ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Литва и другие страны » Выборы в Иране: ПРОВАЛ ТВЕРДОЛОБЫХ


Выборы в Иране: ПРОВАЛ ТВЕРДОЛОБЫХ

Сообщений 1 страница 11 из 11

1


Согласно первым данным о результатах состоявшихся в пятницу в Иране президентских выборов, победу одерживает 64-летний священнослужитель Хассан Роухани.

Он считается по местным меркам умеренным либералом, передает BBC.

Из примерно 2,9 миллиона, или 7,5% подсчитанных бюллетеней за него отданы 1,46 млн голосов, что составляет 49,87%, сообщил министр внутренних дел Мостафа Мохаммад Наджар.

Вторым идет мэр Тегерана Мохаммад Бакар Калибаф (488 тысяч, или 16.65% голосов).

Впрочем, на предыдущих выборах, состоявшихся в 2009 году, предварительные данные и результаты экзит-поллов также сулили успех оппозиционеру Мир Хосейну Мусави, а потом объявили о победе Махмуда Ахмадинежада. Его противники объясняли это массовыми фальсификациями, сторонники - тем, что предварительные данные приходили из крупных городов.

Неожиданный реформатор

Либералы, равно как явные ставленники уходящего президента Ахмадинежада, в выборах не участвовали. Их отстранил Совет стражей конституции, состоящий из представителей духовенства и наделенный неограниченным правом снятия неугодных кандидатов.

Однако незадолго до дня голосования Хассан Роухани привнес элемент интриги в выборы, исход которых еще недавно казался предсказуемым независимо от личности победителя.

Он стал публично высказываться за возобновление диалога с Западом, обещал освободить политзаключенных и несколько смягчить цензуру.

Ранее он занимал различные посты в парламенте, а также представлял Иран на переговорах по ядерной проблеме, но был отстранен от этого поста Ахмадинежадом.

На его сторону перешли те, кто хотел голосовать за единственного кандидата, связанного с лагерем реформаторов - Мохаммада Резу Арефа. Ареф снял свою кандидатуру во вторник, как он заявил, по совету экс-президента Мохаммада Хатами.

Таким образом, Роухани заручился поддержкой сразу двух политических тяжеловесов - Хатами и бывшего спикера парламента Али Акбара Хашеми Рафсанджани, который хотел баллотироваться сам, но не был зарегистрирован.

После снятия с дистанции Рафсанджани образованные горожане и молодежь засомневались, стоит ли вообще идти на выборы, но в реальности явка составила около 80%. Из-за огромных очередей на избирательных участках МВД продлевало время голосования четыре раза, в общей сложности на пять часов, так что оно завершилось лишь в 23:00 по местному времени (18:30 по Гринвичу).

Ограниченная демократия

Правом голоса в Иране обладают около 50 миллионов человек.

Махмуд Ахмадинежад в выборах не участвовал, поскольку уже пробыл на посту два срока.

За эти восемь лет в стране ухудшилась экономическая ситуация, а последствия западных санкций, направленных против иранской ядерной программы, ощущаются все острее.

Выборный президент Ирана занимает подчиненное положение по отношению к духовному лидеру Исламской республики.

Страна-изгой поддерживает тесные контакты с официальным Минском. Сотрудничество между Беларусью и Ираном затрагивает, в том числе, и военные вопросы. Лукашенко и другие чиновники неоднократно посещали Тегеран. В феврале 2013 года белорусского правителя снова пригласили в столицу Ирана.

0

2

Реформатор Хасан Роухани лидирует на президентских выборах в Иране
15 июня 2013 | 17:32
По итогам подсчета почти 70% бюллетеней он набрал более 50% голосов.

64-летний Роухани является одним из близких сподвижников имама Хомейни – вождя антишахской революции 1979-го года. Он шестнадцать лет занимал пост председателя Высшего совета нацбезопасности и возглавлял делегации Ирана на переговорах по иранской ядерной программе. Роухани позиционирует себя как центрист-прагматик. Это обеспечивает ему поддержку и либеральной, и умеренной части иранской общественности.

По данным властей, президентские выборы показали очень высокую явку избирателей. В них участвовали 80% иранцев, имеющих право голоса. Для победы в первом туре кандидату надо преодолеть планку в 50% голосов.

0

3

Hassan Rouhani leads Iran presidential election vote count

Hassan Rouhani has spoken about the need to re-engage with the West and has promised to free political prisoners

Reformist-backed candidate Hassan Rouhani is maintaining a commanding lead with more than half the ballots counted in Iran's presidential poll.

The cleric has just under 51% of 27.5 million votes counted so far
- well ahead of the next candidate, Tehran Mayor Mohammad Baqer Qalibaf.

Mr Rouhani could win in the first round if he finishes with more than 50%.

Turnout was estimated at 80% among the 50 million Iranians eligible to vote for a successor to Mahmoud Ahmadinejad.

His eight years in power have been characterised by economic turmoil and Western sanctions against Iran over its nuclear programme.

Final results are expected later in the day.

Preliminary figures began to emerge early on Saturday after a delay of several hours.

In a grocery shop not far from the office, people seemed happy. I joined the shopkeeper and a few of his customers eagerly watching the main news bulletin on state TV.

Hassan Rouhani, a cleric backed by moderate and reformist figures, has taken an outright lead, leaving his main rival, Mr Qalibaf - the current Tehran mayor - a long way behind.

Mr Rouhani has been the supreme leader's representative in various posts over the last 30 years.

The cleric, a moderate conservative, could line up all moderate and reformist figures plus many moderate conservatives and forge unity among them.

If he becomes Iran's new president, the country could witness an age of moderation in the next four years.

Officials at the election headquarters said that of 27,594,719 votes counted (26,682,084 of them valid):

    Hassan Rouhani has 14,020,139 (50.81%)
    Mr Qalibaf is in second place with 4,369,985 (15.84%)
    Saeed Jalili, on 3,163,211, has moved into third above Mohsen Rezai, who has 3,129,444

State TV channels said the winning candidate needed more than 50% of all ballots cast, including invalid ones, Reuters news agency reported.

Voting was extended by five hours on Friday evening to allow more people to cast their ballots.

