Задание на осень 2019
Нищие не завидуют миллионерам — они завидуют другим нищим, которым подают больше.
Бертран Рассел (1872–1970) — английский математик
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, посещая 6 сентября 2019 года город Брест, вдруг вспомнил, что россияне, как ни странно, все-таки остаются для белорусов «братьями» и должны (опять должны!) или даже обязаны поставить в 2020 г. в Беларусь максимально дешевый газ…
Речь идет о том самом российском дешевом природном газе, который белорусские власти больше двадцати лет перепродают белорусской промышленности и домохозяйствам с почти 100%-ной наценкой, что в свою очередь дает возможность А. Лукашенко ежегодно разницу между российской и белорусской ценой газа в 1,5 млрд. долларов США прятать в «семейный карман». При этом белорусский президент тут же «по-братски» пообещал перекрыть России нефтяной транзит. В общем, началось…
Лето прошло
Завершившийся летний политический сезон оказался каким-то несистемным. Первую его половину белорусское руководство, открывая двухлетнюю предвыборную кампанию, проплясало и пропело в стиле крыловской Стрекозы, а вторую половину потратило на обсуждения в узком кругу перспектив «углубленной интеграции» с Россией. Причина понятна: на сценарий № 1 (Сценарии выборов, 25.08.2019 - https://politoboz.com/content/scenarii-vyborov) надежд было мало. Надо было искать не только оптимальный сценарий обмана Москвы и неопровержимую аргументную базу, но и внешние поводы, способные «продавить» позицию Кремля.
Так что, как бы не пытались апологеты белорусского политического режима создать миф о буквально навязанной А. Лукашенко встрече с помощником президента США по национальной безопасности Дж. Болтоном, данная встреча с полным основанием может быть занесена в актив В. Макея. Итоги продолжительной беседы с ближайшим сотрудником Д. Трампа, несомненно окажут влияние на процесс согласования и имплементации соглашения об «углублении интеграции» между Россией и Беларусью (Президенты планируют подписать План к 8 декабря 2019 г.). Более того, можно сказать, что в начинающемся политическом сезоне А. Лукашенко в диалоге с российским руководством будет пытаться или ссылаться на Вашингтон или даже опираться на заокеанскую державу.
Проведенная 6 сентября главами правительств России и Беларуси (день в день вместе со знаковым заявлением А. Лукашенко в Бресте) обсуждение плана ускорения интеграции в рамках Союзного государства, не оставило сомнений, что осень пройдет в «интеграционном» русле. Во всяком случае именно в таком формате Москва планирует вести диалог с Минском.
Но пока все идет по графику и первый этап (министерский) формирования нового Плана экономической интеграции России и Беларуси уже пройден. План, о котором уже неоднократно говорилось и писалось, включает в себя этапы экономической интеграции между двумя странами и перечень «Дорожных карт» и представляют из себя последний шанс начать реальную экономическую интеграцию между Россией и Беларусью.
Документы готовы для подписания, но в тот же день (06.09.2019) А. Лукашенко потребовал от России поставки в 2020 г. максимально дешевого российского газа, т.е. наступление первым начал Минск. Необходимо напомнить, что проблема цены на российский природный газ в 2020 г. (белорусская сторона настаивает на т.н. «смоленской цене») является важнейшей частью «интеграционного аванса» - перечня первоочередных для Минска экономических претензий и требований, которые в июле текущего года А. Лукашенко требовал решить до декабря 2019 г.
Итак, на наших глазах формируется еще один аспект будущего сезона – газовый. Видимо, задача любыми путями добиться от Москвы до декабря соглашения о поставке максимально дешевого российского газа носит для А. Лукашенко стратегический характер. С одной стороны, дешевый газ позволит белорусскому руководству получить деньги на президентскую предвыборную кампанию, а с другой стороны, российская газовая дотация позволит белорусским государственным СМИ утверждать, что Москва в преддверии выборов в очередной раз сделала ставку на А. Лукашенко.
В данном случае нет иллюзий: А. Лукашенко предложил бартер: обмен своей подписи под Планом российско-белорусской экономической интеграции на дешевый российский газ. Цена высока – если исходить из столь желанной для Минска «смоленской цены», то «Газпром» должен потратить на сохранение А. Лукашенко у власти до 2025 г. не менее 7,5 - 8 млрд. долларов. Сразу отметим, что данная перспектива вряд ли обрадует не только руководство газовой корпорации, но и Кремль.
