Обратно дороги нет. Втягиваемся...
Нельзя вернуться в прошлое и изменить свой старт, но можно стартовать сейчас и изменить свой финиш. - Рой Джонс
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 10 января 2019 г., выступая на первом в 2019 году совещании, фактически подвел итоги декабрьского российско-белорусского переговорного марафона. Они оказались провальными. Обратно дороги нет…
Внимательный анализ открытых итогов совещания позволяет утверждать, что возвращение полноценного, созданного к 2018 году (после газового кризиса 2016-2017 гг.) иждивенческого формата Союзного государства, невозможно. А. Лукашенко с одной стороны уверял, что Москва все-таки будет выплачивать Минску пресловутую компенсацию за изменение налогообложения нефтедобычи в России, но с другой стороны призвал искать нефть на Балтике. Это не что иное, как политический оксюморон.
В итоге, совещание под председательством раздраженного белорусского президента с одной стороны фактически открыло предвыборную кампанию 2019-2020 гг., а с другой стороны, оказалось индикатором вступления республики в промежуточный сценарий объективной и неотвратимой эволюции политического режима в Беларуси.
«Труженики»
Две недели назад автор этих строк отмечал политическую основу объявления в Беларуси 2 января рабочим днём: «белорусские власти, традиционно «переводя стрелки» на Москву, где «все еще пьют и гуляют», неоднократно использовали российские новогодние каникулы для оправдания собственных упущений в экономической политике» (30.12.2018, https://politoboz.com/content/itog-2018-goda. Долго ждать доказательств не пришлось: 10 января А. Лукашенко фактически подтвердил, что перенос рабочего дня на 2 января является политической провокацией: «Нет необходимости говорить, что праздники закончились и надо интенсивно включаться в работу. Год предстоит нелегкий. Нет необходимости, потому что мы не отдыхали так, как наши соседи, неделю-две. Мы давно приступили к работе, поэтому настроены на нужный лад». https://news.tut.by/economics/622069.html.
Стоит отметить, что тезис о «трудолюбивых белорусах», которым некогда отдыхать на фоне «праздных» россиян, является одним из ответвлений более развернутого тезиса о том, что Россия – «страна для олигархов» и «паразитирует» на природных ресурсах, «доставшихся ей не по праву», а вот «Беларусь – социальное государство», более достойное советского наследства.
Следом обязательно проявляется давно знакомый «аргумент»: россияне «завидуют» работящим белорусам, у которых «все чисто» и «дороги хорошие», а в «магазинах качественные и дешевые продукты», в то время как «российские олигархи» ждут повода, чтобы «оттяпать» «лакомые куски» белорусской экономики…
Так собирается целый клубок «аргументов», имеющих в своей основе задачу доказать тезис, что при любых обстоятельствах «олигархическая» и «бандитская/имперская» Россия должна и обязана дотировать белорусское «народное» государство. Учитывая, что проблема сохранения российских дотаций на ближайшее время остается главной для белорусских властей, то, видимо, именно вышеперечисленная «линейка» аргументов и будет положена в основу постепенно разворачивающейся информационной войны.
Конечно, во всей этой провокации с «рабочим днем на фоне праздности» ощущается привкус национализма, но не об этом сейчас речь. Нас больше интересует политическая «колея», в которую на наших глазах начинает сползать белорусское руководство.
Промежуточный сценарий
Напомним, что мы подразумеваем под «промежуточным сценарием» развития как российско-белорусских отношений, так и внутриполитической ситуации в самой республики: «Этот продолжительный по времени этап (до лета 2019 г.) будет характерен тем, что Минск изо всех сил постарается продемонстрировать плодотворность переговоров с Москвой. В то же время Кремль, уверенный, что деваться белорусскому президенту некуда, применит в отношении А. Лукашенко метод «тупого лобзика» (06.01.2019, https://politoboz.com/content/scenarii-chast-ii).