Although all six candidates are seen as conservatives, analysts say Mr Rouhani - a 64-year-old cleric often described as "moderate" who has held several parliamentary posts and served as chief nuclear negotiator - has been reaching out to reformists in recent days.

The surge of support for him came after Mohammad Reza Aref, the only reformist candidate in the race, announced on Tuesday that he was withdrawing on the advice of pro-reform ex-President Mohammad Khatami.

Mr Rouhani thus went into polling day with the endorsement of two ex-presidents - Mr Khatami and Akbar Hashemi Rafsanjani, who was disqualified from the race by the powerful Guardian Council, a 12-member body of theologians and jurists.

The hardline candidates include Mr Qalibaf - who is seen as a pragmatic conservative - and nuclear negotiator Mr Jalili - who is said to be very close to the Supreme Leader, Ayatollah Ali Khamenei.

The other three candidates are Mr Rezai, a former head of the powerful Revolutionary Guards, former Foreign Minister Ali Akbar Velayati, and former Telecommunications Minister Mohammad Gharazi.

One eligible voter, Mahdi, a software developer from Mashhad said he had not cast a ballot as he was "against the Islamic Republic".

But he added: "Having said that, I hope Rouhani wins, because he is the best candidate... Rouhani won't change things dramatically, he will probably only make things slightly better."

Interior Minister Mostafa Mohammad Najjar told state TV that any presidential candidates unhappy with the results would have three days to lodge complaints to the Guardian Council.

The supreme leader will ratify the vote on 3 August
, before the new president takes the oath in parliament.

'Intimidation'

After the last presidential election in June 2009, millions of Iranians took to the streets to demand a rerun, when the supreme leader dismissed claims by the three defeated candidates of widespread fraud.

Two of them, former Prime Minister Mir Hussein Mousavi and senior cleric Mehdi Karroubi, became leaders of a nationwide opposition known as the Green Movement, after its signature colour.

    Jomhuri-ye Eslami (hardline): The significant turnout conveyed a few messages. Firstly, the foreign enemy should realise that Iran's domestic conflicts and challenges can never prevent people from voting.
    Khorasan (conservative): The high turnout has enhanced Iran's image and strategic credibility.
    Etemad (reformist) : This election can be considered as one of the most effective and at the same time the most sensitive to have been held in the 34 years since the Islamic Revolution.
    Resalat (conservative): The government that will be formed by the epic vote of the people should stand against the excessive demands of the West.

They were placed under house arrested in February 2011 when they applied to stage a protest in support of the anti-government uprisings which were sweeping the Arab world. They are still being detained.

No foreign observers monitored this year's election and there have also been concerns that media coverage in the run-up has been unfair.

Many reformist newspapers have been shut down, access to the internet and foreign broadcasters has been restricted, and journalists have been detained.

On Thursday, the BBC accused the Iranian authorities of "unprecedented levels of intimidation" of BBC employees' families.

It said Iran had warned the families of 15 BBC Persian Service staff that they must stop working for the BBC or their lives in London would be endangered.

Tehran has so far made no comment on the allegation.

0

4

http://gdb.rferl.org/78E79C8C-46E5-4EA5-9546-24E552757EB0_w640_r1_s.jpg

8 кандидатов в президенты Ирана

0

5

Кандидат Хасан Рохани, обвиняющий Ахмадинежада в удушении гражданских свобод и экономической некомпетентности,
открыто гордится своей ролью в кровавом подавлении народных выступлений против фальсификации выборов 2009 году, обеспечившей победу тому же Ахмадинежаду.

Правда, сейчас Рохани признает, что на тех выборах имели место отдельные нарушения избирательной процедуры.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/af/Hassan_Rouhani_2.jpg/220px-Hassan_Rouhani_2.jpg

Хассан Рухани (перс. ‌حسن روحانی‎, 12 ноября 1948, Сорхех) — иранский государственный деятель, политик и шиитский богослов. Выставил свою кандидатуру на президентских выборах 2013 года. Был членом совета экспертов с 1999 года,[1], членом совета целесообразности с 1991,[2] Членом Высшего совета национальной безопасности с 1989,[3] главой Центра стратегических исследований с 1992 года.[4] На посту председателя Высшего совета национальной безопасности вел переговоры об иранской ядерной программе с европейскими государствами.

0

6

0

7

Iran's next leader: Who is Hasan Rohani?

Published Saturday, June 15, 2013

Just weeks after Mahmoud Ahmadinejad's election victory in 2005, Iran's top nuclear negotiator Hasan Rohani stepped down from the post after quarrelsome meetings with the new president.

The decision cemented Rowhani's reputation as a moderate who rejected Ahmadinejad's combative approach in world affairs in favor of the more nuanced philosophy of Ahmadinejad's leading political foe, former President Akbar Hashemi Rafsanjani.

Rafsanjani was rejected by Iran's election guardians from Friday's presidential ballot. But for many reformists and liberals in Iran, the 64-year-old Rowhani is somewhat of a mirror image of the elder Rafsanjani by reflecting his outlook that Iran can maintain its nuclear programme and ease tensions with the West at the same time.

Rohani held a wide lead in early vote counting Saturday.

"Rafsanjani was really the only choice to re-energise reformists," said Rasool Nafisi, an Iranian affairs analyst at Strayer University in Virginia.

"Rowhani only got their support because he is seen as Rafsanjani's man and a vote for Rowhani was a vote for Rafsanjani."

This deep connection between the two men could give a potential Rohani presidency a dual nature: Rowhani as the public face and Rafsanjani behind the scenes as its powerful godfather and protector.

Although all key policies such the nuclear program are directed by the ruling clerics, the alliance with Rafsanjani may give Rohani more latitude to put his stamp on Iran's negotiation tactics with world powers after four rounds of talks since last year have failed to make any significant headway.

At campaign rallies, Rowhani has pledged to seek "constructive interaction with the world" that includes efforts to ease Western concerns about Iran's programme and lift punishing international sanctions that have pummeled the economy.

The West and its allies fear Iran could be moving toward development of a nuclear weapon.

Iranian officials, including Rohani, insist that the country only seeks nuclear reactors for energy and medical applications.

"We won't let the past eight years be continued," Rohani told a cheering crowd last week in a clear reference to Ahmadinejad's back-to-back terms.

