«Боюсь, что указ спровоцирует появление авантюристов»
http://belgazeta.by/20111212.49/010104881/
Кинокритик и программный директор фестиваля «Лiстапад» Игорь СУКМАНОВ рассказал корреспонденту «БелГазеты» Андрею Беспрозванному о том, что думает по поводу указа «О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографии» и реалиях отечественного кинопрома, которые этот указ призван улучшить.
«МЫ - НЕ ИМПЕРИЯ КИНО»
- Как впечатления от указа?
- Его можно охарактеризовать так: «Всё смешалось в доме Облонских» . С принятием этого документа я совершенно перестал что-либо понимать: кто-то бежит впереди паровоза, кто-то от паровоза отстает. Главное, я не вижу, как все эти новшества будут реализовываться. Указ должен на чем-то базироваться и не носить абстрактный характер. А получается так, что указ существует сам по себе, а ситуация в отечественном кинематографе - сама по себе. Все ратуют за отмену монополии «Беларусьфильма» и создание неких рыночных отношений… Я боюсь, что указ лишь поднимет много пены и спровоцирует появление авантюристов, которые захотят урвать свой кусочек.
- Каково нынешнее финансово-экономическое и творческое состояние киностудии «Беларусьфильм»? Говорят, квалифицированные кадры массово увольняются и едут покорять Запад и Москву…
- Я на этой киностудии не работаю и про ее внутреннюю кухню говорить не могу, а слухи не воспринимаю. Знаю, что ситуация там сложная. В принципе, миграция творческих работников - вещь обычная. Где человек может заработать какие-то деньги - там корни и пускает. Организация кинематографа в нашей стране всегда подразумевала, что должна быть единая, нерушимая студия, имеющая незыблемый штат сотрудников, десятилетиями работающих там за постоянную зарплату. Такой принцип - один из последних в мире. Каждый художник должен находить себе применение там, где может реально заинтересовать тех же продюсеров, например. Поэтому ссылаться на то, что некий отток специалистов происходит исключительно по каким-то экономическим или творческим сложностям, я не возьмусь.
- Вот уже полгода, как на должность главы «Беларусьфильма» вместо Владимира Заметалина пришел экс-директор департамента по кинематографии Минкульта Олег Сильванович. Студия за это время успела преобразиться?
- Привести к процветанию студию, которая издавна существует по законам, совершенно не вписывающимся в современный контекст, очень сложно. Говорить о том, что в проблемах «Беларусьфильма» виноваты те или иные директора или структуры, неверно. Все дело в общем государственном и экономическом устройстве, а не в личностях.
- А по каким законам существует «Беларусьфильм»?
- Беларусь сегодня в мировом пространстве - terra incognita . Законы, по которым устроена наша кинодеятельность, не вписываются в принципы современного кинопроизводства. Студия выполняет госзаказы и предоставляет арендные площадки. Вложения в саму студию - мизерные. Мы - не империя кино и не строим свою экономику на кинематографе.
К сожалению, начинает уходить последнее профессиональное поколение кинематографистов, деятельность которого базируется на оплоте качественной советской киношколы в лице ВГИКа. Удручает также, что площадка киностудии превращается в плацдарм для создания сериалов среднего качества, в которых вопрос профессии уступает вопросу заработка. Профессиональная планка начинает резко падать. На студии сотрудников, пытающихся как-то удержать эту планку, - единицы.
- Многие американские киностудии давно уже отошли от собственного кинопроизводства…
- Меня всегда умиляют сравнения кинобизнеса в Беларуси с кинобизнесом в США или той же Франции. Это хорошие примеры, но им понадобился век, чтобы прийти к нынешнему состоянию. Наш же опыт показывает, что сегодня мы находимся в состоянии полной растерянности. Кадров нет, амбиции носят странный характер, о некоем бурлящем процессе говорить не приходится.
- А в стране в достатке тех же талантливых сценаристов, актеров, режиссеров, способных произвести качественный кинопродукт?
- Если брать последние 20 лет - я на этот вопрос ответить затрудняюсь, ибо не видел ни одной волевой личности, которая могла бы выступить в качестве лидера нашего кино.
Так получилось, что в советскую эпоху, когда в кино существовал один-единственный заказчик, не было института продюсирования - единым продюсером было государство. Оно давало деньги и создавало рабочие места. «Беларусьфильм» - последователь этой системы. Похвально, конечно, что после распада СССР государство попыталось таким образом удержать кинопром, чтобы он окончательно не развалился. Но, с другой стороны, это тупик, в котором мы сейчас находимся. Возраст профессионалов, которыми можно гордиться, - за 50. За весь постсоветский период не появилось нового поколения талантливых кинематографистов, можно выделить лишь несколько человек.
- Куда же исчезают многочисленные выпускники, скажем, Академии искусств?
- Для меня это тайна. Может, едут в ту же Россию, снимают сериалы, пишут для телеканалов какие-нибудь убогие сценарии, смысл которых: чем проще, понятнее и глупее, тем лучше.