10 января А. Лукашенко, действуя в формате промежуточного этапа, уверял республику, что с компенсацией за налоговый маневр в российской нефтедобыче все будет решено в пользу Минска: «Никакого отторжения по вопросу компенсации не было. Не было такого, что Россия говорит: «Нет, мы не будем компенсировать ваше ухудшение ситуации, ваши потери». Такого не было. Более того, Президент России предложил и в новом году и один на один, и в составе рабочих групп продолжить переговоры по этому вопросу и выработать приемлемое решение» (https://www.sb.by/articles/lukashenko-t … ossii.html). Так что, как мы видим, формула работает…
Фактор времени в промежуточный период носит принципиальный характер, так как судя по итогам все того же совещания белорусского руководства от 10 января, никакого реального плана по выходу из кризиса с Москвой у официального Минска нет. Об этом мы уже говорили: «…имея в ближайшей перспективе начало предвыборной кампании, А. Лукашенко будет вынужден как-то ускорить процесс получения от России столь необходимых ему ресурсов, что в свою очередь будет означать и политическую поддержку Москвы (перед президентскими выборами) … (06.01.2019, https://politoboz.com/content/scenarii-chast-ii).
Как этого добиться, если переговорный процесс с Кремлем завершился полным провалом? Остается один инструмент – информационная война, о чем тоже автором этих строк говорилось еще неделю назад: «Индикатором перехода к новой стадии станет постепенное или даже мгновенное открытие в белорусском медиапространстве информационной войны против Москвы» (06.01.2019, там же).
Информационная война
Решение о развязывании информационной войны очень важно, так как это обоюдоострое оружие. Информационная война является гарантированным политическим «бумерангом» и, учитывая, что медиа ресурс России в сотни раз мощнее белорусского, то можно только представить себе политические последствия для имиджа белорусского руководства и лично А. Лукашенко после скоординированного и согласованного информационного «налета» федеральных каналов, аудитория каждого из которых, как правило, превышает 200-300 млн. человек (Россия, СНГ, Запад). К примеру, только передачу «Право голоса» (ТВЦ) смотрит около 100 млн. человек.
Для примера: информационный разгром Украины в российском эфире, благо украинские власти неустанно давали для этого поводы, привел к закономерным изменениям в российской политике по отношению к этой стране - полное игнорирование Киева, как бы не пытался президент Украины связаться по телефону с президентом России. Фактически сейчас Москва не признает легитимность президента Порошенко и не факт, что признает итоги выборов на Украине в конце марта текущего года. Просто население и политический класс России могут не принять такое решение Кремля.
Но это только часть проблемы проведения промежуточного этапа. Дело в том, что вступление Минска в информационную войну с Россией означает, что А. Лукашенко однозначно решил не идти с Москвой ни на какие компромиссы и не предлагать новые форматы отношений с партнером по Союзному государству. Официальный Минск выбрал вариант жесткого шантажа России (украинская методика продавливания своих интересов).
Ложь
Любая информационная война начинается с ложных информационных поводов – вбросов или, как сейчас модно говорить, фейков. Самый яркий пример из мировой практики: история с недотравленными Скрипалями…
В декабре уже прошлого года был запущен основной фейк о намерениях РФ аннексировать РБ. Вариант данной информационной провокации («угроза суверенитету») озвучил 14 декабря сам А. Лукашенко на пресс-конференции для российских журналистов: «Для нас, запомните, святое - это суверенитет, я уже об этом говорил. Это относительная независимость, я считаю, что абсолютно независимых государств нет. И вы (Россия) тоже не настолько независимы, но суверенны, Если нас хотят, как Жириновский предлагал, поделить на области и впихнуть в Россию - этого не будет никогда. И если такими категориями руководство России мыслит - это во вред самой России».
(https://www.belta.by/president/view/luk … 9385-2018/).
