"Путин два раза заставил Медведева звонить..."
Саакашвили осведомлен о действиях тандема

2010-09-10 / Юрий Симонян

Принятие на 64-м заседании Генассамблеи ООН резолюции «Безопасное, добровольное и немедленное возвращение беженцев из Абхазии и Цхинвальского региона», представленной Грузией, президент Михаил Саакашвили в среду вечером назвал «маленькой победой большой дипломатии». Попутно в Тбилиси «отфильтровали» страны, «подкаблучные России» – то есть государства, которые голосовали против резолюции.

Некоторые грузинские СМИ, не пожалев ни газетной площади, ни эфирного времени, привели список «подкаблучников»: Армения, Мьянма, Науру, Никарагуа, Папуа-Новая Гвинея, Куба, Северная Корея, Сербия, Соломоновы острова, Шри-Ланка, Судан, Сирия, Лаос, Венесуэла, Вьетнам, Зимбабве. Особый акцент был сделан на Армении и одновременно на том, что единственный для этой страны транзитный путь пролегает через Грузию. В Ереване к колкостям отнеслись спокойно: Армения не в первый раз голосует в ООН против грузинских резолюций, занимая адекватную ответную позицию, поскольку Грузия всегда выступает против армянских резолюций по Нагорному Карабаху, – и ничего, мир не рухнул, а добрососедство продолжается.

Без этих подробностей, зато с другими, прокомментировал событие президент Саакашвили. «Достигнута маленькая победа большой дипломатической борьбы... Главная победа у Грузии впереди, и она будет достигнута ценой больших усилий, но мы вернем наши территории», – пообещал президент. Он сообщил, что Россия предприняла немало усилий, в том числе и недипломатических, прибегнув к шантажу, запугиванию, выкручиванию рук, чтобы заблокировать эту резолюцию. «Однако результат налицо: Россию не поддержали многие из ее прежних партнеров, а Грузия нашла новых сторонников», – сказал Саакашвили. Несведущим он пояснил, что в принятой резолюции говорится: беженцы должны вернуться в те места, где они жили, должны вернуть себе свое имущество – дома, сады и восстановить свое главное право – право жить в собственном доме. «И против этого Россия! И если мы посмотрим, кто ее в этом поддерживает, все станет ясно», – заявил Саакашвили, отметив, что «на стороне Грузии правда, и она сможет добиться успеха и восстановить свою целостность». Говоря о «сломленном сопротивлении России», грузинский президент сообщил, что «Москва действительно провела большую дипломатическую войну, так что Путин заставил Медведева по два раза звонить лидерам некоторых государств – это лишь то, о чем мне стало известно, и, наверное, я еще многого не знаю...»

Звонил ли Путин Медведеву, сколько раз, и скольким президентам звонил Медведев, если и звонил, – это, наверное, так и останется неизвестным. Зато МИД РФ в распространенном вечером в среду заявлении дал понять, почему Россия выступала против грузинской резолюции. Как явствует из документа, российская сторона считает ее тенденциозной, не имеющей «ничего общего с заботой о положении перемещенных лиц и беженцев и теми высокими гуманитарными целями, о которых заявляют его авторы...». «Очевидно, что авторы проекта сверстали его вне контекста реалий, сложившихся в регионе в результате их же собственной авантюристской политики. А они таковы, что в регионе уже два года существуют независимые государства – Абхазия и Южная Осетия, и считаться с этим как грузинскому руководству, так и его внешним покровителям рано или поздно придется», – отмечается в сообщении МИД РФ. Там же отмечается, что в резолюции через ее название и через подтверждение права беженцев на возвращение проводится тезис о принадлежности Абхазии и Южной Осетии Грузии. МИД РФ также заостряет внимание на том, что грузинские власти упорно не желают «пойти на заключение с югоосетинской и абхазской сторонами – в развитие известных августовских 2008 года договоренностей Дмитрия Медведева и Николя Саркози – юридически обязывающих соглашений о неприменении силы».

Известный грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе, анализируя событие, заметил, что все предыдущие резолюции на эту же тему, принятые ООН, не принесли ощутимого результата, и вряд ли стоит ожидать большей эффективности от нынешней. «Принятие резолюции важно тем, что мы сможем сказать, учитывает ли Россия рекомендации международного сообщества. Эти документы рассчитаны на долгосрочную перспективу. Их результатом будет консолидация международного сообщества в плане давления на Россию, ибо с течением времени Россия станет все более зависеть от данного сообщества и ей придется учитывать его позицию», – полагает Сакварелидзе.