ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Шахматы » Гроссмейстер Альберт Капенгут


Гроссмейстер Альберт Капенгут

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Известный шахматный теоретик и практик Альберт Капенгут не так давно переехал из Минска в Нью-Джерси.
Он был секундантом чемпионов мира Михаила Таля и Анатолия Карпова и вырастил самого знаменитого белорусского (теперь - израильского) шахматиста Бориса Гельфанда.

                                   [реклама вместо картинки] 

Международный мастер Альберт Зиновьевич Капенгут многие годы был одним из сильнейших шахматистов Белоруссии. В 18 лет он стал мастером спорта. В 1964 году – чемпионом СССР среди юношей. Четыре раза становился чемпионом мира среди студентов (в командном зачете). Затем в 1968 году стал чемпионом СССР среди обществ (за «Буревестник», в командном зачете). Дважды, в 1971 и 1972 годах, участвовал в финалах первенства СССР. Семь раз был чемпионом Белоруссии (1962 – 1979 годы). Дважды чемпион американского штата Нью-Джерси (2001, 2003 годы).

Альберт Капенгут родился в 1944 году в городе Казани. В этот день в городе гремел салют в честь освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. Отец Альберта находился в Казани после тяжелого ранения, полученного во время Великой Отечественной войны, и лечения в госпитале.

До войны родители Альберта тоже жили в Минске и вернулись в полностью разрушенный город в 1946 году.

В возрасте 10 лет Альберт стал заниматься шахматами во Дворце пионеров у Абы Израилевича Шагаловича. Почти все послевоенное поколение шахматистов Белоруссии – его воспитанники.

После школы Альберт поступил учиться в архитектурно-строительный техникум. В 1962 году начал работать в институте «Белгоспроект», а затем был призван на службу в Советскую Армию. Во время службы Альберт участвовал в первенстве прибалтийских республик (Литва, Латвия и Эстония) и Белоруссии. В этом турнире играл многолетний тренер восьмого в истории шахмат чемпиона мира М. Таля – Александр Нафтальевич Кобленц. Благодаря письму А. Кобленца Альберт Капенгут был по приказу министра обороны СССР Р. Малиновского переведен из Белорусского в Прибалтийский военный округ. Это, вероятно, был единственный случай, когда по приказу министра рядового переводили из одного округа в другой. В 1964 году Альберт в первый раз участвовал в командном чемпионате мира среди студентов, который проводился в Кракове (Польша). Команда СССР завоевала звание чемпиона и «студент» А. Капенгут получил в подарок от маршала Родиона Яковлевича Малиновского фотоаппарат.

Среди 22 участников финала чемпионата СССР 1971 года (в круговом турнире) играли В. Смыслов, М. Таль, А. Карпов, Д. Бронштейн, Л. Полугаевский, Е.Геллер, Л. Штейн и другие. Впервые выступая вместе с такими знаменитыми гроссмейстерами, мастер А. Капенгут занял десятое место. В том же году на турнире в Кечкемете (Венгрия) он в первый раз выполнил норму международного мастера...

Звание международного мастера он получил только в 1991 году, успешно сыграв в «open»-турнире в Дебрецене (Венгрия)...

Альберт Капенгут помогал Анатолию Карпову в подготовке к матчам с Виктором Корчным в 1978 году и с Гарри Каспаровым в 1984 – 1985 годах. Он был секундантом Михаила Таля в 1979 – 1980 годах, в том числе во время его победного выступления на межзональном турнире 1979 года в Риге. После потери звания чемпиона мира выступление в Риге было одним из лучших достижений Михаила Таля. В 1986 году Альберт Зиновьевич был секундантом Е. Ахмыловской во время матча с М. Чибурданидзе на первенство мира среди женщин...

А. Капенгут удостоен звания Заслуженного тренера CCCР. По итогам 1988 года Шахматная федерация СССР наградила Альберта Зиновьевича памятной медалью имени М. Чигорина как лучшего тренера. Кроме Бориса Гельфанда, гроссмейстерами стали два других ученика Альберта Зиновьевича – Илья Смирин и Юрий Шульман.   

                                Текст взят с сайта http://www.mishpoha.org/n21/21a31.shtml

0

2

ДВЕ НИЧЬИ С ПЕТРОСЯНОМ

С интересом прочитал на вашем сайте главу из книги Игоря Январева «Староиндийская в исполнении Тиграна Петросяна». Особо обратил внимание на абзац: «…Мне кажется, что тип позиций Модерн-Бенони Петросян чувствовал особенно хорошо – он был ему и по стилю, и по душе. Недаром большие любители этой защиты – Таль и Фишер ни разу не осмелились сыграть ее против Петросяна – риск был слишком велик. Впечатляет не только результат, но и стиль одержанных Петросяном побед – большинство партий было решено уже в дебюте – убедительно, без шансов…».