«Суверенный» формат, с одной стороны, должен был закрепить за А. Лукашенко статус «неутомимого» и «неустрашимого» борца за белорусскую государственность, а с другой стороны выступать в роли шантажиста России – любое изменение иждивенческого формата союзных отношений Минск воспринимает в качестве угрозы белорусскому суверенитету. В данном случае, изменение цены на поставляемую в Беларусь российскую нефть можно считать едва ли не агрессией против Беларуси (?). Иными словами, как говорят в адрес России на белорусских Интернет-форумах: «Кормили нас и дальше будете кормить».
Вот и на Украине обеспокоились о цене российской нефти (https://www.youtube.com/watch?v=PyMHm88YeI4 с 9 мин до 9.54), так как если в результате налогового маневра в российской нефтедобыче поднимется цена нефти для Беларуси, то вырастет цена «вражеской» нефти из «страны-агрессора» и для Украины. Феноменально…
Реплика
Возвращаясь к угрозе «суверенитета Беларуси» новой ценой на нефть. Не нравится цена, не покупайте. Как говорится, пройдитесь по «рынку». Между прочим, А. Лукашенко в итоге 10 января воспользовался этим советом…
Информационная провокация с «аннексией/угрозой суверенитету» Беларуси оказалась неплохо подготовленной. С конца декабря в европейской и американской периодике первого уровня потоком пошли статьи, с одной стороны обвиняющие Россию в продолжении в Беларуси политики «Крыма» (аннексия), а с другой стороны призывающие поддержать «борца за белорусский суверенитет» перед угрозой российского империализма – Александра Лукашенко. Сразу стоит отметить, что заказные кампании в западных первоклассных СМИ стоят очень дорого и можно только представить расходы белорусского МИДа.
Более того, в соседней Украине по той же теме высказались практически все политические деятели и эксперты, за исключением, пожалуй, действующего президента: (https://www.youtube.com/watch?v=-JCzs2bhVw4 с 1.04.40)
Излишне говорить, что в медиа пространстве отсутствуют даже намеки российского руководства, в той или иной степени ущемляющие суверенитет Беларуси или ставившие под сомнение независимость республики. Кампания в белорусских СМИ целиком построена на ложных умозаключениях конкретных людей и вбросах белорусских ведомств.
С началом нового 2019 г. к «суверенной» версии шантажа Москвы добавилась её более частная версия, одновременно связанная с традиционной многолетней кампанией в отношении так называемых «лакомых кусках» белорусской промышленности – продажа белорусских НПЗ России. Ложность «новости» проявилась практически сразу, так как авторы вброса, по идее должны были назвать российские нефтехимические компании, заинтересованные в покупке двух белорусских нефтехимических гигантов, так как российскому государству предприятия не нужны.
Несмотря на то, что в России до сегодняшнего дня тема белорусских НПЗ никак не проявилась, тем не менее, уже этой «утки» хватило для развертывания в белорусском медиа пространстве настоящей антироссийской истерии. В данном случае чувствуется опытная рука дирижера или работа целого штаба, видимо объединяющая «специалистов» из белорусских спецслужб, министерства информации РБ и их агентуры в оппозиционных и «независимых» информационных ресурсах.
10 января
Неоднократно вышеупомянутое совещание от 10 января проходило уже на вполне подготовленном антироссийском фоне и оказалось типичным для периода «позднего» Лукашенко, т.е. итог мероприятия оказался непредсказуем для самого белорусского президента. Начав с вполне умеренных заявлений о том, что все разговоры об «объединении» России и Беларуси являются ложью («речи об объединении быть не может. Мы с Президентом России однозначно, единогласно определили, что в повестке дня такого вопроса нет - https://www.sb.by/articles/soyuz-mozhet … ravnoy-...), А. Лукашенко, постепенно распаляясь, закончил совещания фактическим ультиматумом Москве.
