У Александра Лукашенко новая проблема, и снова связанная с Арменией (конфликт вокруг поста генсека ОДКБ между Беларусью и Арменией длится уже несколько месяцев).
Премьер-министр Армении Никол Пашинян готовит зачистку бизнеса и политического влияния главы партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна.
Гагик Коляевич Царукян (также известный, как Доди Гаго) - один из самых богатых людей Армении и хозяин второй по величине фракции в парламенте.
Никол Воваевич Пашинян системно зачищает своих политических оппонентов. Под арестом находится экс-президент Роберт Кочарян, кстати, друг президента России Владимира Путина
Уже заведены уголовные дела против Царукяна и его ближайшего окружения. В доме Гагика на днях прошёл обыск, формально связанный с его сыном.
В этом самом доме Царукяна регулярно останавливается президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, любуется на львов, которых держит у себя в поместье Гагик.
Царукян и Лукашенко - друзья. Но, похоже, в Армении опасно быть другом Президента другой страны.

@compromat_by

«Эскадроны смерти» Лукашенко: списать в архив не получается

Дела о пропавших 20 лет назад белорусских политиках вновь портят карму Лукашенко. Общественность и родственники требуют продолжить многолетнее расследование несмотря на то, что Следственный комитет на днях официально приостановил дела.

Несколько оппозиционных политиков пропали в Беларуси в конце девяностых, просто вышли из дома и не вернулись, их тела до сих пор не найдены.

За время следствия всплывали документы, свидетельствующие о причастности к исчезновениям людей верхушки белорусского руководства, есть рассказы очевидцев о лукашенковских «эскадронах смерти», а реальные виновники так официально и не установлены.

Серия исчезновений началась в 1999 году. Бывший министр внутренних дел Белоруссии Юрий Захаренко — один из самых сильных оппонентов Лукашенко — бесследно исчез по дороге от автостоянки к дому. Были свидетели того, как Захаренко заталкивали в машину и увозили. Розыск ничем не закончился. 

Спустя три месяца лидер белорусской оппозиции Виктор Гончар и его друг Анатолий Красовский, бизнесмен, финансово поддерживающий оппозицию, вышли из бани в центре Минска и бесследно исчезли. На месте происшествия оперативники нашли осколки стекла и кровь. Похитителей не установили.

Через год по дороге в минский аэропорт исчез оператор ОРТ Дмитрий Завадский. По делу о его похищении осуждены пожизненно двое бывших бойцов антитеррористического подразделения «Алмаз» Валерий Игнатович и Максим Малик. Тело Завадского так и не найдено, как не установлены заказчики преступления.

В 2001 году начальник СИЗО №1 Минска Олег Алкаев написал на имя министра внутренних дел Наумова рапорт о том, что именно в дни исчезновений — 7 мая и 16 сентября 1999 года — «расстрельный» пистолет изымался по приказу тогдашнего министра внутренних дел Белоруссии Юрия Сивакова. Тогда же бежавшие в Америку следователи белорусской прокуратуры Олег Случек и Дмитрий Петрушкевич, занимавшиеся делом об исчезновениях, сделали заявление: в Белоруссии действует эскадрон смерти, похищения и убийства оппозиционеров совершались по приказу секретаря Совбеза Виктора Шеймана, подготовкой занимались министр внутренних дел Юрий Сиваков и командир части внутренних войск 3214, на базе которой существует СОБР, Дмитрий Павличенко. Исполнителями были бойцы СОБРа под непосредственным командованием Павличенко.

Генеральный прокурор Белоруссии Олег Божелко подписал постановление об аресте Дмитрия Павличенко, но в ход следствия вмешался Александр Лукашенко и личным приказом освободил Павличенко, проведшего в камере меньше суток. Днем позже президент отправил в отставку генерального прокурора и председателя КГБ, а на должность генпрокурора назначил того самого секретаря Совбеза Виктора Шеймана.

