ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Диктатор без диктатуры


Диктатор без диктатуры

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Так что никакой диктатуры здесь нет. То, что у Президента сосредоточена определённая власть, и немалая, – это правда. Ну, так ведь Россию не критикуете. Казахстан не критикуете. Разве что очень слабо, как комариный писк.

Очередные «откровения» белорусского диктатора прозвучали в интервью австрийской газете «Die Presse» 6 июля, текст которого был опубликован сегодня.

-- За послевоенное время много произошло в мире. И особенно в последние 20 лет. Активно идет процесс глобализации в мире, расширение различных блоков. В экономическом плане особенно заметно влияние глобализации. В каком-то смысле Беларусь немного себя отгораживала от этого процесса, хотя в экономическом плане всё больше участвует в нем. Что для Вас означает независимость именно в таком, глобализованном мире?

-- Суверенитет и независимость – вещи неразрывные. Понятно, что суверенитет означает, что у нас , у белорусов, у белорусского государства , есть клочок земли, территория , и наше государство обладает правом принимать решения и действовать на этой территории, исходя из интересов этого государства и белорусского народа. Что касается нашей независимости, то с учётом всех реалий , о которых В ы сказали, это способность и возможность принимать решения в интересах нашего белорусского народа вне зависимости от других государств. Опять же , насколько это возможно. Да, действительно, процессы глобализации, если хотите , несколько нивелируют в традиционном смысле слова само понятие независимости. Потому что в процессе этой экономической глобализации возникают колоссальные транснациональные корпорации, которые , естественно , распространяют своё действие на многие территории многих государств . И они уже не могут управляться с территории какого-то одного государства. Эти транснациональные корпорации уже в какой-то степени диктуют свои условия и подчиняют своим интересам интересы других государств. От этого никуда не денешься.

Точно так и в политической сфере происходят процессы глобализации. Вы правильно сказали о союзах, которые возникают. И от этого процесса тоже не отмахнёшься. Даже самые крупные государства планеты , такие, какими являются Соединённые Штаты Америки, Китай и другие, они не могут отмахнуться от глобальных политических процессов, они вынуждены с ними считаться. Поэтому эти процессы существенно влияют на суверенитет, независимость государств , влияют на экономику. Скажу откровенно – не всегда положительно.

Возьмите такое явление процесса глобализации, как Европейский союз. Я очень хорошо знаю и согласен с позицией австрийского народа, Австрии в отношении ЕС. Тут единство в оценке того, как принимаются решения в Европейском союзе. Насколько они эффективны? Всё-таки австрийцы – это люди конкретные, они привыкли, чтобы не было волокиты, чтобы меньше было бюрократизма и так далее. Но посмотрите: многие процессы в Евросоюзе забюрократизированы до того, что уже начинают интересы государств (а у Австрии есть свои интересы) как-то нивелироваться, их подминают общие европейские интересы. И это не всегда находит понимание у руководства и у народов отдельных государств, которые входят в европейскую семью.

-- Вы говорили, что Беларусь готова участвовать, в принципе, потенциально, в новых союзах. Вот Австрия – она при этом отдала некую долю суверенитета. Когда входишь в блок, добровольно отказываешься от чего-то. Где для Беларуси грань этой доли?

-- Да, суверенитет – это не икона, на которую надо молиться. Это естественно. Но мы не можем потерять управляемость государства. И вы тоже не можете потерять управляемость своего государства.

Во-вторых, по большому счёту, мы не можем не соблюсти интересы нашего государства и нашего народа. И если мы будем долю, часть своих прав и суверенитета отдавать каким-то союзным органам, то мы должны понимать и исходить из того, что это не принесёт ухудшения в сравнении с нынешним состоянием в экономике, в социально-политической жизни государства. Что это будет улучшение. В противном случае , во имя чего мы эти тогда союзы создаём? Поэтому , вот если так, экспромтом говорить , – то вот эта грань.

Мы должны чётко видеть наши интересы. Вступая в союз и передавая часть своих полномочий наднациональным органам, мы должны понимать, что это на пользу нашему народу и нашему государству.

И, в-третьих, мы становимся, допустим, союзом Австрии, Германии, ещё каких-то государств, Польши, к примеру, или России . Союз этот должен быть равноправным. То есть в данном случае, если мы поступаемся какой-то долей суверенитета, то и эти государства должны поступиться определённой частью, точно такой же частью своего суверенитета. Это тоже очень важно. Это всё определяет грань и ту степень, до которой мы можем двигаться в данном направлении.

-- Вы территориально, географически расположены очень удачно, как мне кажется, но сложилось так, что вы находитесь между огромными странами или блоками. И поэтому с этой позиции, конечно, вас ”обхаживают“ с обеих сторон. Можно, наверное, так сказать, что ”обхаживают“, потому что вы – важная страна. Какой блок, какой из этих ”монстров“ более адекватно себя ведёт в этом процессе?

-- Вы знаете, жизнь нельзя рисовать одними красками – черными, белыми или ещё какими-то. Жизнь гораздо богаче, и палитра красок значительна. Поэтому бывает по-разному. Бывает, что по какому-то вопросу мы с Российской Федерацией занимаем однозначно единую позицию. С Европейским союзом в последнее время вырисовывается очень много вопросов, по которым мы должны сотрудничать. При этом Россия иногда, может быть в силу того, что не получает достаточно информации (может мы и сами в этом повинны, надо всё-таки с союзником сотрудничать так, чтобы не было каких-то недоразумений, недомолвок) слишком болезненно некоторые вопросы воспринимает, у нас порой появляется недопонимание этих процессов. Пример тому – болезненная реакция Российской Федерации на ”Восточное партнёрство“. Хотя мы не единожды говорили о том, что ”Восточное партнёрство“ для нас – это не дружба против России. Нам Россию никто не заменит, и об этом мы откровенно говорим. Даже Европе Россию никто не заменит в определённой степени. Да, Европейский союз более свободен в этом плане. У него больше аргументов, чтобы разговаривать с Российской Федерацией о сотрудничестве. Но, тем не менее, энергоресурсы – основа экономики – оттуда, из Российской Федерации.

Мы в ”Восточном партнёрстве“ сегодня, и это не значит, что это против России. С другой стороны, ”Восточное партнёрство “ – оно нам очень выгодно. Европейцы предлагают нам очень выгодное сотрудничество. Почти половина нашего товарооборота – в Европейском союзе. У нас положительное сальдо в торговле с Европой, у нас под боком в Европейском союзе очень технологичная экономика. И у нас есть к чему стремиться, есть хороший пример. Мы с ними сотрудничаем. Там кредитные ресурсы, которыми мы всё в большей и большей степени начинаем пользоваться. Ну и вообще, это же наши соседи, мы обязаны с ними общаться. И это выгодно для наших людей.

Не всё, правда, получается. Допустим, визовые проблемы, дороговизна виз. Не знаю, кому это выгодно? Притом, наполовину стоимость выше, чем для украинцев и россиян. И сами европейцы, вот представители Еврокомиссии у меня были, они говорят: ”Это ненормально“. В этом отношении сегодня идёт работа.

