The Economist: Литве следовало бы молчать и быть благодарной"
В США Литва - это почти ругательство". Литовская внешняя политика вызывает непонимание и у западных политологов, которые не скрывая говорят о странном поведении литовской стороны в отношении разных государств. Приехавший в Вильнюс на открытие Центра энергетической безопасности (который в перспективе должен якобы стать центром НАТО) известный английский политолог Эдвард Лукас, политический обозреватель издания The Economist, не жалел слов критики в адрес Литвы и некоторых ее руководителей. Он дал сразу интервью двум разным литовским информационным агентствам, выразив в каждом из них свое недоумение, но также акцентируя особые моменты. Ниже приводятся главные моменты интервью агентству ELTA. Предваряя интервью, агентство отмечает: "Известный политический обозреватель, журналист британской газеты The Economist Эдвард Лукас в интервью агентству новостей ELTA не скупился на критику в адрес, судя по рейтингам, народной любимицы президента Дали Грибаускайте, а также определенных аспектов внешней, оборонной политики, обратил внимание и на цели, не достигнутые за двадцатилетие независимости, в результате чего мы еще не сумели добиться энергетической независимости и остаемся уязвимыми экономически".
Президента Далю Грибаускайте в 2010 г. вы назвали "Выскочкой года". Судя по вашим публикациям, этот титул руководителю Литовского государства достался в первую очередь за то, что она поставила под сомнение новый договор о сокращении стратегических вооружений (START). Не могли бы вы объяснить подробнее, как вы понимаете то, что называете причиной такого сомнения? Является ли это, по вашему мнению, обоснованным?
Вы правильно расставили акценты. Факт состоит в том, что НАТО действует, и сегодняшняя администрация Соединенных Штатов лучшая из всех, которые страны Прибалтики когда-либо имели. Она "протолкнула" специальные планы обороны и решила самую главную проблему вашей безопасности. Значит, американские, британские, германские и польские военные готовы погибнуть, защищая вашу страну. Это реальные планы с реальными самолетами, реальными танками для вашей реальной защиты. Это колоссальная перемена. У администрации Джорджа Буша таких планов не было.
Я несколько беспокоюсь по поводу перезагрузки отношений между Россией и США, по поводу определенных вопросов, связанных с поддержанием баланса, особенно меня тревожат аресты российских демократов. Я не являюсь большим поклонником этой политики перезагрузки, но думаю, что по существу это правильно.
С учетом того, что администрация США сделала ради этого региона, вам следовало бы замолчать и быть благодарными. Я не могу поверить, что литовские политики этого не понимают, и это более чем неблагодарно. Я видел американского чиновника, сказавшего, что эта женщина (президент Д. Грибаускайте. - прим. ELTA) "сможет попасть в Белый дом единственным способом - только как туристка". Литву рассматривали как лучшего друга Соединенных Штатов Америки. Валдас Адамкус очень много для этого сделал. Сейчас это выглядит проблематично. Вы хорошо потрудились, госпожа Грибаускайте.
Какой, по вашему мнению, может быть дальнейшая реакция США?
Игнорирование.
Но появилась информация о том, что в этом году Литву может посетить госсекретарь США Хиллари Клинтон. Это уже внимание...
Она может прибыть на мероприятие Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В сущности, жизнь продолжается. Жизнь будет продолжаться. У вас есть хороший посол Америки здесь, они знают, что Литва - это не только президент. Определенные вещи будут продолжаться. Но что Даля Грибаускайте получила от своих действий? Где большой плюс? Я этого не вижу.
В своих статьях вы неоднократно писали, что для Литвы важное значение имеет Польша. Каковы, на ваш взгляд, сейчас наши отношения?
Они стабильно холодные. И я думаю, что Литва не понимает, что Польша в связи с этим не должна предпринимать ничего. Вы для нее - приоритет номер 15 или 16. Если вы хотите иметь улучшенные автомобильные, железные дороги, линии электропередачи, они ответят: "Извините, мы заняты другими делами".
Польша является шестым по величине государством в Европе, и плохие отношения с Литвой не являются жизненно важной проблемой для Польши. Но плохие отношения с Польшей - это жизненно важная проблема для Литвы и ваших прибалтийских соседей. Эстония и Латвия возненавидят вас, если вы не решите этот вопрос, потому что их автомобильные, железные дороги, электролинии в Европу проходят через Литву и Польшу.
От одного соседа - к другому. Белоруссия останется в руках последнего европейского диктатора Александра Лукашенко. То, что предпринимает Европа, похоже на желание изолировать власть этой страны?
Это большой вызов европейской солидарности. Литва постоянно жалуется, что у Европейского Союза нет единой позиции хотя бы и по вопросу "Мистраля". Но вы с Белоруссией делаете то же самое, что Франция делала с Россией по поводу "Мистраля".
