ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Новые русские фильмы » Осведомленный источник в Канне


Осведомленный источник в Канне

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Осведомленный источник в Канне
April 19, 2010 18:36
(Юрий Богомолов)

--------------------------------------------------------------------------------

Коллеги-критики и простые свидетели предпремьерного просмотра «Предстояния» выражают недоумение, как могло так случиться, что такой провальный в художественном отношении фильм оказался в конкурсе престижного Каннского фестиваля.

Вот одна из версий.

«Осведомленный источник» в Канне объяснил. На этом фестивале, как нигде, сильны позиции дистрибьюторов. Не продюсерские конторы, а именно компании, занимающиеся международным прокатом. Михалков завязан с одной из влиятельнейших компаний. Она, полагают, и продавила его фильм в конкурс. Дирекция приняла с условием сократить на треть. Михалков дал согласие порезать, предоставив это сделать другим.

Если это правда, то одному этому факту можно судить, насколько автору дороги тело и душа (если она там была) его детища.

Удастся ли выторговать награду? Не знаю. Пока можно гадать и делать ставки. Хотя если есть подозрение в «договорняке», то лучше воздержаться.


Материалы по теме:

0

2


Кино, утомленное предстоянием

Никита Михалков
18.04.2010 17:29
Дмитрий Волчек

Имя Никиты Михалкова звучало на этой неделе так же часто, как и название исландского вулкана, выбросившего в атмосферу роковую пыль. 17 апреля Никита Сергеевич представил первым зрителям фильм "Утомленные солнцем 2", и не где-нибудь, а в Кремлевском дворце. Фильм этот, как стало известно в четверг, будет включен в конкурс Каннского кинофестиваля.

В бочке меда есть ложка дегтя: несколько десятков членов Союза кинематографистов России объявили о намерении покинуть его в знак протеста против руководства Михалкова и создать альтернативный киносоюз. Среди недовольных Эльдар Рязанов, отец и сын Германы, Рустам Ибрагимбеков, Юрий Норштейн, Александр Сокуров, Отар Иоселиани, Гарри и Павел Бардины, в общем, чуть ли не все звезды-режиссеры, а также многие известные кинокритики, сценаристы и актеры.

В пятницу собрание учредителей нового киносоюза прошло в московском Доме журналистов. О том, почему кинематографисты подписывают обращение, озаглавленное "Нам не нравится", и хотят создать новое объединение, говорят кинокритики Юрий Богомолов и Виктор Матизен.

– Начнем разговор с сегодняшней премьеры. Новый фильм Михалкова только что посмотрела Марина Тимашева. Марина, добрый вечер. Я вчера читал довольно насмешливую рецензию на эту картину в газете "Коммерсант". Очень любопытно, какие у вас впечатления от фильма и от стилистики его премьерного показа. Знаю, что попасть в Кремль зрителям было непросто, а начало сеанса задержали.

Марина ТимашеваМарина Тимашева: Да, люди приехали к Кремлю к 3 часам дня, чтобы узнать, что фильм начнется в 5 часов вечера, многих об этом не предупредили. У Кутафьей башни выстроилась очередь, которую где-то через полчаса стояния погнали кругами через Александровский сад, и народ шутил: "Наверное, нас ведут на экскурсию в Грановитую палату". Люди, одетые по-рабочему, чувствовали себя нормально, а бомонду трудно было позавидовать, потому что вынутые из автомобилей дамы в маленьких платьях и на метровых каблуках мерзли и очень страдали. Говорят, что Никита Сергеевич Михалков на съемках старался создать условия, максимально приближенные к фронтовым. Зрителей он пощадил, но очереди в магазинах времен Леонида Ильича Брежнева вспоминались.

Попав вовнутрь, в Кремлевский Дворец съездов, можно было расслабиться: в фойе на одном этаже одетый в военную форму баянист играл "Катюшу", немолодая женщина исполняла частушки военных лет, а на следующем этаже выстроили сцену-эстраду в форме ракушки, на которой расположился военный оркестр, а на импровизированной площадке танцевали вальсы и фокстроты молодые пары, одетые в исторические костюмы. На них с нежностью смотрели ветераны войны, которых пригласили на просмотр. И, конечно, пригласили московскую знать, нет смысла перечислять имена, так много их было.

