Беспощадный "Квартет": Что выберет настоящий артист у последней черты

У Дастина Хоффмана все в жизни непросто. Он стал всеобщим любимчиком после гениально исполненной роли гениального аутиста в "Человеке дождя" и сердобольного отца-одиночки, ведущего войну с экс-супругой в "Крамер против Крамера"

1 марта

Но с годами он как-то… поутих, снимался в довольно проходных картинах. Тайну этого явления приоткрыл в свое время вездесущий Вуди Аллен, в одном из интервью посетовавший, что, мол, Дастин актер, конечно, гениальный, но уж больно много денег просит, а потому… Потому и не складывается.

Сумрачно все оказалось у Хоффмана и на режиссерском поприще. Лет двадцать назад ввязавшись в один проект, он покинул его столь стремительно, что даже отказался ставить свое имя в титры. И с тех пор – ни-ни. Точнее, ни-ни до последнего времени, потому что в 2012 году престарелый и великий (а он, несмотря ни на что, несомненно велик) актер вновь решил встать по другую сторону камеры, чтобы снять кино о престарелых и великих музыкантах. И таки снял его.

http://pics.style.rbc.ru/style_pics/media/img/590x468/2/95/1453209457407111362039444740952.jpg

Совершенно очевидно, что Дастин знал, на что идет, то есть прекрасно понимал, что фильму о подводящих жизненный итог пенсионерах никогда не порвать кассу, не стать культовым и не полюбиться жизнерадостным домохозяйкам.

Совершенно очевидно и другое: для 75-летнего Хоффмана такая тема – выбор неслучайный. Это – прощание с собственной затянувшейся молодостью, попытка поделиться мыслями о старости, о том, как дальше жить, и, конечно же, о том, зачем такая жизнь нужна.

Это – общее место для многих режиссеров. Разница лишь в том, что каждый выбирает свой путь: Хайнеке в своей "Любви" поет песнь отчаянию и смерти, ну а Хоффман… Хоффман все еще не теряет оптимизма.

Его, по сути, режиссерский дебют – "Квартет" - и мелодрама, и комедия, и психологическая драма, и в какой-то степени экранизированная театральная постановка, и много что еще. А если коротко, то милая история о тех, кто привык к цветам и овациям, сценам "Ковент-Гарден" и "Ла Скала", поклонницам и воздыхателям, а теперь превратившихся в бодрых старичков из Бичем-Хаус, дома ветеранов британской оперной сцены, намеренных всеми оставшимися силами доказать, что порох в их пороховницах еще не отсырел, а смерть если что от них в ближайшее время и увидит, то разве что кукиш.

Так они живут уже много лет, каждый год в день рождения Верди устраивая гала-концерт.
На этот раз гвоздем программы должна стать новая постоялица — бывшая прима, настоящая стерва и по совместительству бывшая супруга руководителя квартета, наставившая ему рога чуть ли не сразу после свадьбы.

Будет ли ее воссоединение с давними партнерами успешным? Получится ли у артистов отрешиться от былых амбиций и прошлых обид и, может, даже воскресить забытую любовь? Именно эти вопросы выносят в анонс фильма кинопрокатчики. Задача их понятна: привлечь подобными дилеммами как можно больше зрителей. Но, положа руку на сердце, прокатчики лукавят, потому как главный вопрос тут совсем иной: подойдя к финальной черте, что выберет настоящий артист – искусство или личное счастье, синицу в руке или журавля в небе, или, говоря языком философии, "я" или "я в себе"?

В попытках найти ответы на все эти вопросы герои будут говорить о бывших женах и мужьях, деньгах и славе, боязни забвения, Верди и Моцарте, потому что разговоры помогают отвлечься от главного. Но рано или поздно у каждого это главное выйдет на первый план.

Что главное? Те самые итоги и то, что в конце концов ты можешь предъявить и окружающим, и самому себе, пусть даже с шутками, прибаутками и некоторым количеством чисто театральных гэгов...

Почему этот фильм вообще добрался до российского проката – большая загадка. И кого стоит за это поблагодарить, совершенно непонятно.

С выходом "Квартета" возникает чувство сожаления. О том, что он, скорее всего, провалится в прокате на фоне феерично-трэшевого "Что творят мужчины!" Сарика Андреасяна, зубодробительной "Любви по-взрослому" Джудда Апатоу, мрачного "Побочного эффекта" Стивена Содерберга, винтажно-романтического "Эдварда руки-ножницы" Тима Бертона и анимационного "Побега с планеты Земля". А еще больше о так и не дошедшем до российского зрителя "Позднем квартете" Ярона Зильбермана – также снятом в 2012 году, также рассказывающим о престарелых исполнителях классики, также поднимающим вопросы ухода, цены, любви, предательства, музыки, секса и человеческого достоинства. Но – куда тоньше и изящнее, чем в ленте Дастина Хоффмана.

Оно, впрочем, и понятно: на Хоффмана пойдет хоть кто-то. На Зильбермана – вряд ли. Это, увы, давняя проблема: зрителю недосуг идти на "проблему", он по-прежнему покупает билеты на "имена".