Продолжается программа «Особое мнение». Журналист, музыкальный критик Артемий Троицкий. И тут вот на сайте спрашивает слушатель Свет: «Звезды российской эстрады объявят бойкот „Русской медиагруппе“. В чем суть конфликта?» Тут очень много вопросов на эту тему. Ну, вообще вопрос про создание некоего патриотического медиахолдинга на основе «Русской медиагруппы» и что с этим происходит? Главное, что с этим делать?
А.Троицкий
― Ну, я хочу сразу всех успокоить, вся эта история не имеет никакого отношения ни к патриотизму, ни, тем более, к музыке. Это история только исключительно про деньги, больше ни про что.
Обе стороны конфликта абсолютно омерзительны. То есть это вот тот случай, который описывается популярной формулировкой, кажется, приписываемой Раневской, «Оба хуже».
То есть имеются с одной стороны наши продюсеры и их попсовый истеблишмент, то есть Пригожин, Крутой, Басков, Валерия. Ну, в общем, мрачнейшая, надо сказать, компания. Почему, кстати, это не имеет никакого отношения к музыке? Просто потому, что вот то, что эти артисты исполняют, это, на мой профессиональный взгляд, это не музыка. То есть точно так же, как я недавно прочел выражение такое «Сыросодержащий продукт»... То есть не сыр, а сыросодержащий продукт у нас продается теперь в магазинах. Вот, точно также сочинения авторов Крутого, Дробыша и так далее – это не музыка, а звукосодержащий продукт, скажем так. То есть это предельно бездарно, это ужасно.
С одной стороны, значит, вот вся эта телевизионная братия, которая живет исключительно (ну, скажем так, почти исключительно) за счет корпоративов. Это очень интересная сторона нашего музыкального бизнеса. Каждый раз, когда я об этом рассказываю каким-то иностранным профессионалам, они отказываются верить, то есть просто отказываются верить.
Когда я им говорю, что у большинства российских поп-звезд и суперзвезд основной источник дохода это не отчисления от продажи пластинок, это не авторские, это даже не гонорары за публичные концерты, как там у каких-нибудь Мадонн, «The Rolling Stones», U2 и так далее, а это доходы от корпоративов. Потому что такого феномена как корпоративы на Западе, в общем-то, не существует. Естественно, там имеются какие-то частные вечеринки, на которые могут иногда пригласить то Элтона Джона, то Брайана Ферри, но системы такой нет. Это крайне редкая эксклюзивная вещь, которая при этом никогда не освещается, за которую платят большие деньги и которая для профессионального артиста, тем более знаменитого и легендарного считается постыдной. То есть это примерно то же самое, что шейх из Саудовской Аравии предложит какой-нибудь голливудской звезде для него танец живота сплясать и, соответственно, ей за это сразу 5 миллионов долларов. Ну, вот, как бы, история некрасивая.
А.Троицкий: церковь пытается себя позиционировать как нечто высокодуховное. А причем тут доброе и эти озверелые морды?
И.Воробьёва― Но это наше ноу-хау российское.
А.Троицкий
― А у нас это норма жизни, да. И, соответственно, существует такой идеальный симбиоз между телевидением и корпоративами. То есть на корпоративы артистов приглашают только в том случае, если они светятся на телевидении. Поэтому происходит такой круговорот воды в природе. То есть имеется у артиста и его продюсера изначальный капитал, который тут же идет на взятку телеканалам. Артист начинает светиться на телеканалах, его начинают приглашать на корпоративы и тут же, естественно, большая часть денег, полученных за эти корпоративы, опять же, возвращается на телевидение в виде взяток. И вот так вот эта прекрасно отлаженная машина работает.
Второй фигурант этого дела – Владимир Киселёв – это вообще темная личность (я бы сказал, темнейшая личность). С которым я, кстати, судился.
И.Воробьёва
― Основатель фонда «Федерация» (я нашим слушателям напомню).
А.Троицкий
― Да-да-да. Выиграть судебное дело у него в принципе невозможно. То есть даже если там, скажем, я утверждал бы, что он выступил в черном костюме, а он сказал бы «В белом», я предъявил бы фотографии, где он в черном костюме, суд всё равно решил бы, что прав Киселёв. То есть у меня, собственно, с ним именно такого уровня были дела.
И он просто решил на этой же поляне оттоптаться. Зачем ему это нужно, я не знаю, потому что в принципе и музыкальный бизнес у нас сейчас катится под горку, и музыкальный радийный бизнес тоже катится под горку. То есть снижаются рейтинги музыкальных радиостанций, интернет это всё отправляет потихоньку, но очень верно в мусорную корзину. Зачем ушлый Киселёв во всё это дело вляпался, мне судить трудно. Но вляпался и слава богу, потому что тут уже вспоминается фраза Ивана Карамазова из романа Достоевского, где он, говоря о старшем Карамазове и сыне его Дмитрии, говорит «Вот, пусть одна гадина уничтожит вторую гадину».
И еще лучше, кстати, было б даже, если это было бы не по Достоевскому, а по Корнею Чуковскому, у которого было «Как звери от испуга скушали друг друга». И вот если с одной стороны эти все скушают Киселёва с его «Федерацией», а Киселёв в смертельной агонии (как там бой Годзиллы с Мотрой) их, все-таки, хвостом прихлопнет и не станет ни Пригожина, ни всей этой вампуки, ой, я считаю, что просто звуковая экологическая ситуация в стране Россия улучшится просто радикальнейшим образом.
И.Воробьёва
― Вот, вы высказались насчет качества музыки звуков, ну вот того, что исполняется на российской эстраде. А, ведь, там было письмо, и хотела бы я вам прочитать цитату из этого письма: «В связи с непредсказуемостью развития внешнеполитической ситуации делать ставку на привлечение зарубежных артистов, используя их влияние на массы, очень ненадежно, поэтому было бы дальновиднее взрастить своих собственных артистов, которые могли бы собирать многотысячные залы (таких сейчас в России нет)». Ну а на самом деле, если серьезно? У нас в России есть артисты, которые могут собирать многотысячные залы?
А.Троицкий
― Да нет, это… Судя по формулировочке, это было письмо Киселёва. Нет, это полный бред. Это абсолютный бред. Но точно такой же бред – это то, что ему отвечает вся эта наша шелупонь во главе с Кобзоном и прочими.
И.Воробьёва
― Я просто про артистов.
А.Троицкий
― Артистов у нас, собирающих полные залы, более чем достаточно, причем в самых разных жанрах. Некоторые из этих артистов абсолютно ужасны – там, скажем, Стас Михайлов, прости господи, в одно слово с маленькой буквы. Некоторые артисты прекрасны – скажем, Земфира или «Ленинград», или «Мумий Тролль», или ДДТ. То есть, есть и очень хорошие артисты.
Есть такие, средние, честные артисты, тоже собирающие вполне себе приличные аудитории.