По всем фойе развесили мониторы, и два часа перед премьерой на них показывали фрагменты съемок и интервью Никиты Сергеевича. Вроде бы Кремлевский дворец переоборудовали специально для премьеры "Предстояния" (так называется вторая часть фильма), установили 30-метровый экран, но если бы не предупредили, журналисты, загнанные на последние ряды балконов, ничего бы не заметили.

Нужно напомнить, что фильм "Утомленные солнцем" был снят в 1994 году и награжден "Оскаром" как лучший в номинации "Иностранный фильм". Новая картина уже приглашена на Каннский фестиваль. Действие первой части происходило в 1936 году, его герои, как тогда казалось, погибли. Но, как принято в современном кино, потом выяснилось, что все живы. И комдиву Котову суждена новая встреча с энкавэдешником Митей (теперь он уже полковник). Сюжет "Предстояния" более или менее известен. Никита Михалков еще в 2003 году представлял сценарий на фестивале "Окно в Европу" в Выборге.

Эффектов великое множество, все есть, что положено – масштабные батальные сцены, сцены мирной жизни и сцены жизни политической. Однако первое впечатление, что сценарий написан разными людьми

Перед началом премьерного просмотра на сцену вышел Михалков, на него было направлено два луча света, и он отбрасывал две тени. Начал он с пушкинской цитаты "Товарищ, верь" и продолжил, что товарищами мы становимся в годину бедствий, а надо бы ими оставаться всегда. Дальше он сказал, что картину показывают, не дожидаясь праздников, потому что она заканчивается 41-м годом и в ней показано, через что должны пройти люди, чтобы победить. Поэтому неслучайно, говорил он, так долго жила в народе фраза "лишь бы не было войны".

На самом деле, действие фильма происходит в 1943 году, Митя (Олег Меньшиков) идет по следу Котова (Никита Михалков), которого ему поручено найти. И узнает от смершевца (Сергей Маковецкий), что происходило с комдивом в 1941-м. То есть, избран ретроспективный ход, но становится это ясно минут через двадцать после начала фильма. История комдива, как она представлена в "Предстояниии", – просто фантастическая: что бы ни случилось, нашему герою все нипочем. В воде он не тонет, в огне не горит, настоящий былинный богатырь.

Эффектов великое множество, все есть, что положено – масштабные батальные сцены, сцены мирной жизни и сцены жизни политической. Много сентиментального, но есть и смешные диалоги. Однако первое впечатление, что сценарий написан разными людьми, одни эпизоды написаны кем-то разумным, другие – нет. Актеры как будто действовали по собственному хотению, поэтому в пределах одной сцены одни играют по психологии, другие - как в водевиле, а третьи - как в фарсе.

Лично для меня фильм начался через полтора часа после его реального начала, в ту минуту, когда на экране появился Евгений Миронов. И пока его герой не погиб, я всему верила. Весь довольно большой эпизод сражения штрафбата и курсантов сделан сильно, и этот "фильм в фильме" дорогого стоит.

Никита Сергеевич Михалков ссылался на картину "Спасти рядового Райана", он говорил, что это патриотический фильм и что он хотел ответить Стивену Спилбергу своей новой работой. Но там по сюжету государство отправляет своих солдат спасать рядового, а все, что происходит с героями в фильме Михалкова, происходит вопреки воле государства, скорее, благодаря Божьей воле.

– Марина, понятно, что все, что происходит в отечестве, можно объяснить какими-то обстоятельствами, к искусству и кино не имеющими отношения. Но фильм Михалкова попал в каннский конкурс. Претендентов на каннские награды отбирает не Владимир Путин, не Борис Грызлов, а Тьерри Фремо, и отбор этот очень жесткий. Часто фильмы знаменитейших режиссеров в каннский конкурс не попадают, если они не устраивают отборщиков. Будь вы на месте Тьерри Фремо, вы бы взяли "Утомленных солнцем" в конкурс? Я приму и очень лаконичный ответ – да или нет?