Поскольку мой учитель, выдающийся шахматист и теоретик Исаак Ефремович Болеславский долгое время был тренером девятого чемпиона мира, я знаком с творчеством Петросяна не только по прессе и нашим поединкам. У меня сложилось впечатление, что Тигран был очень сильным тактиком, однако, отдавая себе отчет в том, что фантазия таких замечательных игроков как Михаил Таль и Леонид Штейн более многогранна, он сознательно ограничивал круг предпочитаемых позиций, стараясь исключить максимальный риск.

(К слову сказать, будучи в течение нескольких лет секундантом Таля, я с сожалением вынужден констатировать, что его сказочная интуиция, которой так опасался Петросян, была беспомощна против потрясающей техники расчета Льва Полугаевского. Я не говорю уже о дебютной подготовке, которую Таль иногда заканчивал в позициях, где Полугаевский только начинал. Особенно это было заметно во время матча претендентов 1980 г., когда в нашу команду в последний момент был включен бывший тренер его соперника Владимир Багиров.)

Для подтверждения моего тезиса приведу две наши партии с Петросяном, когда просчет в варианте заставлял его излишне нервничать.

       

Тигран Петросян - Альберт Капенгут
Шахматная Олимпиада СССР
Москва 1972

1.d4 Nf6 2.c4 c5 3.d5 e6 4.Nc3 exd5 5.cxd5 d6 6.Nf3 g6 7.Nd2. Будучи к этому времени четырехкратным чемпионом Белоруссии, я возглавлял команду республики и получил почетную возможность сыграть с экс-чемпионом мира. К этому времени Модерн-Бенони я играл лишь эпизодически, предпочитая защиту Грюнфельда, но на последнем чемпионате СССР, где я попал в десятку, к сожалению, оказался соавтором самой красивой партии. Когда я, ошарашенный, сдался, мой учитель сказал: «Надеюсь, Вы понимаете, что Геллер не придумал ни одного хода за доской!» В итоге я завязал с этим дебютом.

К слову, в то время в Советском Союзе избранное построение называлось Индийская Защита. Главный редактор журнала «Шахматы в СССР» Юрий Авербах объяснял мне, что С.Тартаковер использовал библейское имя брата Иосифа – Бенони, а религиозные термины Главлит не пропускал. Впоследствии мне пришлось назвать мою книгу "Индийская защита".

Ходом в партии начинается пируэт Нимцовича, примененный им против Маршалла (Нью-Йорк, 1927). Хотя идея Nc4 популярна во многих системах Модерн-Бенони, здесь белые связывают ее с немедленной атакой пешки d6, которую, однако, можно пожертвовать: Л.Каплун – А.Kaпенгут (Кубок СССР, Ростов-на-Дону, 1980): 7...Bg7 8.Nc4 0-0 9.Bg5 h6 10.Bf4 Na6!? 11.Qd2 b5!? 12.Nxb5 Ne4 13.Qc1 Nb4 14.f3 a6?! (14...Bd7 15.a4 a6) 15.Nbxd6?! (15.Nc7!) 15...Nxd6 16.Bxd6?! (16.Nxd6 Nxd5 17.Nc4 Nxf4 18.Qxf4 f5 с компенсацией) 16...Re8 –/+ 17.e4 (17.e3 Bf5; 17.Kf2 Bd4+ 18.e3 Rxe3!)

17...Rxe4+! 18.fxe4 Qh4+ 19.Bg3 (19.Kd1 Bg4+ 20.Be2 Bxe2+ 21.Kxe2 Qxe4+ 22.Ne3 Re8-+; 19.Kd2 Qxe4 20.Ne3 Bd4 21.Qe1 Bf5 22.Rc1 Bxe3+ 23.Qxe3 Qxd5+ 24.Ke2 Qxd6 25.Kf2 Nc2 –/+) 19...Qxe4+ 20.Ne3 Bd4 21.Bf2 Bf5!-+ 22.Be2 Bxe3 23.Bxe3 Qxg2 24.Rg1 Qxh2 25.Qc4 (25.Qxc5 Bd3 26.Bd1 Nc2+) 25...Re8 26.Kd2 (26.0-0-0 Rxe3 27.Rge1 Re4) 26...Bd3! 27.Qg4 Qe5 28.Bd4 cxd4 29.Rae1 Qe3+ 0–1.

Когда В.Багиров комментировал ее, то, очевидно, под впечатлением бесконечных публикаций Э.Гуфельдом их партии, у него вырвался крик души: «Представляю, сколько журналов в мире напечатали бы эту партию, если бы черными играл Гуфельд!»

Однако в рассматриваемой партии я предпочел модификацию главной системы.

