На площади перед грузинским парламентом десятки тысяч людей, требующих отставки президента страны Михаила Саакашвили, совсем недавно победившего на внеочередных выборах. На площади перед парламентом Молдавии еще недавно людей было не меньше - и, возможно, в ближайшие дни в Кишиневе мы вновь увидим оппозиционные выступления. Что бы ни говорили грузинские или молдавские власти о купленной оппозиции, радикалах, оплаченных из-за рубежа, стремлении силой пересмотреть народное волеизъявление, само количество протестующих - свидетельство нарастающего разочарования властью, не оправдавшей надежд и не выполнившей обещаний.

Несколько лет назад все было иначе. Михаил Саакашвили триумфально выигрывал выборы во главе коалиции соратников, многие из которых теперь мечтают о его отставке. Саакашвили уверял, что модернизирует Грузию, восстановит ее территориальную целостность, приблизит страну к НАТО и Европейскому союзу. Молдавские коммунисты во главе с Владимиром Ворониным уверяли, что они и есть "оранжевые революционеры", борющиеся против московских агентов-оппозиционеров. Западные журналисты с умилением рассказывали о молдавских комсомольцах - самых продвинутых гражданах маленького государства. Воронин обещал модернизировать Молдавию, восстановить ее территориальную целостность, приблизить страну к Западу.

И вопрос не в том, сколько людей голосует за Саакашвили или Воронина. Главное - что у них ничего не получилось. Вопрос восстановления территориальной целостности Грузии после российско-грузинского конфликта перешел в область теории. Воронин пытается решить приднестровскую проблему вместе с Россией, будто и не замечая, что участвует в многолетнем движении по замкнутому кругу невыполнимых обещаний.

Утверждать, что Грузия или Молдавия не изменились за годы правления двух непопулярных президентов, было бы преувеличением. Они выглядят неплохо по сравнению с Южной Осетией или Приднестровьем. Беда властей в том, что у их граждан - в особенности у молодых - другая шкала сравнения. Они чертовски хотят, чтобы их жизнь была осмысленной, а страна - привлекательной. И поэтому - а не потому, что кем-то куплены или хотят вынести старый компьютер, - стоят на этих площадях.

Именно поэтому у грузинского или молдавского общества есть перспектива - даже в условиях тотальной бедности, нерешенных территориальных проблем, лживой власти и оппозиции. Потому что это в этих обществе есть неравнодушные люди, еще способные выйти на митинг. Люди, жизнь которых не заканчивается на квадратике программы "Время". Люди, которые знают, что свои страну могут изменить только они, а не чиновники с предвыборных плакатов. Если в стране есть площадь непослушания - даже отталкивающая, даже дымящаяся от пожара, даже разбегающаяся под водометами, – значит, у такой страны есть будущее.

Виталий Портников