Бывший командующий 36−м авиаполком ВВС Польши, где служил командир экипажа разбившегося Ту-154 Аркадиуш Протасюк, уверен, что причиной катастрофы была не ошибка экипажа. По данным Томаша Петржака, самолет всего один раз пытался зайти на посадку. Он уверен, что причиной трагедии стали неясные команды диспетчеров, которые рекомендовали экипажу уходить на другой аэродром, но не закрывали свое летное поле.
Бывший командующий 36−м авиаполком ВВС Польши Томаш Петржак в интервью польскому телеканалу TVN24 заявил, что, по его данным, командир экипажа Ту-154 Аркадиуш Протасюк заходил на посадку только один раз, а разбился во время маневра.
«По имеющейся у меня информации, президентский борт заходил на посадку один раз, разговоры про четыре попытки посадить самолет — это спекуляции», — заявил летчик. Он также отметил, что по сложившейся практике пилоты предпринимают две попытки посадить лайнер, если это не получается, они уходят на запасной аэродром. Напомним, что летевший перед президентским самолетом Ил-76 с сотрудниками охраны президента после двух неудачных попыток приземлиться в тумане улетел в Москву.
По словам Петржака, они вместе с Аркадиушем Протасюком поступили на службу в 36−й специальный воздушный полк в 1997 году. Часто летали вместе на самолетах Як-40 и Ту-154. Во время работы в полку Протасюк был сначала вторым пилотом, а потом командиром экипажа на Як-40, после чего был штурманом на Ту-154, а затем стал командиром экипажа президентского борта. Его бывший коллега уверен, что летчик «знал самолет вдоль и поперек».
Томас Петржак также полностью исключил версию о возможном давлении на пилота со стороны президента. «В нас специально воспитывают твердость, хладнокровие и спокойствию для трезвой оценки ситуации», — отметил бывший командир президентского авиаполка. У погибшего пилота остались жена и двое детей. Коллеги отзываются о нем как о доброжелательном и общительном человеке.
Что касается самолета Ту-154, то пилоты авиаполка считали его самым надежным во всем президентском авиапарке и использовали на случай тяжелых маршрутов.
По мнению президентского летчика, причиной крушения стало то, что сотрудники военного аэродрома «Северный» не закрыли его для полетов. «Были высказаны предложения не совершать здесь посадку. Но если аэропорт не уверен в способности принять самолет, он должен быть закрыт, — считает Томаш Петржак, — Но было сказано: „вы можете направиться в другой аэропорт“. Была возможность выбора, и, естественно, пилот начал снижение, чтобы оценить свои возможности».
Одним из первых на месте трагедии оказался полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко: «Нам руководитель полетов доложил, что они предложили польскому экипажу рассмотреть вариант ухода на запасной аэродром: на Минск, на Витебск и на Внуково — три варианта. По сообщению руководителя полетов, экипаж принял решение с учетом того, что у них было достаточно топлива, выйти в район аэродрома, осмотреться, а потом уже принять решение. После этого нам сообщили, что они собираются садиться. Практически мы не слышали даже, как самолет приближался, не слышали шума двигателя. Потом — удар, странные звуки, не характерные для крушения. И после этого нам сообщили, что самолет столкнулся с землей. Буквально через три минуты мы были уже на месте», рассказал Нерадько на совещании с премьер-министром Рсосии.
По предварительным данным, причиной катастрофы стало то, что самолет зацепился за верхушки деревьев при заходе на посадку в условиях плохой видимости из-за сильного тумана.
Самолет снизился на недопустимую высоту, сообщил руководитель Росавиации Александр Нерадько. На расстоянии 1,2 км от взлетно-посадочной полосы президентский борт летел на высоте около 8 м, тогда как должен был сохранять высоту не менее 60 м. Кроме того, поскольку аэродром «Северный» не был оборудован навигационными приборами, посадка была допустима при минимальном пороге видимости в 1 тыс. м, однако в момент катастрофы видимость составляла не более 400 м. Наконец, лайнер отклонился от посадочного курса на 150 м, по словам очевидцев, он заходил на полосу не под тем углом, под которым на аэродроме обычно садятся самолеты.
Россия и Польша начали следствие
«Межгосударственный авиационный комитет информирует, что бортовые самописцы самолета Ту-154М № 101 доставлены в специальную лабораторию МАК, где специалисты комитета в 10 часов 40 минут в присутствии польской стороны, представителей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации приступили к осмотру и вскрытию контейнеров самописцев», — говорится в сообщении комитета.
По словам сотрудников МАК, «в результате вскрытия регистратора параметрической информации обнаружено, что лента носителя информации находится на катушках, но вышла из лентопротяжного механизма, вероятно в результате удара».
Президентский самолет три месяца назад проходил техобслуживание на заводе «Авиакор» в Самаре. Представители завода сообщили накануне, что последний ремонт самолет, введенный в эксплуатацию 20 лет назад, проходил в конце 2009 года. Общий налет президентского лайнера составляет более 5 тыс. часов.
Виновата не техника
Руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что уже сейчас версия о технической неисправности не рассматривается в качестве одной из приоритетных. Таким образом, СКП выделяет ошибку пилота и плохие погодные условия.
Список погибших
Всего на борту находилось 96 человек.
Из них 88 пассажиров и 8 членов экипажа.
В воскресенье председатель СКП России Александр Бастрыкин провел совещание по расследованию уголовного дела, в котором приняли участие следователи из России (их более 60 человек) и представители правоохранительных органов Польши — накануне в Смоленск прилетели 11 представителей польской военной прокуратуры. О деталях совещания не сообщается, однако по результатам встречи следователи решили еще раз осмотреть место катастрофы.
Кроме того, по данным польских СМИ, в воскресенье утром в Смоленск вылетает еще одна группа следователей из агентства по расследованию авиапроисшествий. Комиссию возглавляет пилот Мирослав Гроховский. Вместе с ним на место крушения прибудут 26 человек: следователи, пилоты, инженеры и медики.