ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Скандал в белорусско-российских отношениях


Скандал в белорусско-российских отношениях

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

29.05.2009 18:00 :
Александр Лукашенко, известный своими экстравагантными высказываниями, сегодня приказал своему правительству прекратить кланяться России и, цитирую, "искать счастья в другой части планеты". Лукашенко заявил, что наступает "другое время".
Президент Белоруссии особо подчеркнул, что осознанно говорит всё это публично.
Александр Лукашенко выступил со своими заявлениями буквально на следующий день после своей встречи с главой российского правительства Владимиром Путиным.
Первые признаки зарождающейся ссоры проявились как раз во время этой встречи, что сегодня отметила практически вся отечественная центральная пресса. «Российская газета» напрямую указывает: «В последнее время Россия и Белоруссия накопили друг к другу много претензий и не стеснялись об этом говорить». В продолжение темы «Московский комсомолец» предупреждает: «В отношениях Москвы и Минска может появиться новая трещина». Общий смысл газетных публикаций: стороны недовольны экономическим сотрудничеством, но последствия конфликта носят вполне политический характер – самым ощутимым может стать отказ одной из сторон (или обеих) от интеграции и дальнейшего движения по пути создания союзного государства. В частности, газета «Коммерсант» пишет: наблюдатели в Минске уверены, что очередное обострение российско-белорусских отношений приведет к ужесточению антироссийской риторики у белорусского руководства. По мнению эксперта издания, происходящее свидетельствует о том, что Москве – цитирую – «просто надоели пустые обещания Лукашенко. Президент Белоруссии подписывал много чего, но выполнил только то, что ему выгодно». Тем не менее, глава российского правительства Владимир Путин в ходе вчерашних переговоров вел себя подчеркнуто благожелательно, старался сгладить впечатление от резких оценок, данных министром Кудриным по поводу финансовой ситуации в Белоруссии, и даже поздравил Александра Лукашенко с избранием Минска хозяином чемпионата мира по хоккею в 2014-м году.
На итоговой пресс-конференции Путин пообещал, что Россия всегда подставит плечо Белоруссии, если потребуется.
Заявления Александра Лукашенко не ограничиваются резкими замечаниями в адрес России, но и включают в себя спланированную антикремлевскую политику. Такое мнение выразил председатель Гражданского совета по международным делам, депутат Госдумы от Единой России Сергей Марков.
Марков добавил, что наша страна должна предложить Белоруссии такие формы интеграции, которые были бы выгодны и ее лидерам. Правда при этом, считает Марков, Россия все равно должна играть лидирующую роль в данном союзе.
Вице-спикер Госдумы от партии «Справедливая Россия» Александр Бабаков считает, что России нужно проявлять выдержку и не реагировать на подобные заявления белорусского президента. Бабаков отметил, что, не смотря на желание Лукашенко прекратить сотрудничество с нашей страной, будущее Белоруссии – в союзе с Россией.
По мнению первого зампреда комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, не надо делать поспешных выводов из эмоциональных заявлений Лукашенко. В интервью «Эхо Москвы» Слуцкий заявил, что Россия и Белоруссия обречены на долгое и тесное сотрудничество.
Слуцкий добавил, что Россия не должна отвечать на заявления Лукашенко, так как это только слова, и практических действий за ними пока не последовало.
Заявления Лукашенко – его личная проблема. Такое мнение в интервью «Эхо Москвы» высказал вице-спикер Госдумы, лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский. Он предположил, что президент Белоруссии боится проиграть выборы в будущем году и таким образом ищет поддержки среди других стран

0

2

Лукашенко: Кудрин полностью консолидировался с нашими отморозками
29 мая 2009  Политика

interfax.by

Министр финансов РФ Алексей Кудрин и вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков. Фото: ИТАР-ТАСС
Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал от правительства прекратить выпрашивать у России поддержку и пытаться налаживать торгово-экономическое сотрудничество по другим направлениям.

"Персонально предупреждаю вас, Сергей Сергеевич (С. Сидорский - премьер-министр - ИФ), и Прокоповича (Петр Прокопович - глава Нацбанка - ИФ), один приходит и рассказывает, как плохо в России, что там нет никакого движения и заставляет меня ставить перед президентом России, перед Путиным вопросы, что они там (в России - ИФ) нас не слушают. С сегодняшнего дня это время закончилось, наступает другое время. Не получается в России, не надо кланяться, не надо ныть и плакать. Надо искать свое счастье в другой части планеты. Я это осознанно публично говорю", - заявил А. Лукашенко в пятницу на совещании по текущим вопросам социально-экономического развития страны.

"Мы вчера наблюдали интересную картину, когда президент (А. Лукашенко - ИФ) сидит с Владимиром Владимировичем Путиным и обсуждает на дружеской ноте вопросы, начиная от личных, частных и заканчивая государственными. А в это время Кудрин (Алексей Кудрин - глава Минфина РФ - ИФ) перед заседанием Союзного Совмина дает пресс-конференцию, суть которой посеять панику в Беларуси", - отметил А. Лукашенко. По его словам, "он (А. Кудрин - ИФ) полностью консолидировался с нашими отморозками (оппозицией - ИФ) и начинает нас учить работать". "Если уж у них (в России - ИФ) такая хорошая экономика, так откуда падение ВВП на 10%? У нас другая экономика, но мы даем 1,5% роста ВВП к прошлому году", - заявил глава белорусского государства.