Так что по-разному бывает. Где-то Европейский союз предлагает лучшие направления сотрудничества, где-то Российская Федерация, где-то Россия начинает нас поджимать, как я уже сказал, не понимая некоторых процессов, где-то Европейский союз начинает диктовать, если можно так выразиться, определённые условия нам. Я в данном случае не даю оценок. Может они где-то и правы. У них есть определённые интересы – как у одной, так и у другой стороны. Но при этом надо иметь в виду, что в Беларуси, на этой территории, прежде всего интересы белорусов жизненно важны и их надо блюсти.

В такой же ситуации, примерно, и Австрия находится. Мы равновеликие, примерно , государства по населению. Беларусь чуть больше по территории, но всё равно мы соизмеримы. И вам проще понять меня и позицию Беларуси. Подобная ситуация.

-- К этому ещё вопрос. Вы сами говорили: “Вот с Россией возникают трения, разногласия. И всё чаще, по крайней мере, в последнее время немало. И с Европой тоже процесс очень такой непростой, сложный”. Вы сами хотите выстраивать многовекторные отношения. Насколько это удаётся и удастся в будущем? И на какое время это удастся? Поскольку понятно, что и Россия, и Европа – достаточно сложные отношения у них, поэтому всегда кто-то хочет тянуть к себе. Насколько удастся сохранить многовекторность? Или придётся рано или поздно делать какой-то выбор?

-- Вы знаете, много ли это времени займёт, мало ли, тяжёлый ли, лёгкий ли это будет процесс, но мы обречены жить в таком процессе. Я часто говорю открыто о том, что Богом нам предопределено жить между этими гигантами, выполняя роль моста между Европейским союзом и Россией. И выполнять роль моста мы обязаны, потому что таково наше положение. И , что там греха таить, это экономически выгодно. Потому что транзит – это определённая часть доходов нашего государства, пусть не самая большая, но это очень важно. Это и политическое, это и какое-то экономическое влияние, какие-то рычаги. Поэтому отказаться от этой роли мы не можем, согласитесь. Это объективно. Так предначертано нам. А коль мы не можем от этого отказаться, мы будем жить в этих условиях. Мы вынуждены будем проводить многовекторную политику, строя свои добрые отношения с Европейским союзом и с Российской Федерацией.

Да, Вы правы, когда говорите о том, что мы попадаем, как в жернова, между ними. Это действительно так. Судьба наша такая. И там сосед, и здесь сосед. И мы вынуждены с ними поддерживать нормальные отношения. Бывает , действительно страна попадает как бы ”на разрыв“. Ну так, на то и руководство в стране, которое обязано как-то балансировать ситуацию и эти отношения. Поэтому мы не видим другого пути, как пытаться удержаться здесь и выполнить роль связующего звена между Европой и Россией.

-- Европа вас включила в ”Восточное партнёрство“. Что Вы с этим связываете, какой эффект Вы от этого ожидаете?

-- Я только что сказал о главном : мы не дружим тут против кого-то. Вот некоторые критикуют: ”Лукашенко развернулся на Запад “. Нет. Если на Востоке у нас выстроены отношения, они понятны, то на европейском направлении, исходя из многовекторности нашей политики, у нас не всё было в порядке. И не мы тому виной.

В последнее время Европейский союз протягивает нам руку, предлагает нам сотрудничество. Почему мы должны отказываться? Один из факторов – это “Восточное партнёрство”. Давайте не будем торопиться, ещё не известно , к чему приведёт это сотрудничество. Это все понимают. Но если кто-то думает, что мы хотим там получить какие-то от этого дивиденды, деньги получить, – это глупости. Нам не деньги нужны, нам надо открытое и равноправное сотрудничество. Чтобы наши товары не блокировались по пути в Европейский союз. Мы готовы адекватно отвечать. И даже больше того. Кредиты, технологии и так далее – я уже говорил об этом.

-- Допустим, Украина видит это (”Восточное партнерство“) как первый шаг, а потом будут переговоры про членство в ЕС. В том числе стоит вопрос о зоне свободной торговли, да и у вас тоже стоит этот вопрос. Как раз вот об этом. Это для вас имеет приоритет перед Таможенным союзом с Россией? Ведь если сначала Таможенный союз с Россией, тогда вы зависите от их согласия (России и Казахстана) на то, чтобы вступить в зону свободной торговли. Что для вас приоритет?

-- Для нас приоритет то, что раньше мы сможем реализовать. Если Таможенный союз с 2010 года реально начнёт действовать, это и будет нашим приоритетом. Наша экономика открытая, поэтому нам ждать нечего. Будет зона свободной торговли у Беларуси, Украины с Европейским союзом или нет, мы ещё этого не знаем. Это пока разговоры. Было бы здорово, было бы очень хорошо. И если мы вступим в Таможенный союз , мы и в ВТО (если мы создадим Таможенный союз с казахами и россиянами, нам это будет выгодно, если получится) будем вместе двигаться.

И, естественно, это будет очень выгодно, если мы образуем зону свободной торговли с Европейским союзом. Это будет просто здорово. Ну что плохого в том, что под 170 миллионов с лишним населения (на территории стран Таможенного союза), огромный потенциал и технологичная Европа объединятся? В этом плохого ничего не будет.

Так что для нас приоритет – это время. Мы никогда не откажемся от Таможенного союза, потому что нам крайне выгодно. Мы бы не отказались от зоны свободной торговли, если бы завтра нам её предложили. И мы могли бы воспользоваться ею.

-- Только что были ещё санкции, а сейчас уже “Восточное партнёрство” – довольно быстрые перемены происходят, довольно существенные процессы. Как по-Вашему, что должно быть сделано с обеих сторон, Евросоюза и Беларуси, чтобы установить доверие, которое пока оставляет желать лучшего?

-- Надо доверять друг другу – первое. Второе, не надо ставить дополнительных каких-то условий : мы с вами вот это, если вы вот это. Это замедляет наше движение вперёд. Надо искать точки соприкосновения, вырабатывая повестку дня отношений. А повестка дня выработана уже жизнью. Наркотрафик, торговля людьми, единые транспортные, энергетические проблемы и так далее, и так далее. Огромное количество вопросов. Они важны для Европы? Важны. Для нас они важны? Важны. Давайте садиться за стол переговоров и вести диалог. И если в процессе этого возникнут какие-то политические, дипломатические вопросы и прочие, их будем решать параллельно.

Но надо видеть главное в наших отношениях. А главное – это не ставить условия вроде: “Вы там демократизируйте страну”. Расскажите, как демократизировать? Где тот стандарт? Может в Австрии, может в Германии, ещё где-то? Где тот стандарт, по которому мы должны демократизироваться в Беларуси? Для каждой страны свой стандарт. И мы настолько, в вашем понимании, будем демократизироваться, насколько это в интересах нашего народа. Это во-первых.