Марина Тимашева: "Если бы директором была я", взяла бы за фамилию Никиты Михалкова, потому что он очень известен за рубежом, и взяла бы за несколько эпизодических ролей или ролей, сыгранных актерами в этом фильме, потому что актеры действительно превосходны. Если бы я не была директором, нет, я не приняла бы этот фильм в конкурс.

– Пристрастие Никиты Михалкова к Кремлю было отмечено и в письме членов Союза кинематографистов, озаглавленном "Нам не нравится". "Нам не нравятся съезды в Кремле и "Гостином дворе" в то время, когда по коридорам Дома кино гуляет ветер и царит запустение". Я не буду читать все письмо, попрошу Юрия Богомолова сформулировать самое главное.

Нам не нравится, прежде всего, тоталитарная форма управления союзом, это лицемерие, которое сопутствует всей деятельности Михалкова

Юрий Богомолов: Нам не нравится, прежде всего, тоталитарная форма управления союзом, это лицемерие, которое сопутствует всей деятельности Михалкова. Это полное пренебрежение интересами и волей членов союза, сказавшееся, например, в том, что реформа киноиндустрии была абсолютно келейным делом, ее пробили несколько крупных функционеров нашего кино и поставили все сообщество перед свершившимся фактом. Совершенно очевидно, что кому-то это может понравиться, кому-то это покажется целесообразным, но многих это не устаревает. А главное, что не устраивает – это абсолютное пренебрежение чувством достоинства членов нашего киносообщества. Уж так, как это Михалков делает и как это выражается конкретно, просто дальше идти некуда.

Виктор Матизен– Никита Михалков на этой неделе перед премьерой дал очень много интервью. В частности, его спрашивали о расколе в союзе. Он говорил, что, во-первых, недовольных не так много, а большая часть союза за него, а во-вторых, что тут не творческие вопросы, а финансовые – борьба за собственность Союза кинематографистов. Виктор Эдуардович, что вы скажете?

Виктор Матизен: Заявления Никиты Сергеевича Михалкова всегда не соответствуют действительности, а на этот раз они не соответствуют колоссально. Мы абсолютно не заинтересованы ни в собственности союза, ни в деньгах союза, в них заинтересован сам Никита Сергеевич, именно поэтому он держится за власть. Мы заинтересованы в том, чтобы союз выражал наши интересы. Союз не выражает интересов людей, которые из него вышли, а это цвет нашей кинематографии. Он не выражает ни интересов Рязанова, ни интересов Германа, ни интересов Бардина, ни интересов Попогребского, ни интересов Хлебникова, ни вообще интересов тех людей, которые реально делают кино, которые определяют то, чем, собственно говоря, является российское кино для всего мира. Это эти люди определяют, а не один Никита Сергеевич Михалков. И то, что им стало невмоготу в возглавляемом им союзе, и говорит о том, что союз не выражает их интересов.

Чьи же интересы выражает Никита Сергеевич Михалков? На этот вопрос ответ чрезвычайно прост: он опирается на большинство или, вернее, скажем так, на огромную массу членов Союза кинематографистов. Эти люди заинтересованы не в кино, они заинтересованы в том, чтобы получать от союза дотации по старости, по нездоровью. Все это, безусловно, необходимые вещи, но собственно кинематографических интересов у них нет. И поэтому Никита Сергеевич Михалков, опираясь на эту массу, выражает свои собственные интересы. Именно это стало причиной (даже если не произносить слово "тоталитаризм"): союз, возглавляемый Михалковым, не выражает интересов цвета нашего кинематографа. Именно поэтому остался только один выход – уйти, образовать новый союз и пытаться вести диалог с теми людьми, от которых зависит наша кинематография, независимо от Михалкова.

