отвечает за свои решения на этой войне, в которую её вынудили вступить и её ждет в недалеком будущем несомненная победа. Причем своей Победой Москве не нужно ни с кем делиться, хотя понятно, что желающих оказаться в числе победителей, но при этом так и не принявших участие в войне, будет предостаточно. Это к разговору об «осях» и прочем…
«Оси» и прочие коалиции…
Напомним, что Беларусь даже символически не присутствовала на саммите в Кремле. Никто из участников переговоров ни одним словом не вспомнил об А. Лукашенко, хотя нет сомнений, что в беседе на двоих В. Путин получил от Си Цзиньпина оценку дипломатическим талантам белорусского руководителя. Хотя, с другой стороны, для лидеров Китая и России нет ничего нового в риторике белорусского руководителя.
Кроме того, нигде, как и за столом переговоров, так и в кулуарах («на полях») ничего не говорилось об «оси» «Пекин-Москва» или дальше… Даже на совместной пресс-конференции никто из участников саммита не вспомнил о некой «оси» Пекин - Москва - Тегеран и, конечно, Минск.
Но на помощь «белорусской геополитике» бросился Запад, где сейчас тема об «оси зла» очень популярна. Наиболее ярко об этом заявил бывший помощник экс-президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон: «Я считаю, что образуется ось Россия — Китай, к которой примкнут Иран и КНДР. Взгляните на карту, взгляните на географию»(https://t.me/rusbrief/102855). Конечно, Болтон имеет в виду союз/коалицию на антизападных позициях. Но в такого рода союзе или «оси» не будет места, к примеру, Индии – страны, традиционно ориентированной на Запад, а также Бразилии, да и той же Южно-Африканской республики. Прямо скажем, что для «оси» маловато. Нужен жесткий идеологический «каркас». Вряд ли идеологию такой «оси» заменит демагогия А. Лукашенко.
Но в чем А. Лукашенко прав, так в том, что сейчас ситуация сложилась для того, чтобы России и Китай отбивались от англо-саксов «спина к спине». В чем причина? Сотрудничество КНР и США подошло к своему логическому концу, когда совместный бизнес стал перерастать в геополитику. В 2022 году США и НАТО решили снять «русскую угрозу», так как при наличии российского ядерного потенциала говорить о подавлении Китая не приходится.
Вашингтон явно поспешил. Уверовав в сентябре прошлого года в военный потенциал украинской армии, которая в то время успешно вытесняла российский войска из Харьковской области, США не отказала себя в удовольствии спровоцировать Китай полетом спикера Конгресса на Тайвань. В итоге, возможно не желая того, Вашингтон втянулся в два локальных конфликта: российский, который перерос в конфликт с НАТО и потенциальный китайский.
Американские стратеги и эксперты, видимо на каком-то этапе слишком поверили в то, что руками Украины и западным оружием им удастся Россию остановить и склонить к капитуляции. Так что пока Вашингтон всеми силами разгоняли российско-украинский конфликт, параллельно с тормозов сорвался китайский локомотив. Попутно США своей тайваньской политикой оказали Си Цзиньпину неоценимую услугу для его переизбрания на высший пост КНР. Сейчас в Пекине поют военные песни - https://www.youtube.com/watch?v=o0kM6ax … mp;index=5 .
Чем все это закончится?
Си Цзиньпин, посоветовавшись с товарищами, после переизбрание на пост Председателя КНР в качестве первой страны посещения выбрал Россию. Тестом для данного решения стало то, что после возвращения на Родину почти мгновенно в Пекин выстроилась очередь лидеров западного мира – Э. Макрон (Франция), П. Санчес (Испания), следом в Пекин направится с пятидневным визитом президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва.
Попутно из Германии и США потоком идут призывы к Пекину воздействовать на Россию и обязательно позвонить В. Зеленскому. Президент Украины ждет звонка Си Цзиньпина уже неделю. Это, конечно, смешно и одновременно печально.
Столица Китая становится центром мировым политики и Китай, опираясь на Россию, очень быстро выходит на уровень реального мирового полюса. Это уже другой мир.
А. Суздальцев, 26.03.2023, Москва.