В этой связи А. Лукашенко подчеркнул: "Хватит ходить, Сергей Сергеевич (С. Сидорский - ИФ), и водить за собой министров по проторенным тропам. Надо идти в другие места, где нас не знают, где нас ждут, и торговать десятью тракторами, одним комбайном, по чайной ложке возить сахар".

В данном случае президент заявил, что Беларусь договорилась о поставке в Казахстан 40 тыс. тонн белорусского сахара. "Подписали контракт. Так в чем проблемы, чего вы лезете в эту Россию, где вас пинают?", - спросил А. Лукашенко. При этом он добавил: "Неужели вы не понимаете, что уже не первый раз создается ситуация, когда нас хотят взять голенькими и голыми руками бесплатно".

По словам А. Лукашенко, "вчера Путин сказал, что на подлете к Минску обсуждал с Кудриным ситуацию. И тут Кудрин разразился тирадой. Что это было не согласовано? Всё это было согласовано".

Президент считает, что "и дело здесь не в Осетии и Абхазии. Это, в конце концов, не российский вопрос - признание Осетии (Южной Осетии - ИФ) и Абхазии. Это наш вопрос, и этих государств, с которыми мы имеем отличные контакты, и они знают нашу тактику". При этом А. Лукашенко напомнил: "Я давно ответил на этот вопрос (по признанию республик - ИФ), и прессовать нас с Востока и Запада по этому поводу никому не будет позволено. Мы независимая суверенная страна и будем всё делать в наших интересах".

"Поэтому запомните: никаких вымаливаний и выпрашиваний", - потребовал А. Лукашенко от правительства. "Если у них (в России - ИФ) нет 500 млн ($500 млн кредита - ИФ), которые они нам давно пообещали, и мы спланировали свой бюджет соответственно, то не ходите и не просите", - отметил глава белорусского государства.

Обращаясь к правительству, он призвал: "Давайте будем строить свою экономику и политику как суверенное государство. У нас много рычагов воздействия на ситуацию, на те вызовы, которые нам создают, в том числе и в России". "Когда мы, наконец, начнем мыслить, как чиновники суверенного, независимого государства?", - спросил глава республики.

По его словам, "игра затеяна по-крупному. Имейте это в виду. Выстоим - будет государство, не выстоим - нас сомнут и бесплатно в карман положат, и будем потом бегать и смотреть налево и направо, чтобы нам кусок хлеба со стола кинули". "Так, ладно нам. Но за нами 10 млн талантливых, трудолюбивых людей, которых мы не должны подставить и обмануть", - заявил президент Беларуси.

0

3

Видео с выступлением Лукашенко:

http://www.charter97.org/ru/news/2009/5/29/18658/

0

4

Батька стал истерической личностью
Михаил Ростовский29.05.09 19:20
Лукашенко криком призвал белорусов отвернуться от России

Фото: Рисунок Алексея Меринова Вновь пошантажировать Москву угрозой своего “дезертирства на Запад” решил хозяин Белоруссии Александр Лукашенко. Не сумев выбить из Кремля кредит на условиях “вы нам деньги, а мы вам доброе слово”, Батька изобразил из себя оскорбленную невинность и устроил настоящую истерику на заседании правительства. Впрочем, шансов на то, что набившая оскомину уловка Лукашенко прокатит, на этот раз гораздо меньше, чем обычно.

“Чего вы лезете в эту Россию, где вас пинают? — устроил разнос Батька своим министрам. — Неужели вы не понимаете, что уже не в первый раз создается ситуация, когда нас хотят взять голенькими и голыми руками бесплатно? Надо идти в другие места, где нас не знают, где нас ждут, и торговать десятью тракторами, одним комбайном, по чайной ложке возить сахар. Если у них (в России. — М.Р.) такая хорошая экономика, так откуда падение ВВП на 10%? У нас другая экономика, но мы даем 1,5% роста ВВП к прошлому году”.   

Ответ на последний вопрос прекрасно известен всем присутствующим. Лукашенко может хвастаться своей распрекрасной экономикой и смотреть на Москву сверху вниз, потому что белорусская лепота субсидируется российскими налогоплательщиками. Конечно, мы это делаем не по широте душевной: сохранение Минска как стратегического союзника жизненно важно для интересов России. Но дивиденды на наши вложения должны быть более весомыми, нежели приятные словеса, которыми пытается “расплатиться” Лукашенко. 

Естественно, угрозы торговать тракторами с папуасами не более чем дымовая завеса, прикрывающая прозрачный намек Москве. Деньги Батька планирует заполучить не на мифических нехоженых тропах, а у Евросоюза с его программой скупки бывших государств советского блока “Восточное партнерство”. 