А во-вторых, я не вижу большой разницы между демократией в Беларуси и Европе. Вот Вы не первый раз здесь. Вы что, почувствовали, что здесь все ходят и дрожат от страха, как это иногда подаётся в западных СМИ? Да у нас люди живут спокойнее, чем в иной европейской стране.

-- Но Вы согласны, что если два человека сходятся, они о чём-то договариваются. Должны найти какой-то компромисс…

-- Абсолютно. Это аксиома.

-- Поэтому и вопрос. Как Вы сами говорили, есть требования со стороны Европы. Они совсем беспочвенны или всё-таки нет, и это стоит на повестке дня?

-- Я не буду отрицать, что это стоит на повестке дня. Вот американцы недавно были, европейцы – вел я с ними разговор. Вы знаете, когда они начинают говорить по тем или иным проблемам : свобода СМИ, митинги, шествия, демонстрации и прочее, я вообще поражаюсь их неосведомленности. Ведь рядом люди живут, особенно европейцы. Неужели так трудно уточнить, как же на самом деле в Беларуси обстоят дела?

Мы ведь не запрещаем никаких демонстраций, абсолютно. Но это же естественно, когда к вам, в Австрии, в правительство приходят заявки на проведение демонстрации, и это касается интересов также множества других людей, вы, наверное, определяете маршрут для демонстрантов, вырабатываете условия. По крайней мере, люди, которые вышли на демонстрацию, не должны мешать другим. Согласитесь, что это так. Поэтому вырабатывается маршрут, договариваемся: вот, пожалуйста, парк (как в Лондоне – Гайд-парк). Идите туда и митингуйте. Вам никто не мешает. Нет, говорят, что мы тут, в Беларуси, давим, травим, в тюрьму всех сажаем, кто выйдет на улицы. Это чушь, этого нет в Беларуси.

Поэтому я говорю: “Пусть в повестке дня любой вопрос стоит, но только для того, чтобы на него ответить, надо иметь объективную информацию”. И я вас к тому призываю. Вы приезжайте, изучайте ситуацию и давайте объективную информацию для того, чтобы делать выводы. Вот что главное. А не с подачи оппозиции брать какие-то проблемы и их перечислять, а потом выкатывать властям.

-- В прошлом году Вы тоже выпустили несколько заключенных, и это очень улучшило отношения с Евросоюзом…

-- Я скажу Вам откровенно, что это было и почему. Это были обычные уголовники. То есть люди, совершившие уголовные правонарушения, ответственность за которые прописана в Уголовном кодексе в определённых статьях. Плох закон, хорош ли, но его надо выполнять. И если ты его нарушил, кто бы ты ни был: оппонент власти, сторонник власти, обычный гражданин, ты обязан отвечать по этому закону. Поэтому было принято решение судом об ответственности.

Но некоторые люди оказались причастными к оппозиции. И пошёл этот процесс – закрутилось, завертелось. Ну надо же о чём-то говорить. Надо же оппозиции упрекать в чем-то Лукашенко, подтвердить то, что Лукашенко последний диктатор Европы и тут диктатура установлена. Поэтому под это подбираются факты. Были названы некоторые фамилии. А Европа ”заглотила “ этот крючок с подачи нашей внутренней, так называемой ”оппозиции “ . И начала предъявлять свои требования. Ну что ж, я же не переделаю вас. Вы так считаете. И выдвинули это как условие нормального диалога. Ну , Господь с вами. Если вы считаете, что это должно быть условием, хорошо, пусть будет так. В связи с этим: “Пожалуйста, освободите ...” Я на это имею право по Конституции.

Для того, чтобы как-то продвинуться в этом направлении, чтобы это не было каким-то препятствием и завалом в череде других, амнистируя людей, мы амнистировали и их. Это способствовало продвижению отношений. Но это не потому, что мы где-то ошиблись. Это, повторюсь, у нас не политические заключённые, которых по требованию Европы мы освободили. Нет. Хотела Европа этого? Это для нас в каком-то моральном отношении немножко чувствительно, а так это ни какого значения практически не имело. И мы понимали, что если это улучшит наши отношения с Европой, – на это надо идти. Поэтому я на это и пошёл. Исходя из прагматизма. Вот и всё. А это обычные люди, которые совершили уголовные преступления. У нас это доказано. У нас есть аудио - , видеосъёмки всего этого, и это публично происходило на улицах Минска.

-- Сейчас вы получили кредит от Международного валютного фонда. И тут же это связывается с какими-то условиями, в том числе ослаблением давления на бизнес, с необходимостью создать Агентство по приватизации и так далее. Движение в сторону открытия экономики или либерализации экономики. Как Вы к этому относитесь?

-- Нормально отношусь. Всё это было в Беларуси. Да, может быть, европейцы хотят, чтобы у нас был процесс приватизации, как в России . Знаете, всё сразу и ”чохом“. Мы не пошли этим путём. Ведь что потом ? Делить, стрелять, расстреливать и прочее , и прочее? Мы этим путём не пошли. Мы пошли путём точечной приватизации. Вы – инвестор, у вас есть деньги, вы хотите у нас купить какую-то долю какого-то предприятия или предприятие целиком. Приходите, будем вести переговоры.

-- Какие условия Международного валютного фонда Вы считаете разумными, чтобы их выполнить?

-- Все условия разумные. И почему мы быстро договорились? Потому что у нас этот процесс уже идёт. И если МВФ хотел бы, чтобы мы органы, которые занимаются приватизацией (а такие же есть, может, они несколько разрознены были) объединили в агентство – никаких проблем. Может, это даже и лучше, что будет определённый центр, куда будет стекаться вся информация. И этот центр будет вам подсказывать: какие предприятия к приватизации, их цена, какие переговоры, какие условия приватизации. Что тут плохого? Мы соберём это в единый центр. Ну что тут такого особенного от нас потребовал МВФ?

Давление на бизнес, Вы говорите. В любой стране есть определённые требования к бизнесу, но у нас они не чрезмерны и не больше, чем у вас в Австрии или в Германии. Абсолютно не больше. Это неверно подавалось в средствах массовой информации. Поэтому, если нам говорят, что надо ослабить давление на бизнес, я отвечу: ”Да Господь с вами, куда больше?“ Сейчас кризис такой, что вовсе не до давления. Лишь бы работали хоть как-то и реализовали свою продукцию.

-- Кризис вас заставляет ускорить процесс приватизации или пересмотреть программу приватизации?

-- Нет. Это не имеет никакого отношения к кризису. Мы акционировали свои предприятия, практически все, ещё до кризиса. Акционированы предприятия . Вот акции. Хотите купить – приходите , покупайте, если договоримся. Поэтому Вы не думайте, что мы в связи с кризисом готовы кому-то там – европейцам, американцам, россиянам – отдать всё, что попросят. Нет. Так , как мы жёстко относились к вопросам приватизации, так мы и относимся. Но если порядочный инвестор приходит… Допустим, у нас были телекоммуникационные компании ”Бест“, Velcom . Очень чувствительная сфера, очень доходная, прибыльная. Нам предложили хорошие условия. Мы приняли решение о продаже этих компаний и выиграли. Если бы мы после начала кризиса это сделали, когда фондовый рынок упал, это было бы в два раза дешевле.

