ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Украине » Верховная рада запретила любую символику СССР и КПСС


Верховная рада запретила любую символику СССР и КПСС

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

09.04.15
Ведомости
Наталья Райбман


Рада запретила символику коммунистического и нацистского режимов и распорядилась открыть архивы репрессивных органов

Верховная рада запретила пропаганду коммунистической и нацистской символики. За законопроект "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики" проголосовали 254 депутата, сообщает "Лигабизнесинформ".

Закон предполагает, что "коммунистический тоталитарный режим" признается преступным, проводившим политику государственного террора, которая характеризовалась многочисленными нарушениями прав человека в форме индивидуальных и массовых убийств, казней, депортаций, пыток, использованием принудительного труда, других форм массового террора, передает агентство.

Под символикой коммунистического режима закон понимает любое изображение государственных флагов, гербов, других символов СССР, УССР, других республик в составе СССР, гимны СССР, УССР, других союзных республик или их фрагменты; атрибутику, в которой используется сочетание серпа и молота, серпа, молота и пятиконечной звезды, плуга, молота и пятиконечной звезды, а также символику КПСС и памятники лицам, занимавшим руководящие должности в компартии начиная с должности секретаря районного комитета и выше.
Также к символике коммунистического тоталитарного режима относятся изображения, памятники, посвященные событиям, связанным с деятельностью коммунистической партии, установлением советской власти на территории Украины; изображение лозунгов компартии, цитат ее руководителей. К ней же закон относит названия областей, районов, населенных пунктов с использованием имен или псевдонимов руководителей компартии.
Законопроект включает также поправки в закон о политических партиях, которые запрещают партиям использовать символику коммунистического или тоталитарного режимов, а также пропагандировать ценности этих режимов.

Также поправки запрещают госрегстрацию СМИ, название которого содержит коммунистическую или нацистскую символику. Телеканалам и радиостанциям запрещают распространять аудиовизуальный продукт, оправдывающий преступный характер коммунистического или тоталитарного режима или создающего позитивный образ руководителей компартии.
За изготовление и распространение коммунистической или нацистской символики, а также их публичное использование полагается лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества.

СБУ готова рассекретить данные о гражданах страны, сотрудничавших с КГБ СССР

В этот же день Рада приняла закон об открытии доступа к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 гг., сообщает "Лигабизнесинформ". В законе речь идет о предоставлении каждому желающему носителя архивной информации или его копии, в том числе цифровой, или публикации архивной информации. За поправки проголосовал 261 народный депутат из 320, зарегистрированных в сессионном зале, сообщает УНИАН. В законе под репрессивными органами понимаются, в частности, Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, Всеукраинская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и должностными преступлениями, Верховный суд, Верховный кассационный суд, Верховный кассационный трибунал.

В продолжение тенденции по отходу от советских клише депутаты утвердили законопроект "Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945 гг.". Документ предлагает отказ от термина "Великая отечественная война" в пользу "Второй мировой войны". Как сообщил в Раде руководитель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, также закон отменяет использование советской символики при почитании памяти павших в годы этой войны. Закон 2000 г. "Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." признается утратившим силу. 8 мая в стране устанавливается День памяти и примирения, а 9 мая будет отмечаться государственный праздник – День Победы над нацизмом во Второй мировой войне (День Победы).

0

2

Вакцина против «совка»
Глава Института национальной памяти Украины – о запрете советской символики и новом названии Днепропетровска.

Верховная Рада Украины на этой неделе подавляющим большинством одобрила пакет законов, касающихся исторической памяти. Речь, в частности, идет об официальном признании нацистского и коммунистического режимов преступными и запрете использования их символики, а также о переименовании тех географических объектов, которые до сих пор носят имена видных деятелей советского режима или так или иначе связаны с коммунистическими идеологемами. Украина также идет на беспрецедентный для постсоветского пространства (за исключением стран Балтии) шаг: полное рассекречивание архивов советских спецслужб.

О том, с чем связано принятие такого законодательства и как оно отразится на жизни Украины, «Радио Свобода» рассказал украинский историк, директор Института национальной памяти Владимир Вятрович.

​– В какой степени Институт национальной памяти и вы лично участвовали в разработке нового законодательства?

Мы были одним из инициаторов и соавторов. Кроме того, в его разработке участвовали эксперты ряда гражданских организаций и народные депутаты.

– Вы опирались на опыт других стран, где подобные законы уже действуют?

– Безусловно, в первую очередь посткоммунистических стран Восточной Европы. Мы считаем, что такие законы как элемент трансформации общества сыграли свою роль в том, что эти страны уже необратимо демократические. Я и другие эксперты участвовали в конференциях, где изучали опыт Чехии, Польши, стран Балтии, Германии. Последний случай особенно интересен, потому что Германия прошла вначале через денацификацию, а потом (восточная ее часть) через декоммунизацию. Мы, в свою очередь, привозили иностранных экспертов в Украину.