В теории расчет безошибочный. Ради того, чтобы оторвать Белоруссию от России, в Брюсселе готовы зажать нос прищепкой и иметь дело даже с “последним диктатором Европы”. Но вот незадача: в нынешних условиях испытания практикой теория не выдерживает. У ЕС нет денег не то что на вытягивание из экономического болота Ющенко, но даже на спасение от экономического коллапса полноправных членов “европейской семьи” вроде Латвии или Венгрии. 

Политика сродни покеру. В геополитических играх обычно проигрывает тот, у кого первого сдают нервы. В паре Минск — Москва роль лузера обычно доставалась нам. Но на сей раз для успешного блефа козырей у Лукашенко маловато. Так что пусть поторгует сахаром чайными ложками — говорят, полезно для душевного здоровья.

0

5

Будет ли Беларусь "искать счастье в другой части планеты"?
29 мая 2009  Политика

Александр Заяц, TUT.BYОтношения между Беларусью и Россией вновь накалились до предела. Вчера министр финансов РФ Алексей Кудрин отказал в предоставлении очередного транша российского кредита и предрек скорый дефолт экономике Беларуси. Спустя день президент Лукашенко сравнил Кудрина с "отморозками из белорусской оппозиции" и поручил правительству больше не кланяться перед Россией, а искать "свое счастье в другой части планеты".

Скандальные отношения между Беларусью и Россией в последние годы возникают с изрядной периодичностью. Хотя еще в середине 90-х годов Лукашенко и тогдашнее руководство России объявили о создании Союзного государства. Большая выгода состояла в том что Россия продавала Беларуси нефть и газ по льготным ценам, по сути, дотируя белорусскую экономику.

Новое руководство России увидело опасность в белорусском президенте, который стал поглядывать на российский трон, и союзнический проект стал развиваться медленными темпами. Более того, были значительно увеличены цены на российские энергоресурсы.

Впрочем, Беларуси удалось договориться с "восточным соседом" о предоставлении льготных кредитов. С конца 2007 года Москва уже предоставила Минску займов общим объемом 3 миллиарда долларов, в том числе, половина этой суммы была предоставлена в конце минувшего года и в марте этого. В итоге на данный момент ситуация в экономиках двух стран сложилась противоположная. Если ВВП России упал практически на 10%, то рост белорусской экономики был минимален и составил 1,1%. На это обратил внимание и российский премьер Путин. Что опять говорит о том, что российское руководство ревностно относится к тому, что за свой счет продолжает дотировать экономику союзника.

Однако министр финансов Кудрин пообещал рассмотреть формы поддержки Минска в сложной финансово-экономической ситуации. Но он не стал увязывать предоставление помощи с политическими уступками, на которые мог бы пойти Лукашенко. Напомним, Россия рассчитывала, что Беларусь как ближайший союзник признает независимость Абхазии и Южной Осетии, но Минск медлит с этим до сих пор. Правда, директор Института национальной стратегии Станислав Белковский полагает, что этот вопрос не является таким уж принципиальным. "Этот вопрос не будет ключевым для Кремля в отношениях с Беларусью", - сказал политолог в интервью TUT.BY.

Политолог Юрий Шевцов убежден, что "охлаждение отношений между Беларусью и Россией объясняется экономическим кризисом. Россия пытается экономить на тех позициях, которые болезненны для Беларуси. Из-за этого "рвутся" наши налаженные экономические отношения". Юрий Шевцов считает, что сейчас одной из острых является проблема протекционизма. "Наши и российские производители ставятся в неравные условия. Если руководству Беларуси удастся получить доступ на рынок Москвы, где идет распределение крупных всех госзакупок, то ситуация может измениться", – говорит политолог.

Ю.Шевцов убежден, что кризис не приведет к разрыву отношений. "Уже не один раз было обострение отношений. Возникало много споров. Но они не привели к разрыву отношений и распаду Союзного государства", - замечет он.

Эксперты полагают, что Россия сама заинтересована поддерживать экономику Беларуси, в частности, транспортные и энергетические сферы. Поэтому в ближайшее время Беларуси может быть выдан еще один кредит. К тому же премьер России на пресс-конференции в Минске по итогам заседания союзного Совмина заявил, что Россия продолжит оказывать Беларуси финансовую, в том числе кредитную поддержку. "Что бы ни происходило в мировой экономике, если потребуется подставить Беларуси плечо, Россия всегда это сделает", - сказал Путин. Конкретным итогом переговоров в Минске стало подписание двух соглашений - о сотрудничестве в области мирного атома и техническом урегулировании вопросов владения/аренды земельных участков - и обещание российской стороны допустить белорусских производителей к торгам на госзакупках в России. Не исключено, что Москва предоставит новый кредит Минску - на девять миллиардов долларов. Эти средства должны пойти на строительство АЭС в Беларуси, которую, как планируется, будет возводить российский "Росатом". Москва материально заинтересована в новых заказах для российской атомной промышленности, которая может столкнуться с западными конкурентами и в Беларуси тоже.

Впрочем, по словам Юрия Шевцова, отношения между странами не смогут вернуться на круги своя, так как Беларусь все больше втягивается в экономическое пространство Европейского союза. Москву не устраивает то, что Минск за последнее время стал ближе к Западу и менее зависим от России. Так считает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. По его словам, заявление Кудрина свидетельствует о том, что Россия готова оказывать на Беларусь экономическое давление.