7...Nbd7 8.e4 Bg7 9.Be2 0-0 10.0-0 Qe7. Незадолго до этой встречи, на матче СССР – Югославия (Ереван, 1971 г.), во время прогулки Леонид Штейн раскритиковал мне в пух и прах этот план, в более поздней стадии встречавшийся у Р.Фишера, что я бы объяснил какой-то потаенной ревностью к успехам бывшего в то время в зените славы американца.

Я знал, что мой собеседник всегда был высокого мнения о собственном потенциале (который по-настоящему ему так и не удалось раскрыть!) и вспомнил эпизод с собрания команды «Буревестника», которая выиграла командный чемпионат СССР (Рига, 1968 г.). Мы готовились к матчу с «Авангардом». Глядя на мечущегося по комнате Полугаевского, Василий Васильевич успокаивающе произнес: «Лева, что вы нервничаете, ведь у вас же белые», но что взъерошенный лидер взорвался: «Не могу с ним играть. Вечно Беф ходит между столиков, руки в карманах, нос кверху, то ли он все высчитал, то ли попросту блефует». Вечером он проиграл Штейну очередную партию.

В то время многие, включая самого львовянина, предпочитали развивать ферзя на с7, а ладью на е8, и план активной контригры был связан с прорывами b7-b5 и с5-с4. Позиция ферзя на е7 предполагает выбор между блокадой по черным полям после Nе5 и g6-g5 и более резким f7-f5, иногда черные объединяют оба плана. Кроме того, эту расстановку ферзя можно рассматривать как альтернативу ходу Rе8, попутно в какой-то степени экономя темп. Ведь иногда ладья нужнее на своем месте для подрыва f7-f5. Особенно контрастно это заметно в главном варианте системы фианкетто, когда черные не стесняются вернуть ладью назад. Важное место также принадлежит маршруту коня с f6. Эта тема выходит за рамки Модерн-Бенони. Выбор между двумя конструкциями – кони ходят гуськом, поддерживая, но в то же время дублируя друг друга, или они дополняют друг друга и конь с f6 отправляется на е8, где у него есть альтернатива – на с7, способствуя b7-b5, либо на g7 в случае Be5 или Bd4. Иногда черные начинают с Nе8.

В «Chess Base magazine» #107 я с удивлением прочитал в комментариях турецкого гроссмейстера С.Аталика про этот план: «...is called Kapengut Benoni for some reason».

11.a4 b6 12.Re1 Rb8. Казалось бы, незначительная мелочь – черные оттягивают момент хода а6, чтобы иметь возможность после Nd2-c4 разменять коня путем Bа6. Но весь Модерн-Бенони состоит из подобных деталей!

13.f4 a6 14.Bf3 b5 15.axb5 axb5 16.Ra5.

Выглядит очень грозно, но это «удар по воздуху» после 16...Qd8!, и в случае отступления ладьи инициатива переходит к черным, а после 17.Rxb5 Nxd5! 18.Rxb8 (18.exd5 Bxc3 19.Rxb8 Bd4+! 20.Kh1 Nxb8=) 18...Nxc3 19.bxc3 Nxb8 на доске примерное равенство. Плохо 19.Rxc8? Bd4+ 20.Kh1 (20.Kf1 Qh4) 20...Nxd1 21.Rxd8 Nf2+ 22.Kg1 Rxd8 -+.

Это конкретный пример того, что «и на солнце бывают пятна», поэтому я не согласен с мнением И.Январева, ибо дебютное сражение черные не проиграли. Однако я предпочел другую комбинацию, как мне тогда казалось, претендующую на перевес, но совершил серьезную ошибку и должен был проиграть.

16...b4? 17.Na4! Этот сильный ход я попросту просмотрел, поглощенный вариантом 17.Nb5?! Ne8 18.Nc4 Rxb5! 19.Rxb5 Ba6 20.Qa4 (плохо 20.Ra5? Bxc4 21.b3 Qd8!) 20...Nc7 21.Nxd6! Qxd6 22.Ra5 Bd4+ 23.Kh1 f6, и шансы черных предпочтительнее. После хода в партии пришлось распрощаться с честолюбивыми намерениями и искать хоть какую-нибудь контригру.

17...h5 18.Nc4 Ng4 19.e5! dxe5 20.Bxg4! hxg4 21.fxe5 b3 22.e6 fxe6 23.dxe6 Qh4.

Критическая позиция в партии. Последние 8 ходов экс-чемпион мира провел очень сильно, но в этот момент занервничал – неожиданно у черных появилась серьезная контригра. Например, 24.g3? Qh3 25.exd7 Bb7 26.Qe2 Rf3 27.Qg2 Bd4+ 28.Be3 Rxe3 -+. Опасно и 24.e7 Bb7 25.exf8Q+ Rxf8.