То есть мы же не сдерживали эти процессы. Так и не сдерживаем другие процессы. Но главное, чтобы мы договорились, чтобы это было в интересах нашего государства и народа. Если это не в интересах государства и народа, мы на приватизацию не пойдём. Должно ведь в итоге быть лучше, чем сейчас. В бюджет должно больше средств поступить, на улицу люди не должны выбрасываться, они должны иметь гарантии.

Бизнес должен быть ответственным за социальные проекты. Мы всегда ставим ряд условий. Их примерно 20-25. И тот, кто готов соблюдать эти условия (а они не нами выдуманы, эти условия, это и в Австрии есть , и в Германии) и платит нормальную цену – милости просим, приходите.

-- Мировой валютный фонд увеличил кредит – 3,5 миллиарда в общей сложности получается. В Москве такой шум вокруг этого поднялся: Запад покупает Беларусь! Прямо такие заголовки в газетах. Как Вы к этому относитесь?

--. Беларусь не продаётся. На то я и Президент. И тот, кто меня знает, он просто посмеётся над подобной информацией, которая выходит в Москве. Наверное, их это очень волнует. Я вам уже говорил, что Россия не знает, что здесь происходит. Их это не интересует. Они занимаются своими проблемами. Вот где-то что-то услышали и сразу : “Ага, Международный валютный фонд дал кредит Беларуси ...” Ну так и спасибо МВФ. Он , кстати, предложил кредит на более выгодных условиях, чем Россия. Так что, мы от этого отказаться должны?

В России этого не ожидали. Думали, что если они не дадут, то никто нам не поможет, и мы тут рухнем, обвалимся. Знаете, даже если бы никто и не дал этих кредитов, не обвалилась бы наша экономика, выжили бы, не из такой ситуации выходили. Но, если нам помогают люди, почему мы от этого должны отказываться? И почему вдруг в России это так, как Вы говорите, воспринимается? Ну почему? Мне это не понятно. Ведь они же пользовались кредитами МВФ. И сейчас заявки подают. На будущий год дефицит, говорят, бюджета будет большой. Они не прочь бы и позаимствовать где-то денежные средства. Почему нам это запрещено?

Тем более, когда Россия, пообещав 2 млрд. долларов кредита, своё обещание не выполнила.

Я буду долго помнить как Президент, вот эту помощь Международного валютного фонда, Запада, помощь нашему государству. И буду убеждать свой народ, чтобы они это оценили по достоинству.

-- И долго помнить, что Россия так себя вела с предоставлением кредита?

-- Это не забывается. Тем более, знаете, надо быть обязательным. Не можешь – скажи: ”Не могу в силу таких-то причин “ . Можешь (знаю, что могут), договорились – надо свято исполнять свои обещания.

-- Кризис все страны заставляет задуматься: что было в последние годы, как строилась экономика? Допустим, Германия, они думают: ”Вот мы так сильно зависим от экспорта, это сильно бьёт по нам “. Австрия думает: ”Мы пошли в восточные страны так мощно с банками, что действительно поставило под угрозу нашу экономику или, может быть, опасность преувеличена?“. Россия, к примеру, зависит от продаж энергоносителей. Какой момент в Беларуси, внутренний фактор, добавляется к этим внешним влияниям ? Как сейчас кризис сказывается на экономике? Есть ли внутренняя предрасположенность к возникновению кризиса?

-- Внутренняя подоплёка этого кризиса? Нет, этого нет. У нас в прошлом году 110 процентов составил рост ВВП к 2007 году. Это к тому уже высокому уровню, который у нас был. Мы ведь давно превзошли уровень советских времён. А он у нас высокий был. И если бы не вот эти внешние факторы, наша экономика развивалась бы динамично и стабильно, несмотря даже на сильный рост цен на энергоресурсы. Мы выдерживали это. Потому что модернизировали экономику, потому что занимались этими процессами.

Но кризисные явления в Беларуси имеют исключительно внешнюю причину. Исключительно. Я не могу назвать ни одной внутренней причины. Мы зависимы , как Германия и как Австрия , от экспорта, наша экономика экспортоориентированная, мы почти 75 процентов продаём того, что производим. И коль спрос упал на международных рынках, там, где мы работали, естественно, нам стало очень трудно и сложно. Если бы сегодня кризис закончился, мы бы первыми вышли из него.

-- Вы говорили в своих выступлениях, что союзы должны строиться на равноправных началах и на единстве целей. Вы это сами обозначили. Что Вы имеете в виду?

-- Это классическая формула. Если бы Вы со мной строили союз, мы бы, конечно, определяли цели и договаривались о равноправии. Это классика. Никаких союзов не может быть построено, если нет целей, если нет равноправия.

-- Эти предпосылки для Союзного государства с Россией ещё есть?

-- На 100 процентов. Скажу откровенно: не в сфере объективного лежат наши противоречия. Это исключительно, как многие в России сегодня уже говорят, субъективный вопрос. И он связан с политикой и позицией российского руководства. Вот в чём субъективизм.

-- История с кредитом, молочный скандал... Насколько отношения испорчены? На долгий срок? Или можно их восстановить?

-- У нас уровень отношений нормальный. Ну, были эти ”молочные“ войны. Сейчас этого нет. Мы быстро это исправили. Потому что у нас хорошие рычаги и хорошие каналы сотрудничества. Отойди в сторонку – и жизнь сама всё поправит. Поэтому у нас нет чего-то трагического в наших отношениях. Абсолютно нет. Мы можем в течение одного месяца, ну , до конца этого года решить все проблемы . И даже те проблемы, которые мы не решали, но они для нас стратегические.

-- Вы думаете на данный момент, что отношения с Россией лучше, чем с Евросоюзом, но ведь и там нелегко?

-- Знаете, и там нелегко, и там. Но с Россией мы ведь прошли определённый путь. И потом, у нас ведь база отношений очень приличная. В экономике у нас очень серьёзная кооперация. Почти 10 миллионов человек на предприятиях работают в России, которые поставляют нам комплектующие. То есть мы им где-то даём работу. А здесь у нас финишное, высокотехнологичное производство. Этого у нас нет с Европейским союзом. Поэтому мы очень далеко продвинулись с Россией по всем направлениям. Я уже не говорю о том, что мы один народ!

-- Россия строит трубопровод в обход многих стран, в том числе Украины и Беларуси. Но вы важная транзитная страна. И доказали надёжность транзита через свою территорию в то время, когда с Украиной проблема стоит довольно серьёзная . Но сейчас БТС вот, по идее, строится...

-- Так по идее или строится?

-- Другой вопрос. По крайней мере, довольно сильно афишируется.

-- Пока не строится.