Однако сегодня президент Лукашенко дал понять, что не намерен кланяться перед Россией, а может начать "искать свое счастье в другой части планеты". Ведь Евросоюз оказался готов сделать несколько шагов навстречу Минску: были отменены запреты на въезд ряду высших белорусских чиновников, и Беларусь включили в программу "Восточное партнерство".

По мнению экспертов, в ближайшее время Лукашенко продолжит маневрирование между Востоком и Западом. Этого требует географическое положение страны. Начать более тесное сотрудничество с ЕС белорусский руководитель боится по политическим и экономическим причинам. Строить же отношения с Россией на условиях Кремля также чревато.

… Впрочем, уже ближе к вечеру пятницы "градус кипения" между Беларусью и Россией попытался сбить первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, который завил журналистам в Минске, что сложности, возникающие порой в белорусско-российских отношениях, - это побочное следствие очень интенсивной работы. "Я считаю, что при всех сложностях, которые возникают, надо все эти вопросы разрешать в спокойном рабочем режиме", - цитирует И.Шувалова interfax.by.

0

6

БЕЛОРУССИЯ В ПОИСКАХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

На первый взгляд ситуация с геополитическим самоопределением Белоруссии выглядит предельно простой: Белоруссия чрезвычайно близка России в этническом, культурно-историческом и языковом отношениях, и это предопределяет ее естественное тяготение к России. Эта идея служит отправной точкой и магистральной нитью для политиков и даже аналитиков, утверждающих, что путь Белоруссии на Восток, «в объятия» по определению дружественной России, предопределен.
Однако в действительности ситуация выглядит сложнее и вовсе не предопределена. Сам факт существования независимого белорусского государства решительно стимулировал формирование собственной белорусской геополитической и национальной идентичности. Особенно характерно это для молодого поколения, прошедшего культурную и политическую социализацию в постсоветскую эпоху. Для него, как, впрочем, и для молодежи всех других постсоветских стран - бывших советских республик, характерно признание независимости своих стран фундаментальной и неоспоримой ценностью. В этой связи очень любопытным представляется тот факт, что политика Лукашенко, несмотря на всю его просоюзническую, интеграционистскую риторику, создала решающие предпосылки для кристаллизации белорусской независимости и институционализации белорусской государственности.
Молодое поколение белорусов не видит в России желательного партнера для интеграции и обращает свои взоры в сторону Западной Европы. Оно считает Россию воплощением авторитаризма, поддерживающим, в свою очередь, белорусский авторитаризм. Но старшее и среднее поколения населения Белоруссии также начинают заметно дистанцироваться от России. Россия выглядит непривлекательной моделью для подражания и все менее благоприятным партнером для объединения. Почему? Современная Россия являет миру и Белоруссии разительные социальные контрасты, господство агрессивной наглой олигархии, разрушающуюся социальную инфраструктуру, высочайший уровень коррупции и преступности, беспрецедентную культурную и нравственную деградацию. Всех белорусов отталкивает неприкрытый газовый шантаж России с целью приватизировать государственные белорусские активы.
Говоря начистоту, российская элита откровенно боится появления на российской политической сцене талантливого популиста Александра Лукашенко, и поэтому никогда не пойдет на объединение с Белоруссией на более или менее равных условиях, а только на ее поглощение.
Таким образом, в силу различных причин все группы белорусского общества, в том числе и элита, начинают дистанцироваться от России, хотя не для всех это означает безусловный выбор в пользу движения на Запад. Но парадокс состоит в том, что любое отдаление от России объективно и неизбежно влечет Белоруссию на Запад. Более того, неизбежный уход режима Лукашенко сделает Белоруссию весьма вероятным кандидатом на вступление в Европейский Союз. ЕС охотно будет готов интегрировать сравнительно небольшую по площади и населению, но экономически развитую страну с трудоспособным и дисциплинированным населением.
Резюме состоит в следующем. Хотя Белоруссия находится (образно и в прямом смысле) между Россией и Западом, происходит ее постепенный разворот в сторону Запада. Причиной тому, как процессы внутри самой Белоруссии, так и контрпродуктивная и недальновидная политика российской государственной власти, явно отталкивающая эту страну, а также невозможность принять Россию в качестве образца для подражания и модели развития.
Соловей Т.Д., доктор исторических наук, доцент кафедры этнологии исторического факультета МГУ
Источник: ИАЦ МГУ

0

7

01.06.2009 19:31 : Алексей Кудрин удивлен реакцией Минска на его оценку состояния белорусской экономики. По словам вице-премьера, министра финансов, неготовность правительства Белоруссии к критике ставит под вопрос эффективность дальнейшей поддержки. Кудрин допустил возможность предоставления Белоруссии очередного транша кредита в пятьсот миллионов долларов, правда, отметил, что это будет зависеть от экономической политики, проводимой Минском.