На учредительной конференции очень конкретно обсуждались вопросы, связанные с защитой авторских прав, связанные с образованием, с продвижением картин, с прокатом, с теми вопросами, которые абсолютно игнорирует и Никита Сергеевич Михалков, и руководство этого союза

– Расскажите, пожалуйста, как прошло собрание учредителей. Как вы намерены действовать, Юрий Александрович?

Юрий Богомолов: Оно прошло достаточно конструктивно. Это было учредительное собрание, конференция, где инициативная группа представила кандидатов в уставную комиссию и собравшиеся из тех, кто подписал протестное письмо, проголосовали за эту уставную группу, в которую вошли как раз молодые кинематографисты – это Алексей Герман-младший, Попогребский, Хлебников, Виталий Манский и известный продюсер, человек более старшего поколения, Владимир Досталь.

– Авторы письма намерены участвовать во внеочередном съезде, как-то заявить о своей позиции или просто они вышли из союза и все?

Юрий Богомолов: Я думаю, что это письмо исключает возможность для подписавших участвовать в этом съезде. Это неслучайно, потому что все, кто подписал письмо, поняли, что все способы и средства влияния на нынешнее руководство союза исчерпаны. Все суды оказались проиграны в силу административного ресурса Никиты Сергеевича, все внутрисоюзные механизмы оказались недейственными. Михалков – великий манипулятор, он сделал то, что хотел сделать, и поэтому уже дальше играть, как кто-то сказал, с человеком, который располагает крапленой колодой, бессмысленно. И поэтому мы не хотим больше бороться с Михалковым, мы хотим создать свой союз. Мы не хотим знаться с Михалковым. Некоторые не хотят из чисто гигиенических соображений.

Юрий Богомолов– Я хотел бы поговорить о том, чем будет заниматься новый киносоюз. Михалков сказал про тех, кто собирается выйти из Союза кинематографистов: "Пусть собираются на лавочке, Дома кино они не получат". Виктор Матизен, в чем смысл нового союза, если у него не будет собственности, не будет денег. То есть это что будет – дискуссионный клуб?

Виктор Матизен: Нет, это не будет дискуссионный клуб, это будет организация. Для современной организации не нужны ни большие деньги, ни большая собственность. Необходимо, чтобы эти голоса авторитетных лиц складывались и оказывали соответствующее влияние на те органы, которые принимают решение в области кинематографа. Вот что необходимо. Борьба идет не за материю, борьба идет в символическом, в идейном пространстве. Борьба идет за то, каким будет российским кинематограф, что он будет собой представлять, будет ли кино для внутреннего потребления или будет кино для мира, будет ли это чисто коммерческая пустышка или будет авторское кино. Об этом идет разговор.

– Но вот Михалков сейчас снял кино для мира. Конкурс Каннского кинофестиваля – есть ли что-либо престижнее?

Виктор Матизен: Фильм Алексея Попогребского получил чрезвычайно престижные призы в Берлине, фильм Германа получил престижный приз в Венеции, фильм Андрея Звягинцева получил главный приз в Венеции и так далее. Не один Никита Сергеевич представляет российскую кинематографию за рубежом.

– Юрий Александрович, каковы задачи нового союза?

Юрий Богомолов: На учредительной конференции очень конкретно обсуждались вопросы, связанные с защитой авторских прав, связанные с образованием, с продвижением картин, с прокатом, с теми вопросами, которые абсолютно игнорирует и Никита Сергеевич Михалков, и руководство этого союза. Все, о чем беспокоится Михалков – это о том, чтобы создать из Союза свой лоббирующий инструмент, более ни о чем не беспокоится. Он добился того, что его студия получит 250 миллионов рублей, и того, что он сможет влиять на процесс распределения и перераспределения государственных бюджетных денег. Мы бы хотели установить более справедливые отношения и более естественные отношения между корпорацией кинематографистов и государством.

– Вы чувствуете, что вас поддерживают?

Виктор Матизен: Безусловно, чувствую. После того как меня ушли из союза, я получил такое количество рукопожатий и поздравлений, что мне просто стыдно.