-- Но серьёзные намерения, если мы правильно оцениваем. Что это для Вас означает? Потому что это же существенные потери на транзите – по оценке аналитиков читал 600-700 миллионов долларов.

-- Пока 200 миллионов. Ну, допустим, 600-700. В ВВП, по паритету покупательской способности – под 100 миллиардов белорусских рублей ВВП. Ну что такое эти 600 миллионов даже, как Вы говорите, а я говорю, что пока 200, которые мы потеряем? Кстати, потеряем прежде всего не мы – потеряете вы. Вы будете платить больше, потому что это большой крюк доставки. Это на тонне нефти, например, до 5-10 долларов потери – так эксперты оценивают. Платите, если вас это устраивает. Это, во-первых.

Во-вторых. Давайте мы подождём по поводу всех этих обходов, переходов. И просмотрим, как это ещё будет функционировать, особенно на Балтике.

-- Вы думаете, там сильно под вопросом всё?

-- Под большим вопросом. Зачем идти не по прямому пути, а лезть в гору, тратя большие деньги и при этом рискуя? Вы знаете, что такое Балтийское море. И знаете, что там , в этом Балтийском море. И может быть с этим газопроводом и с БТС, с этими паромами. Перегружена ведь Балтика. И согласятся ли ещё государства, которые являются балтийскими? Ну, превратится в грязную лужу Балтика. Представьте, миллионы тонн нефти будут перевозиться по Балтике дополнительно. Это надо? Даже нам с Австрией не надо это, хотя мы не прибрежные государства.

А есть нормальный маршрут. Есть, допустим, трасса газопровода ” Ямал-Европа “ . И под вторую трассу создана вся инфраструктура. Пожалуйста, клади трубу, качай газ. Кто мешает? Договариваться надо и качать. Надо интересы соблюдать и транзитных государств. Что касается Беларуси, мы абсолютно, надёжный в этом плане союзник любому поставщику . Любому. И транзит у нас дешевле.

-- Какие отношения с Россией более оптимальные? В какой форме? Что с проектом Союзного государства?

-- Это наша цель. Если Россия готова двигаться по этому пути – ради Бога. Этот проект не похоронен. Мы знаем, как идти по этому пути. И у нас нет никаких в этом плане проблем, если Россия к этому готова.

-- У Вас ощущение, что влияние России на постсоветском пространстве вообще уходит, уменьшается?

-- Уменьшается. Есть Китай, который сегодня имеет вторую экономику в мире, а завтра будет иметь первую. У них дефицит энергоресурсов. Где энергоресурсы? У соседних государств. Казахстан, Туркменистан, Азербайджан. И все они проложили уже туда трубу. Все поставляют Китаю, а в перспективе – в Индию, Пакистан, Афганистан. Всё это уже там задействовано. И это уход от российской зависимости в энергопоставках. И на европейском направлении в том числе.

-- Вы об этом (уменьшении влияния России) жалеете?

-- Пусть жалеет Россия об этом. Я жалею в том плане, что мы не смогли здесь объединиться после распада Советского Союза. Всё-таки это под триста миллионов населения. Мы могли бы иметь хороший рынок. И это можно было сделать. Амбиции мешают некоторым.

-- Скажите, мы постоянно сталкиваемся, и сейчас , во время разговора тоже , с тем, что Европа неправильно воспринимает ситуацию в Беларуси, неправильно воспринимает Вас как Президента страны, как личность . Есть разногласия везде. Американцы назвали Вас диктатором… Сейчас вот выпустили из тюрьмы Зельцера. Он потом сказал, что КГБ не лучше гестапо , что его избивали в тюрьме, что медикаменты, лекарства не получал в тюрьме. Как тут понять : с одной стороны Вы много делаете сигналов, например, к сближению с Европой, но потом появляется вот такое? Сложно разбираться...

-- А почему Вы слушаете то, что сказал Зельцер? Почему Вы в это верите?.. Вы говорите , не корреспондируется это с тем, что мы делаем. Нарушил он наш закон? Нарушил. Он признал это. Он получил определённый срок по определённой статье. Он сравнивает КГБ с гестапо? Из гестапо никто не выходил. А он вышел здоровым и менее зависимым от наркоты. Он ведь употреблял наркотические средства. Но это мотивировал тем, что у него слабое здоровье.

Мы разрешили ему употреблять то, что он употреблял, то, что ему врачи его привезут, которых он попросит. Мы любого западного дипломата, особенно американцев, беспрепятственно к нему допускали. Беспрепятственно! Не было никаких вопросов. Он там пишет о том, что у Патаркацишвили огромные в Беларуси активы. Их нет, этих активов. Он (Зельцер) врёт на каждом шагу. У него здесь были иные цели, его сюда никто не звал. Поэтому все его слова – враньё, сплошное враньё . Никто его здесь не бил. Он сразу всё рассказал : чего приехал и что он хотел . Пошёл в суд, получил срок и всё время просил, чтобы его освободили.

-- Но остаётся то , что Райс сказала, назвав Вас диктатором ... Нас читатели спрашивают : ”Кто такой Александр Григорьевич Лукашенко?“

-- Вот Вы сейчас с ”диктатором“ разговариваете. Я думаю, для Вас неплохо – Вы ведь с диктаторами никогда не общались. А сегодня пообщались с ”диктатором“. Вот и напишите, какой он, ”диктатор“ в Беларуси.

Вы ведь разумный человек. У вас газета, кстати, рассчитана на людей не только с высоким доходом, но и с образованием. Люди с мозгами ее читают. Скажите, возможна диктатура в Австрии?

-- Было возможно это, к сожалению, 70 лет назад.

-- Я про нынешнее время.

-- Я на данный момент это исключаю, потому что, мне кажется, выработан механизм, который это исключает.

-- Правильно. С одной стороны, механизм. С другой стороны, если бы у нас была диктатура, о которой вы или американцы говорите, нас давно бы раздавили. У нас нет ядерного оружия, энергоносителей и так далее. Мы же зависимы от мира по всем статьям. Мы не можем здесь проводить ту политику, которая сегодня мировым сообществом не воспринимается, в том числе и Австрией.

Диктаторы себя так, как я, не ведут. Но надо было бирку на Президента Беларуси повесить, потому что Лукашенко не американский, не проамериканский.

Но возьмите более серьёзные вещи. Взяли и разбомбили Ирак. Под каким предлогом? Что там диктатор, который создаёт ядерное оружие. Диктатора нет. А ядерное оружие где? Тоже нет. Странно как-то получается… Бирку вешают и начинают под это трепать человека, страну.

Так что никакой диктатуры здесь нет. То, что у Президента сосредоточена определённая власть, и немалая, – это правда. Ну, так ведь Россию не критикуете. Казахстан не критикуете. Разве что очень слабо, как комариный писк. У нас диктатуры быть не может, потому что нас немедленно задавят, немедленно!

