Июнь. Неожиданные странности.
1.
Несмотря на внешне триумфальное завершение президентской избирательной кампании и в целом весьма скучное переназначение кабинета министров и силовых министров, российская политическая система продолжает вязнуть в кризисе.
Ожидания основных акторов по кадровым новациям оказались завышенными.
Май и июнь были насыщены "неожиданными странностями" в кадровых назначениях.
Самым серьезным сигналом для российских элит стала неожиданная опала секретаря Генерального совета Единой России и вице-спикера Сената Андрея Турчака.
Турчак, как и экс-губернатор Калининградской области Алиханов, входит в ближний круг Путина и носит статус "путинского пионера".
История каждого из них разная, но и Турчак, и Алиханов являются для Путина весьма близкими людьми, карьера которых завязана лично на Путине. Турчак и Алиханов исторически конкурируют между собой в глазах Путина; у каждого из них был свой стиль поведения, свой формат и образ. Но каждый из них нацелен на призовой результат.
Антон Алиханов при поддержке своих патронов- Чемезова и Мантурова переехал из Калининграда в Москву и получил место министра промышленности и торговли. Это хорошая стартовая площадка для набора политического веса.
Турчак в последнее время выстраивал посредством ЕР сложные коммуникационные связи, менял партнеров, создавал новые связи. Ослабил прежние контакты с группой Чемезова и Ростеха, бегал от Ковальчуков к Тимченко; выстроил связку с Медведевым; ругался с Володиным, отодвинулся от Кириенко и так и не стал доверенным лицом Шойгу.
Серьезное ослабление Турчак получил в попытке аппаратно сдвинуть Беглова и стать главой Санкт-Петербурга, помня что он сам вроде как житель Питера. В суете поиска кадрового лифта, Турчак допустил стратегическую ошибку- дружба с региональными элитами показалась ему тем самым значимым ресурсом, который создает ему кадровый рост.
Возможно поэтому Турчак буквально "слил" инициативу Путина об интеграции ветеранов и сторонников СВО в местные элиты, формирования на их основе условий обновления элит.
Надо ли говорить, что сама инициатива Путина не только не нашла поддержки в элитах, но демонстративно была проигнорирована правящей партией Единая Россия и ее региональными отделениями. Праймериз ЕР в регионах полностью смыл "новую гвардию Путина", что не могло не вызвать эмоциональное недовольство Путина.
Главный публичный скандал возник в Туве; вице-спикер Думы и экс-глава республики, а также друг Шойгу и его семьи Шолбан Кара-оол подверг публичной критике руководство республики за удаление с праймериз ветеранов СВО. "Этот политический перфоманс произошел на глазах Турчака и не вызвал вопросов". Более того, менеджмент ЕР истерично пообещал Кара-оол отъемом мандата, статуса и пенсии. Скандал (вероятно не без участия Шойгу) дошел до Путина и тут началось.
Главному партийному функционеру ЕР Администрация припомнила все- слабый контроль за избирательными кампаниями, питерскую историю, слабую работу по теме СВО, самопиар и амбиции. В результате Путин в субботний вечер отправил Турчака в Горный Алтай восстанавливать санаторий Сбербанка и собирать горный мед.
Сказать, что Турчак оказался в шоке - ничего не сказать. Он метался по своим знакомым, встречался с Михалковым и митрополитом Тихоном, обращался к членам путинской семьи. Ответ был один- Путин отказался встречаться с Турчаком и провел формальную видео-встречу по ВКС.
Изменить решение Путина Турчаку не удалось.
Именно это дает повод политическим акторам поставить крест на амбициях героя минувших дней.
Демонстративно отказавшись сразу ехать в регион работы (это конечно заметили в АП и запомнили), Турчак добился встречи с Медведевым с благословением для "сбитого летчика" отправляться в добрый путь в дальний край.
Отставка Турчака шокировала политическую элиту. Судьба успешного управленца буквально решилась за несколько часов. Без объяснений, без явного повода- человек ближайшего круга Путина утратил на глазах свой статус- превратился в политического пигмея.
Июнь. Неожиданные странности.
2.
Для политической системы такое событие объясняется чрезвычайным эффектом, когда правила обнуляются в миг .
Например, как аресты и невероятно жесткие приговоры губернатору Хорошавину, Фургалу или Гайзеру. В каждом из этих случае играл злой личный фактор Путина.
Но Турчак не обычный сенатор,он публичная значимая политическая фигура, связанная множеством связей, обязательств, отношений. Он -лицо Единой России. На Турчака завязаны региональные избирательные кампании; контракты и договоренности.
Несмотря на огромные издержки, Турчака убрали из федеральной политики. Убрали как и зам министра обороны Иванова, на которого также были завязаны множество коммерческих контрактов и обязательств по линии Минобороны. Издержки в связи с его арестом инициаторы также не считали.
Такой радикальный подход нервирует элиты. И точно не создает у них эффект уверенности в завтрашнем дне.
Но Путина - и нет никаких сомнений, что инициатором всех этих отставок является именно он- это ситуация устраивает, хотя вроде бы Путин прагматик.
Причина видимо в том, что Путина волнует до сих пор неоформленная конфигурация всего политического режима. И ради этого он готов идти на огромные издержки.
Марш Справедливости Пригожина, неожиданно возросшая субъектность силового блока, усилившийся вес Министерства обороны, рост и статус ВПК нарушили баланс политической системы.
Режим изменил свою конфигурацию, утратил внутреннюю структурную гармонию. Да и лично у Путина резко снизились возможности маневра. Кадровые изменения утратили свою мобильность; изменения внутри кабинета министров никак не соответствуют декларируемым Путиным целям развития; а система управления кадрами откровенно сбоит - это показатель кризиса политического режима.
Вряд можно считать оптимальным решение совместить для нового назначенца в ЕР Якушева партийный статус со статусом уральского полпреда. В Генсовете партии как то не нашлось сменщика Турчака- история варяга и совмещения говорит всегда об ограниченном кадровом ресурсе.
История со сменщиком Якушевым явно неподготовленный экспромт.
Министр обороны Белоусов месяц не мог получить статус члена Совета Безопасности, при том что он входит в этот орган автоматом по должности.
Отсутствие статуса члена Совбеза означало, что целый месяц министр обороны фактически не был допущен к работе с документами особой секретности.
Причина месячного простоя Белоусова в одном - его назначение было спонтанным и не прошло протокольного согласования. Почти месяц уже назначенного министра обороны силовые ведомства проверяли на допуск к секретности.
Белоусов появился "как черт из табакерки" для властной вертикали. Но кадровое назначение в формате спецоперации это не показатель устойчивой системы,скорее наоборот- системы кризисной и уязвимой.
Белоусов пока для всей властной вертикали выглядит вполне "случайным человеком". При том что у него действительно высокие компетенции, знания и опыт. Но он человек- одиночка,который будет тратить огромное количество времени и ресурса на поиск компромисса и реализацию решений.
Случайность Белоусова при этом еще ослабляется обрушением статуса Шойгу и его статусной деморализацией. В отношении Шойгу выбран урок Медведева- с зачисткой и запугиванием бизнес-контрагентов и жесткой медийной анти-кампанией,призванной разрушить положительный образ бывшего всесильного вельможи. Шойгу публично оторвали от Минобороны и также публично обозначили зону работы как куратора по развитию ОПК, но не как куратора силового блока.
Более того, в замы секретарю Совбеза пока не дали перевести ни одного сослуживца из команды Минобороны,за исключением начальника Военной академии.