Юрий Богомолов: Конечно. Надо сказать, раньше можно было сидеть в глубокой невозможности для контакта, а сейчас есть Интернет. И Интернет отчетливо выражает свою позицию по отношению к нам и к тому союзу, той организации, которую мы оставили. Я думаю, что Михалкова более всего задевает не то обстоятельство, что против него что-то говорят, а то обстоятельство, что с ним не хотят воевать, что пытаются быть чем-то отдельным от него, он к этому не привык. И поэтому он действует достаточно подлыми средствами. В последнем своем интервью газете "Известия" он позволил себе хамские выражения по отношению к своим коллегам, позволил себе такую форму борьбы, как легкий политический донос - то, чем он пользовался и во время своего съезда в "Гостином дворе", намекая, что этот новый союз сейчас начнет разваливать Россию.

Read more: http://www.svobodanews.ru/content/artic … z0lZNRt3po
Under Creative Commons License: Attribution

0

3

http://www.grani.ru/Culture/Cinema/m.177511.html

0

4

Утомленный солнцем: покровительство государства сыграло с Никитой Михалковым злую шутку ("The Guardian", Великобритания)

Шейн Даниэльсен (Shane Danielsen) 4.05.2010, 08:00

Последнее эпическое полотно российского режиссера провалилось в отечественном прокате, став жертвой его близости к Владимиру Путину. Впрочем, покровительство государства вполне может сочетаться с успехом у зрителей

Джеймс Джойс как-то заметил: оружие настоящего художника - это молчание, изгнание и хитроумие. Но Джойс никогда не работал в кино. И хотя хитроумие в кинобизнесе - вещь абсолютно необходимая, выбрав изгнание, вы рискуете оказаться, подобно Овидию, на самых дальних задворках империи.
Впрочем, постоянно находиться в центре внимания тоже не всегда бывает полезно. Наглядный пример тому: российский режиссер Никита Михалков, давно уже получивший «место в президиуме» - во многом благодаря, как говорят, близкой дружбе с Владимиром Путиным. Неудивительно, что многие из его последних работ пестрят напыщенными националистическими панегириками «величию России». Достаточно вспомнить о пресловутом эпизоде из вышедшего на экраны в 1998 году «Сибирского цирюльника», где Михалков на несколько минут отвлекается от сюжета, чтобы изобразить грандиозный военный парад, принимаемый царем Александром III - при этом роль монарха режиссер с присущей ему скромностью сыграл сам.

Когда я читал лекции в Московском ВГИКе осенью 2006 года, меня изумило, что первый же вопрос, который задавали мне студенты, касался Михалкова. Считаю ли я его хорошим режиссером? Какой репутацией он пользуется за пределами России? Тот же самый вопрос - и с тем же волнением - повторялся во время лекций в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. В конце концов, беседуя со студентами после лекции, я осведомился, почему это для них так важно. «Потому что мы его терпеть не можем», - со злобой - но вполголоса, чтобы преподаватель не услышал - ответили ребята.

Однако сегодня с «русским Спилбергом» (как написано в его интернетовской биографии) случился конфуз. Его последняя работа, представленная на Каннский фестиваль - «Утомленные солнцем-2», сиквел картины, получившей в 1994 году «Оскар» как лучший зарубежный фильм - провалилась в российском прокате. Как отметил на этой неделе Люк Хардинг (Luke Harding), на родине о Михалкове, судя по всему, сложилось мнение, что он превратился из художника в аппаратчика, в инструмент государства. И нарисованную им картину Великой Отечественной войны, где благородные советские герои противостоят отвратительным немцам, вряд ли кто-то сочтет объективной.

