Юрий Шеляженко, журналист из Киева : Экзит-половая интрига украинских выборов
18.01.2010 | 10:47
Прогнозы социологов по поводу результатов первого тура не стали большой неожиданностью.
Подтвердилось, что выборы только начинаются. Все решит второй тур.

Подтвердилось, что фавориты гонки — лидер оппозиции Виктор Янукович и премьер-министр Юлия Тимошенко.

Подтвердилось, что действующий Президент Виктор Ющенко не выходит даже на третье место.
Правда, все равно третье и четвертое место принадлежит молодому поколению банкиров. И Сергей Тигипко, и Арсений Яценюк в свое время возглавляли Национальный банк Украины.

Главной интригой первого тура был разрыв между фаворитами.
И это лишний раз подтверждается большим сходством четырех наиболее авторитетных экзит-полов, проведенных в день выборов.

По всем параметрам, кроме процента проголосовавших за Виктора Януковича, данные социологов практически сошлись.

Однако Национальный экзит-пол дал Януковичу 31,5%, а экзит-полы, проведенные по заказу крупнейших телеканалов, показали рейтинг Януковича до 35% и выше.

При этом Национальный экзит-пол показал самый высокий рейтинг Юлии Тимошенко – 27,2%.

Политолог Тарас Березовец считает, что данные Национального экзит-пола более надежны, потому что он проводится с 1998 года на каждых выборах независимым консорциумом социологических компаний в интересах общества, без чьего-либо заказа.
Данные этого экзит-пола раньше подтверждались с точностью до одного процента.

При сборе пожертвований на проведение Национального экзит-пола почти все кандидаты, включая двух ведущих, внесли свою лепту.
Такая финансовая независимость гарантирует определенную степень объективности.

Другие исследования, показавшие большой разрыв между Януковичем и Тимошенко, были проведены по заказу крупного бизнеса с довольно четкими интересами.
И телеканал «Интер» (на 40% дточернее предприятие ОРТ), и телеканал ICTV, который связывают с зятем бывшего президента Кучмы г-ном Пинчуком, и студия Савика Шустера, афиллированная с близким к Януковичу олигархом Ринатом Ахметовым, раньше неоднократно допускали информационные «перекосы» в сторону кандидата от оппозиции.

О «доверии» украинцев такому телевидению можно судить по результату Сергея Тигипко.
На третье место вышел единственный из кандидатов, систематически рекламировавшийся в кинотеатрах, между трейлерами и сеансом :)

Очевидно, именно эти 5% «натягиваются» командой Януковича.
Не только с помощью социологов, но и на избирательных участках. Поэтому в Донецке началась невероятная истерика в связи с приездом грузинских наблюдателей, казалось бы, на свою вотчину, где можно творить что угодно ради увеличения разрыва. «Донецким» есть что скрывать.