Юрий Баранчик, [6/11/2024 3:03 AM]
Промежуточные позиции системных партий на старте кампании Госдума-2026. Часть шестая.
Часть первая тут (https://t.me/barantchik/17300) и тут (https://t.me/barantchik/17301)
Часть вторая тут (https://t.me/barantchik/17356)
Часть третья тут (https://t.me/barantchik/17411) и тут (https://t.me/barantchik/17412)
Часть четвертая тут (https://t.me/barantchik/17463)
Часть пятая тут (https://t.me/barantchik/17511)
Промежуточные выводы – 1
Как показало проведенное исследование, все системные партии – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, СРЗП и «Новые люди» – считают выборы 2024 года стартом большого выборного проекта, который нацелен на сентябрь 2026 года. Госдума девятого созыва – это серьезный вызов, поэтому все партийные электоральные машины настроены, идя на выборы этого года, на решение этой долговременной задачи. Партии прикидывают риски, возможности, точки роста, а также заняты моделированием предстоящей думской кампании.
Недавние итоги выборов президента показали, что шансы попасть в Госдуму в 2026 году у сегодняшней парламентской оппозиции, по сравнению с 2021 годом, снизились. Президентская кампания, несмотря на понятную персонализацию, выявила ряд значительных проблем в КПРФ, СРЗП и ЛДПР. А в связи с недавней отставкой с поста секретаря генсовета ЕР А.Турчака, проблемы аппаратного свойства, которые могут негативно сказаться на входе партии в предвыборную турбулентность, появились и у «ЕР». Таким образом, ситуация после президентских выборов выявила острые тенденции, которые, если партии заинтересованы в получении представительств в Госдуме-2026, придется оперативно учитывать.
ЕР осталось дождаться решения по новому секретарю генсовета, что произойдет в ходе подготовки партии к выборам сентября 2024 года. Основные решения и действия были предприняты ещё при А.Турчаке: перезагружен электоральный блок партии, открыты штабы общественной поддержки, разработаны и внедрены новые форматы партийной работы, включая народную программу, а также программы мобилизации, которые будут исправно работать на партию при любой замене в высшем партийном эшелоне. Актуальная раскладка у партии такова – ЕР пользуется почти одинаковой поддержкой в 40-45% у всех слоев и категорий населения.
ЛДПР, судя по последним рейтингам ФОМ и ВЦИОМ, может вытеснить КПРФ со второго места. Её задача до 2026 – решить внутрипартийные проблемы, пересобраться и изменить проект, ранее созданный под талантливого авторитарного лидера. При таком раскладе экс-жириновцам, возможно, удастся ворваться на второе место и на думских выборах. Пусть сложный, но и приз убедительный.
КПРФ пока в затяжном клинче. На нынешнем этапе, не справляясь с новыми вызовами и ревниво отодвигая от принятия решений младокоммунистов, возрастные члены партии, будто намеренно, готовят партию к третьему месту в грядущей парламентской кампании. Утрата коммунистами постоянного места «партии второго выбора» фактически будет означать переход политпроекта в архивную фазу. И основная «заслуга» в этом, конечно, принадлежит Зюганову, который разменивает политические перспективы своего внука на партию.
У СРЗП главная задача в этом политическом цикле показать, чьи интересы она теперь представляет, и репозиционироваться без ущерба для и так невысоких рейтингов. Фундамент для попадания в девятый созыв Госдумы у «эсеров» есть, их залог, как обычно, наличие прямого контакта лидера партии с президентом. Но кроме этой линии, необходим, конечно же, и серьезный содержательный посыл к избирателям, которого пока не видно.
«Новые люди» неожиданно, и тут не их заслуга, а созданный внешними условиями кризис системных партий, ситуативно несколько поднимаются в рейтингах. Ошибаются, не особенно уверены в том, что делают, рассинхронизированы в основных установках и оперируют вымученным задором, но всё же могут воспользоваться моментом. Главное – правильно разыграть внезапный бонус. Но второй партией они все равно не становятся. Их потолок – 7-8%, максимум, 10%.
Как мы видим, в перспективе выборов в Госдуму-2026 образуется проблема.
Окончание следует...
