ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В России » Модернизация для своих


Модернизация для своих

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Государство и общество: Модернизация для своих

Евгений Гонтмахер

20.12.2010


Не прошло и полутора лет с момента объявления президентом Медведевым в статье «Россия, вперед!» курса на модернизацию страны, как вполне явственно вырисовываются контуры того, к чему мы все стремительно приближаемся.

Казалось бы, противоречие — видеть, с одной стороны, такие действительно нужные стране действия, как упорное желание вступить в ВТО и добиться безвизового режима с Европой, прорыв в отношениях с НАТО, потепление российско-польских отношений, и, с другой стороны, нарастающий вал коррупции, беспомощность всей внутренней политики, которая уже мало напоминает даже «имитационную демократию». На самом же деле никакого противоречия нет. Политическая элита — по-настоящему к ней можно отнести только несколько десятков человек, имеющих реальное влияние на принятие решений в стране, — осознанно или подсознательно (что в данном случае не имеет значения) выстроила свою модель «желаемого завтра», в которой причудливо смешаны и Запад с его ценностями, и нынешняя глубоко больная Россия.

В основе этой модели лежит несколько базовых посылов:

1. Запад очень комфортен для жизни, если, конечно, иметь для этого финансовые возможности.

2. Финансовые возможности для этого уже есть, но нужно сделать так, чтобы легализовать их на Западе и — как более общая цель — стать частью тамошней (не в страновом, а в цивилизационном смысле) политической элиты.

3. Население России должно оставаться лояльным по отношению к своей политической элите, которая по-прежнему контролирует страну и в экономическом, и в политическом контекстах.

Что для реализации эти принципов нужно сделать на практике?

1. В максимально возможной степени переплести «свой» бизнес с иностранным. Для этого, во-первых, во что бы то ни стало заманить в Россию западный крупный капитал в совместные проекты (не отсюда ли объявленная распродажа государственных активов?) и, во-вторых, вкладывать российские деньги через всевозможные «прокладки» и офшоры в западные бизнесы и недвижимость. Примерно так, как это делают Саудовская Аравия, Бахрейн или Катар. И кто к ним на Западе имеет претензии по поводу несоответствия стандартам демократии?

2. Создать режим максимального благоприятствования для приезда в Россию иностранных специалистов (невиданные для Запада зарплаты и возможности для обогащения, снятие миграционных препон, создание специальных изолированных заповедников для них типа Сколкова). Цель все та же: легализация в наиболее развитых странах тех, кто это организует с российской стороны.

3. Нефтегосударства Персидского залива имеют одно большое преимущество перед нынешней Россией: там очень небольшое население, которое имеет очень высокие стандарты жизни за счет экспортных доходов и массы разнообразной обслуги из бедных исламских стран. У нас всего этого нет. В светлый рай такого типа модернизации попадают далеко не все. Очевидно, что в совместное с Западом экономическое пространство может быть вовлечен только нынешний сырьевой сектор и близкие к нему производства: металлургия, автосборка. Вместе с обслуживающими структурами (банки, страховые компании, собственное здравоохранение и образование, индустрия досуга) это может обеспечить какое-то подобие приличной жизни не более чем для 15-20% российского населения. Из круга тех, кому повезет, выпадают пенсионеры, преобладающая часть тех, кто занят в обрабатывающей промышленности, общественном транспорте, сельском хозяйстве, армии, мелком бизнесе, а также врачи и учителя, обслуживающие вот это «прочее» население. Но внутренняя стабильность нужна как воздух, иначе и иностранный капитал не придет, и экспат не приедет. Поэтому выход один: тем, кто не вписывается в узкие рамки западного фрагмента российской действительности, нужно регулярно сбрасывать подачки ровно в той степени, чтобы и не переборщить (а то ведь нарушится макроэкономическая стабильность и мы не будем вписываться в финансовые евростандарты) и в то же время не доводить другую, не столь удачливую Россию до явного скотства. А то ведь придется еще больше отгораживаться заборами по уже имеющемуся рублевскому подобию и на собственную охрану чрезмерно тратиться.

Конечно, обрисованные выше три пути действий не могут быть нынешней политической элитой оформлены в виде осознанной программы. Все эти люди говорят очень правильные слова и, наверное, в целом так и думают. Но если сложить частности, взглянуть на них не по отдельности, а вместе, то видно, что все идет ровно в сторону той модернизации, которая только что описана.