Я думаю, что вопрос о том, как следовало бы наказать власть Белоруссии, сложен, и я не уверен, что экономические санкции - это правильный способ. Что бы я сделал, так это ввел бы запрет на визы высокопоставленным чиновникам и пошел бы по следу "грязных" денег.
На прошлой неделе мне звонили из Брюсселя, Стокгольма, Варшавы, Таллина и Америки и спрашивали: что происходит с Литвой? Почему она вместе с Латвией и Италией блокирует санкции? Это очень плохо для Литвы (...).
Энергетическая зависимость продолжает оставаться вызовом для Литвы, да и строительство атомной электростанции, похоже, задача не такая уж простая. Один конкурс по выбору стратегического инвестора провалился. Что вы могли бы посоветовать?
Даже если у вас будет электростанция, построенная одним богатым государством, это в любом случае будет продолжаться дольше и стоить дороже, чем вы думаете. То, что до сих пор вопрос обеспечения не решен, - это катастрофа. Все знали, что это проблема. Что политики делали 20 лет? Я думаю, что должен быть решен вопрос эффективности использования энергоресурсов. Их использование по сравнению с валовым внутренним продуктом остается скандально большим (...).
Помешанное странное государство. Пожалуй еще более острое интервью Лукас дал агентству BNS. Острота заявлена уже в названии интервью - "Лукас: Литва создала имидж непрогнозируемой страны". Предваряя интервью, агентство пишет о том, что, по словам английского аналитика, в прошлом Литва была слишком лояльна США, а в последнее время якобы испортила все в своей внешней политике - отношения с поляками, евреями, американцами и ЕС. "По мнению Лукаса, плохие отношения между Литвой и Польшей опасны для Латвии и Эстонии, поскольку останавливают важные региональные проекты инфраструктуры". Ниже приводятся основные моменты интервью.
По словам BNS, Эстония только что ввела евро. Она также "выделяется и в других вопросах - посол Эстонии подписал письмо, в котором Литву осуждают за якобы попытки приравнять преступления советского и нацистского периода, а министр Эстонии не присоединился к инициированной Литвой криминализации отрицания преступлений коммунизма. Можно ли на основе этого говорить о разном отношении?". На этот вопрос Лукас ответил: "У каждой страны своя история. У Литвы были сложные исторические вопросы с евреями и Польшей. У Эстонии их не было. У нее есть исторические вопросы только с Россией.
Думаю, что эстонцы обеспокоены тем, что литовцы и латыши "перезагрузят" отношения с Россией, а эстонцы останутся в стороне. Они переживают из-за, по их мнению, слишком уступчивой политики Грибаускайте по отношению к Белоруссии.
Сотрудничество между прибалтийскими странами все еще слабое: Кубилюс едет в Москву, но заранее не разговаривает с эстонцами. Президент Латвии едет в Москву, перед визитом также ни с кем не говорит об этом. Это драматично. Нет такого впечатления, что три эти страны играют как одна команда.
Эстония на Западе не хочет быть страной, как-либо связанной с Холокостом. Эстонцы в ужасе от плохих общественных связей в Литве.
Цитировали слова Ажубалиса о том, что существует еврейский заговор против Литвы. Не знаю, говорил ли он об этом, может, неточно процитировали или неправильно поняли. Но заявления Ажубалиса и Грибаускайте создают впечатление, будто Литва действительно не прогнозируема, произносит странные вещи. Это вызывает у соседей беспокойство.
Можете ли Вы прокомментировать, какие переживания в связи с "перезагрузкой" отношений с Россией и политикой в отношении Белоруссии существуют?
Литва и Латвия вместе с Италией блокируют санкции ЕС по отношению к Белоруссии. Оставшиеся страны ЕС не понимают, почему две или три страны, еще и те, которые граничат с Белоруссией, по их мнению, защищают режим Лукашенко. Заявление Грибаускайте в Минске, в котором она поддержала кандидатуру Лукашенко, было с ужасом воспринято за пределами. (Литовские чиновники опровергли сообщение о том, что Литва бойкотирует санкции ЕС против Белоруссии. - Примечание BNS).
Если оценивать с заинтересованных позиций, то можно сказать, что Литва испортила все в своей внешней политике - отношения с поляками, евреями, американцами и ЕС.
Появился абсолютно ненужный спор об истории, Холокосте.