К моему огорчению, я видел, как белые могут выиграть: 24.exd7! Qf2+ 25.Kh1 Bb7 26.Ne3 (26.Rg1? Qh4 27.Qe1 Rf2 28.Qe8+ Kh7 29.Qxb8 Rxg2 -+) 26...Bd4 27.Nxc5! (27.Qe2 ?? Bxg2 +) 27...Bf3 (27...Bxe3 28.Nxb7!) 28.Nd3!!

Продумав в этой позиции 40 минут, Т.Петросян в очередной раз удивил меня – он нашел ничью!

24.Ra7 g3 25.hxg3. Плохо 25.h3? Bd4+ 26.Kh1 Rf2 с угрозой Qxh3!

25...Qxg3 26.exd7 Qf2+, и соперники согласились на ничью.

Тигран был очень расстроен, но когда я имел глупость показать при зрителях выигрыш после 28.Nd3!! (он не видел этого хода), то по-настоящему разозлился. Если раньше при встрече мы мило улыбались и обменивались рукопожатием, то после этого он старался меня не замечать, а в крайнем случае сухо кивал. Но, поскольку мы через 2 года играли вместе за «Спартак», прежние отношения восстановились. Он был настоящий лидер команды. Я вспоминаю, как Тигран мгновенно нашел выигрывающий план с жертвой пешки в моей партии из матча против «Молдовы» на командном чемпионате СССР (Москва, 1974 г.) после того, как я не сумел выиграть!

И надо было мне опять наступить на те же грабли после нашей партии в командном чемпионате «Спартака» (Москва, 1974 г.)!

Альберт Капенгут - Тигран Петросян
Командный чемпионат "Спартака" 1974

Мне не нравилась позиция белых, и я затеял легкую тактическую перепалку.

22.b4 axb3 23.Nxb3 Rxa2 24.Nxd4 Bxd4 25.Qxh6. Слабее предварительное 25.Rd1 Be5 26.Qxh6 Qc7, однако после хода в тексте на прямолинейное 25...Nc4?! я заготовил 26.Be6! fxe6 27.Qxg6+ Kf8 28.e5! с выгодными для белых осложнениями.

25...Qe8! 26.h3.

И в этот момент абсолютно неожиданно для меня Т.Петросян предложил ничью, которую я тут же принял и спросил удивленно, а что белым делать после 26...Nc4 с последующим надвижением пешки «b»? Опять это произошло при зрителях, и его неудовлетворенность своим решением, спровоцированным незапланированной тактикой, снова вылилась на меня.

К слову, в соперничестве первых досок мне удалось его обогнать, но на публикацию результатов было наложено табу, и лишь несколько лет назад я получил запрос из «New in Chess» с просьбой сообщить детали этого турнира.

Спустя несколько лет мы вновь защищали цвета «Спартака» на очередном Кубке СССР (Орджоникидзе, 1978 г.). Как-то Тигран пригласил меня прогуляться перед партией и, как всегда, мы говорили обо всем и ни о чем. Нас увидел А.Суэтин и захотел присоединиться. Мы много лет вместе играли за команду БССР; когда-то в 14-летнем возрасте я даже занимался у него; много мне рассказывал о нем И.Е. В частности, Болеславский хотел уклониться от участия в матче 1969 г. с Б.Спасским и рекомендовал Суэтина в секунданты, однако Тигран предпочел иметь обоих и пробил для того квартиру в Москве.

Я не знаю, что произошло между ними ко времени прогулки, но к моему удивлению, Петросян был с ним демонстративно холоден, если не сказать больше, а Суэтин из кожи лез, чтобы вернуть благосклонность экс-чемпиона мира, хотя тот его буквально не замечал.

В какой-то момент навстречу нам прошел Р.Холмов и, подчеркнуто игнорируя Суэтина, обменялся с нами рукопожатиями. Петросяна это очень заинтриговало, и впервые за этот час он обратился к бывшему тренеру: «Что это?» Тот, обрадованный обращением, покосился на меня, но решив, что желанный контакт важнее, поведал: «Мы недавно играли в Будапеште, так на банкете он напился и стал кричать, что я – агент КГБ. Представляешь, при американцах!»

Я очень высоко ценил шахматную мудрость Петросяна и рекомендовал 11-летнего Борю Гельфанда в его школу, где тот быстро стал лучшим учеником. Хотя через несколько лет сессии школы прекратились, мы оба на всю жизнь сохранили глубокое уважение к девятому чемпиону мира.

Тилбург, 1990. Автор статьи наблюдает за анализом партии Иванчук - Гельфанд.

Это интересно

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Шахматы » Гроссмейстер Альберт Капенгут