Валентин Елизарьев: С Плисецкой мы дружили почти 40 лет

- Невероятная утрата, - признается Валентин Николаевич. - Мы с Майей Михайловной последний раз виделись лет 5 - 6 назад в Японии. Я был членом жюри балетного конкурса, она возглавляла жюри. У нас были супердружеские отношения. Выглядела она как девочка, потрясающе!

40 лет назад, в 1975 году, молодой белорусский хореограф был приглашен ставить балетные сцены для телевизионного фильма по «Вешним водам» Тургенева. Жанр фильма-балета тогда был в новинку, но за работу взялась потрясающая команда. Режиссером был Анатолий Эфрос, костюмы делал Пьер Карден, снимались Смоктуновский, Попов, а сценарий писала сама Майя Плисецкая - звезда мировой величины. За балетную часть отвечал Валентин Елизарьев.

- Меня кто-то порекомендовал Плисецкой. Она всегда сама делала выбор, с кем работать.
- Робели перед примой?
- Нет. Плисецкая не давала понять, что она суперзвезда, держалась очень просто. В работе была беспощадна к себе.
- А к вам?
- У меня не было с ней никаких проблем, хотя характер у нее будь здоров. Она как-то призналась, что любую хореографию старается исполнять по-своему, а тут ей хотелось повторить, как задумано хореографом. Майя Михайловна, конечно, своенравная женщина была, но не со мной.

- Ей ведь было почти 50 лет. В таком возрасте балерины редко танцуют.
- Плисецкая - уникальный случай. Она была в прекрасной форме. Я только двух балерин таких знаю - Алисия Алонсо и Майя Михайловна. Она старалась выбирать себе репертуар по возрасту. Но с моей хореографией она справлялась великолепно, никаких скидок на возраст я не делал.
Мы подружились тогда на всю жизнь. У меня как раз во время постановки родилась дочка, сыну было два с половиной года. И Плисецкая откуда-то с гастролей из Италии или Японии привезла целый мешок детской одежки, игрушки. Я был сражен. У Майи Михайловны ведь и корни из Беларуси. Ее папа родом из Гомеля, мама - из Вильно.
- Но больше вы не работали вместе?
- Майя Михайловна ни с одним хореографом не работала дважды. Могла сказать про балетмейстера «не мой размер». Мы потеряли действительно великого человека, потрясающую актрису. У них со Щедриным такая любовь была! Полная гармония, она менялась, когда видела его. Видно было, что это настоящее чувство. Хотя это всегда так непросто - два гения в одной семье. Но как они смотрели друг на друга! Он ее боготворил, она в нем видела великий талант. Уходят Личности.