"They brought sanctions for the country. Yet, they are proud of it. I'll pursue a policy of reconciliation and peace. We will also reconcile with the world."

Early rise

Rohani — the only cleric in the six-candidate presidential field — started religious studies at a teenager. He soon established himself as an outspoken opponent of the Western-backed shah, traveling frequently for anti-monarchy speeches and sermons that caught the attention of Ayatollah Ruhollah Khomeini, the eventual leader of the 1979 Islamic Revolution.

Rohani later graduated from Tehran University with a law degree in 1972.

He then went abroad to Glasgow Caledonian University for a master's degree in legal affairs, according to his campaign biography.

While outside Iran, the stirrings of the Islamic Revolution were growing stronger. Rohani returned to Iran and stepped up his denunciations of the shah, but fled the country to avoid arrest. He then joined up with Khomeini, who was in self-exile in France, and the rest of his inner circle, including Rafsanjani.

After the revolution, Rohani rose quickly with various roles, including reorganising the military, serving in the new parliament and overseeing the state broadcaster, which became a valued mouthpiece for Khomeini.

He strengthened his ties to Rafsanjani during the 1980-88 war with Iraq and, later, as Rafsanjani's top national security adviser during his 1989-97 terms.

Nuclear background

Rohani continued the role with reformist President Mohammad Khatami, who also appointed Rowhani as the country's first nuclear envoy.

Rohani took over the nuclear portfolio in 2003, a year after Iran's 20-year-old nuclear programme was revealed. Iran later temporarily suspended all uranium enrichment-related activities to avoid possible sanctions from the UN Security Council.

Ahmadinejad strongly opposed any such concessions and deal-making. He also had carry-over friction with Rohani, who backed his mentor Rafsanjani against Ahmadinejad in the 2005 race.

Rohani resigned as nuclear negotiator and head of the Supreme National Security Council after a few testy postelection meetings with Ahmadinejad.

In his campaign stops, Rohani had been careful not to directly confront authorities over crackdowns since Ahmadinejad's disputed 2009 election. But Rohani was seen as clearly siding with Ahmadinejad's reform-minded opponent four years ago, Green Movement leader Mir Hossein Mousavi, who was placed under house arrest in early 2011 along with fellow opposition candidate Mahdi Karroubi.

Colour purple

Taking a page from Mousavi's color-branded campaign, Rowhani adopted purple for his run for the presidency. It also brought some backlash, including several supporters arrested at a rally that brought cries from the crowd for the release of Mousavi and Karroubi.

At Rowhani's final campaign event earlier this week, chants rang out: "Love live reforms."

0

8

На президентских выборах в Иране лидирует Хассан Роухани — представитель реформаторского крыла политического истеблишмента Исламской Республики, бывший переговорщик с «шестеркой» по ядерной программе. Если по итогам подсчета бюллетеней он не наберет 50% голосов, ему придется встретиться во втором туре выборов с кандидатом аятоллы Али Хаменеи – мэром Тегерана Мохаммадом Багер Галибафом.

Бывший секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Хассан Роухани, по предварительным данным, лидирует на президентских выборах в Исламской Республике. В настоящее время подсчитано более 65% голосов избирателей, сообщает иранское телевидение Press TV со ссылкой на заявление министра внутренних дел страны Мохаммада Наджара. Он ежечасно выступает по национальному телевидению с последними с данными о ходе подсчета голосов.
В Иране стартовали президентские выборы, в которых участвуют шесть кандидатов, из которых только один представляет крыло реформаторов

По итогам обработки более 23 млн бюллетеней, Роухани, единственный из шести кандидатов, позиционируемый как реформатор, набрал 51% (более 11 млн голосов).

Ближайший соперник Роухани, консерватор, мэр Тегерана Мохаммад Багер Галибаф следует за ним со значительным отрывом — 16,7%. Багер принадлежит к коалиции «2+1» ближайших соратников верховного правителя Исламской Республики аятоллы Али Хаменеи, который фактически является руководителем Ирана.

В эту коалицию также входит Али Хаддад Адель, один из приближенных советников Хаменеи: одна из дочерей Аделя замужем за сыном верховного правителя Али Хаменеи. Адель за несколько дней до выборов снял свою кандидатуру с гонки, объяснив это тем, что «наличие нескольких кандидатов от консервативного лагеря ослабит их шансы против реформаторов». Третьим в коалиции выступает кандидат Али Акбар Велаяти, старший советник по международным делам Хаменеи и бывший глава МИД. Он не стал отказываться от участия выборов, чем, вероятно, оттянул голоса у тегеранского мэра Галибафа. Однако последние данные счетной комиссии позволяют сделать вывод, что Велаяти выбыл из гонки, как и бывший министр нефти Саид Мохаммад Гарази.

Третье место, по предварительным результатам, занимает главный переговорщик по иранской ядерной программе Саид Джалили — 13,1%. За ним следует секретарь совета по целесообразности принимаемых решений, еще один представитель Хаменеи, Мохсен Резаи — 13%.

В основном данные поступили из столицы Ирана. Подсчет голосов в провинции, жители которой традиционно настроены более консервативно, продолжается, поэтому результаты еще могут измениться. Ранее многие эксперты предсказывали, что на выборах не избежать второго тура. Всего в ходе выборов было открыто 60 тысяч избирательных пунктов по всей стране. Если Роухани наберет более 50%, то будет объявлен президентом в первом туре.

Хассан Роухани, известный как участник переговоров по ядерной программе Ирана, значительно повысил шансы на победу только на это неделе. До этого аналитики относили его ко второму эшелону кандидатов.

За три дня до выборов другой кандидат реформаторов Мохаммад Реза Ареф отказался от борьбы в пользу Роухани. Хотя конечно, самоопределение Арефа как реформатора не до конца верно, чаще его относят к умеренным консерваторам, близким к реформаторам. Ареф критиковал суровые цензурные законы в стране, но при этом не переставал напоминать, что в Иране нет человека, более преданного рахбару (верховному правителю), чем он.

Выдвижение Роухани поддержали бывшие президенты Мохаммад Хатами и Акбар Хашеми Рафсанджани.

Роухани 65 лет, он придерживается центристской позиции, считается гибким политиком, пытающимся найти компромисс с Западом. Он обещает, в случае избрания, разработать «Хартию гражданских свобод».