0

8

Обида Путина довела до скандала с Лукашенко

Детонатором конфликта между Россией и Белоруссией стала личная обида Владимира Путина, считает политический обозреватель Павел Шеремет. Александр Лукашенко не позволил российскому лидеру найти себе место во главе союзного государства. Теперь в отношениях Москвы и Минска новый этап — холодной дружбы. Впрочем, до 2011 года Россия будет терпеть любые выходки «батьки», но затем может подыскать ему замену.
«В отношениях между Россией и Белоруссией наступает новый этап – этап холодной дружбы», — так считает политический обозреватель Павел Шеремет (в 1990−х годах он работал в Белоруссии, был собкором ОРТ в Минске).

Обострение отношений между Москвой и Минском произошло на прошлой неделе, после того как вице-премьер — министр финансов России Алексей Кудрин спрогнозировал финансовый коллапс в Белоруссии и заявил, что Россия отложила вопрос о предоставлении соседу очередного кредита. Александр Лукашенко в ответ сравнил Кудрина с «нашими отморозками, которые здесь на западные деньги вякают». Более того, «батька» раскритиковал и Владимира Путина, с которым, по уверениям Лукашенко, Кудрин согласовывал свое заявление.

Павел Шеремет считает, что российской элите надоела длившаяся долгие годы операция под названием «нефть в обмен на разговоры». «Мы дотировали белорусскую экономику в обмен на пустые обещания. Сейчас этот период заканчивается», — уверен Шеремет.

По его мнению, скандал отчасти произошел из-за финансового кризиса. «Россия поняла, что ее резервы не безграничны и тратить их на разговоры Лукашенко о том, как он нас любит, больше нельзя», — пояснил он.

Впрочем, главной причиной охлаждения отношений журналист считает личную обиду Владимира Путина. «В серьезный политический момент при передаче власти Дмитрию Медведеву Владимир Путин рассчитывал на какую-то схему с Белоруссией, при которой появится пост президента Союза, но Лукашенко перечеркнул все его планы, — рассказал Шеремет. – Эта обида годичной давности и послужила сейчас детонатором охлаждения».

Правда, охлаждение в открытый политический конфликт, по мнению журналиста, не перейдет. «До окончания строительства газопровода «Северный поток», который пойдет в обход Белоруссии и Польши, никакого жаркого конфликта между Белоруссией и Россией не будет. Пока не пойдут первые кубометры газа по этой трубе в Германию, Москва будет терпеть любые выходки Лукашенко», — убежден Шеремет.

Но в 2011 году, когда строительство первой ветки будет закончено, а в Белоруссии пройдут выборы президента, Москва, по мнению Шеремета, может уже не поддержать Лукашенко и даже попытаться найти ему замену.

http://www.infox.ru/authority/foreign/2 … emet.phtml

0

9

ИА REGNUM » Новости » Модест Колеров, Владимир Зотов:…
Модест Колеров, Владимир Зотов: "Уход Белоруссии на Запад": игра и погибель
В конце прошедшей недели проблемы в отношениях России и Белоруссии, которые в последнее время являются одним из самых спорных успехов политики России на постсоветском пространстве, наконец, проявили себя самым скандальным образом. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, явно выведенный из себя заявлением министра финансов России Алексея Кудрина о том, что Белоруссия может оказаться неплатежеспособной стороной, призвал "перестать кланяться перед Россией" и поставил своему правительству задачу "искать счастья в другой части планеты". Лукашенко вполне законно был возмущён тем, что давно уже превратившийся - при личных гарантиях Путина - в отдельную ветвь экономической власти в России Алексей Кудрин осознанно сделал своё заявление одновременно с тем, как Путин в Минске на саммите Союзного государства Белоруссии и России символизировал великую дружбу двух государств.

Политические страхи последнего времени, обычно выражаемые фразой "Белоруссия уходит от России на Запад", казалось бы, обрели документальное подтверждение. В российско-белорусских отношениях наступает момент истины. Эти отношения уже никогда не будут прежними - даже столь политически отвратительными. Поэтому следует оценить ряд теорий, которыми политики и эксперты разной степени компетентности руководствуются при анализе абсолютно всех событий, происходящих между Москвой и Минском.

Но сначала - о том, что сегодня является реальностью двусторонних отношений и о чём "забывает" абсолютное большинство политиков и экспертов. Первое - сегодня ПВО Белоруссии является безальтернативным элементом ПВО России, гарантирующим ей безопасность по всему воздушному театру военных действий от Мальты до Мурманска. Любое, даже частичное, выключение Белоруссии из военного союза с Россией делает Россию совершенно беззащитной перед военной угрозой с Запада. Второе - сегодня массовой социально-гуманитарной реальностью является фактическое взаимно признаваемое равенство прав граждан России и Белоруссии в части стандартов и практики образования, миграции и свободы передвижения, пересечения внешней границы Союзного государства, трудового права. Наконец, третье - 1 января 2010 должен вступить в силу Таможенный союз между Россией и Белоруссией, к которому 1 июля планирует присоединиться Казахстан. И если последнее - ещё не реальность, а возможность, хотя и крайне существенная, то первое и второе - уже неотъемлемые факторы стабильности современных России и Белоруссии, отказ от которых будет иметь катастрофические стратегические последствия. Поэтому игра Лукашенко и игра российских властей вокруг этого "неприкосновенного запаса" - непрозрачная, непонятная даже экспертам по своей логике и процедуре, иррациональная - как минимум, не пользуется и никогда не будет пользоваться поддержкой большинства в России, и как максимум - воспитывает и будет воспитывать у большинства в Белоруссии устойчивое разочарование в России. Эти две игры - до крайности рискованны и пока ещё непопулярны. Но именно эти кулуарные игры - безусловно, выдающихся исторических фигур Путина и Лукашенко - могут стать самым трагическим и непоправимым историческим результатом их политического труда.

