Экс-дипломат рассказал о роли Кирилла Дмитриева в провале сертификации вакцины «Спутник V», чтобы скорректировать ожидания от переговоров России и США
Позиция главы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева стала причиной, по которой российская вакцина от коронавируса «Спутник V» не получила международной сертификации, следует из поста бывшего советника представительства России при ООН в Женеве Бориса Бондарева (в реестре иноагентов в РФ). Именно РФПИ занимался продвижением и сертификацией «Спутника V», одной из первых вакцин от коронавируса. РФПИ через миссию России при ООН в Женеве направил запрос о сертификации «Спутника» во Всемирную организацию здравоохранения. ВОЗ ответила, что готова оперативно рассмотреть заявку России о сертификации, однако, по процедурам организации, необходимо предоставить определенное досье о разработке вакцины и ее параметрах.
Это стандартные требования ВОЗ, которые организация предъявляет любому разработчику новых лекарств при подаче заявки на сертификацию, пишет Бондарев, который присутствовал на встречах, где обсуждалась работа по сертификации вакцины. По словам экс-дипломата, сертификацией занималась экономическая группа постпредства России при ООН во главе со старшим советником миссии Сергеем Васильевым. Российские дипломаты передали ответ ВОЗ в Москву.
После этого в постпредство поступило письмо за подписью Дмитриева, пишет Бондарев. По его словам, ответ был похож на пресс-релиз и не содержал запрошенных ВОЗ документов. В письме, в частности, говорилось: «Это передовая вакцина, не имеющая аналогов в мире. ВОЗ должна немедленно ее сертифицировать, чтобы Россия могла начать экспортировать ее во все страны мира и тем самым спасти человечество от пандемии и вымирания».
Ответ был перенаправлен в ВОЗ. После этого, как пишет Бондарев, из организации поступил звонок. Представители ВОЗ сообщили, что полученный ответ не может быть основанием для сертификации, говорится в тексте Бондарева.
После этого российские дипломаты в Женеве написали еще одну телеграмму в Москву, в которой еще раз попросили прислать досье на вакцину, соответствующее стандартам ВОЗ. После этого миссия получила второе письмо за подписью Дмитриева, адресованное уже самим дипломатам, сообщил Бондарев. В письме, как пишет Бондарев, подчеркивалось, что информация в первоначальном ответе РФПИ «исчерпывающая», «вакцина работает», «в российских СМИ много информации, что вакцина уже применяется».
Дмитриев также призывал российских дипломатов «быть пожестче» с чиновниками ВОЗ, пишет Бондарев. «Нет никаких оснований позволять каким-то международным чиновникам указывать великой России, что делать», — пересказывает Бондарев текст письма. В послании, по словам экс-дипломата, также говорилось о «русофобах» и «антироссийской политике».
На встречах в постпредстве Васильев, по словам Бондарева, рассказывал, что во время телефонных разговоров с ним «люди из РФПИ ругались, кричали, что ВОЗ — русофобы, а мы им потакаем». Глава постпредства, по воспоминаниям Бондарева, только пожимал плечами: «Ну что поделать?»
Дмитриев — стандартный путинский чиновник, который спешит свалить все свои недостатки на западных «русофобов», заключает Бондарев. «Ожидать от него прорывов, нового и оригинального мышления — это то же самое, что ожидать от Дональда Трампа скромности и предсказуемости», — убежден экс-дипломат.
Дмитриев стал одним из главных действующих лиц переговоров Кремля и Белого дома. Он присутствовал на первой встрече российской и американской делегаций с начала СВ и, по по словам источника «Агентства» (в реестре иноагентов в РФ) был лишен Сергеем Лавровым места за столом переговоров. На этой неделе глава РФПИ летал в США, где встречался в том числе с госсекретарем Марко Рубио и спецпредставителем президента США по Ближнему Востоку Стивом Уиткоффом.