Для нас, по понятным причинам, не очень интересны традиционные жалобы белорусского президента на трудности в поставках на российский рынок продуктов питания из Беларуси (понятно, что из стран ЕС) и выдачи разрешений для белорусских автоперевозчиков. Данные проблемы Минск не может решить не первый год: «Мы поставлены в худшие условия, нежели, допустим, Польша и Литва. Много крика, гвалта по поводу политики этих государств в отношении России, много разговоров о Союзном государстве, ЕАЭС и так далее, а элементарные вопросы не решаются. И мы с Президентом России обозвали их исключительно как недостойные для обсуждения президентами — позорные вопросы в отношениях Беларуси и России. Их, конечно, надо решать, и решить их можно элементарно» (там же). Понятно, что при этом А. Лукашенко предлагает решать данные вопросы исключительно за счет России.
Но что любопытно, оставляя России почетную обязанность оплачивать российско-белорусскую интеграцию, А. Лукашенко вернулся к традиционной риторике - интеграция на «равноправной основе»: «Только на равноправной основе мы можем формировать союз Беларуси и России. Это не потому, что Лукашенко так хочет, как это преподносится в России, а потому, что это фундаментальный принцип построения любого союза. Нет равноправной основы — нет союза. Это или аннексия сильным слабого, или назовите инкорпорацией, другого не дано... (там же).
В данном случае можно поддержать белорусского президента, и Россия действительно может пойти на его предложение по интеграции на «равноправной основе», т.е. определить: кто что и сколько может вложить в российско-белорусский интеграционный проект, оценить вклад Минска в денежном эквиваленте и точно такой же вклад сделает и РФ. Видимо именно в таком, исключительно «равноправном» формате и будет рассматривать перспективы СГ созданная «Рабочая группа».
Началось…
Компенсации за налоговый маневр в российской нефтяной отрасли Беларусь не получит. Сам факт того, что А. Лукашенко потребовал на совещании компенсировать потери 2019 г. (300 млн. долларов) от налогового маневра за счет других направлений сотрудничества с РФ, подтверждает данное мнение. Фактически Россия в очередной раз четко сказала Минску: «Россия сама будет решать судьбу своей российской нефти…». Видимо, белорусское руководство в рамках своей теории о «равноправии» считало, что оно имеет право на «равноправный» доступ к ресурсам соседнего государства (ну как к жене «брата») ...
Реплика
Интересно, как бы отнесся официальный Минск к тому, чтобы Москва потребовала от Беларуси компенсации за то, что с 2014 года (после развала консорциума между «Беларускалием» и «Уралкалием) цена на калий в том же Китае упала в 2,5 раза? Думается, что кто-то в минских кабинетах упал бы в обморок от такой российской «наглости». Но вот то, что Минск требует компенсации за дотации никого не только в белорусском истеблишменте, но и в белорусском политическом классе не удивляет.
Начинаем транзитную войну?
Белорусский президент подчеркнул, что компенсация должны быть взята с России во что бы то ни стало: «повторяю это публично и довожу до вашего сведения как поручение Президента Беларуси. Вы должны исполнить безукоризненно и с точностью. Мы ничего не можем потерять» (там же).
Итак, война объявлена. Возникает вопрос: где и как может Минск отобрать у Москвы 300 млн. долларов? Есть несколько вариантов:
- сократить в одностороннем порядке по примеру газового кризиса 2016 г. оплату поставляемого в РБ российского природного газа;
- по примеру конфискатного грабежа 2000-2007 гг. и по опыту захвата калининградских телевизоров приступить к конфискации транзитных российских грузов;
- повысить тарифы на прокачку российских газа и нефти.
Понятно, что в создавшихся условиях Москва ответит почти мгновенно и жестко: будет полностью перекрыта граница, белорусские автоперевозчики будут изгнаны из российско-европейского транзита, будут сокращены поставки нефти (как в 2016 г.) и газа.
Но и тут будут свои нюансы. К примеру, в белорусском истеблишменте почему-то истово верят в то, что в России очень опасаются закрытия безвизового доступа российских граждан к территории Беларуси – сами создали такой миф и просто упиваются им, не очень понимая последствия «зеркальных» мер со стороны России.