Отношения с поляками испорчены такими заявлениями, как - "Россия по крайней мере извинилась, а вы никогда не извинялись". Поляков оскорбляет то, что их ставят в один ряд с Россией. Очень были испорчены отношения с американцами, когда Грибаускайте не поехала на обед с Обамой, а потом публично высказалась против договора START, который для США является важнейшим вопросом. Недавно я был в Вашингтоне, там Литва - это почти ругательство. А для ЕС Литва может казаться странным пробелорусским государством. Во всех этих отношениях Литва смотрится плохо.
В каждом перечисленном случае можно найти аргументы в защиту Литвы. Не думаю, что отношения между Литвой и Польшей - это лишь вина Литвы. Не думаю, что в еврейском вопросе есть только черное и белое, как пытаются представить. Что касается Белоруссии, могу понять, почему Литва считает иначе. У меня также есть свои сомнения в связи с договором START. Итак, в каждом вопросе есть две стороны. Но в каждом из них Литва слишком испортила свою ситуацию, представляя свою позицию неподходящим способом.
Если говорить о литовско-польских отношениях, то насколько значимы личности Ажубалиса и Сикорского, их личные взгляды. Насколько это серьезно?
(...) Я настроен невесело. Это самые худшие отношения между двумя странами ЕС - хуже чем отношения между Венгрией и Словакией и Венгрии с Румынией. Нет такой пары стран ЕС, отношения между которыми были бы хуже, чем между Литвой и Польшей.
Польша чувствует себя обманутой. Их аргумент - "Литва обещала решить это почти 20 лет назад, а мы все ждем". Литовская сторона может придумать контраргумент, сказать, что предложения Литвы хорошие, а обещания 1991-1992 г.г. были слишком поспешными. Но факт в том, что рядовой польский политик убежден, что Литва хочет олитовить некоторых людей, которые, по их мнению, являются поляками. Современная Европа не так решает проблемы. Польше Литва порядком надоела. Не знаю, осознают ли литовцы, что это во вред и им и их северным соседям.
Как бы Вы оценили позицию Грибаускайте по отношению к Белоруссии?
(...) У меня вызывает беспокойство то, что Грибаускайте создала впечатление, что ее публичная политика - поддержка Лукашенко. На Западе ее считают пробелорусски настроенной. А это очень плохо. Плохо по сути, поскольку Лукашенко очень плохой человек - за последние 15 лет пропали 8-10 человек, они были убиты. Сейчас в Белоруссии больше политических заключенных, чем в других странах СНГ вместе взятых. Грибаускайте противопоставляет себя европейскому консенсусу в отношении к режиму.
Грибаускайте выразила беспокойство в связи с договором START между США и Россией. Вы сказали, что сомнения есть и у Вас. Есть ли, по Вашему мнению, у Литвы основания для беспокойства?
Важнейший гарант безопасности Литвы - это Альянс. Желание Америки защищать Европу - вот, что важно.
Не надо забывать, что эта администрация - а не администрация Буша - протолкнула план обороны прибалтийских стран. За это прибалтийские страны и Польша должны быть благодарны администрации Обамы.
Наибольшую опасность для прибалтийских стран представляло конвенционное оружие, Россия могла бы оказаться здесь через 12 часов. Обама с этой проблемой покончил. Нет угрозы прибалтийским странам, поскольку есть убедительный план по их обороне.
Трудно выразить словами, насколько неподходящими были слова Грибаускайте. Когда ратификация договора START висела на волоске одного-двух голосов, она дала республиканцам то, чего они хотели, слова одного из лидеров Восточной Европы - "это не в наших интересах". Этого не сказал никто в Польше, в Чехии, в Словакии или Эстонии. И тут приходит Грибаускайте и произносит - "я не намерена поднимать бокал за то, что нехорошо для Литвы". Если бы она изложила разумную позицию, ее нельзя было бы оспорить.
Но то, что она сказала, не соответствует фактам. Она сказал - "это не охватывает тактическое ядерное оружие". Но ведь именно поэтому договор называется START - договор об ограничении стратегических наступательных вооружений.
Как это сказалось на имидже Литвы в Вашингтоне?
Трагедия в том, что Литва в прошлом была слишком лояльна Америке в деле секретной тюрьмы в Антавиляй. Эстония и Латвия этого не делали - испытали большое давление, но не делали. Литва зашла очень далеко, будучи беспрекословным союзником США, я бы сказал, зашла слишком далеко. Так действовали с целью заработать большой политический капитал, заслужить любовь Америки.
Сейчас этого нет. Риск, на который Литва пошла ранее, забыт. Американские чиновники сейчас помнят о Литве, как о помешанном странном государстве. Один из них сказал мне - "единственный способ Грибаускайте попасть в Белый Дом - это через вход для туристов". Это трагедия. Какой большой ущерб нанесен важнейшим стратегическим отношениям! И ради чего? Что Литва получила? Не вижу ничего.