Классическое иждивенчество
Итак, 6 сентября, посещая Брест, А. Лукашенко в несколько сумбурном формате высказал журналистам несколько своих идей в отношении самых насущных проблем российско-белорусских отношений. Можно попытаться их систематизировать.
Прежде всего, белорусский президент попытался создать «братский» фон в отношениях с РФ, что несколько обескураживает. Стоит напомнить, что 24 декабря 2018 года А. Лукашенко заявил, что «я уже не говорю "братским государством", потому что, как меня информируют, в России уже это не воспринимается. Якобы пришли новые люди, которым это понятие неприемлемо. Ну что ж, будем партнерами» (https://ria.ru/20181224/1548613671.html). Однако, пошло восемь месяцев и «братство» оказалось вновь востребовано белорусским президентом: «Что касается России, мы - один народ, я тысячу раз говорил. Это же наши люди, наши братья. Мы с ними были всегда вместе, они всегда подставляли нам плечо (!). И то, что у нас сегодня проблемы порой с Россией, так это же не с русскими людьми и не с россиянами. Они блестяще к нам относятся. Почему мы должны к ним относиться плохо, разворачиваться куда-то, предавать их? Как некоторые говорят. Этого никогда не будет. Даже без меня этого не будет. Белорусы не позволят предать нашего старшего брата. Но мы требуем от старшего брата, чтобы это был старший брат. Чтобы они не гнобили, не наклоняли нас, а в трудную минуту поддержали" (https://www.belta.by/president/view/luk … ign=accent).
Стоит сразу отметить, что у А. Лукашенко никогда не было и, как все уже давно поняли, и не будет «минут», которые «легкие», как и то, что в Беларуси все времена заранее считаются «непростыми». Фактически А. Лукашенко, что давно известно, сам по себе представляет из себя глобальную проблему, он явно притягивает какие-то невзгоды и сложности, что типично для авторитарных лидеров, которые в свою очередь, как несменяемые лидеры, в итоге начинают буквально «наматывать» уже трагедии.
Помимо бесконечных «тяжелых минут», А. Лукашенко все-таки давно необходимо определиться: или русские, являясь «варварами», не имеющими «ни мозгов, ни денег», остаются в лучшем случае «партнерами» Беларуси, или Россия оказывается «старшим братом», обязанном постоянно поддерживать белорусов, а скорее всего самого А. Лукашенко, которому нужны деньги и успехи для того, чтобы в очередной раз переизбраться. Иначе, в очередной раз всплывает белорусское противоречие, которое уже давно стало одной из примет реального отношения Минска к Москве: когда Минску нужно что-то вытянуть из России, так белорусы и россияне - «братья» и «союзники», а как Минску платить – Беларусь является суверенным государством с «гордым народом», которого нельзя «наклонять». Кстати,
Насчет суверенитета
А. Лукашенко не уклонился от вопросов, связанных с визитом Дж. Болтона в Минск, но интерпретировал свою встречу с помощником президента США по национальной безопасности, используя весьма наивной, если не сказать детской аргументации (ранее к ней неоднократно обращался В. Макей): «Болтон приехал (в Минск). А почему он не мог приехать? Он что, приехал в Беларусь прежде всего? Да нет, он уже побывал и в Сочи, и в Москве, и с моим другом, коллегой (Владимиром) Путиным обнимался…» (А. Лукашенко, 06.09.2019, https://vz.ru/news/2019/9/6/996426.html). Иными словами, белорусский президент намекает на то, что «если Путину можно, то почему нельзя Лукашенко?».
Реплика
В принципе, никто не может запретить Минску налаживать отношения с США в собственном ключе. Какой этот белорусский «ключ», в Вашингтоне (в Госдепартаменте) не делают тайны: «Россия угрожает белорусскому суверенитету», «Минск является самым честным и твердым партнером США, можете на меня положиться», «Вашингтон должен оценить отказ белорусского руководства признавать независимость Абхазии и Южной Осетии», «мы не признали аннексию Крыма», «мы сразу признали новые власти Украины (после 22 февраля 2014 г.)», «Беларусь заслоняет Европу от России (там была более жесткая формулировка, но ладно)» и т.д., включая, естественно, «у нас закрытых тем от США нет». А вот у России с США, между прочим, есть…
Но и в данном случае, на что и отмечал Д. Песков, Минск имеет полное право выстраивать отношения с Вашингтоном даже в «украинском», т.е. жестком антироссийском формате. Но в таком случае как-то странно звучат сентенции А. Лукашенко о «братстве» с русским народом и обязанности «старшего брата» подставить плечо и выделить полтора десятка миллиардов «кубов» дешевого российского газа.
