Как ни удивительно, десять лет спустя это все еще не история. Это по-прежнему пропаганда. Преимущественно антиамериканская и антинатовская. Тема для взволнованных монологов о том, как десять лет назад, нарушив международные законы, Запад разбомбил Сербию.

В этой оценке минувшей войны сходятся самые разные люди. Европейские пацифисты, российские национал-патриоты, американские левые. Причем все они по-своему правы. Мандата ООН на гуманитарные бомбежки у НАТО действительно не было. Метод, избранный для усмирения Милошевича, не соответствовал мировым юридическим нормам. Игнорируя указанные нормы, Билл Клинтон создавал опасный прецедент.

Разноголосица в этих рядах отмечается лишь в том случае, когда задается простой, но неприятный вопрос: а что надо было делать?

Молча поощрять этнические чистки косовских албанцев, как почти десять лет подряд мир с завидной сдержанностью взирал на преступления Милошевича в Хорватии, Боснии и Косово, за которые позже тот будет отвечать в Гааге? Самые юридически подкованные из пацифистов высказываются в том смысле, что пусть погибнет мир, лишь бы торжествовал закон. Самые искренние из национал-патриотов и десять лет спустя аплодируют товарищу Слобо, который так по-нашему бил "черных", возмечтавших о независимости.

Иными словами, ответа на простой, но неприятный вопрос нет.

Как нет ответа на вопрос совсем уж простой - до провокационности: а что было бы, если бы Россия, а вслед за ней и Китай вместе с Западом призвали Милошевича к порядку, гарантируя в ином случае войну? Если бы его загнали в одиночество, не оставляя шансов? Если бы его не подбадривали из Москвы, а целью внешней политики предпутинской России, как и Запада, стало недопущение массовых убийств на Балканах?

Тогда, пожалуй, товарищу Примакову не пришлось бы совершать воздушные финты над Атлантикой. Тогда и войны, десятую годовщину которой мы отмечаем сегодня, могло бы не случиться. Впрочем, тогда это была бы какая-то другая Россия (не говоря о Китае) - не воевавшая в Чечне и не погруженная в геополитический маразм, основанный на мрачных исторических фантазиях. Это была бы Россия, давно интегрированная в западные структуры, для которой этнические чистки в Европе стали бы событием столь же невыносимым, как и для союзников по НАТО.

Что ж, печальный прецедент был создан, не поспоришь. Но если речь идет о войне в Грузии как естественном ответе на освобождение и признание Косово, то здесь у наших пропагандистов тяжелые проблемы с логикой. Им надо все-таки определиться: то ли они реально спасали осетин от Саакашвили, то ли тупо подражали "натовской военщине". К тому же опознанные российские НЛО кружили над Грузией и наносили удары по наземным целям задолго до того, как натовские бомбардировщики появились в белградском небе. Наконец, главной, хотя пока и недостижимой целью Запада является уход отовсюду, где пришлось воевать, - из Афганистана, Ирака, Косово. Главной и вполне достижимой целью Кремля остается избывание "геополитической катастрофы" везде, где еще можно зацепиться за бывшие советские земли.

...Нет, белградский мясник не был намного кровожаднее отдельных косовских полевых командиров. Но он был сильнее и поэтому натворил больше бед, и если бы авиация НАТО не озаботилась проблемой его перевоспитания, то убивал бы еще долго. Срывая рукоплескания патриотической массовки и пользуясь молчаливым одобрением сербского большинства. А большинство в подобных случаях расчеловечивается вместе со своими вождями в рекордно сжатые сроки. Пример перед глазами.

Десять лет спустя трагедия той войны забыта, заболтана в пустых спорах о границах применения силы и юридической схоластике. Трагедия проявляется иначе. В тишине, в скорбном молчании. В долгих и безнадежных поисках пропавшей родни, которую по-прежнему оплакивают в семьях косовских албанцев. В той боли, что испытывают сербы, потерявшие своих близких.

Эти люди все еще ненавидят и боятся друг друга, но они больше не убивают и не умирают в боях или в ямах, присыпанных специалистами из зондеркоманд. И тут главный итог войны, которую НАТО под руководством американцев провело в нарушение международных законов и без мандата ООН. Это было нехорошо. Хуже была бы только капитуляция перед Милошевичем, толерантность по отношению к серийному патриоту.

Илья Мильштейн