Государство-цивилизация как метанарратив.
(Чжан Вэйвэй - декан Китайского института Фуданьского университета)
Китайская модель с точки зрения «государства-цивилизации» характеризуется восемью особенностями (четыре сверх- и четыре уникальных)
- сверхбольшой численностью населения,
- сверхобширной территорией,
- сверхдолгой историей,
- сверхбогатой культурой,
- уникальным языком,
- уникальной политикой,
- уникальным обществом,
- уникальной экономикой.
Каждая из них представляет собой сочетание древнего и современного. Эти характеристики Китая как государства-цивилизации составляют величайшее преимущество подъёма Китая.
Цивилизационное государство — это форма государства, превосходящая западное «национальное государство». Я полагаю, что по мере обострения конкуренции в мировой экономике и технологиях, движение к определённому типу цивилизационного государства станет необратимой исторической тенденцией.
Нация цивилизационного типа способна впитать в себя все сильные стороны других цивилизаций, не теряя при этом своей идентичности и внося оригинальный вклад в мировую цивилизацию, поскольку она сама является эндогенной цивилизацией, постоянно генерирующей новые координаты.
Это означает, что цивилизованные государства отвергли так называемые «универсальные ценности» Запада. Странам следует искать собственные пути к успеху, основываясь на своих национальных условиях и культурно-историческом наследии, и участвовать в диалоге между различными цивилизациями. Это правильный путь для человечества.
Нарратив «цивилизация-государство» не только деконструирует западный нарратив «национальное государство», он также деконструирует западный либеральный нарратив об «универсальных ценностях» и базовую логику, которая поддерживает эти два нарратива, а именно метанарративы «западоцентризм» и «конец истории».
В последние годы такие крупные незападные страны, как Россия, Индия, Иран и Турция, стали называть себя государствами-цивилизациями. Многие западные политики, эксперты и учёные также начали обсуждать эту концепцию.
Фактически, сегодня мы видим, что нарратив «цивилизационно-государственной» концепции весьма привлекателен для многих жителей Запада. Столкнувшись с вызовами, вызванными ренационализацией Европы, президент Франции Макрон практически открыто отстаивал идеал «цивилизационно-государственной» концепции, приводя в пример Китай, Россию и Индию и провозглашая миссию Франции – вести Европу к цивилизационному возрождению.
Для западных консерваторов нарратив «цивилизационно-государственной» концепции означает защиту традиционных ценностей и сопротивление культурному упадку, представляемому либерализмом. Для западных левых она демонстрирует большее уважение к местной культуре и истории, а также неприятие западного империализма и либеральной гегемонии.
Мягкая сила, долгое время доминировавшая на Западе, представленная национальными государствами, либерализмом, «западоцентризмом» и нарративом «конца истории», теперь подвергается сомнению со стороны дискурса цивилизаций-государств. Это обусловлено всеобъемлющим ростом мягкой и жёсткой силы на глобальном Юге, особенно в Китае, сверхкрупном государстве-цивилизации, стремительно поднимающемся в центр мировой политической, экономической, технологической и военной арены.
В этом смысле нарратив цивилизаций-государств может ознаменовать начало нового метанарратива, исходящего из Китая и глобального Юга, значение которого, вероятно, будет возрастать со временем.
🇨🇳 Китайская Угроза
МВФ: Китай должен переориентировать экономический рост на внутренний спрос, чтобы разрешить кризис на рынке недвижимости.
Международный валютный фонд повторил свое давнее послание Пекину о том, что Китаю необходимо пересмотреть свою модель экономического роста, ориентируясь на внутренний спрос, который долгое время был слабым из-за кризиса на рынке недвижимости.
Китай по-прежнему производит большие объемы промышленных товаров на экспорт, но цены на эти товары падают. Это свидетельствует об ограниченных возможностях рынка поглощать эту продукцию и о том, что двигатель роста экспорта Китая замедляется.
МВФ давно советует китайским властям сбалансировать свою экономику в пользу устойчивого внутреннего спроса.
Внутренний спрос в Китае остается слабым уже более четырех лет, поскольку кризис на рынке недвижимости не разрешен, банковская система обременена большим объемом неработающих кредитов, а доверие потребителей и корпораций утрачено.
Переход Китая к субсидируемым инвестициям в стратегические отрасли, такие как производство электромобилей, дал неоднозначные результаты: он способствовал росту в этих секторах, но также привел к нерациональному распределению ресурсов и значительным бюджетным издержкам.
🇨🇳 Китайская Угроза