– Новый закон предусматривает полное раскрытие архивов КГБ Украины. Как именно это будет происходить?

– Прежде всего, речь идет не об одном, а о четырех разных законах, это так называемый «пакет законов о декоммунизации». Первый касается победы во Второй мировой войне 1939-45 годов. Дело в том, что у нас раньше на законодательном уровне было закреплено советское пропагандистское понятие «Великая Отечественная война». Этим закреплялась советская традиция. Теперь, я считаю, будет закреплена украинская традиция чествования победы над нацизмом.

Второй закон, о котором мы говорим, – это закон о признании участников борьбы за независимость. Речь идет о всех организациях, политических и военных, на протяжении ХХ века, участники которых ставили своей целью воссоздание независимой Украины. Этим же законом предусмотрена преемственность Украины по отношению к прежним формам нашей государственности, таким, как Украинская народная республика.

Третий закон – об осуждении нацистского и советского тоталитарных режимов. Кроме их признания преступными, ведь они обвиняются в убийстве миллионов людей и проведении геноцида на территории Украины, там есть важные положения, которые касаются устранения остатков тоталитаризма в топонимике Украины. Речь идет о переименовании улиц, населенных пунктов, городов, о демонтаже памятников советской эпохи, которых до сих пор много на улицах украинских городов и сел.

И, наконец, четвертый закон, о котором вы говорили, – это закон о доступе к документам коммунистических спецслужб. Он опирается на опыт похожего закона, принятого в Чешской республике. Он предусматривает, что документы КГБ и других спецслужб выделяются из общего массива документов о советском прошлом. Теперь у этих документов особый статус – их невозможно засекретить и ограничить к ним доступ. Если мы говорим об осуждении тоталитарного режима, то факты о том, почему он заслуживает осуждения, прежде всего в этих документах и содержатся. В Украине большинство этих документов сейчас хранится в архивах СБУ, МВД и Службы внешней разведки. Мы считаем это ненормальным, потому что тем самым как бы устанавливается преемственность между спецслужбами современной Украины, – а они должны строиться как спецслужбы демократического государства, – и КГБ. Ненормально, когда архивами, рассказывающими о прошлом, занимаются сотрудники сегодняшних спецслужб. Они другими делами должны заниматься. Так что теперь будет создан специальный архив при Институте национальной памяти, куда будут переданы все документы бывших советских спецслужб, имеющиеся в Украине.

​– Вы упомянули вопрос о топонимике. Во-первых, массовые переименования географических объектов, как я понимаю, мероприятие довольно дорогое, а экономика Украины сейчас не в лучшем состоянии. Хватит ли средств на эту инициативу? А во-вторых, как, собственно, это будет происходить? Вот есть, к примеру, города Днепропетровск и Кировоград, названные в честь большевистских деятелей. При этом их старые названия тоже не украинские, а связаны с прошлым Российской империи – Екатеринослав и Елисаветград. Какое решение вы видите для таких ситуаций?

– Решать вопрос о том, как должны называться улицы или даже города, должны местные жители. Если мы говорим конкретно о Днепропетровске, то я неплохо знаю ситуацию там, у меня там много друзей. В принципе большинство жителей города, особенно после Евромайдана, считает нынешнее название устаревшим. И один из наиболее обсуждаемых и популярных вариантов нового названия – это Днепр. Так же, как река, может называться и город, это нормально. Думаю, горожане смогут найти название, которое будет соответствовать их пожеланиям. Мы в законе не указываем, как должны называться города или улицы. Мы говорим лишь, как они не должны называться – в честь людей, причастных к массовым нарушениям прав человека, репрессиям и убийствам.

Что касается ресурсов, которые потребуются для переименований... Любая реформа требует затрат. Но я думаю, что эти затраты будут оправданными, потому что именно таким образом страна начинает меняться. Мы опять-таки можем посмотреть на опыт стран Восточной Европы, которые прошли через декоммунизацию – насколько далеко они продвинулись как нормальные демократические государства. А с другой стороны, можем посмотреть на такие государства, как Россия или Беларусь, где процессы декоммунизации не прошли, а наоборот, там происходит реабилитация советского прошлого. И эти государства всё больше скатываются в сторону авторитаризма.

– Как вы представляете себе реализацию «законов о декоммунизации» на востоке Украины? Ведь не секрет, что там немалая часть людей – я имею в виду не сепаратистов, а лояльных граждан Украины, – не разделяет многих отраженных в нынешних законах взглядов на советскую эпоху, на период Второй мировой войны? Не приведет ли принятие этих законов в нынешних очень сложных условиях к углублению общественного раскола в вашей стране?

