«Инспектор уголовного розыска» (Киностудия им. Довженко, 1971)

Один из лучших виденных мною фильмов студии Довженко, если не самый лучший. Масштабный детектив с молодым и модным тогда Юрием Соломиным в главной роли, качественно снятый (уже, правда, в основном на средних планах), без особой интриги, но неплохо воспроизводящий ход условного следствия. Соломин ведет дело об ограблении сберкассы сопровождавшимся убийством милиционера и последующим убийством одного из преступников подельниками, попутно вскрывая ещё несколько дел.

В результате в фильме показаны преступления едва ли не на треть популярных статей уголовного кодекса: убийства, разбой, фальшивомонетничество, проституция, незаконный оборот наркотиков, угон автомобиля, покушения на жизнь сотрудников правоохранительных органов, легализация средств нажитых заведомо преступным путем, хищения государственного имущества в особо крупных размерах, побег из мест исполнения наказания, подделка документов и т.п.

Зритель из фильма узнает, что в СССР есть проститутки и наркозависимые, что опытный преступник после бегства из лагеря может спокойно скрываться на квартире у знакомой проститутки в столице крупной союзной республики, а потом найти себе криминальную компанию, лидер которой успешно не только прописался в том же городе по краденным документам, но и нашел себе материально ответственную работу в ювелирном магазине.

«Не страшно ли Вам» - спрашивает инспектор милиции (который только что, продемонстрировав свои «корочки», отмазался от штрафа за превышение скорости), у блондинки-манекенщицы, подобранной им прямо на улице - «садиться в машину к незнакомому человеку». «Страшно, но что делать, работаю до поздна, а такси невозможно найти» - отвечает она. А нас уже ясно, что за этим стоит длинная история насилия и исчезновений женщин и девушек по вечерам, при которой нет никакой надежды ни на милицию, ни даже на сервис такси – которые действительно в СССР надо было ещё и поискать.
Куда смотрит милиция, спросите вы, с ужасов взирая как в самые спокойные брежневские застойные годы – нам демонстрируют всю ту же сеть организованной преступности, которая, как многие полагают, появилась только в преддверии перестройки или сразу после её начала? А в милиции то ли царит явная борьба кланов, где «хорошие» (инспектор и его покровитель – комиссар милиции), иногда и проигрывают «плохим» (топорно работающему следователю и его покровителю – заму комиссара, показанному в качестве очевидного «сталиниста»), то ли уже давно забыли о намерении искоренить преступность полностью, а борются с очередными «проявлениями».
Отношения с некоторыми преступниками у инспектора уголовного розыска почти домашние – тут и фальшивомонетчик и карточный шулер, встречающий его почти как родного, поскольку уже третий раз тот его ловит, и заплутавший по жизни шофер – пишущий следователю из лагеря почти семейные письма.
В общем, жизнь кипит, контора пишет, а пара трупов на одном преступлении, да и другое убийство раскрытое по ходу дела – обычный антураж советской жизни, что тут поделаешь.