А в те годы Шейман был всесильным человеком. Под его руководством работали все тайные белорусские спецслужбы. Конечно,  существовали они в полулегальном положении, офицеры этих секретных подразделений формально были прикомандированы то к Совету Безопасности, то к Генеральной прокуратуре или Администрации президента. Они просто следовали за своим главным шефом по кличке "Тигр" по всем конторам, куда перемещал Шеймана президент. «Тигр» курировал огромные теневые потоки, располагал гигантскими ресурсами для организации любой акции устрашения и прочих «подавительных оперативных мероприятий». Сегодня общественники и журналисты уверены – именно этот человек был организатором «эскадронов смерти», которые похищали и убивали известных белорусов.

Помимо Шеймана, Алкаев назвал еще нескольких фигурантов дела о насильственных исчезновениях. Один из них, например, бывший заместитель командира в/ч 3214 по физической подготовке майор Андрей Васильев. В 2002 году он был осужден военным судом к 21 году лишения свободы за убийство женщины. Это преступление не имеет отношения к делу о похищениях.

Но, находясь в СИЗО, Васильев рассказал сокамерникам, что 7 июля 2000 года в составе группы из пяти человек под руководством командира в/ч 3214 Дмитрия Павличенко участвовал в организации похищения и ликвидации оператора ОРТ Дмитрия Завадского, а такжеи в некоторых других тайных операциях СОБРа.

Также Васильев со страниц белорусской независимой газеты «Народная воля» обратился к возможным свидетелям дел о похищениях с просьбой выйти на связь. Звонки и письма поступали не только из Белоруссии, но и из России, Европы, США, Канады, Австралии. В одном из них было предложение отправить диск с записью допросов и экзекуции лиц по делу о похищении. Письмо направили генеральному прокурору, но результатов не последовало.

Есть также свидетельства бывшего офицера разведки ГРУ, полковника запаса Владимира Бородача. Во время онлайн-конференции на сайте «Радыё Свабода» он рассказал подробности о смерти генерала Захаренко.

По словам Бородача, Захаренко захватил лукашенковский «эскадрон смерти», его подвергли жестоким пыткам, били, применили психотропные спецсредства. У генерала выбивали признание якобы о подготовке государственного переворота. Поняв, что в суде он не подтвердит своих показаний, его расстреляли.

Владимир Бородач сказал, что он вышел на след преступления и встретился с начальником крематория Северного кладбища. Начальник, по приказу людей из спецслужб, незаконно сжег тело Захаренко. Второй встречи Бородача с начальником крематория не было: кто-то напал на человека, избил, облил бензином и сжег. После этого происшествия полковник Бородач, предупрежденный людьми из спецслужб, решил покинуть Беларусь. Сейчас он живет в эмиграции в Германии.

Представители оппозиции, родные пропавших и международная общественность считают, что Гончар и Красовский были похищены по политическим мотивам. После исчезновений Евросоюз и США ввели санкции в отношении Юрия Сивакова и Владимира Наумова, на тот момент бывшего и действующего министров внутренних дел соответственно, бывшего командира бригады спецназа внутренних войск МВД Дмитрия Павличенко по подозрению в причастности к этим исчезновениям.
Виктор Шейман также находится под санкциями США и ЕС, ему запрещен въезд в эти страны и заблокированы все счета.
А белорусское государство отрицает какую-либо причастность к давним делам. И сдвигов в этих делах так и нет. Не расследуют, не нашли виновных, не наказали.

Почему приостановить дела решили именно сейчас, спустя 20 лет? Может, потому что Комитет по правам человека ООН рекомендовал Беларуси криминализировать принудительные исчезновения? А это серьезно: надо доделать много законов, а главное, через некоторое время давать в ООН отчет, что сделано. Этого власть  не хочет. Возможно, поэтому и решено дела приостановить, да и конец. Нет дел - нет и ответственности.