Премьера нового спектакля Белорусского Свободного театра с триумфом прошла в Лондоне.

12 июня при полном зале на сцене лондонского театра Young Vic состоялась премьера нового спектакля Белорусского свободного театра «Красный лес» (Red Forest), который рассказывает о боли и потере, несправедливости и равнодушии, о любви и надежде, передает «Радыё Свабода».

У индейцев племени Лакота есть поверье: их судьба и благополучие связаны с древним сакральным существом - белой бизонихой. С нее начинается память племени, она оставила ему семь сакральных предметов, включая трубку мира. И рождение в стаде племени белой бизонихи - чрезвычайно редкое явление, которое случается раз в миллион случаев - символизирует единение и надежду на спокойное будущее их народа.

Этой красивой легендой начинает спектакль Рассказчик (Джереми Пру, индеец из канадского Онтарио), задавая его главную тему - связи человека с землей, потери этой связи и попыток ее возвращения.

«Красный лес» (режиссер и сценарист - Николай Халезин, исполнительный продюсер - Наталья Коляда) - совместная продукция Свободного театра и театра Young Vic, созданная по заказу лондонского театрального фестиваля LIFT и мельбурнского театрального фестиваля.

Как и предыдущий проект театра - спектакль «Trash Cuisine», новая работа стала художественным исследованием универсальной социально-политической проблемы. На этот раз в центре внимания авторов стала судьба беженцев в мире - тех, кто спасается от войны, нищеты, природных катастроф, кто оставляет свой дом и не находит приюта в мире.

Главная героиня спектакля - нигерийская женщина (Микки Кеямо), у которой во время военного конфликта убивают мужа, и она беременная вынуждена бежать от ужасов войны и насилия. С маленьким ребенком на руках она бежит в поисках спокойствия, но испытывает еще большее насилие и страдания - от безжалостных людей и беспощадной природы. В попытке нелегально перебраться в Испанию, она проходит ад алжирской Сахары и лагерей для беженцев в Марокко.


В театральном рассказе, проходя через свои круги ада, героиня становится свидетелем и участницей других историй о побегах и страданиях - таких же реальных, как и ее собственная. Цунами в Японии, наступление нефтяной компании на остатки чистой природы в Бразилии, борьба коренных народов за свое место в мире - эти темы участники проекта исследовали в разных уголках Земли, встречаясь с людьми, чья судьба нашла отражение в спектакле.

Одним из кульминационных моментов пьесы становится «красный лес» Чернобыля - семья стариков одиноко живет в зоне отчуждения, откуда уже убежали все, кто мог, а они продолжают существование в оставленном Богом и людьми мире, мире-призраке, окрашенном в цвет беды.

В «Красном лесу» нет актерского текста - повествование ведется «закадровым» голосом, реализуется средствами пластики, видеопроекции и музыки. Авторы хореографии - австралийская участница проекта Бриджет Фиске, которая работала и над предыдущим спектаклем Свободного театра «Trash Cuisine», и белоруска Мария Сазонова.

Музыку для «Красного леса» создали два композитора - белорусы зарубежья - гитарист Аркадий Юшин из США, участвовавший в предыдущих работах театра «Время женщин» и «Trash Cuisine», и студент отделения композиции Музыкального университета имени Шопена в Варшаве Игнат Сокол. Музыка в спектакле звучит живая.

В недавнем интервью Николай Халезин отметил, что театр ставит своей задачей вписывать Беларусь в мировой контекст. Среди всего прочего, спектакли Белорусского свободного театра - если не считать специализированных фольклорных фестивалей — едва ли не единственный повод для зрителей в мире услышать аутентичные белорусские народные песни. Их появление в работах театра стало уже чуть ли не правилом - они создают сильный эмоциональный акцент в сценическом действии.

Спектакль венчает символическое завершение: Рассказчик рассказывает, что пару лет назад в штате Дакота произошло событие, которого ждали целое столетие - родилась белая бизониха. И в то самое время на другом конце земли, в Беловежской пуще рождается белый зубренок. Как залог благополучия, как символ новой надежды. Звучат традиционные песнопения американских индейцев, к ним присоединяются белорусские аутентичные песни - в совершенном созвучии.