-- Демократия, по идее , предполагает, что власть меняется. Вы узаконили через референдум, что у Вас третий президентский срок. И если я правильно читал, Вы сами говорили, что подготавливаете своего младшего сына в качестве преемника. Получается монархия в каком-то плане…

-- У нас это невозможно. И если я говорил о своём малыше, то это была обычная шутка. Но журналисты это восприняли почему-то всерьёз.

-- Какой Вам видится Беларусь через 10 лет?

-- Процветающим государством, к которому никто не будет иметь никаких претензий, в том числе и Австрия.

-- А Президентом будет Александр Григорьевич Лукашенко?

-- Через 10 лет? Вряд ли, конечно. Я думаю, к этому времени вырастут новые люди, которые возьмут в руки страну и поведут её . Но запомните: в нашей стране кто будет Президентом, очередным, будет определять только белорусский народ.

Я помню, как меня избирали. Так тогда решил народ. И это святое право никто не имеет у него, у этого народа, отнять. И я это право у своего народа отнимать не намерен.

0

2

Президент без команды

10 июля 1994 года в Беларуси прошел второй тур первых в истории страны президентских выборов. Убедительную победу одержал молодой депутат Александр Лукашенко.

За пятнадцать лет нахождения на президентском посту Александра Лукашенко награждали разными эпитетами — и льстиво-лестными в глаза и уничижительными за спиной. От уважительного поначалу «Батька» до ироничного «Папаколи» в последние год-полтора. Но никто за эти годы так и не узрел в президенте командного игрока. Если только гоняющие с ним шайбу хоккеисты на камеру изредка отмечали это вовсе не присущее Лукашенко качество.

Между тем, когда-то, на заре большой политической карьеры, команда у Лукашенко была. Достаточно разношерстная и, как говорит аналитик Роман Яковлевский, где-то даже авантюрная группа, которая помогла говорливому и харизматичному депутату взять власть в свои руки, чтобы ее из них уже не выпустить.

Сегодня некоторые из тех, кто приложил руку к президентству Лукашенко, в частности, первый «завхоз» страны Иван Титенков, говорят, что команды, по сути, не было, а ее вклад в победу Лукашенко на первых выборах главы государства переоценен.

После знакомства с воспоминаниями участников тех событий можно, действительно, утверждать, что как таковой команды — сплоченного и идейно единого коллектива — у Лукашенко не было. Часть из тех, кто помогал Лукашенко в избирательной кампании, между собой познакомились уже в Минске после победы. Да и ввязаться в эту, как тогда многим казалось, авантюру у каждого были свои причины.

Кем-то двигал политический романтизм — свалить Кебича, эту пронафталиненую советскостью старую власть, и на ее обломках начать строить что-то новое. Другие руководствовались сугубо прагматичными намерениями — страна ведь вступала в эпоху существенных перемен, и это открывало колоссальные возможности для тех, кто сумеет в нужное время оказаться в нужном месте, то есть у руля власти. Некоторые попали в команду Лукашенко волею обстоятельств — помогали земляку или не смогли отказать умевшему уговаривать амбициозному депутату.

Вся команда Лукашенко насчитывала примерно два десятка человек — и тех, кто был постоянно с кандидатом, и тех, кто вносил свой посильный вклад на периферии. Но было у этой команды и ядро. «Ведь реально власть была взята очень маленькой группой людей, пальцев одной руки хватило бы, чтобы их пересчитать», — вспоминает руководитель избирательного штаба Лукашенко Леонид Синицын, в 94-м депутатствоваший вместе с ним, а после избрания Лукашенко возглавивший Администрацию президента.

Там же, в Администрации президента, многие из этой «могучей кучки» после победы и получили должности.

Синицын, как уже упоминалось, возглавил новорожденный институт власти. Зампред Контрольной палаты до выборов Василий Долголев стал замом Синицына и одновременно возглавил Службу контроля президента. Еще одним заместителем был назначен Михаил Сазонов, пришедший в штаб Лукашенко из центрального аппарата МВД и занимавшийся, как говорят, поставкой компромата на влиятельных политиков.

Еще один бывший депутат Верховного Совета Юрий Малумов был назначен председателем комитета по борьбе с коррупцией Администрации президента, хотя в свое время советовал Лукашенко отказаться от знаменитого нынче антикоррупционного доклада, напичканного непроверенными и притянутыми за уши фактами. «Но Лукашенко их немедленно обнародовал — ему не нужна была объективность, ему нужен был имидж», — вспоминает Иван Титенков.

Председатель парламентской комиссии по законодательству Дмитрий Булахов, активно поработавший для внесения в Конституцию поправки, предусматривающей президентское правление, также был востребован в Администрации президента.

Иван Титенков, как уже упоминалось, был назначен управляющим делами президента. Виктор Гончар — вице-премьером правительства. Доктор экономических наук Петр Капитула стал помощником президента по, соответственно, экономическим вопросам, а позже возглавил аналитический центр президента. Ходивший у депутата Лукашенко в помощниках его земляк Владимир Коноплев занял такую же должность и у Лукашенко-президента. А за 70 тысяч собранных подписей получил к своей должности приставку «главный».

Занимавшийся в избирательном штабе Лукашенко вопросами обеспечения безопасности кандидата в президенты коллега-депутат Виктор Шейман вскоре после выборов был назначен госсекретарем только-только созданного Совета безопасности. Говорят, что имевшее резонанс покушение на Лукашенко под Лиозно за несколько дней до выборов было срежиссировано именно Шейманом. Такой же версии, кстати, тогда придерживалась и прокуратура.

Еще один активист избирательного штаба начальник Следственного комитета МВД Юрий Захаренко через неделю после вступления Лукашенко в должность был назначен министром внутренних дел.

29-летний тогда Валерий Цепкало рассматривался на должность министра иностранных дел, но доверить этот пост столь молодому человеку Лукашенко не решился, дав Цепкало для начала портфель заместителя главы МИД.

Первый секретарь Союза молодежи Беларуси Александр Федута, предоставивший предвыборному штабу Лукашенко помещение и занимавшийся аналитической поддержкой избирательной кампании будущего президента, получил в администрации Лукашенко должность, как сказали бы сейчас, главного идеолога — начальника управления общественно-политической информации.

Отставной военный Владимир Нистюк, трудившийся на Гродненщине в инспекции Контрольной палаты, был назначен исполняющим обязанности начальника управления контроля органов исполнительной власти Службы контроля президента — так Лукашенко отблагодарил руководителя своего кандидатского пресс-центра.

На момент президентской кампании-94 главный редактор газеты «Могилевские ведомости» и руководитель избирательного штаба на Могилевщине Григорий Кисель после победы Лукашенко переехал в Минск, так как был назначен председателем Национальной государственной телерадиокомпании.

Одним из немногих активистов избирательного штаба Лукашенко, кто после президентских выборов остался без должности, был депутат Анатолий Лебедько. Правда, некоторое время Лебедько работал советником и представителем президента в Верховном Совете, но на общественных началах. Говорят, что Лебедько просил себе портфель министра иностранных дел, а Лукашенко предлагал ему должность министра образования.