Жаль, что приходится в очередной раз объяснять, как первокурсникам-«двоечникам»: диалог между США и РФ является вопросом физического выживания почти 8 млрд. человек, так, как США и РФ обладают ядерным потенциалом, способным за пару десятков минут уничтожить все живое на нашей планете. Вашингтон и Москва всегда будут в контакте друг, но естественно, без посредников. Вопросы международной безопасности не приемлют «испорченного телефона». Так что в этом плане желание белорусского руководства быть в отношениях с США на одном уровне с российскими коллегами выглядит, как проявление наивного провинциального чванства.
Реплика
В принципе, можно было бы сказать и более брутально: для начала Минску, чтобы претендовать на уважение и диалог с представителями той же «семерки», надо было бы научиться, наконец, жить за свои ресурсы, а не клянчить и шантажировать «старшего брата», заявляя, что он навеки должен и обязан. Так что пока А. Лукашенко будет стонать и рыдать, что опять Москва не дала, не поставила, не обеспечила, ни о каком полноценном диалоге белорусского руководства с Западом не может быть и речи. В противном случае Минск может уже завтра получать газ и нефть из США… если, конечно, найдет для этого деньги.
Кроме того, стоит кое кому напомнить в Минске, что интерес Запада и Китая к Беларуси основан не на восхищении чистотой центральных улиц белорусских городов и драниками, а на соседстве республики с Россией. Единственно, что может Минск предложить Западу, включая США, это своё географическое местоположение и открытую границу с РФ. Иными словами, очень легко проводить «разновекторную» внешнюю политику за счет одного, соседско-братского вектора, т.е. за чужой счет, не спрашивая спонсора, а ему хочется оплачивать этот «союзнический флирт» с кем попало?
Россия обязана и должна
Понятно, что если Москва «обязана», то Минск как раз ничего Москве не должен и не обязан. Именно в таком, необходимо отметить, что очень обидчивом формате и трактовал А. Лукашенко вопросы экономической интеграции: «На экономику вышли. И начинают торговаться - природный газ, нефть и прочее» (там же). Иными словами, Россия должна «кормить» Беларусь по первому щелчку пальцев А. Лукашенко, буквально заливая её и его энергоносителями и деньгам… Сам факт, что за российские ресурсы необходимо платить приводит белорусского президента в ярость: «Мы ни у кого ничего просить не будем. Надоело уже эти разговоры вести, надоело слушать» (там же). Тут, естественно, возникает огромное желание поймать А. Лукашенко на слове…
Вечные «жертвы»
А. Лукашенко живет и говорит в обычном для Восточной Европы лимитрофном формате «жертвы» России и, как следствие, требований «компенсаций». Объективно, риторика главы белорусского государства не отличается от претензий к РФ со стороны стран Прибалтики, Польши, Украины. Вопрос только в аргументах. Но с аргументами плохо.
В Бресте А. Лукашенко нашел два аргумента, которые, по его мнению, обязывают Москву в очередной раз пойти на газовые уступки Беларуси: потери, которые понесла республика в результате аварии на Чернобыльской АЭС и передача в свое время ядерного оружия России. Признаться, обращение к истории белорусского президента обескуражило. Неужели у А. Лукашенко провалы в памяти?
Ядерное оружие
В Минске настойчиво из года в год распространяют миф о том, что белорусская сторона передала ядерное оружие России совершенно бесплатно. В принципе, если бы Россия проявила жесткость, то Минск, не имеющий технических возможностей поддерживать ядерные боеголовки в рабочем и безопасном состоянии (для этого необходима целая отрасль), а также носителей (ракет), сам по прошествии небольшого времени бесплатно передал бы ядерное оружие России (продать на сторону не позволили бы ни Москва, ни Вашингтон). Но Москва пошла на сделку и цена передачи была включена в знаменитое «нулевое решение» в 1 млрд. долларов по долгу Беларуси за полученный российский газ (1996 г.). По тем временам данная сумма была поистине огромной. Сделкой (его ядерной частью) занимался министр иностранных дел РБ П. Кравченко. Так что ядерное оружие, переданное России (последнее выведено 26 ноября 1996 г.), Москвой давно оплачено.