В преддверии выборов он заявил: «Моя цель — восстановление экономики, обеспечение нравственности и взаимодействие с остальным миром».

Выборы президента в Иране прошли 14 июня. Работа избирательных участков продлевалась несколько раз, чтобы все пришедшие на них успели проголосовать.

В выборах приняли участие около 80% из более чем 50 млн иранцев, имеющих право голоса. В случае если Роухани не удастся сохранить набранные темпы и он не преодолеет планку в 50% голосов после окончательного подсчета, ему придется побороться 21 июня во втором туре с претендентом на пост главы исполнительной власти, показавшим второй результат в первом туре.

Нынешний президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад не принимал участия в выборах, так как уже отработал два четырехлетних срока. Переизбрание Ахмадинеджада в 2009 году сопровождалось выступлениями оппозиции, обвинившей власти в фальсификации выборов.

0

9

Георгий Мирский
заслуженный деятель науки РФ
ИРАН: ПРОВАЛ ТВЕРДОЛОБЫХ
15 июня 2013, 20:42

Вот это сюрприз, и сюрприз приятный. На фоне мрачных и тревожных новостей, давно уже идущих с Ближнего Востока, известие о результатах выборов в Иране дает основание радоваться. И прежде всего потому, что мы увидели страну, где действительно сработало настоящее народное волеизъявление.

Что греха таить, почти все у нас считают, что в Иране теократическая диктатура, никакой свободы быть не может. Выборы? Это мы знаем. Кого власть захочет, тот и будет победителем. Каюсь, я сам на- днях, комментируя по одному каналу предстоящие выборы, меланхолично заметил, что президентом станет тот, кого хочет видеть на этом посту Хаменеи, «рахбар» (духовный вождь исламской революции.) Как же я пальцем в небо попал! Забыл, что десять лет тому назад, беседуя в Тегеране с « простыми людьми», шоферами, официантами, охранниками, поразился тому, как смело и открыто они мне, иностранцу, говорят все, что они думают о своей власти, не стесняясь в выражениях. Тоталитарным режимом тут и не пахнет, - подумал я тогда.

Действительно, странная система. С одной стороны –орган, без одобрения которого никого не зарегистрируют в качестве кандидата. С другой стороны- люди голосуют именно за того, кого желают избрать. Фальсификации? А как же без них. Четыре года назад « натянули» Ахмадинежаду столько голосов, сколько он, конечно, не получил. Но ведь что было после этого? Сотни тысяч возмущенных людей вышли на улицы. Разогнали их, отменять итоги выборов не стали, но бесследно этот всплеск протеста не прошел, и сейчас власть уже на подтасовки не пошла. И вот – пожалуйста! Больше, чем любой другой кандидат, получает отнюдь не тот, кого хотел видеть на этом посту « тегеранский Кремль».

Президентом стал Рухани, единственный из кандидатов, которого считают относительно либеральным и представителем реформаторского крыла.

Как же его пропустил Наблюдательный совет, беспощадно отсекавший кандидатов еще на дальних подступах? А вот так- промашка вышла. И на старуху бывает проруха. Помню, в давние времена я случайно услышал слова видного идеологического деятеля из ЦК партии :» Вот, ловили мы диссидентов, а главную сволочь проморгали – Зиновьева.» (Имелся в виду ныне покойный эмигрировавший писатель, автор книги «Зияющие высоты».) И в Тегеране проморгали. В стремлении оставить в списке исключительно лиц, абсолютно преданных рахбару , в подхалимском рвении, как говорили в советские времена, члены Наблюдательного совета отсекли неожиданно для всех Рафсанджани, известнейшего политика, реформатора, уже занимавшего должность президента, формально из-за возраста, а фактически по одной причине: слишком популярный и самостоятельный, им вождь не может крутить – вертеть как захочет. Отсекли и Мешаи, креатуру и родственника уходящего президента Ахмадинежада, – уже по другой причине: за спиной Мешаи ключевую роль в политике мог бы играть Ахмадинежад, с которым у рахбара за последнее время окончательно испортились отношения.

Остались в списке люди стопроцентно лояльные, консерваторы, сторонники жесткого курса в отношениях с Западом, и среди них первый и главный- Джалили, ведавший переговорами по ядерному вопросу с международным сообществом. Все знали, что именно он- фаворит Хаменеи, хотя, конечно, открыто это не могло быть объявлено. Джалили прямо заявлял , что он сторонник отказа от всяких компромиссов по ядерной программе. «Сопротивление» - вот его ключевое слово: никаких уступок, твердо идти дальше по пути обогащения урана. Считается, что такой курс соответствует настроениям Хаменеи и руководителей могущественного, играющего уже, возможно, решающую роль в иранской политике Корпуса стражей исламской революции. При этом есть подозрение, что «твердолобые» не столько желают создать атомную бомбу, сколько намерены использовать «ядерный конфликт» для закрепления напряженности в отношениях с Западом, для поддержания духа «мобилизации масс» на основе вражды с Америкой. Почему? Вспоминаются слова «отца исламской революции» имама Хомейни о том, что бояться надо не западных армий, а западных университетов, а также проскользнувшую однажды реплику его преемника Хаменеи насчет того, что Иран, примирившись с Западом, рискует тем, что страну наводнят американские шпионы.

Все это отлично известно если не всем, то многим избирателям. И есть основания полагать, что выбор был сделан исходя не столько из внутренних факторов (здесь особой разницы между платформами кандидатов не было видно), сколько из отношения людей к внешней политике. Если это так, то можно поздравить иранцев: они оказались гораздо более зрелыми, чем предполагали наблюдатели. Ведь все понимали, что Рухани, в свое время тоже отвечавший за переговоры по ядерной программе – сторонник соглашения с мировой общественностью именно по этому, наиболее животрепещущему вопросу. Рухани якобы даже сказал как–то, что он пришел в политику, чтобы изгнать экстремистов. И главное, что привлекло избирателей к такому умеренному курсу (даже тех, кто и не думает отказываться от продолжения реализации ядерной программы, а их в народе большинство) - это перспектива резкого улучшения экономической ситуации в случае нормализации отношений с Западом. Ведь в результате жестоких санкций, которым подвергается Иран, экономика уже находится в жутком состоянии, и народ это ощущает, для людей исключительно важно, чтобы прекратилось это скольжение в пропасть, чтобы были сняты санкции. И избиратели достаточно умны, чтобы понять: это возможно только при проведении разумной, взвешенной политики, предполагающей компромиссное решение ядерной проблемы.