Однако на поверхности того, что говорят и пишут сегодня о Белоруссии в России - ряд примитивных теорий.

1. "Белоруссия бросает Россию и уходит на Запад. В лице Лукашенко Москва теряет последнего союзника в Европе".

Однако на практике участь Лукашенко в качестве "союзника" России была решена отнюдь не в 2008-2009, а в 1999-2000 годах, когда в Москве на свой первый президентский срок заступал Владимир Путин. Вся игра Лукашенко вокруг российско-белорусской интеграции основывалась на стремлении белорусского лидера стать президентом нового Союза. В 1996 году было создано Сообщество России и Белоруссии, ещё через год Лукашенко нанёс ряд визитов в Россию, в ходе которых сорвал массовые аплодисменты со стороны левоцентристской федеральной элиты и региональной бюрократии, что недвусмысленно продемонстрировало всю серьёзность перспектив белорусского лидера возглавить объединённое государство. Назначение Путина преемником Бориса Ельцина сразу обрубило все эти возможности. Кремль не пожелал и не имел никаких оснований делиться с Лукашенко даже символической, театральной властью. Лукашенко был джокером русской политики, пока Россия практически не существовала как суверенное государство. И по мере того, как Россия стала приближаться к своей подлинной государственности, шансы Лукашенко снижались. Русская элита готова была мстить Лукашенко за свою прежнюю слабость, но месть эта была слишком лапидарной и, главное, неадекватной действительному масштабу Лукашенко.

В 2002 году президент Путин со свойственной ему экспрессией произнёс, возможно, самую трагически неудачную фразу в истории российско-белорусских отношений. Формулируя свою позицию в отношении способа государственного объединения России и Белоруссии, он сказал суверенной и территориально целостной (даже в составе СССР) Белоруссии: а пусть-де она вступает в Россию на правах шести раздельных областей... Можно долго ухищряться в исследовании внутриполитических мотивов такого предложения (угроза Татарстана требовать повышения своего статуса в случае целостного присоединения Белоруссии, угроза губернаторской фронды поклонников Лукашенко, его личные перспективы на московской политической сцене), но надо сказать определённо: оно было неуместным, несправедливым и нерациональным, и его символический смысл очень долго будет отравлять наши отношения.

Свидетельством того, что "неудачная фраза" не была случайной, стало то, что 2004-2005 годы в политике России в отношении Белоруссии прошли под знаком особой антилукашенковской общественно-политической активности близкого к Кремлю политолога Сергея Караганова, за которой белорусские СМИ угадывали фигуру бессменного помощника президента России по внешней политике Сергея Приходько. В этой неслучайной активности Лукашенко явственно увидел усилия Москвы по его бескомпромиссному свержению. И дело не в том, что Россия не может или не должна влиять на политические режимы ближнего зарубежья: может и должна. Дело в том, что политологически-кавалерийская атака на Лукашенко быстро захлебнулась и ни в коей мере не соответствовала тому весу, который Белоруссия и Лукашенко имеют в стратегических интересах России.

В конце 2008 года ЕС сформулировал программу экономически-инфраструктурного аншлюса восточно-европейских и кавказских республик бывшего СССР, включая Белоруссию, - "Восточное партнёрство". Особая задача этого "Восточного партнёрства" - контроль над транзитной инфраструктурой на территории Белоруссии, Украины, Молдавии и Приднестровья, по странному совпадению транзитирующей исключительно энергоносители из России на Запад. И странны страдания тех в Москве, кто искренне возмущается, что Россию в эту команду приуготовленных к съедению инфраструктур и экономик не пригласили. Видимо, очень хочется, в соответствии с историческим коммюнике программы от 3 декабря 2008 года, "демонополизировать" и передать российскую энергетическую инфраструктуру в руки Брюсселя.

То, что Лукашенко взяли в "Восточное партнёрство" не сразу, а лишь помучив его дополнительными ритуальными условиями, объяснялось лишь тем, что Запад слишком долго отказывался говорить с "последним диктатором Европы" - даже тогда, когда белорусский президент сам поднимал тему налаживания связей с ЕС и США. Вашингтон вплоть до 2008 года вёл по отношению к Минску абсолютно конфронтационную линию, дело дошло до фактического разрыва дипломатических отношений. Именно фактор непризнанности со стороны Запада и заставлял Лукашенко до поры до времени сохранять Россию в качестве главного приоритета внешней политики Белоруссии. Как только Евросоюз изменил свою позицию по отношению к Лукашенко, поменялась и вся ситуация. По сути, с тем же успехом это могло произойти лет на пять раньше. Ведь в 2009 году путь из "последних диктаторов" в "восточные партнёры" занял какие-то два месяца. В этом контексте особым смыслом наполняется недавняя публичная радость Сергея Приходько по поводу того, что ЕС готово было пригласить Лукашенко на учредительный саммит "Восточного партнёрства".