К такого рода мифам относится и уверенность Минска, что только Беларусь представляет из себя транзитный коридор для России в ЕС.
В начале января российское руководство, временно приостановив транзит газа в Калининградскую область через Беларусь и Литву, ввело в строй на побережье терминал по приему СПГ, чем недвусмысленно намекнуло Вильнюсу и Минску, как в свое время и Киеву, что в XXI веке нет нерешаемых проблем транзита. Для этого есть и деньги и технологии.
Кроме того, учитывая, что Минск возжелал поменять условия расчетов за вводимую в строй в 2019-2020 годах Белорусскую АЭС, то проблемы могут возникнуть и в данной сфере «сотрудничества» России и Беларуси.
Открытый шантаж
Понимает ли А. Лукашенко, на что он идет? Прекрасно понимает, но белорусский президент уверен, что Москва испугается и уступит. Ведь так было не раз: российское руководство, оказавшись под жестким политическим и санкционным давлением Запада просто откупалось от склочника из Минска по принципу: «Да подавись; когда ты, мародер, нажрешься» (это не слова автора, а очень высокопоставленного российского чиновника, чье имя со временем будет открыто).
Именно с целью шантажа Москвы 10 января А. Лукашенко сделаны следующие заявления:
- «надо открыть альтернативную поставку нефти через прибалтийские порты. Договориться. Если литовцы не согласны, с латышами договориться. И закупать эту нефть, перерабатывать на Новополоцком заводе и обеспечивать балтийские республики. Это будет для них дешевле. Можно договориться так, что это будет наша общая нефть, которую мы переработаем на модернизированном Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе. Разве здесь проблемы? Нет проблем. Тем более у нас даже возможности некоторые есть в этом плане» (там же).
- Не надо считать, что это катастрофа. Но если изберет такой путь руководство России — потери единственного союзника на западном направлении — это их выбор. Мы же их заставить не можем (там же).
Латвия - новая Венесуэла?
В начале мая 2010 года в Беларусь, на Мозырьский НПЗ поступила первая партия нефти из Венесуэлы. Поразительно то, что, во-первых, в то время отдельные белорусские «экономисты» поддержали данную авантюру -
https://www.dw.com/ru/венесуэльская-неф … /a-5533761
Во-вторых, сейчас А. Лукашенко не найдет «доброго» Уго Чавеса, которому белорусский президент так и не вернул 2,5 млрд. долларов за поставленную в республику нефть. Не является тайной то, что доставить нефть из Вентспилса в Новополоцк технически возможно. Но необходимо учесть, что нефть будет приходить в Беларусь по мировым ценам и Новополоцк заработает на ее переработке от силы 1-2%, что неприемлемо не столько для республиканского бюджета, сколько для президентской «семьи».
В-третьих, именно сейчас становится понятны все предпринимаемые не первый год маневры Минска в отношении Риги. Стоит напомнить, что в 2017-2018 годах белорусские «эксперты» очень темпераментно лгали о том, что установление коммуникаций Минска с латвийским руководством выгодно прежде всего России, так как рано или поздно, мол, Москва будет вынуждена нормализовать отношения с Ригой и она сможет использовать Минск в качестве посредника (!).
18 сентября А. Лукашенко, назначая нового посла РБ в Ригу заявил: «Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет и, если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью» (https://vesti.bb.lv/statja/politika/201 … -latviey-1). Как выяснилось через четыре месяца, «удовлетворение» Латвии должно было состояться за счет интересов России в нефтяной сфере.
Но в тоже время, Республика Беларусь является суверенной и независимой страной, о чем ежедневно публично вспоминают А. Лукашенко и В. Макей. Выбор партнеров в поставках нефти на белорусские НПЗ находится в юрисдикции Минска и если белорусское руководство решится на «прибалтийскую схему» работы Новополоцкого НПЗ, то это его суверенное право.