Так что, сейчас, после 23 лет, А. Лукашенко требует еще раз оплатить давно выкупленное и переданное ядерное оружие? С тем же успехом, Москва может пересчитать все соглашения о поставке с 1994 г. в Беларусь нефти и газа и выделив «недоплату», как разницу между ценой поставки и мировыми ценами, выставить счет Минску уже в десятки миллиардов долларов США.
Но тем не менее, 6 сентября А. Лукашенко утверждал: «Страна развалилась. Кто правопреемник … Они всегда говорят - власти России: "Мы правопреемники Советского Союза". И в связи с этой правопреемственностью мы передали туда бесплатно самое дорогое, что сегодня стоит на страже безопасности России, - ядерное оружие» (там же).
Стоит отметить, что вернувшееся в Россию из Беларуси еще советское ядерное оружие давно утилизировано, так что не стоит думать, что именно «белорусское» ядерное оружие, как утверждает А. Лукашенко, сейчас обеспечивает безопасность России (ядерный арсенал России составляет на 2019 год 1500 развернутых ядерных зарядов на 385 пусковых установках и на 12 стратегических подводных ракетоносцев). Из Беларуси в свое время вывезли 87 ракет класса СС-25.
Правопреемник
А. Лукашенко ухватился за еще один «аргумент»: «Они всегда говорят - власти России: "Мы правопреемники Советского Союза». Судя по всему, и в данном случае мы сталкиваемся с феноменом «Тесла» - подарок И. Маска». Признаться, автора этих строк поразила какая-то дремучая неграмотность главы белорусского государства. Даже студенты-первокурсники любого международного факультета знают, что после распада СССР правопреемниками СССР являются все страны – бывшие союзные республики (прибалтийские республики сами отказались от данного статуса), кроме России. Российская федерация не является «правопреемником» СССР. РФ официально признана «продолжателем» (continuer) СССР, а также Российской империи. Именно благодаря статусу continuer Москва получила место постоянного члена СБ ООН, право на все советское ядерное оружие, космос, ВМФ и т.д.
Поразительно, что президент постсоветской страны не знает поистине азбучные вещи, лежащие в основе легитимности его собственного государства.
Чернобыль
Но тем не менее, А. Лукашенко как раз и возлагает на Россию, как «продолжателя» СССР, ответственность за Чернобыль: «Мы что, строили эту станцию? Нет. Мы ее взрывали? Нет. А кто пострадал больше? Мы… Треть населения, мы там до сих пор древесину не можем использовать, потому что высокое накопление радиации. Но ты хотя бы за это (мы не просим денег, ничего) помоги - миллиардов 10-15 кубометров газа по приемлемым ценам. Не бесплатно, не в убыток Газпрому, поставь в Беларусь. Люди ведь пострадали. И как правопреемники. Это я один факт привел».
В общем, и за Чернобыль, по мнению А. Лукашенко, Россия должна веками платить Беларуси. В данном случае, газом. Между тем, Россия, в которой от Чернобыля пострадали десять областей, никогда не отказывалась от помощи республике и в свое время немало вложила в реанимацию пострадавших в Беларуси территории, включая в строительство крупных медицинских объектов в Гомельской области.
Чем ответила Беларусь? Поставкой в торговую сеть тогда еще РСФСР зараженного радиацией мяса и молока (десятки тысяч тонн). До настоящего времени в РФ идет из зараженных радиацией районов Гомельской и Могилевской области идет разбавленное молоко (т.н. «бодяжить»).
Спасибо, белорусскому президенту, который напомнил о зараженном радиацией лесном потенциале Беларуси. Необходимо в срочном порядке поставить вопрос о тотальной проверке на радиоактивность белорусской мебели, которой немало продается в разбросанных по Москве и Санкт-Петербургу мебельных магазинчиков (больше всего реализуется кухонь). Видимо придется готовить запрос в соответствующие органы.