Причина этого, повторюсь, не в злом умысле, а в несоответствии качеств той политической элиты, которую мы имеем, масштабам модернизации, в которой Россия действительно нуждается. Уже в конце 90-х и особенно в нулевые годы когда-то очень способные и перспективные люди подсели на наркотик использования власти в корыстных целях — благо для этого появились мощнейшие финансовые потоки. Те, кто не вписался в новую реальность, быстро вышли в тираж. А новых людей в этот узкий круг впускать опасно: вдруг потребуют изменений в правилах игры! Отсюда и тот политический застой, переходящий в деградацию, и нарастающая эмиграция лучших (в том числе в старых советских традициях — внутренняя).

После всего сказанного возникает вопрос: так можно ли реализовать в России модель матрешечной модернизации, когда в одной стране мирно уживаются наш собственный «золотой миллиард» (простите, миллион) и все остальное население? Ответ однозначный: нет.

Дело в том, что деградация государства достигла такой стадии, когда политическая элита, находившаяся в плену миражей «вертикали власти» и «управляемой демократии», потеряла контроль над происходящими в стране процессами. Власть на местах перешла к региональным князькам и «авторитетам» (что часто одно и то же), которые взяли под свой контроль милицию и другие правоохранительные органы. А наверх идут победные реляции, и к приезду московского начальства строятся очередные потемкинские деревни. Дошло до того, что только с приходом нового мэра в столицу начинают прорисовываться контуры построенного под носом у верховной власти нового Великого Московского княжества.

Взять под контроль этот хаос силами нескольких десятков человек заведомо невозможно. Более того, любая их попытка вмешаться в ход событий (не на уровне риторики, которая вызывает в лучшем случае усмешку у подавляющей части общества, а на деле) в стиле приснопамятной «вертикали власти» может превратить эту политическую элиту в группку беженцев из собственной страны.

Так что же делать? Ответ, казалось бы, прост: приступить наконец к реальной и всесторонней модернизации России, ее интеграции (полностью, а не части) в евроатлантическое пространство. Но кто же возьмется за решение этой колоссальной сложности задачи? И здесь я вспоминаю реформаторов, которые вышли из старых номенклатурных кланов: Хрущева, Горбачева, Ельцина. Эти люди, воспитанные и обласканные тогдашней тоталитарной властью, попытались — с разным успехом — что-то изменить в основах, а не в частностях. Сейчас ровно такой же момент. Только шансов на успех несравненно больше: Россия — это не только проворовавшиеся чиновники, бандиты, экстремисты всех мастей, социальное дно, но и общественные активисты, просто неравнодушные люди, которых не так уж и мало. Есть средства массовой информации, интернет, в конце концов, сочувствие даже не западных правительств, а общественности цивилизованных стран.

Дело за малым: найти в себе волю и вырваться из узкого мирка иллюзий и финансово окрашенной прагматики в бурлящий российский мир. Тогда есть шанс, что и через 20, и через 40 лет в учебниках истории нашей страны имя этого человека будет упоминаться в позитивном контексте. Но для этого надо ни много ни мало превратить Россию — вместе с решающим большинством ее граждан — в процветающую страну не только для избранных.
Автор — член правления Института современного развития

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic … z18eo2JLbR

0

2

Сергей Алексашенко, 1-й зампред ЦБ в 1995-98 гг. : Молчание ягнят?
03.01.2011 | 09:53

Задержание и арест участников разрешенного митинга 31 декабря наглядно демонстрирует, что существующий в России политический режим всё в большей мере опирается на беззаконие и произвол, стремительно приближаясь к той опасной черте, которая отделяет мягкую диктатуру суверенной демократии от кровавого диктаторского режима.

И не следует думать, что власти хотят лишь продемонстрировать лидерам оппозиционных политических движении и организаций «их место».
Они демонстрируют всем нам, что может происходить вскоре по всей стране с любым из нас
, кто скажет или напишет что-то, посмеет выразить своё мнение о том, что происходит в его селе, городе или районе.

Российская власть намеренно демонстрирует, что ей плевать на конституцию, на законы, на здравый смысл, на наличие видеодоказательств и свидетельских показаний.

Она демонстрирует вновь и вновь то, что судебная система России находится в полном её подчинении и ни о какой независимости суда или торжестве закона в нашей стране не может быть и речи.
Сколько бы красивых слов ни говорил об этом Президент.

Впрочем, сейчас он молчит.
Видимо, то, что происходит, не заслуживает его внимания.