Впрочем, победная эйфория у многих из команды Лукашенко испарилась очень быстро. Между президентом и его соратниками быстро росла стена разногласий. «В первую очередь революция пожирает своих детей. Это закон жанра», — говорит аналитик Роман Яковлевский. Кому-то для понимания того, что с Лукашенко ему не по пути, хватило нескольких месяцев, другие продержались чуть дольше. В «ближнем круге» задержались немногие, а на сегодняшний день в системе остались единицы.

«Мужики! Работы хватит всем. Отбросьте личные амбиции, свои интересы, и каждый из вас должен взвалить ту ношу, которую ему под силу нести», — вспоминает призыв Лукашенко к своей команде Григорий Кисель.

Многие, наверняка, так и поступили. Хотя, как вспоминает Иван Титенков, более или менее ясных представлений, что делать, не было: «Но мы считали, что сумеем создать команду, которая будет работать на пользу белорусскому народу. А получилось все как раз наоборот. В том числе и потому, что наш лидер если и представлял себе, что нужно делать, то совершенно не знал, как. <…> Но ему всегда казалось, что он все знает сам. Что он одновременно и президент, и прокурор, и судья…».

У первого министра иностранных дел Беларуси Петра Кравченко о жарком лете 94-го остались схожие впечатления. «Никаких четких, связных представлений о модели государства, о векторе развития у Лукашенко никогда не было. Он — природный интуитивист, интуитивно схватывает идеи, которые на слуху и популярны у народа. <…> Говорил то, что народ хотел слышать. Таким же интуитивным популистом он и остался, став президентом».

Первым от Лукашенко ушел Александр Федута — в Администрации президента он проработал всего пять месяцев. «Можно было, конечно, послушаться Синицына и высидеть себе депутатский мандат. Но с меня уже хватило», — вспоминает Федута в своей книге «Лукашенко. Политическая биография». Ответственность за белые пятна в газетах вместо антикоррупционного доклада депутата Антончика Федута взял на себя. Из Администрации президента ушел в оппозиционную журналистику.

Юрий Захаренко был снят с должности главы МВД 16 октября 1995 года. Официальная формулировка — «за допущенное грубое нарушение финансовой дисциплины, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств». Хотя, понятно, что истинные причины лежали гораздо глубже. Высоко ценившему идеалы офицерской чести Захаренко претили не только управленческие методы Лукашенко, но и его человеческие качества, о чем он не боялся говорить ни президенту в глаза, ни в интервью журналистам.

Судя по всему, иного выхода, как влиться в ряды оппозиции у Захаренко тогда не было. Знающие его люди говорят, что это был не политический выбор, а нравственный. Захаренко активно поддерживал Верховный Совет и его вице-спикера Геннадия Карпенко в противостоянии с Лукашенко накануне ноябрьского референдума 1996 года. На организованных оппозицией весной 1999 года президентских выборах вошел в команду бывшего премьера Михаила Чигиря. Созданному Захаренко Союзу офицеров симпатизировали и многие штатные представители силовых министерств. 7 мая 1999 года Юрий Захаренко исчез.

Леонид Синицын ушел в отставку в августе 1996 года уже с должности заместителя премьер-министра из-за несогласия с проводимой президентом экономической и социальной политикой. Занимался бизнесом в Москве. В политику пытался вернуться во время президентских выборов 2001 года, но не собрал необходимого количества подписей для регистрации кандидатом. С тех пор из большой политики фактически ушел и в поле зрения прессы попадает крайне редко. Но от своих взглядов не отказывается. В частности, как убежденный сторонник сближения с Россией в середине 2007 года в качестве сопредседателя российско-белорусского фонда «Социально-экономическое партнерство» и в компании с Владимиром Парфеновичем продвигал идею необходимости вхождения Беларуси в состав России. Сейчас, говорят, большую часть времени посвящает воспитанию внука.

В ноябре 1996 года из окружения Лукашенко в противоположный лагерь окончательно ушел и Виктор Гончар. С поста вице-премьера Гончар ушел по собственному желанию еще в декабре 94-го. Потом был год в кресле генсека Экономического суда СНГ, в 95-м избрался депутатом Верховного Совета 13-го созыва, а в 1996 году назначен председателем Центризбиркома (тогда главу ЦИК еще назначал парламент, а не президент).

Проехав по стране и своими глазами убедившись, что система обеспечения необходимого Лукашенко результата любой электоральной кампании уже работает, Гончар открыто заявил о готовящихся на скором референдуме фальсификациях и о том, что результаты «плебисцита» он не подпишет. С должности Гончара снимали силой. Буквально. Его просто вышвырнули из рабочего кабинета. Указом президента, хотя у главы государства еще не было таких полномочий, на должность председателя ЦИК была назначена Лидия Ермошина.

На оппозиционных президентских выборах 99-го года Гончар возглавил альтернативный ЦИК. 16 сентября 1999 года Виктор Гончар и его друг, бизнесмен Анатолий Красовский были похищены.

Президентский «завхоз» Иван Титенков был освобожден от должности «по собственному желанию» в декабре 1999 года. По одной из версий, убрать Титенкова, организовавшего весьма прибыльный бизнес на фактически неконтролируемых беспошлинных поставках в Россию западного алкоголя, табака и продуктов питания, потребовала Москва, надежды покорить которую Лукашенко тогда еще не утратил.

Сам же Иван Иванович, по скромным независимым оценкам заработавший для таинственного президентского фонда полмиллиарда долларов, рассказывал все о тех же разногласиях и противоречиях. По его словам, Лукашенко не понимал и не принимал частный бизнес, в предпринимателях видел лишь источник внебюджетного финансирования.

«С предпринимателями так обращаться нельзя. Я сам прошел эту школу и знаю, как достается каждый рубль… И если бы с предпринимателями Беларуси не обращались такими способами, они приносили бы такой доход, что никому и не снилось! А так у нас процентов 70, если не 80, предпринимателей уехали. Все увезли с собой, лишь бы только не иметь дело с этим руководством Беларуси», — говорил Иван Титенков.

Управделами президента высказывался и против репрессий и нажима на бизнесменов, от чего, в частности, пострадал и его приятель Виктор Логвинец, который, кстати, был одним из тех, кто финансировал избирательную компанию Лукашенко в 94-м. Логвинца, в конце концов, отпустили. Но Титенков твердо решил уйти. После отставки он уехал из Беларуси. В начале этого века работал в Москве в компании «Итера». На родине появлялся крайне редко, хотя в 2003-м его вроде бы звали назад. Говорят, что сейчас Лукашенко привлек своего бывшего «завхоза» к реализации проекта по добыче нефти в Иране.

Михаил Сазонов ушел в отставку «по собственному желанию» в декабре 1999 года. Тогда он занимал должность помощника президента — занимался разработкой союзного договора с Россией, а в августе 99-го был назначен руководителем рабочей группы для проведения при посредничестве ОБСЕ консультаций с оппозицией по изменению избирательного законодательства. Консультации, как известно, сорвались, за что официальный Минск был жестко раскритикован. Да и, говорят, вариант союзного договора, подготовленный группой Сазонова, большого впечатления на президента не произвел. Вероятно, оба этих фактора и стали причиной, по которой Сазонову предложили уйти. Попыток вернуться в систему Михаил Юрьевич, судя по всему, не предпринимал и сегодня занимается бизнесом в России.