Но если вернуться к теме «правопреемник» - «продолжатель», то в очередной раз придется напомнить белорусскому президенту, что в 1992 году в Бишкеке все имущественные активы со всеми позитивными или негативными «хвостами» были разделены по принципу территориального размещения. Иными словами, Чернобыль с 1992 года является зоной ответственности Украины.
Но если А. Лукашенко ожидает и дальше использовать Россию в качестве «дойной коровы» как continuer СССР, то Москве придется напомнить, что все вложения в БССР в послевоенный период сделал именно СССР, прежде всего Россия. За советские деньги за полтора поколения население республики переселилась в новые города, получили рабочие места на новейших заводах, республика «обросла» вузами, Академией наук, культурой и искусством и т.д. В ответ на требования компенсаций за Чернобыль Москва получит право потребовать компенсации за многомиллиардные советские инвестиции в республику. Неужели А. Лукашенко это не понимает?
Понятно, что гораздо проще вместо налаживания современной рыночной экономики и проведения структурных реформ постоянно из года в год «переводить стрелки» на Москву и считать мифические «компенсации», попутно упорно вешая на соседнее государство ответственность за собственную страну. Но данный путь гибельный…
Шантаж
Шантаж – верный признак невероятного, почти мистического страха потерять что-то привычное и удобное. Шантажист – всегда трус. 6 сентября А. Лукашенко обратился к шантажу, как последнему инструменту давления на Россию: «Я ему сказал: мы так же гордо (если вы нас будете наклонять и к рыночной цене на нефть подвели, таможенную пошлину заменили налоговым маневром) возьмем с рынка и другую нефть. Но только надо ли это России, чтобы на их рынок пришло 20-25 млн.т. чужой нефти - американской, Саудовской Аравии, еще чей-то... Азербайджанская нефть - через Украину у нас на Мозырь проработан этот маршрут... Северный маршрут мы прорабатываем. Я прямо сказал российским властям. И через Польшу, через Прибалтику. Наработки есть. Но если мы через Польшу начнем поставлять нефть, то мы заберем две нитки нефтепровода "Дружба", по которому на экспорт идет российская нефть. Это надо россиянам? Нет. Ну так давайте договариваться по-человечески и будем делать, как лучше. Вот это мои требования».
В общем, Россия не первый раз сталкивается с такого рода угрозами со стороны белорусского президента. В 2010 г. даже начались альтернативные поставки венесуэльской нефти. Новинкой осеннего политического сезона 2019 г. стали угрозы А. Лукашенко отрезать российских поставщиков от нефтепровода «Дружба».
Как Россия ответит на данный шантаж? В данном случае Россия не будет мешать А. Лукашенко менять логистику поставки нефти на белорусские НПЗ. Автор этих строк неоднократно об этом писал. Более того, России выгоден данный белорусский нефтяной маневр, хотя он чем-то напоминает украинскую практику закупки по «реверсу» российского газа и поставки угля из Южной Африки и США. Кроме того, за перекрытие нефтепровода «Дружба» Минску придется заплатить очень солидную компенсацию, а российская нефть будет переброшена на терминалы на Черном море и в Усть-Луге. Между прочим, такие варианты уже тестировались «Транснефтью».
Задание на осень 2019 г.
Все-таки мы ждали от А. Лукашенко более глубокую проработку проблем российско-белорусской интеграции (скорее отношений, так как реальной интеграции нет). Однако на входе в очень важный политический сезон мы столкнулись со стороны белорусского президента с обоймой старых и давно отыгранных аргументов, которые А. Лукашенко с различной долей эмоций неустанно повторяет из года в год.
Понятно, что с таким примитивным идейным и аргументным «багажом» белорусский президент к декабрю текущего года втянет республику в тяжелый и видимо, скажем откровенно, безвыходный кризис, который крайне негативно скажется на судьбе самого А. Лукашенко.
Сезон ожидается эмоциональным и переполненным обидами и информационными атаками. Понятно, что А. Лукашенко будет винить буквально всех и прежде всего Россию, но только не себя. Можно ожидать привлечение к российско-белорусскому диалогу «третьих» внешних игроков, включая США, которые будут играть на стороне А. Лукашенко и в свою очередь шантажировать Москву уже белорусским вектором.
Первый этап кризиса – поставка газа в 2020 г., уже обозначился. Так что на войне, как на войне…
А. Суздальцев, Москва, 06.09.2019