04 мая 2012, 11:44
Вчера разговаривала с русским американцем, который занимается продажей ТВ-пакетов в США. Рассказал интересную вещь. Оказывается, наши бывшие соотечественники еще 10 лет назад принципиально отказывались смотреть российское ТВ, всячески стараясь забыть предыдущую жизнь и ее проблемы. А вот в последние несколько лет ситуация изменилась. Стали очень активно покупать пакеты с российским ТВ, взахлеб отсматривая все сериалы и концерты вместе взятые. Причем на предложение моего приятеля за плюс десять баксов взять еще американские каналы многие отвечают отказом. Здесь, в русской диаспоре, как ни странно, есть колоссальный запрос на новых русских героев, которых, увы, не так много.
Основным импортером является, конечно же, Comedy Club, давший стране сразу десяток звезд, начиная с Гарика Мартиросяна и заканчивая Мишей Галустяном. Ведь, если говорить о ТВ-звездах 30+, кроме Урганта на «Первом», всех остальных реально родил продюсер Джанибекянhttp://www.kommersant.ru/doc/1350210. Причем построив с ними взаимоотношения по абсолютно не свойственному российскому рынку принципу. Мы вам платим. Платим очень хорошо. За то, что вы работаете на нас и только на нас. Поэтому даже те, кто попытался попробовать себя на стороне, вернулись в новый «Камеди». Про успешные сериалы и параллельный захват компанией «Камеди» ТВ-рынка России молчу, вот вам просто ссылка на «Коммерсант», где Артур Джанибекян появился единожды, но зато как.
Этот конвейер по производству бесперебойной успешной телевизионной продукции вырос без благословения рукопожатных ТВ-критиков. Эти парни абсолютно лояльны власти, при этом на все проблемы смотрят сквозь призму юмора, что делает их для зрителя гораздо симпатичнее многих коллег, которые, ворвавшись с шашками в политическое поле страны, ушли с него, явно прихрамывая.
Не знаю, упоминали ли их хоть раз в своих проповедях Петровская и Ларина, но парни – реально самые крутые в стране. И, по слухам, планируют даже выходить за ее пределы.
А что в это время происходит на всем остальном ТВ?
Впечатляющий проект канала НТВ – прямая линия с Галкиным и Пугачевой. Новый проект Вадика Такменева, видимо, был очередной попыткой через мнение главной звездной пары страны сформировать позицию простых зрителей. Дать им надежду на то, что их чаяния близки и тем, кто на Олимпе. В Америке эта практика широко применяется. Можно сказать: сколько зрителей, столько и звезд. Любой зритель может найти себе в качестве ролевой модели звезду и начать смотреть на мир ее глазами. Не факт, что у зрителя получится пройти такой же яркий жизненный путь, но в Америке очень много примеров, когда простое увлечение звездой дало огромному количеству американцев возможность сесть в социальный лифт и доехать до самого верха. Американская мечта доступна каждому обывателю, главное – просто захотеть. Так из чего же состоит этот рецепт?
Американская мечта – это процентов десять собственно мечты, а остальное – пахота от рассвета до заката. У них же все кино, все сериалы и даже некоторые ТВ-проекты (типа American Idol) учат народ: если много и усердно работать, то непременно будет счастье, ну, в крайнем случае, материальное благополучие. В свободном мире каждый получает то, что заслужил, говорят с экрана. У них даже мафиози в кино пашут так, что боишься за их здоровье. А несчастные кинополицейские? Смотреть страшно!
У нас по-другому. Потому, что российская мечта (возможно, я впервые вообще поставила эти два слова рядом) – она другая. Это когда получил то, на что по всем законам мироздания просто не способен или не заслуживаешь. Да еще и денег сверху насыпало. Вот это по-нашему.
Смотрю на фотографию, где Сталлоне со Шварценеггером лежат в больнице на соседних каталках. Оба, улыбаясь, посылают в пространство однозначный месседж: «Пацаны, вы тоже так можете». В смысле, не конечности сломать, а пройти путь от не особо интеллектуально одаренных парней до американских звезд первой величины. Про Арни вообще молчу, его история превосходит все сказки Ганса Христиана Андерсена вместе взятые. И, тем не менее, это правда. Любой в Америке может стать звездой при наличии таланта, желания и трудолюбия.
У нас тоже есть достойные примеры, которым народ прощает все. Мы знаем, что тот же Филипп Киркоров ненавидит розовые кофточки, что он сильнее, чем администратор Яблокова, что после боя он лечился в израильской клинике, а потом неожиданно для всех стал отцом. При этом разговоры о том, что Киркоров не особо в моде у поколения интернета, тоже оказались преждевременными. Филипп сумел, видимо, неожиданным даже для самого себя образом актуализироваться в самой острой дискуссии последних месяцев, всего лишь захотев крестить собственную дочь. Внимание к его жизни в очередной раз доказало, что в масштабах страны он по-прежнему интересен большинству граждан не только фактом своего творчества, но и своими поступками, которые делят общество на ЗА и ПРОТИВ, но главное – никого не оставляют равнодушным.