Юрий Баранчик, [6/11/2024 4:04 AM]
Промежуточные позиции системных партий на старте кампании Госдума-2026. Часть шестая.
Промежуточные выводы – 2
Осталось разобрать последний важный момент, который напрямую касается перспектив партстроительства в стране в целом - возможное появление новой государственно-патриотической партии, которое если произойдет, то, несомненно, окажет освежающий и взбадривающий эффект на все системные партсилы.
Как я уже отмечал (https://t.me/barantchik/14717) ранее (серия постов «О группах влияния в политической системе РФ»), старые идеологические принципы формирования и деятельности партий давно не работают. Свидетельством чему является перманентный кризис всех четырех основных политпартий страны. «Новолюды» решили вопрос с формированием умеренной праволиберальной партии (на замену откровенно прозападным и компрадорским в этом плане), представляющей интересы небольшой (7-8%) части городской интеллигенции и среднего класса. Однако второй партией она все равно стать не сможет (https://t.me/barantchik/17463).
Как показал предыдущий анализ, а также в серии постов «О группах влияния...», второй партией сейчас не может стать и ни одна из других системных партий, представленных в парламенте: их электоральная база по разным объективным и субъективным причинам закономерно схлопывается. И этот процесс остановить невозможно.
Параллельно социологи фиксируют две тенденции. Во-первых, 40-45% россиян не видят (https://t.me/tgrussia/26828) партии, которая представляет их интересы. И это не сиюминутная, а длительная тенденция, как минимум, с 2018 года. Это, конечно, серьезный вызов системе: куда качнутся эти 40-45% в случае форс-мажора? Это нераспределенный электорат, не учтенный и не оцифрованный в колонках дебет-кредит партийного баланса в АП.
Во-вторых, социологи отмечают высокий потенциал запроса на создание новой партии. В этой связи, вот какая мысль появляется. Если АП создала проект праволиберальной партии, то почему бы, с учетом новых знаковых назначений в военно-силовом блоке АП (писал об этом тут (https://t.me/barantchik/17304)), не создать под эгидой АП новую прогосударственную партию с основой в патриотической среде, ветеранов СВО и т.д.?
Напомню вывод того поста: «С точки зрения работы над совершенствованием исполнительной вертикали власти тут все понятно, вопросов нет. Дублирующее правительство скоро будет создано и в любой момент сможет переместиться из стен АП в здание правительства. Но в этой схеме не хватает еще одного элемента. Да, Госсовет будет важным элементов в будущей конфигурации власти, наряду с правительством, АП, Совбезом, нижней и верхней палатой парламента и силовыми министерствами. Но это еще не вся схема. О том, чем она необходимо должна будет быть дополнена, чтобы стать целостной и системной, я напишу немного позже, когда подойдет время и будет закончен другой аналитический ряд, который уже присутствует на канале». Вот концовка схемы – создание новой государственно-патриотической партии.
Для нашей новой элиты, рождающейся, по словам В.Путина, в зоне СВО, могут открыться новые социальные лифты, которые недавно были грубо обрезаны в ЕР. И знаковые люди, отвечающие этому партийному спектру и общественному запросу, и готовые возглавить по поручению президента, если оно будет, эту нишу, у нас есть.
Уже есть Фонд ветеранов СВО. Есть протопартийные структуры известных писателей. Есть опальные генералы, которых если поставить на партийный проект (писал об этом тут (https://t.me/barantchik/17271), «нашел время сидеть»), то такое решение главы государства бойцы в зоне СВО воспримут на «ура». Т.е., в принципе, в наличии все есть. А как все это грамотно соединить в единое работающее целое с рейтингом к выборам в Госдуму 2026 года в районе 25-30%, чтобы стать второй партией после ЕР, – политтехнологи подскажут.
Тут еще какой есть важный нюанс. Ранее В.Путин не нуждался в своей партии – ЕР закрывала все возможные вопросы. Это так. Но в ситуации, когда 40-45% электората своей партии не имеют, и в преддверие 2030 года, когда могут быть затребованы разные варианты, создание такой партии, и даже более грубо – создание такой легитимной политической силы, обеспеченной ресурсно и силово, имеет огромное значение для внутриполитической стабильности.