Итак: Белоруссия не бросает Россию и не уходит на Запад. Она это сделала давно.

2. ""Уход" Белоруссии на Запад позволит завершить строительство антироссийского блока государств в границах бывшей Речи Посполитой и, таким образом, значительно усилить потенциал "санитарного кордона", предназначенного для сдерживания России".

Однако трудно прогнозировать, насколько далеко зайдёт сотрудничество Лукашенко с Западом. Очевидно, впрочем, что реализация устремлений Белоруссии работать лишь в экономической составляющей "Восточного партнёрства" столкнётся с огромными проблемами. "Восточное партнёрство" не может обойтись без политики. В разгорающейся на евразийском континенте войне за советское наследие достижение полной политической гегемонии над регионом является основной целью западных стратегов, наряду с овладением экономической (прежде всего, транзитной) инфраструктурой постсоветских государств. Уже сейчас понятно, что планы Минска и Брюсселя относительно роли Белоруссии в "Восточном партнёрстве" кардинально расходятся.

Белорусское руководство, стремящееся к "реальной многовекторности", напрасно надеется обмануть Европу, которая видит Белоруссию стопроцентно зависимым государством, стоящим в одном ряду с Прибалтикой и Украиной. Лукашенко явно намеревается и дальше лавировать между Россией и Западом, выбивая из обеих сторон миллиардные кредиты в надежде сделать белорусскую экономику самодостаточной. ЕС временно снисходительно относится к действиям белорусского президента. Однако уже в самом недалёком будущем основная цель Брюсселя в Белоруссии - полное подчинение Минска - обозначится очень чётко. Глобализм не терпит суверенитета и не может с ним мириться. Давление на Лукашенко будет нарастать. И если Лукашенко действительно хочет активно развивать сотрудничество с ЕС, он будет вынужден поделиться властью. Если это произойдёт, и белорусский президент действительно решится на существенные уступки оппозиции или каким-либо внешним силам, то политический статус Белоруссии претерпит опасные трансформации. Речь пойдёт отнюдь не о переориентации и простой смене внешнеполитических приоритетов, как то было в случае с Украиной, где один режим пришёл на смену другому без фактического изменения сути украинского политического проекта. Вхождение Белоруссии в "семью европейских народов" потребует полного демонтажа белорусской государственной системы и разрушения социальной и государственной экономики. Фактически это будет миниатюрным вариантом уничтожения СССР в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Это будет конец белорусского государства в том виде, в котором мы его знаем. Платой за вхождение в состав "новой Речи Посполитой" станет гуманитарная катастрофа и полная хаотизация жизни в Белоруссии.

Не следует забывать и об ещё одном не глобальном, но предсказуемом результате. Судьба сербских антизападных вождей разного калибра - Слободана Милошевича, Биляны Плавшич, Радована Караджича - поражает удивительным сходством, независимо от калибра. Сходство это изображается простой формулой: все без исключения "цивилизационные" враги Запада, даже пойдя с ним на сделку и сдав (под особые гарантии) свои государства в управление Западу, неизбежно заканчивают свою жизнь в тюрьме. Ибо Запад не щадит даже коллаборационистов. Гаага, без всякого сомнения, ждёт Лукашенко, если он встанет на путь торга.

Итак: современную Белоруссию на Западе ждёт социально-экономический крах, а выстроенный с нею антироссийский "санитарный кордон" - хаотический развал в самом центре.

3. "Во всех проблемах российско-белорусских отношений виновата Россия. Её некомпетентное руководство оказывает на Минск топорное давление и сознательно тормозит интеграцию. Россия сама отталкивает Белоруссию".

Спору нет: системная внешняя политика России часто подменяется самодостаточной дипломатической техникой, одноразовыми личными договорённостями, актами слепого коммерческого давления, запоздалого подкупа и реакции на свершившееся. Но всё это мы видим и в большинстве других постсоветских государств. Стратегическое планирование здесь также приносится в жертву сиюминутным выгодам.

Белоруссия из по-настоящему интересного политического проекта с нестандартными экономическими амбициями превращается в классическое постсоветское лимитрофное государство, чья главная жажда: "кому подороже продаться". И этот выбор целиком находится в сфере ответственности Лукашенко. Перед ним два варианта будущего: полное вхождение в зону влияния Запада с последующей десуверенизацией и тотальным экономическим и политическим крахом, либо длительный постсоветский дрейф, постоянное балансирование и наращивание собственного веса. Либо - двадцать первая копия карикатурного и агрессивного восточно-европейского (кавказского, азиатского) национализма на службе евроатлантической бюрократии, либо - уникальный опыт "государства-в-себе", консервативного авторитарного интернационализма, исключающего рискованную внешнеполитическую активность.

Консервативное "государство-в-себе" - весомый, хоть и крайне неудобный, кандидат в оборонные коалиции, по своему, особому циклу меняющий внешние векторы. Лимитроф - вечный младший партнёр и марионетка, склонный периодически исчезать с политической карты мира. Вообще возникает стойкое подозрение, что в руках внешнего манипулятора всякий лимитроф буквально обречён на исчезновение.