Ведь это именно он в детстве смотрел на Аллу Пугачеву по ТВ, брал в руки микрофон и мечтал когда-то оказаться рядом с ней. И его мечта сбылась, хотя «Газпром» тут ни при чем. Но он и еще пара-тройка артистов реально остались последними могиканами, которые до сих пор продают не свою физиологию, а массовое искусство.
А тем временем интернет в России, где катастрофически не хватает звезд и социальных лифтов, начинает пачками штамповать ярмарочных уродцев. Раньше их показывали в цирке. До недавнего времени – в интернете. А теперь, когда наконец-то и на ТВ за неимением особо удачных свежих идей стало модным воспроизводить хиты интернета, – на ТВ в прайм-тайм. Причем наткнулась я на эту идею в самом рейтинговом шоу «Первого канала» «Пусть говорят» у Андрея Малахова. Включив как-то вечером телевизор, я увидела рядом с ним Рому Желудя. Это сегодня один из главных кумиров девочек из «Контакта». Наш ответ Джастину Биберу. Только если Бибер поет, то Рома просто себя фотографирует, снимает видео о себе и всячески заполняет пустую нишу детских героев, причем без особых на то усилий. Конкурировать-то все равно не с кем. Разве что с Катей Самбукой. Лично я не против Ромы, из него наверняка вырастет гораздо более приличный парень, чем из героев скандальных видеороликов о школе, но неужто в нашей стране он сегодня является главным кумиром подростков? Настолько главным, что уже ведет с Малаховым шоу. И даже это не самое страшное. По-настоящему страшно то, чему посвящалась эта программа. Настоящим российским новым звездам.
Тем, на кого, как утверждал Андрей, смотрят миллионы. Это те самые миллионы интеллектуалов, что с завидной регулярностью предрекают гибель современному ТВ, называя его зомбоящиком. А вот теперь, внимание, встречайте героев высокообразованной сети, впервые на «Первом» интернет-мем «наркоман Павлик», китаец с четками и кот, умеющий ходить на двух лапах. Вот они – современные «божки» прайм-тайма.
Скажите, а вы в курсе, что ваших детей веселят такие персонажи? Вы же не удивитесь, когда потом какой-нибудь малыш решит повеселить сверстников именно так, как показано в ролике на YouTube. Например, запулить мячом в бабушку. Или избить девушку-инвалида. А потом следить за количеством просмотров. Им хочется выделяться из толпы, они хотят лидировать и требуют внимания окружающих.
На самом деле это не Америка, это Россия – самая свободная страна на свете. У нас достаточно громко крикнуть «Адвокааат!», «Йаааазь!», «Орел, блин!» – и все, с новой звездой вас, дорогие россияне. В Америке тоже есть «пукающие» звезды, но у них особый сегмент рынка. Их приглашают в программы типа «Сам себе режиссер», их звездный час – пять утра в понедельник, время отчаянных домохозяек. Не забудьте, что это мы – страна высокой культуры с многовековыми традициями – в отличие от некоторых, у кого всей истории государственности и на 250 лет-то не набегает.
Телевидение выполняет важную социальную функцию, с этим не поспоришь. Именно поэтому американские, например, звезды, иногда высказываются и по острым проблемам своего американского общества. Те, у кого, конечно, хватает статуса, чтобы перейти из категории социальной обслуги в сферу влияния на социум. У них за плечами – готовая мифология, которая в любой ситуации подсказывает, как жить дальше.
Это, собственно, и пытались сделать Алла Борисовна с Галкиным. Потому что их мнение о Pussy Riot – судить или не судить – для большинства россиян важнее, чем мнение всего интернета в целом. Алла Борисовна и Галкин – это один из главных мифов в стране, который по-прежнему дает надежду на то, что чудеса любви возможны в любом возрасте.
Миф обладает огромной воспитательной силой, дает несгибаемый нравственный стержень и вообще крайне полезен для развития страны. У Брэда Питта и Анджелины Джоли – шесть детей, с которыми они, судя по журналам, не расстаются – когда они только сниматься успевают? Мишель Обама на всю страну рассказывает о том, как у ее мужа пахло изо рта и как она хотела с ним развестись, что абсолютно не помешало ей стать звездой всех домохозяек и образцом для всех чернокожих женщин на свете.
У нас вся детская мифология ограничилась Чулпан Хаматовой. Явление искреннего и трогательного участия в чужой судьбе вышло таким ярким, что Чулпан выдвинули на Нобелевскую премию мира. И это правильно, потому что она – единственная из современных звезд сделала полезное дело для страны.
А что полезного делают новые звезды? В Америке им никто не даст ни эфира, ни пиара, ни возможности заработать, если они на глазах у всей страны не будут даже из последнего алкоголика и забулдыги превращаться в нечто содержательное и созидательное.
А пока не могу не согласиться с мнением о том, что последних в новейшей истории российского ТВ звезд произвел Comedy Club, и в спину им явно никто не дышит.