Разумеется, решающее слово по ядерной программе принадлежит не президенту, а рахбару Хаменеи. Что у него на уме – никто не знает: довести обогащение урана до 90 %, чтобы достичь «состояния пятиминутной готовности» и показать всему миру: «смотрите, Иран уже ядерная держава, бомбу делать не хотим, но в случае чего - один шаг и…». Или остановиться где- то посередине между 20 и 90 %, на этом закончить шантаж и начать всерьез торговаться с Америкой. Или еще что- либо. Неизвестно. Рахбар даст знать, когда сочтет нужным. Но и недооценивать роль президента тоже нельзя: вспомним, что при том же самом духовном лидере Хаменеи один политический курс (благоразумный, умеренный) проводился президентом Хатами, и другой (агрессивный, бесшабашный ) президентом Ахмадинежадом.

И вот сравним результат Рухани и результат Джалили. Поражение твердолобых, экстремистов, сторонников конфронтации.

Можно представить себе, как опечалены сегодня наши комментаторы, аналитики, депутаты Государственной Думы, проповедники оголтелого антиамериканизма. Они надеялись, что позиции иранских ястребов укрепятся. Им в голову не приходило, что может быть при усилении конфронтационного курса Тегерана. А что именно? Вот что: по мере приближения Ирана к роковой цифре – 90 % обогащения урана- росли бы шансы того, что Израиль рано или поздно нанесет удар с воздуха по иранским ядерным объектам. Он не смог бы все эти объекты уничтожить, в крайнем случае превращение Ирана в ядерную державу было бы отсрочено на несколько лет, но дело не в этом, а в том, что ответные удары иранцев непременно пришлись бы по американским объектам, США были бы втянуты в войну, которая немедленно привела бы к началу « столкновения цивилизаций». А вот тут- то подняли бы голову все исламистские экстремисты в мире, все джихадисты, все последователи Бен Ладена, призывавшего к беспощадной войне против « крестоносцев», т.е. западных людей, к которым относятся и русские. Можно представить себе, какой могучий стимул для подрывной антироссийской деятельности появился бы у наших псевдо – ваххабитов- не столько даже на Кавказе, сколько в Татарстане. Неужели это неясно? Нет, обо всем этом даже не хотят и думать те, кто нагнетают всеми силами пошлую антиамериканскую истерию, убеждают людей , что американцы захватят Сирию, потом Иран, а там и, гляди, до нас очередь дойдет (как та нарофоминская старушка, которая кричала на радио: «Бомбят Багдад, а завтра Москву бомбить будут!»). И такую галиматью несут в то самое время, когда поймали террористов (никаких не американцев, а исламистов), собиравшихся устроить взрывы в Москве! Все, что угодно, лишь бы промыть людям мозги и отвлечь их от подлинной угрозы России.

Но вернемся к Ирану. Что будет - нам знать не дано. Но пока что можно утверждать : в Иране победила перспектива в о з м о ж н о г о мирного урегулирования ядерного конфликта и потерпела неудачу перспектива в е р о я т н о г о соскальзывания к войне.

0

10

Иранская сенсация может обойтись России очень дорого
12:26 17.06.2013 , Иван Гладилин


Если Хасан Рухани сумеет договориться с Западом о снятии санкций, цены на нефть могут рухнуть

Настоящей сенсацией завершились в минувшую пятницу выборы нового президента Ирана. В первом же туре, набрав 50,7% голосов избирателей, в них победил 64-летний Хасан Рухани – один из сподвижников «отца-основателя» Исламской Республики Иран Рухоллы Хомейни, возглавлявший в 1989-2005 годах, при президенте Хатами, Высший совет национальной безопасности Ирана и являвшийся, соответственно, главным переговорщиком Тегерана с международной «шестеркой».

«Результат президентских выборов в Иране ошеломителен… Практически никто из наблюдателей и экспертов не ожидал, во-первых, того, что выборы закончатся в один тур. Во-вторых, мало кто прогнозировал победу на них Хасана Рухани – политика-центриста, близкого и к реформистским кругам, и к умеренным консерваторам. Тем более никто не предполагал, что 14 июня он наберет более 50% голосов избирателей. При этом его ближайший соперник получил в три с лишним раза меньше. А вместе второй и третий «призеры» президентской гонки, действующий мэр Тегерана Галибаф и «ядерный переговорщик» Джалили, взяли примерно половину того числа голосов, которое досталось сподвижнику аятоллы Хомейни. Но именно их, в отличие от Рухани, считали главными фаворитами. Иногда в пару основных претендентов на президентское кресло в Тегеране включали бывшего министра иностранных дел Велаяти – но не человека, ставшего действительным победителем, причем с места в карьер. Таким образом, итог президентской кампании в Иране стал «многоэтажной», «многослойной» сенсацией», – отмечает в «Известиях» историк Станислав Хатунцев.

«Хасан Рухани не рассматривался не только в качестве лидера гонки, но и вообще не казался способным пройти первый тур, – написал в своем «ЖЖ» еще до подведения итогов голосования известный эксперт «Эль Мюрид». – Иранские опросы общественного мнения еще три дня назад показывали значительное разочарование населения и нежелание идти на выборы. Освещалась уверенная кампания двух консервативных кандидатов – Галибафа и Джалили. Уверенность их подчеркивалась благорасположенной позицией Хаменеи (духовного лидера Ирана. – Прим. KM.RU), так и не призвавшего голосовать за кого-либо из кандидатов. Это трактовалось как полная уверенность рахбара в победе «его» кандидата, кто бы им ни был.

Все изменилось в среду, за полсуток до «дня тишины». Али Акбар Хашеми Рафсанджани призвал своих сторонников отдать голоса за Хасана Рухани. И мгновенно ситуация стала иной. Явка, которая прогнозировалась на уровне не выше 40-50%, составила аж 80% (на самом деле она составила 72,7%. – Прим. KM.RU). Собственно, именно эти 30-40% и решили исход голосования: все остальные кандидаты набрали ровно то, что и прогнозировалось, в абсолютных цифрах. Рухани взял все остальное, и этого хватило для победы в первом туре.