Понятно, что освободившиеся объемы российской нефти Москва тут же перенаправит на мировой рынок. Так что, по большому счету, российское руководство с одной стороны будет искренне благодарно своим коллегам в Минске за существенное облегчение дотационного бремени, которое до сегодняшнего дня несет российский бюджет в отношении Беларуси. С другой стороны, Минэнерго РФ будет с нескрываемым интересом наблюдать за латвийско-белорусским нефтяным сотрудничество, желая Риге и Минску полного успеха. И никакого сарказма. Ведь той же России никто, включая Беларусь, ничего со скидкой не поставляет…
Потеря «союзника»
А. Лукашенко не был бы сам собой, если бы в итоге не использовал свой, как ему, видимо, кажется, «коронный» номер, т.е. фактически ультиматум: «если изберет такой путь руководство России — потери единственного союзника на западном направлении — это их выбор» (там же). Признаемся, что мы ждали это давно нам знакомое весьма чванливое мнение о собственной значимости в жизни соседнего ядерного государства и учитывали, что данная публичная «обида» используется в качестве политической формулы, не требующей доказательств: мол, Россия сама себе делает хуже… А Беларусь?
Возникает ощущение или, скорее, подтверждение иной политической формулы: есть дешевая нефть – будет и братство, и дружба, «единый народ», а вот нет дешевой нефти – то будет «имперская» Россия, угроза «белорусскому суверенитету» и вообще – варвары «без мозгов и денег».
Стоит напомнить, что существует и производная от данной «формулы»: «Россия еще не осознала, что она рискует потерять Беларусь». Имеется и уже «доработанный» украинский аналог: «Россия уже потеряла Украину». Подразумевается, что в Москве и в целом по России по улицам бегают политики, бизнесмены и простой народ и, поднимая к нему руки, плачут и причитают: «Мы потеряли Украину/Беларусь».
Однако такого рода псевдополитические заявления мгновенно проверяются на «истинность». Для это надо поменять существительные местами и получается, что «Украина/Беларусь потеряла Россию». Понятно, что последствия от такой «потери» для Минска и Киева на два порядка негативнее, чем для Москвы. В принципе, на Украине это уже очень хорошо почувствовали.
Так и в упомянутой «формуле» («Россия теряет своего «единственного союзника»/на «западном направлении») легко просматривается ошибка: «А был ли мальчик?» В самом деле, откуда вдруг у России на «западном направлении» обнаружился «союзник»? Да еще «единственный»? На Западе у России отвоеванный дедами Калининград, армия и флот…
Россия может и видит в Беларуси союзника, о чем и заявила 11 января 2019 г. пресс-секретарь МИДа РФ Мария Захарова: «Белоруссия — наш надежный союзник, партнер. Курс на расширение стратегического взаимодействия с Минском не подлежит сомнению» https://ria.ru/20190111/1549226475.html), но не в её президенте. Иными словами, РБ – объективный союзник России, а вот А. Лукашенко? Трудно считать союзником некоего шантажиста, использующего старые мифы и ветхие аргументы.
Лукашенки приходят и уходят, а страны остаются. Президент Беларуси, который по фактам видит себя союзником прежде всего Киева, а не Москвы, поставляя в ВСУ топливо и продукцию двойного назначения, не признает возвращение в Россию Крыма, не всегда поддерживает Россию на внешней арене, отказывает в открытии российской базы ВКС, заигрывает с Вашингтоном и Варшавой, грабит контрабандой российский бюджет и аннулирует санкции РФ к ЕС, шантажирует российское руководство, требуя нефтяных и газовых преференций и доступа к российскому рынку/кредитам, то, что тогда А. Лукашенко вкладывает в понятие «союзник России»? Ведь такой «единственный союзник» для России опаснее, чем лютый, но хотя бы открытый враг.
А. Суздальцев, Москва, 13.01.2019