Но вот полное молчание тех людей, которых я привык уважать, меня сильно удивляет.
Молчит Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Молчит Президентский совет по правам человека, куда входят Игорь Юргенс, Ярослав Кузьминов, Тамара Морщакова и Александр Аузан. Молчит Общественный совет при ГУВД Москвы, куда входят Светлана Миронюк, Алексей Венедиктов, Дмитрий Муратов, Владимир Гуревич.

Всё понимаю – праздники (сам уехал отдыхать с семьей), но никогда не поверю, что эти люди не следят за тем, что происходит в стране.
Подготовить и выпустить обращение, связавшись между собой по электронной почте – что может быть проще? Не хотят портить себе праздники? Или понимают всю тщетность своих усилий и не хотят лишний раз тратить силы впустую... видя перед собою Ганнибала Лектора?

0

3

Reuters
18.02.2011 23:11 : Предстоящие президентские и парламентские выборы могут дать властям мандат на формирование новой, посткризисной модели экономического развития.

Так считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, важно, чтобы общество осознало, что эти выборы станут тестом, смотром тех дел, которые осуществляет власть. Необходимо только, чтобы эти  выборы были справедливыми и честными, чтобы на них были представлены все ведущие политические силы общества. Выступая на экономическом форуме в Красноярске, он напомнил, как три года назад тогда еще кандидат в президенты Дмитрий Медведев, выступая в Красноярске, провозгласил концепцию "Четырех И": Институты, Инфраструктура, Инновации и Инвестиции. Эти лозунги, полагает Кудрин, актуальны и сейчас. Еще он вспомнил слова Медведева о том, что свобода лучше, чем несвобода. В этом вопросе, как заявил Кудрин, нам еще много нужно пройти. Пока же, по его словам, Россия живет по понятиям, теряет инвестиционную привлекательность и не может уйти от нефтегазовой зависимости". Он считает, что в стране слабая система управления, а бизнес-вопросы решаются в кабинетах чиновников.

0

4

Сергей Митрохин, лидер партии "Яблоко" : Забытые реформы
19.02.2011 | 10:28

Россия не отмечает 150-летиие Великих реформ ни по старому стилю (сегодня), ни по новому (3 марта).

Нынешние власти не чтут Александра II и не празднуют отмену крепостного права. Также равнодушно в 2007 году они отнеслись к столетию столыпинских реформ, которые были естественным продолжением александровских.
А вот интересно, почему?

Разорванные во времени, но связанные по цели и содержанию реформы Александра II и Столыпина были направлены на формирование института частной собственности на главный ресурс России в то время – землю. Не случайно в число реформ входит и судебная, приведшая к созданию в России независимого правосудия.

Распоряжение собственностью на правовой основе – это и есть настоящая свобода. На выходе реформ неизбежно возникал могучий класс земельных собственников, который мог бы удушить в зародыше любую революцию. Прямой путь аграрной страны к правовому государству и в конечном счете – к демократии.

Две недели назад все официальные лица и СМИ твердили, что свободу России дал Ельцин.

Вот, что наши власти понимают под свободой.

Свобода выбора товаров на прилавке и страны для турпоездки. Не привязанная ни к какой стабильной собственности, даже к приличной квартире.

При Ельцине никаких гарантий частной собственности создано не было. Ни для кого. В дикой спешке и криминальном угаре приватизации это было в принципе невозможно.

Олигархи завладели собственностью неправовым путем, а потому и сохранять ее (преумножать), по большому счету, могут только таким же. Их владение собственностью основано не на праве. С одной стороны – это источник новых доходов. С другой – риск потерять все. Пример тому – судьба Ходорковского.

А раз прав нет у хозяев самой крупной собственности, то нет их и подавно у тех, кто получил крохи с барского стола приватизации. Поэтому ничего похожего на независимый суд до сих пор у нас так и не появилось.

Из трясины бесправия, в которую погрузили Россию коммунисты, Ельцин страну не вытащил, а только перераспределил в этой трясине собственность.

Нашим олигархическим властям глубоко претит самая суть изначального замысла Великих реформ. Соединение понятий Собственность и Право означает для них одновременно экономическую и политическую смерть.

Вот почему они не чтут ни Александра II, ни Столыпина, а чтут Ельцина.

Пока не завершены Великие реформы, в России не будет ни свободы, ни демократии.

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В России » Модернизация для своих