Уже утром предварительные итоги были известны, и власти попросту тянули с опубликованием новости. Теперь уже понятно, что делалось эти полдня: по Ирану прошла резкая и быстрая зачистка всех известных спецслужбам диверсионных ячеек, ориентированных на запуск беспорядков 21 июня – в день голосования во втором туре. В Ираке был обстрелян лагерь «Моджахеддин-э-Хальк» под Багдадом. Граница была взята под тотальный контроль. Все это заняло буквально полсуток, после чего окончательные итоги были объявлены.

Запад оказался поставлен перед фактом: протестовать некому, и нет повода. Победил тот кандидат, поражением которого Запад и должен был возмутиться.

Сколько здесь технологий, сколько реального волеизъявления народа – сказать теперь уже невозможно. Но получилось так, как вряд ли прогнозировал кто бы то ни было.

При этом Рухани – не оппозиционер в том смысле, который вкладывает в него западная политическая традиция. Рухани – абсолютный и преданный сторонник еще имама Хомейни, последовавший за ним в эмиграцию, сидевший в шахских тюрьмах, вернувшийся в Иран после революции и работавший на благо этой революции все постреволюционные годы.

Уже поэтому ни о какой смене курса Ирана речи не идет и идти не может. Особенно если учесть, что президент Ирана его не определяет.

Тем не менее избрание Рухани – ответ Америке. Тот, которого от Ирана ждал Обама. И это огромный плюс по очкам именно Обаме в его борьбе против имперцев-республиканцев. Максимально лояльный из всех возможных Западу президент Ирана – несомненно, Обама может записать это себе в актив. Его намеки и знаки были услышаны и поняты.

Теперь очередь отвечать за Обамой. И меньшего ответа, чем снятие санкций, в Иране от него не ждут. Только после этого возможен встречный шаг со стороны Ирана. Сегодня он сделал максимум из того, что мог.

При этом все прекрасно понимают, что Обама пытается замириться с Ираном только для того, чтобы обмануть его. Обама знает, что иранцы это знают. И то, что иранцы тоже рассчитывают его обмануть. И тоже знают, что Обама это знает».

«Западные политики, – продолжает эксперт, – приветствуют избрание президентом Ирана Хасана Рухани и немедленно выражают надежду, что это избрание сдвинет с места проблему переговоров по ядерной программе. В принципе, как раз Рухани в 2003 году и сумел договориться с Западом и обеспечил договоренности по программе обогащения. Французский эксперт по Ирану Бернар Уркад напоминает об этом факте: «Политика Ирана не изменится ни в ядерном вопросе, ни в отношениях с Соединенными Штатами, с Израилем или со странами третьего мира. Стратегия Ирана остается прежней – независимость, исламизм и третий мир. Но способ проведения этой политики сильно изменится».

Я думаю, – продолжает «Эль Мюрид», – что Рухани уже это продемонстрировал в 2003 году, когда в результате переговоров Иран смог продолжить обогащать уран, но под международным контролем. Таким образом, он продемонстрировал, что может договариваться, вместо того чтобы конфликтовать с высшим руководителем Хаменеи. Теперь Рухани будет проводить прежнюю политику в сотрудничестве с Хаменеи. В отличие от Ахмадинежада, Рухани будет проводить политику более сдержанную, более мягкую, но более эффективную.

Таким образом, Иран продемонстрировал, что хочет вернуться к центристской власти, и сделал попытку найти кого-нибудь, кто был бы одновременно близок к духовному лидеру Хаменеи и одновременно способен воспринимать международные политические и экономические реалии. Проблема в том, что в 2003 году Запад был готов договариваться. Готов ли он сейчас или нет – это зависит не от Рухани», – пишет «Эль Мюрид».

Гендиректор Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров, для которого победа Рухани, кстати, тоже стала настоящей сенсацией, в чем он признался «Интерфаксу», считает, что Рухани, скорее всего, возьмет курс на восстановление отношений с Западом. «Полагаю, что в любом случае Хасан Рухани и его команда откажутся от курса жесткого противостояния с Западом, который восемь лет подряд проводился при Ахмадинежаде. Плохие отношения с Западом во многом обусловили крайне сложное экономическое положение Ирана и резкое снижение уровня жизни населения», – заявил он агентству. «Решить экономические проблемы без изменения внешнеполитического курса Тегеран не сможет, и поэтому следует ожидать, что Рухани придаст иранской ядерной программе прозрачный характер», – отметил эксперт.

Что касается России, то развитие и углубление отношений с Москвой, скорее всего, станут одним из приоритетных направлений внешней политики нового иранского президента, считает Раджаб Сафаров. «Рухани – прагматик, и поэтому при нем отношения с Россией как минимум не ухудшатся. А скорее всего, следует ожидать проявления интереса со стороны Ирана эти отношения активизировать. Подход здесь прагматический: Россия важна для Ирана в качестве серьезного игрока по решению проблем Каспия, а также для как можно быстрого входа в Шанхайскую организацию сотрудничества. Я лично общался с Рухани. Он хорошо относится к России», – отметил эксперт.

Новый президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани, сообщает ИА REX, родился 12 ноября 1948 года в городе Сорхе провинции (остана) Семнан. По национальности – перс. Окончил медресе в городе Кум и юридический факультет Тегеранского университета, в 1972 году получил степень доктора права в Университете Глазго (Шотландия). Занимал ведущие посты в командовании вооруженными силами Ирана во время ирано-иракской войны (1980-1988 гг.), в 1980-2000 гг. – депутат парламента, в 1992-2000 гг. – вице-спикер иранского парламента, в 1989-2005 гг. – председатель Высшего совета национальной безопасности, глава делегации Ирана на переговорах с «шестеркой» по иранской ядерной программе, с 1992 года – глава Центра стратегических исследований Ирана, член Совета целесообразности Исламской Республики Иран с 1991 года, член Высшего совета национальной безопасности с 1989 года, член Совета экспертов с 1999 года, кандидат от политической религиозной организации «Общество борющегося духовенства». В молодости Рухани выступал как активный сторонник шиитского духовенства. Он ездил по стране, агитируя против шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, за что неоднократно подвергался арестам. Одно время власти были вынуждены запретить Рухани любые публичные выступления. Чувствуя опасность для своей жизни, он по совету аятоллы Мохаммада Бехештии и аятоллы Муртаза Мутахари на время покинул Иран и за границей продолжил агитационную работу среди иранских студентов. В Париже он присоединился к Рухолле Мусави Хомейни – будущему основателю исламской революции. После победы исламской революции Рухани вернулся на родину.