Последнее обстоятельство, правда, не слишком вредило другим картинам того же плана: последние десять лет в мейнстримовском российском кинематографе - от вышедшей в 2006 году «Девятой роты» Федора Бондарчука до снятого годом позже «1612» Владимира Хотиненко (фильм был сделан при финансовой поддержке олигарха Виктора Вексельберга, спонсирующего также Фонд поддержки патриотического кино) - мы наблюдаем малоприятную триумфалистскую тенденцию. При этом некоторые из подобных картин имели немалый коммерческий успех. Однако подчеркнутая близость Михалкова к власти в сочетании с напыщенной манерой держаться явно помешали его блокбастеру найти желаемый отклик у публики. Режиссера наверняка не мог не встревожить и тот факт, что даже Путин не пришел на его премьеру, организованную в Кремле.
Насколько же все было проще в прежние времена. При коммунистах немногие счастливчики-кинематографисты в странах восточного блока пользовались всеми благами господдержки: большими (по тогдашним меркам) бюджетами, другими ресурсами. Некоторым, например венгру Миклошу Янчо, это позволяло решать эстетические задачи: сегодня режиссер признает, что его «большой стиль» шестидесятых-семидесятых - изысканные кадры венгерских равнин, десятки, а в фильме 1967 года «Звезды и солдаты» даже сотни статистов в массовых сценах - был бы невозможен без полномасштабной поддержки Министерства кинематографии ВНР.

Однако на репутации Янчо это не отразилось: благодаря своим художественным достоинствам его фильмы коммунистической эпохи надолго пережили финансировавший их режим. Они загадочны, неоднозначны, допускают различные толкования - а потому эти картины нельзя назвать просто порождением своего времени. Политика в них стоит на втором месте; на первом - искусство. В то же время другие режиссеры, «шагавшие в ногу» с властью, льстившие ее представлениям о самой себе, сегодня уже позабыты.

Вспомним и другой пример - фильм Джузеппе Торнаторе «Баария» (Baarìa) с бюджетом в 35 миллионов долларов, открывший прошлогодний Венецианский кинофестиваль, но до сих пор не приобретенный британскими прокатчиками. Картина - ее действие происходит на Сицилии, а среди актеров есть немало итальянских звезд первой величины (Микеле Плачидо, Моника Белуччи, Энрико Ло Версо) - оказалась дорогостоящей и масштабной пустышкой. «Баария» - вульгарная, с топорным юмором, до тошноты сентиментальная - стала одновременно попыткой создать «народный эпос» и воплощением той эстетики, что Сильвио Берлускони уже два десятка лет насаждает на итальянском телевидении, того «зеркала», что он навязывает стране. Этот фильм - стопроцентный продукт своего времени, и неудивительно, что Сильвио назвал его «шедевром», который должен посмотреть каждый итальянец (особенно с учетом того, что снимала его принадлежащая премьеру компания Medusa Film).

Хорошее кино и политику нельзя считать вещами несовместимыми. Но вопрос об отношениях художника с властью - материя более сложная. К примеру Хоу Сяо-сянь (Hou Hsiao-hsien) уже много лет «демонстрирующий флаг» тайваньского кинематографа на международных фестивалях - казалось бы, типичный «официальный» режиссер. Однако Хоу, паренек из рабочей семьи - вечный «чужак» в элитарном мире тайваньского кино, а его исторический подтекст настолько же ненавязчив, насколько изыскан его художественный язык. Фильмы вроде «Города скорби» и «Добрых людей» (они посвящены, соответственно, кровавым волнениям 28 февраля 1947 года и «белому террору» на Тайване) трудно обвинить в националистическом «надувании щек»: это подлинные произведения искусства - грустно-красивые и ненавязчиво глубокие.

Конечно, статус «культурного знаменосца страны» может обеспечить вам красивую жизнь. (Как заметил однажды на страницах нашей газеты Дерек Малькольм (Derek Malcolm), «всю вторую половину карьеры выдающегося греческого режиссера [Тео Ангелопулоса] государство спешит выполнить любой его каприз»). И я не сомневаюсь, что Михалков, как и Ангелопулос, ни в чем не знает отказа и вращается в весьма высокопоставленных, пусть и не самых творческих, кругах. Но биографии этих двух людей - наглядный пример того, как опасно «заигрывать» с властью: их несомненный талант выродился в помпезность и самолюбование. Когда тебя хвалят сильные мира сего, не так просто помнить, что истинное место художника - не за «столом президиума», а в стороне от него: это лучшая позиция, чтобы наблюдать жизнь.

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Новые русские фильмы » Осведомленный источник в Канне