Итак: выбор за Белоруссией - если слабая, ельцинская Россия была для неё желанным партнёром, то странно теперь возлагать на Россию "вину" за собственную геополитическую суетливость. Иначе придётся признать, что лишь слабая Россия была дорога Лукашенко.

* * *

Теперь можно кратко сказать: "уход Белоруссии на Запад" будет для неё самоубийственен. Но эта гибельная игра не сможет не отразиться на всех нас: рухнут все три - военное, социально-гуманитарное, таможенное - единых пространства. И вместе с ним: проект Союзного государства. Ничего уникального в этой новой гибели нет: конфедеративная Объединённая Арабская Республика (Сирия + Египет) тоже прожила лишь с 1958 по 1961 год. Вот только надо заранее выбрать: кто в России возьмёт на себя за этот погибший проект политическую ответственность. И ответственность, в частности, за растущую интеграционную требовательность Казахстана, которая до сего времени вполне эффективно уравновешивается интеграционным потенциалом Белоруссии.

Без Белоруссии и наедине с Казахстаном Россия в несомненно больших масштабах, избыточно будет вовлечена в нерешаемые экономические, экологические, миграционные, водно-энергетические, террористические проблемы Средней Азии, к которым она не готова и никогда не будет готова в такой степени, чтобы удовлетворить всем утопическим запросам своих переменчивых союзников в регионе.

Обречённая на неэффективность приоритетная погружённость России в Среднюю Азию, в которой она вынужденно найдёт вектор новой интеграции, столкнёт её с уже почти монопольным рыночным присутствием в регионе Китая, сделает её младшим союзником активности Китая и США в регионе, ослабит стратегическое внимание к Кавказу.

Может быть, именно эта шахматная фантазия и витает в умах архитекторов "перевербовки" белорусского Лукашенко.

Финансовая внешняя политика России позволяет уже сегодня почувствовать всю глубину безответных вопросов, в которой мы окажемся завтра. Вот 1 июня 2009 года Кудрин объясняет суть коллизии с Лукашенко: Москва, к трём прежде выданным миллиардам, готова дать Минску кредит на 500 миллионов долларов. Но по-прежнему обусловливает это требованием к Лукашенко: бездефицитный бюджет, замораживание заработной платы, повышение тарифов, проведение девальваций, чтобы "такая поддержка не оказалась безрезультатной и безэффективной".

И сегодня же Кудрин объявляет, что Россия готова выдать Украине через МВФ 10 миллиардов, чтобы "не сорвать поставки газа... в осенне-зимний период" и т.п. У русского юноши непрошенной слезой братского умиления покрываются голубые глаза. Ведь как замечательно: от Украины (не то что от Белоруссии) добрая Россия не требует бездефицитного бюджета, замораживания заработной платы, повышения тарифов, проведения девальваций... И твердокаменно уверена, что если за надёжность поставок русского газа через Украину платить безо всяких условий надо, то за надежность поставок русского газа через Белоруссию, напротив, платить категорически нельзя.

CNews
Успешно испытано лазерное ПВО поля боя
’Красный квадрат’: морфологическая загадка Вселенной
Мобильный вирус, ворующий деньги, расширяет географию
Ещё более умилительной в этой финансовой борьбе выглядит недавняя выдача 2 миллиардов Киргизии, при которой даже безумцу не могло прийти в голову потребовать в качестве условий не то чтобы бездефицитного бюджета, замораживания заработной платы, повышения тарифов, проведения девальваций, результативности и эффективности, но и даже элементарных целевого использования и прозрачности. Конечно, Москва с гневом отвергала измышления о том, что эти 2 миллиарда стали платой за вывод американской базы "Манас" из Киргизии. Но иностранная пресса не верила. И была категорически неправа: ведь только истинный идеалист мог выдать 2 миллиарда ради сокращения военного транзита США через Киргизию в Афганистан - и не видеть, как этот транзит через Киргизию резко вырос, как резко он распространился на весь регион и как открылись один за другим новые транзитные маршруты США через Азербайджан, Туркмению, Таджикистан и Узбекистан.

Азиатско-украинский "идеализм" России заканчивается на Белоруссии. И нам ещё предстоит ощутить вкус её нового, самоубийственного европейского "прагматизма".

Постоянный адрес новости: wwwregnum.ru/news/1170588.html
01:08 02.06.2009

0

10

06.06.2009 16:30 : Минфин сомневается в целесообразности создания единой валюты для России и Белоруссии
Об этом заявил вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин. При этом он объяснил свою позицию неопределенностью некоторых действий белорусского правительства. Комментируя недавние выступления президента Белоруссии, Алексей Кудрин заявил, что Александр Лукашенко допустил стратегическую ошибку, отказавшись от валютного союза с Россией. Сегодня, сказал глава Минфина, Белоруссии не нужно было бы брать и обслуживать кредиты МВФ.

Отметим, что сегодня стало известно о том, что Россия ввела запрет на ввоз и оборот пятисот видов молочной продукции из Белоруссии.

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Скандал в белорусско-российских отношениях