11 апреля 2013 года Рухани объявил, что будет баллотироваться на пост президента Ирана. Он заявил, что в случае его избрания он подготовит «Хартию гражданских прав», восстановит экономику страны, урегулирует проблему безработицы и занятости молодежи: «Созидая эффективные рабочие места, можно решить экономические проблемы и, следовательно, добиться успехов и прогресса в исламском Иране». В случае своего избрания он обещал повысить зарплаты рабочих на 40% пропорционально росту инфляции. По его мнению, нынешнее положение дел в экономике является результатом экономических, культурных, социальных и политических проблем. Во внутренней политике Рухани выступает за «полифронтальность»: «Мы откроем все замки, которые повесили на жизни людей за последние восемь лет».

Согласно его предвыборным заявлениям, основным приоритетом во внешней политике для Рухани станет улучшение сложных отношений с Западом. В прошедший понедельник вечером он назвал расширение отношений с разными странами мира приоритетом его возможного правительства в будущем. Он уверен в том, что в современном мире невозможно создать стену вокруг Ирана. «Народ Ирана не сдается перед сверхдержавами мира и не противостоит им, а продолжит путь к эффективным связям», – заявил Рухани. Он призывает к «конструктивному взаимодействию» со всем миром и именно так намерен решить существующие в Иране проблемы и добиваться развития своей страны. Исходя из этого, он намерен добиваться отмены международных санкций против Ирана. Рухани выступает за продолжение переговоров по ядерной проблеме Ирана и верит в то, что в этом деле можно полагаться на европейских лидеров.

Некоторые российские журналисты, наблюдающие за выборами в Иране, поспешили заявить, что на фоне своих соперников по предвыборной гонке Хасан Рухани выглядит «почти реформатором». В отличие от них, большинство западных наблюдателей отмечают, что «реформатором» Рухани может считаться лишь условно. Кроме того, они обращают внимание на то, что определение главного политического курса страны находится в исключительном ведении аятоллы Хаменеи.

12 июня в ходе своей встречи с избирателями в области Хасан Рухани заявил о своей грядущей уверенной победе уже в первом туре выборов. Тогда в это никто не верил. Но самые интересные слова Рухани произнес в конце: «Указания духовного лидера, советы аятоллы Рафсанджани и экс-президента Хатами будут основным капиталом новообразованного правительства. Мы будем пользоваться всеми их советами». Нет ничего странного в этих словах, если они на самом деле сказаны в знак благодарности за поддержку, оказанную ему со стороны двух экс-президентов, отмечает агентство. Страшно будет в том случае, если новый президент на практике станет марионеткой в их руках, потому что, учитывая мстительность многих иранцев, в таком случае в стране могут начаться настоящие преследования политических оппонентов, в том числе и сторонников Ахмадинежада, так как последний является чуть ли не личным врагом Рафсанджани и Хатами!

По всей видимости, считает агентство, Рухани будет очень сложно стать независимым президентом, если иметь в виду на порядок укрепившиеся влияние этих политиков на иранское общество после победы того кандидата, который «согласился баллотироваться по их совету». Сложность ситуации для нового президента заключается еще и в том, что кроме этих двух политиков, в Иране имеется немало других влиятельных политических и религиозных деятелей, которые заранее поддержали кандидатуру Рухани на выборах и, следовательно, более чем уверены в том, что «он обязан им». В то же время и духовному лидеру Ирана Хаменеи придется учитывать, что за президентом Рухани стоят голоса более 50% иранцев.

Что же касается реакции внешнего мира на избрание Рухани президентом, то для Ирана она пока в целом позитивная. Комментируя его победу, пресс-секретарь президента США Джей Карни заявил в субботу: «США готовы напрямую общаться с иранским правительством, чтобы достичь дипломатического решения, которое полностью ответит на обеспокоенность международного сообщества относительно ядерной программы Ирана». Напомним, во время предвыборных теледебатов Рухани также выступил за прямые переговоры с США.

К удивлению, ни в одном программном обращении или интервью в ходе предвыборной борьбы Рухани не нашлось места ни одному слову о России. Вместе с тем в этом может быть и некоторый положительный момент – в смысле того, что российскому руководству придется налаживать отношения с новым президентом Ирана «с чистого листа».

Президент России Владимир Путин уже поздравил Рухани с избранием президентом Ирана. А председатель Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков записал в своем микроблоге в Twitter: «Победа Рухани в Иране сильно затрудняет для США военный сценарий в отношении Ирана. Как можно бомбить страну, где у власти президент-реформатор?»

Впрочем, Россия может и немало потерять, если Рухани удастся договориться с Западом. Ведь в этом случае не исключено, что международные санкции (за которые, кстати, Россия тоже голосовала в Совбезе ООН) против Ирана будут сняты, и тогда иранская нефть снова полноводной рекой польется на Запад. А это неминуемо снизит нынешние мировые цены на нефть, пока еще столь благоприятные для России.

0

11

The Foreign Policy Impact of Iran's Presidential Election

TUESDAY, JUNE 18, 2013 

Stratfor

By Michael Nayebi-Oskoui and Kamran Bokhari

Iranians went to the polls Friday to elect outgoing President Mahmoud Ahmadinejad's successor. Candidates reported few serious problems with the process, and the losers sent congratulations to the eventual winner, Hassan Rouhani.

Compared to the political instability that followed Ahmadinejad's 2009 re-election, this process was relatively boring. But however the news media felt about the election, Iran needs domestic stability if it is going to change its foreign policy in a very challenging geopolitical environment.