ПОКАЗАТЬ ЧИСТЫЕ УЛИЦЫ
- В указе сказано, что продюсеру крупнобюджетного фильма теперь будет возмещаться 50% продюсерских рисков в случае, если фильм в течение трех лет посмотрит 80 тыс. зрителей. Из недавних отечественных проектов до этой цифры, по словам гендиректора «Беларусьфильма», добрались три картины: «Новогодние приключения в июле» (126 тыс.), «Рыжик в зазеркалье» (80 тыс.) и «Брестская крепость» (130 тыс.). Эти фильмы действительно могли собрать столько зрителей?
- Я не социолог и не финансист. Когда вижу эти цифры, то доверяю им. В Беларуси сложилась странная ситуация: у нас существует один госпрокатчик. Если государство на этого прокатчика не будет давить, то он будет действовать из соображений кассы и покупать фильмы, приносящие доход. Кассу же будет делать Голливуд - мощнейший кинопроизводственный комплекс, который беспрестанно развивается и вкладывает гигантские средства сам в себя. Но наш прокатчик вынужден подчас показывать именно госпроекты, ведь они должны окупаться. И иногда даже загонять на них аудиторию, чтобы достичь более или менее удобоваримых цифр посещаемости для отчетности. Как будет частник в таких условиях завоевывать рынок, я не знаю. У него, в отличие от госпроектов, нет рычагов в лице кинопрокатной структуры - например, показать это кино в более выигрышное время или распространить билеты по вузам и школам. Это, кстати, чудовищная модель окупаемости - выстроить очередь и под дулом пистолета заставить ее идти в кино. Это не бизнес.
- И кому же стоит доверить выбор проектов под финансирование государства?
- Не государству. Государство как генпродюсер не справляется со своей функцией, не чувствует конъюнктуру. Вот, скажем, российский блокбастер - «Утомленные солнцем - 2». В фильме во всем чувствуется государственная рука. В итоге - провал. Если такие крупные фигуры, как Михалков, начинают подчиняться идеологическому прессингу, то что уж о нас говорить?
- Может, с отбором справился бы некий экспертный совет?
- Разнообразных экспертных советов сегодня существует огромное количество, но нет результата. Вопрос профессиональной оценки для этих экспертных советов не столь важен. Наибольшее значение придается тому, как будут показаны чистые улицы нашего города, например. Кроме того, с точки зрения таких советов, все должно быть четко и в понятиях добра и зла. Черное должно быть черным, белое - белым. В современном искусстве это абсолютно неприемлемо. Задача искусства - показать сложность мира без категоричности.
При вынесении экспертными советами решения любые работы, отражающее нечто проблемное, спорное и неоднозначное, будут отметаться или корректироваться. Последнее случается довольно часто, пример - картина «Масакра» талантливого Андрея Кудиненко. Она не выдержала испытания прохождения авторства сквозь госсистему и получилась в результате не такой, какой должна была.
Это проблема того же государства. Ему еще надо расти до осознания вопросов, связанных с современной конъюнктурой кино: не убегать от нее и не говорить, что мы идем другим путем. Сегодня невозможно быть изолированными и сохранять свое гипертрофированное представление о мире.
- В России государство финансирует кинематограф по трем направлениям: успешные студии, артхаусное и дебютное кино, идеологически важные проекты. Для нас такая схема приемлема?
- Россия - империя! В одной только Москве - 150 студий. Там нефть и газ - можно взять деньги из воздуха и вложить в кино. Мы цепляемся за Россию, как за осколок СССР, и продолжаем верить, что в плане кинематографии восточный сосед нам хороший советчик и помощник. Но там свой путь развития. Если нам и поможет чей-то опыт, то это будет опыт небольших государств, пусть даже судьба некоторых из них не самая завидная. Давайте лучше посмотрим, как выживает кинематограф Грузии, стран Балтии, Польши или Кыргызстана.
- А идеологическое кино когда-либо становилось ценным с точки зрения искусства?
- Конечно! Взять то же великое советское кино. Благодаря картине «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна, например, СССР был признан мировым сообществом как страна с показательным кинематографом. К нему перестали относиться как к некой гигантской вражеской территории. После «Броненосца» зрители в западных кинотеатрах, какими бы противниками идеологического режима Союза они ни были, не скрывали своего восторга. Но сегодня, к сожалению, нет таких фигур, как Эйзенштейн. Ситуация вековой давности отличается от сегодняшней тем, что тогда все искренне верили в светлое будущее и иллюзию того, что мир можно преобразовать, деформировать. Сегодня мысль людей скептична ко всему.
СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Игорь Cукманов окончил журфак БГУ, сценарно-киноведческий факультет ВГИКа, American Language Institute при госуниверситете Сан-Франциско. Сотрудничал с журналом «ТВ Парк». Вел программы о кино: «Американская ночь» и «Американский полдник» на радиостанции «Би-Эй», «Новости К-видео» (8-й телеканал), «Время кино» (телеканал «ЛАД»/Первый национальный). На протяжении последних трех лет комментирует трансляции церемоний вручения премии «Оскар» на Первом канале. Автор, один из организаторов кинопроекта «Канномания». Преподает курс кино в Институте журналистики БГУ. Программный директор Минского международного кинофестиваля «Лiстапад».