Из тех представителей команды Лукашенко, кто уже не занимает государственные должности, дольше всех продержался, пожалуй, Владимир Коноплев. С поста спикера Палаты представителей Коноплев ушел 11 сентября 2007 года «по состоянию здоровья», оставшись при этом рядовым депутатом. Но в новый состав нижней палаты парламента Коноплев не баллотировался и, таким образом, с осени 2008 года «искренний сторонник Лукашенко» в новостных сводках проходит исключительно как председатель Белорусской федерации гандбола.

Карьеру Дмитрия Булахова прервала скоропостижная смерть. Помощник президента — полномочный представитель главы государства в Национальном собрании скончался в ночь с 7 на 8 сентября 2006 года от сердечного приступа.

В 1996 году, накануне референдума, Булахов понял, что развитие событий в стране идет совсем не по тому сценарию, который предполагался два года назад. Булахов, у которого у самого были президентские амбиции, был сильно разочарован Лукашенко и фактически выступил против него, опубликовав резко критическое, хотя и несколько пафосное открытое письмо. «Сегодня я не верю ни одному слову президента, а вы еще надеетесь на него. <…> А кто на земле Богом стать вознамерился, так тот сам из тьмы», — писал Булахов. После этого ему пришлось оставить государственную службу.

Однако весной 2000 года Дмитрий Булахов был назначен постоянным представителем Беларуси в уставных и других органах СНГ. Лукашенко простил его?

«Я не знаю ни одного случая, когда коллега, прошедший с ним кампанию 1994 года, просил его о встрече и не получил ее. Если Лукашенко видел, что человек сдался, он его трудоустраивал, понимая, что это на пользу, — говорил Александр Федута в интервью «БелГазете». — Переступивший через себя заслуживает прощения, ведь он хороший пример для остальных».

«Но, обратите внимание, — отметил Федута, — никто примеру Булахова не последовал…».

Тех из команды-94, кто и сегодня при должностях, действительно можно пересчитать по пальцам одной руки.

Василий Долголев с августа 2006 года работает послом Беларуси в России. Дипломатический стаж Юрия Малумова и того больше — в Туркменистан главой белорусского посольства уехал еще в 2003 году. «Серый кардинал» Виктор Шейман занимал много ответственных постов, но в прошлом году был отодвинут в тень и нынче активно обрабатывает венесуэльское направление в должности помощника президента. Григорий Кисель после непродолжительного периода дипломатической работы в Румынии вернулся на телевизионную ниву, возглавив канал ОНТ. Карьера Валерия Цепкало после 1994 года, с первого взгляда, шла по ниспадающей — замглавы МИД, посол в США, помощник президента — представитель главы государства в парламенте и, наконец, директор администрации Парка высоких технологий. Журналист Владимир Ядринцев, после победы Лукашенко возглавивший Белорусское радио, сегодня руководит службой информации и общественных связей Управления делами президента.

Но даже этот небольшой список «выживших» членов команды не является свидетельством того, что команда у Лукашенко была. Были люди, которые хотели использовать Лукашенко как таран, чтобы пробиться к власти, но получилось наоборот — Лукашенко использовал их и отодвинул на безопасное для себя расстояние. Кого практически сразу же, кого постепенно. За эти 15 лет Лукашенко продемонстрировал, что он может быть командным игроком, только если команда играет на него.

Безусловно, определенный вклад в победу Лукашенко на первых президентских выборах собравшаяся вокруг него команда внесла. Надо же было кому-то собирать подписи, вести агитацию, искать финансирование. «Все остальное сделало желание общества видеть именно такого лидера — молодого, нетерпимого», — вспоминает Иван Титенков.

Политолог Валерий Карбалевич в свое время писал, что «в ходе выборов сработал так называемый «эффект последней надежды». Население рассматривало избрание президента не как обычную демократическую процедуру, а как последний шанс, возможность одним махом радикально улучшить свою жизнь».

Лукашенко удачно подошел под образ «человека из народа», «народного президента», писал Карбалевич: «Он формулировал то, что люди высказывали в очередях и курилках, причем говорил языком, наиболее понятным населению. Будущий президент всем обликом, культурой, речью с несовершенными стилистическими оборотами оказался наиболее близким и понятным народу».

«Именно удачное совпадение ожиданий населения и политического образа народного заступника, выраженного Лукашенко, объясняет тот удивительный факт, что человек без серьезной команды, без программы и идей, без поддержки солидных политических сил, финансово-экономических кругов совершил триумфальное восхождение на вершину власти».

Крыніца: Алексей ЗОЛОТНИЦКИЙ, "Белорусские новости"

0

3

10.07.2009  11:51

Шушкевич: 15 лет назад Лукашенко выиграл президентские выборы исключительно благодаря риторике
Александр Лукашенко 15 лет назад выиграл первые президентские выборы исключительно благодаря своей риторике. Такое мнение высказал в интервью БелаПАН один из соперников Лукашенко на президентских выборах 1994 года Станислав Шушкевич.

Шушкевич, который сегодня возглавляет Белорусскую социал-демократическую Грамаду, на момент проведения первых президентских выборов был экс-председателем Верховного Совета. В первом туре выборов он набрал 10% голосов избирателей. В избирательной гонке Шушкевича обошли Александр Лукашенко (44,82%), Вячеслав Кебич (17,32%) и Зенон Позняк (12,82%). Во второй тур выборов вышли Лукашенко и Кебич. По итогам второго тура за Лукашенко проголосовали 80,1% избирателей.

«Конечно, все приукрашивали свои достоинства и ситуацию в целом, но все остальные пять кандидатов в президенты считали недопустимым говорить то, что говорил Лукашенко, — вспоминает Шушкевич. — Никто не мог так нагло обещать легкий выход из того экономического кризиса, как это делал Лукашенко. Может быть, Лукашенко сам не понимал того, что он обещает невозможное. Но он обещал».

По словам Шушкевича, он «не мог обещать что-то подобное», потому что иначе от него «отвернулись бы друзья и соратники». «У Лукашенко не было друзей, у него не было таких авторитетных коллег и соратников. Он мог говорить все, что угодно», — считает политик.

Итогом такого поведения Станислав Шушкевич считает нынешнюю ситуацию в Беларуси. «Фантастический государственный долг, рекордное отрицательное сальдо во внешней торговле, отсутствие свободы слова, собраний, митингов, исчезновение людей. В конце концов, в Беларуси продолжительность жизни самая короткая в Европе, и этот факт не исправишь никакой пропагандой. Это и есть итоги обещаний Лукашенко», — заявил Шушкевич.

Крыніца: БелаПАН

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Диктатор без диктатуры