Е. АЛЬБАЦ - Дело в том, что мы посвятили главную тему номера ровно коррупции в милиции. И дело в том, что говорить о реформе милиции без реформы всей политической системы совершенно невозможно. При этом есть удачный опыт реформирования посткоммунистической милиции в Чехии, Польше, Эстонии. Это последние реформы в Грузии. Последняя из стран, где произошла успешная реформа, причем очень успешная правоохранительных органов это было в Грузии. На Украине не получилось. У нас не начинали. Но мы очень подробно об этом пишем в номере, потому что разговоры о том, что в милиции пытают, что милиция неэффективна, об этом идут разговоры уже второе десятилетие. Еще помню Александр Борин в «Литературной газете» об этом писал в 80-х годах. Юра Щекочихин, покойник писал об этом еще в «Литературной газете». Но мы решили, что надо понять, какой же объем этого рынка. И наши источники говорят следующее. Что стоимость места главы УВД в столице нашей родины составляет - минимальная цена 100 тысяч долларов, а максимальная – миллион долларов. Для того чтобы человек был назначен, как был майор Евсюков, я не хочу сказать, что его назначали ровно за эти суммы, наши источники утверждают, что без денег на место начальника УВД практически невозможно…

О.БЫЧКОВА – А почему же такой большой разброс. Это от географии зависит?

Е. АЛЬБАЦ - Совершенно верно. Это зависит от района. Оказывается, наличие предприятий, киосков, самый богатый считается район именно для милиции там, где находятся рынки. Например, район Черкизовского рынка считается абсолютно золотой. Данные по Центральному округу, что коррупционная поляна составляет от полутора до двух миллиардов долларов. Оля, я еще раз повторю: от полутора до двух миллиардов долларов коррупционная поляна Центрального округа. Но это конечно отнюдь не только милиция, это и ФСБ, и МЧС, и прокуроры и так далее. Но я еще раз повторю: от полутора до двух с половиной миллиарда долларов.

О.БЫЧКОВА – Откуда, с какого фонаря взяты эти данные?

Е. АЛЬБАЦ - Это не с фонаря. Из каждого киоска вы посчитайте. Оказывается, с каждого киоска дань снимается 4 тысячи. А знаете, сколько считается нормальным, сколько снимает представитель ГАИ на трассе. В день. Ну прикиньте.

О.БЫЧКОВА – Нет, я не умею считать вообще.

Е. АЛЬБАЦ - Тысяча долларов в день. Это кстати к разговору о том, какие они у нас все бедные, как мало получают.

О.БЫЧКОВА – Он же делиться должен.

Е. АЛЬБАЦ - Из них примерно 500 долларов он должен отдать. В милиции система более сложная. Но, тем не менее, то самое УВД Царицыно, где был этот майор Евсюков, который, в конце концов, видимо, так страдая, пошел и немножко пострелял людей в супермаркете. 9 человек попали ему под пули. Так вот, в УВД Царицыно коррупционная поляна примерно от 100 до 200 миллионов долларов. Это считается очень выгодный район. Выгодным районом считаются районы, где есть заводы…

О.БЫЧКОВА – Почему там выгодный район в Царицыно?

Е. АЛЬБАЦ - Земля. Там земля очень дорогая. Там очень выгодны все сделки с землей.

О.БЫЧКОВА – Почему?

Е. АЛЬБАЦ - Ну потому что дорогая земля, Оля.

О.БЫЧКОВА – Район хороший.

Е. АЛЬБАЦ - Да. Хорошие считаются районы, где есть заводы, дело не в заводах, заводы мало кого интересуют, а есть склады. А на складах можно передержать продукцию. Это тоже замечательная коррупционная полянка, с которой можно собрать. С одного киоска собирается 4 тысячи долларов.

О.БЫЧКОВА – В месяц?

Е. АЛЬБАЦ - Да, 4-5 тысяч с одного киоска. Киоска. Пойдите, посчитайте, сколько в вашем районе киосков. Есть районы, которые считаются полный отстой, это, по-моему, район Капотни считается совершенно невыгодный. Потому что там…

О.БЫЧКОВА – Так там убитая промзона.

Е. АЛЬБАЦ - Да, там не с чего снять. А вот если это район, где есть рынок, или например, компактное проживание выходцев с Кавказа. Например, азербайджанцев.

О.БЫЧКОВА – Понаехавших.

Е. АЛЬБАЦ - Понаехавших тут. Это считается безумно выгодный район. Вот компактное проживание. И понятно, что у нас происходит с миграционной политикой и так далее. Это большое очень исследование, которое делал Илья Барабанов и к этому очень много взято точек зрения различных людей. Очень любопытно было собрать в Интернете по разным комьюнити милицейским, что собственно сами милиционеры думают о себе. Это такая отдельная тема, о которой мы очень подробно пишем. Они довольно откровенны и читать это вполне страшно. Но самое главное заключается в том, что милиция это сегодня очень выгодный бизнес. Это бизнес. Все разговоры о том, что они охраняют порядок, - про это надо забыть. И вот это наша проблема, она заключается в том, что у нас у граждан налогоплательщиков, которые оплачивают деятельность милиции и у того, что по глупости, по привычке у нас называется правоохранительными органами, у нас абсолютно разные интересы. Мы платим, думая, что они нас должны защищать, потому что это общее благо. Мы не можем себе купить чуть-чуть милиции. А у них совершенно другой интерес. У них нет интереса, связанного с нашей защитой. У них есть интерес с тем, чтобы вынуть из наших карманов деньги, которые бы позволили отбить назначение на место. Потому что вы заплатили, например, 100 тысяч, а деньги же надо отбить. Их надо вернуть. Вы что думаете, это просто так. А у вас нет, например, денег. Тогда вы должны обеспечить баньку. Это называется субботник на их языке. У вас нет денег расплатиться, вы обеспечиваете баньку, в которой нет аудио и видеозаписи, вы точно знаете. И туда нужно привести вышестоящего начальника и подготовить ему девушек, накрыть стол. Это форма может быть такая расплаты.