Domestic Stability

Domestic stability has been the first goal for any regime that would project power from Iran's central highlands. The Persian Empire first emerged only after a central power subjugated the various groups of Indo-Iranian, Turkic and Semitic peoples within its borders. The suppression of 2009's Green Movement is only a recent example of a strong state apparatus quelling internal dissent. For millennia, various Persian regimes have sought to keep such domestic pressures at bay while foreign powers have sought to exacerbate these tensions to distract Iran or make it vulnerable to invasion.

In today's Iran, structural economic stresses that have persisted under decades of sanctions are coming to a head while sectarian competition in the region has halted the expansion of Tehran's regional influence. The clerical regime that currently rules the Iranian mountain fortress understands the threats from beyond its borders, but like its predecessors, it must make peace at home before it can address external challenges.

Much of the Western, and especially U.S., coverage of the Iranian elections centered on Rouhani, a figure known to many in the West. He took part in the Islamic Revolution and had ties to Ayatollah Ruholla Khomeini, the founder of the Islamic republic. He also has ties to Ayatollah Ali Akbar Hashemi Rafsanjani, Iran's second clerical president, and is a representative of the current supreme leader, Ali Khamenei, on the Supreme National Security Council. Rouhani served as secretary of Iran's Supreme National Security Council for 16 years. As an extension of this position, he was Iran's chief nuclear negotiator from 2003 to 2005. It was during this period when Rouhani's foreign policy credentials became best known in the United States and Europe. It was also during this period when Western and Iranian nuclear negotiators came closest to reaching a deal.

Paradoxically, Rouhani combines conservative and reformist tendencies. As a cleric, he does not seek fundamental changes in Iran's power structure of the sort Ahmadinejad sought, but he also advocates cooperation with, and outreach to, other branches of Iran's power structure such as the military and civilian politicians. While defending Iran's nuclear program and regional agenda, he understands that simply issuing ultimatums to the West and escalating tensions rather than striking compromises will not win relief from sanctions. In this regard, he resembles the reformist former President Mohammed Khatami, under whom Rouhani served as chief nuclear negotiator. Rouhani can be expected to adopt a less incendiary tone in foreign policy than Ahmadinejad and to cooperate with other domestic power centers, like those of the supreme leader and the military and security forces.

Iran's domestic woes give it an incentive to pursue the kind of pragmatic engagement and dialogue with the West Rouhani was known for, especially on issues such as Iran's nuclear program and Tehran's interests in the Levant, Iraq and Afghanistan. This means Friday's election represents a relative success for the Islamic republic, though it denied the West's desire for a disruptive election that would see Iran's clerical regime fall.

Ahead of any meaningful traction on its foreign policy agenda, the Iranian government had to re-engage its electorate, something it has accomplished with this election. Tellingly, aside from current nuclear negotiator Saeed Jalili, seven of the eight candidates approved to run in this election campaigned on moderate or even reformist platforms, in stark contrast to the nationalist rhetoric of the firebrand Ahmadinejad.

Although largely unaffected by the regional unrest in 2011, the clerical regime needed to demonstrate both to its citizens and foreign capitals that the Iranian people could still bring about change at the ballot box, not just through the streets. Given the choice, the Iranian people chose pragmatism in relatively free and fair elections.

Though the Islamic republic cannot be changed overnight -- long-term structural changes are needed to revive the Iranian economy -- Rouhani's campaign and election have provided a relatively immediate, low-cost way to lessen some of the domestic pressures on the regime. Large-scale demonstrations in support of the president-elect following the announcement of his victory took place in Tehran and throughout many of Iran's urban centers, without the involvement of state security forces. For now at least, this suggests Iran's large and increasingly frustrated electorate seems to have been appeased.

While it is, of course, too early to know how his presidency will play out, the Rouhani administration at the very least will not begin its tenure plagued with doubts regarding its legitimacy of the sort that greeted Ahmadinejad's second term. Also unlike Ahmadinejad, the president-elect has the opportunity to bridge deep divisions within the clerical elite. With clerical authority and the supreme leader no longer under attack from the presidency, and with convincing electoral support behind him, Rouhani has already overcome the largest hurdles to amending Iranian policy at home and abroad.

Foreign Policy Shifts

It is in this framework that the West hopes to eventually re-engage Rouhani and Iran. Fiery rhetoric aside, Ahmadinejad also sought a strategic dialogue with the West, especially as his competition with the supreme leader prompted him to seek foreign policy wins. But the infighting that resulted from Ahmadinejad's attempts to undermine the pro-clerical structure of the republic impeded any progress in this arena.

If Rouhani can get the clerics behind him and accommodate the interests of Iran's military and security forces and the broader electorate, his chances of reaching a dialogue or negotiated settlement with the West will be much improved.

Guiding much of this will not be just the change in personalities but Iran's shifting geopolitical environment. Since it is no longer on the regional offensive, Tehran's previous defiant rejection of American interests is now incompatible with long-term Iranian goals in the region.

There is still much work to be done at home before Iran can switch gears, and Iran's president-elect still faces considerable challenges to enacting any major shifts in policy. Rouhani must still convince many of the stakeholders within the regime that he can be trusted. He must protect the economic interests of the powerful Islamic Revolutionary Guard Corps while building a relationship with Iran's larger and often overlooked regular army. He must also manage his relationships with Rafsanjani, his most influential political backer, and with the supreme leader. Rafsanjani and Khamenei are competitors, and although the approval and eventual success of Rouhani's candidacy may hint at a broader clerical rapprochement, the supreme leader will not take kindly to attempts by Rafsanjani to rule through Rouhani. Rafsanjani, however, is unlikely to stop trying to capitalize on the successes of his protege.

Against a backdrop of domestic political reconfiguration, gradual diplomatic outreach to and from Iran can be expected. Parliamentary elections in 2015 will provide greater insight into how much change Rouhani can attempt, and it is along this timeline we should expect to see Iran seriously re-engage in negotiations with the West. In the meantime, little substantive change will occur beyond more careful rhetoric regarding both Iran's nuclear program and Tehran's support for the embattled Syrian regime. While challenges to both Iran's domestic policy realignment and outreach to the United States thus remain, Western and regional hopes for such change endure.

Read more: The Foreign Policy Impact of Iran's Presidential Election | Stratfor
Follow us: @stratfor on Twitter | Stratfor on Facebook

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Литва и другие страны » Выборы в Иране: ПРОВАЛ ТВЕРДОЛОБЫХ