– Я уверен, что нет. События последнего года показали, что людей, являющихся носителями советской идентичности, в Украине, слава Богу, не так много. И большинство из них сосредоточено на территории Донбасса, которая сейчас контролируется террористами. Но благодаря террористической политике, которая там проводится, даже в этих районах Луганской и Донецкой областей таких людей становится всё меньше. Те, кто так хотел попасть в советское прошлое, к сожалению для них, туда и попали. И увидели, что это не тихое прошлое эпохи Брежнева, а страшное прошлое времен Сталина, с репрессиями, голодом и войной. Я думаю, те события, которые сейчас происходят, служат такой вакциной против «совка» для всей Украины.

Если говорить о конкретных механизмах переименования или демонтаже памятников советской эпохи, то закон возлагает эти задачи на органы местного самоуправления. Если какие-то из этих органов саботируют исполнение закона, то его берет на себя государственная администрация соответствующего уровня. То есть в любом случае это будет сделано государственными средствами.

– Вы упомянули, отвечая на один из предыдущих вопросов, о возникающей украинской традиции по отношению к наследию Второй мировой войны. В чем она состоит? Я знаю, что, например, проводится кампания памяти о войне, главным символом которой является алый мак. Он очень напоминает мак, используемый в ряде стран Запада в качестве символа поминовения жертв Первой мировой. Это простое копирование, или Украина вкладывает в этот символ какой-то собственный смысл?

– Главное, чего мы хотим добиться, – это заменить культ войны, с которым было связано празднование 9 мая в советское время и, к сожалению, долгие годы уже и при независимой Украине, культом памяти о живых и погибших участниках войны. Мы не хотим, чтобы проводились какие-то военные парады с бряцанием оружием. Мы хотим, чтобы каждый живой участник войны почувствовал, что о нем помнят, и чтобы в этот день мы вспоминали о тех, кто погиб, ходили на их могилы. И таким образом, чтобы мы не говорили о победе мифического советского народа и его вождя товарища Сталина, как это, к сожалению, происходит в современной России, а о вкладе в победу каждого солдата, который воевал в те годы.

А красный мак – это один из символов, который мы придумали еще в прошлом году. Я думаю, в этом году он будет использоваться еще более широко. С одной стороны, да, это символ европейский и североамериканский, но он имеет и глубокие украинские корни. Ведь согласно украинскому фольклору, мак – этот цветок, который расцветал на месте, где пролилась казацкая кровь, кровь воина, погибшего за свою родину. Я считаю, что это очень хорошее соединение европейской и украинской традиции. Еще один важный элемент переформатирования празднования военной годовщины – то, что теперь на государственном уровне мы будем говорить о двух днях. Это 8 мая как День памяти и примирения и 9 мая как День победы над нацизмом. Я уверен, что это правильное решение, которое, с одной стороны, отдает дань уважения участникам войны, а с другой – приближает нас к европейскому формату празднования даты окончания Второй мировой,

– считает директор Института национальной памяти Украины Владимир Вятрович.

В большинстве стран Европы действует запрет нацистской символики. На символы коммунистических режимов подобный запрет – разной степени строгости – распространяется в ряде стран Центральной и Восточной Европы, в том числе в нескольких бывших республиках СССР – Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, а с апреля 2015 года – и Украине. С 2009 года по инициативе Европарламента в странах Евросоюза установлен Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма: он отмечается 23 августа, в годовщину подписания в 1939 году германо-советского договора о ненападении, известного как «пакт Молотова – Риббентропа».

0

3

Хорошо, что ушла. Как Путин объяснит россиянам, что потерял Украину
Дмитрий Орешкин

Запрет коммунистической символики в Украине уже используется пропагандистами в России. И подается это решение украинского парламента в качестве выпада против всего советского народа, а не только против коммунизма.

Риторика следующая: коммунизм – наша общая история, Советский Союз был великим и могучим, а товарищ Сталин, между прочим, был тем, кто предоставил Украине правовую субъектность. А теперь неблагодарная Украина топчет наше общее прошлое, поскольку она такая-сякая.

Разумеется, Россия использует этот закон для своей выгоды. Причем использует таким образом, чтобы еще больше испортить отношения с Украиной, отдалив ее.

Де-факто Путин Украину проиграл: за 300 лет ваша страна никогда не была так далека от России, как в путинскую эпоху. Но признать этого президент не может, а потому говорит: «И хорошо, что она ушла. Посмотрите, сколько в Украине всего плохого – фашистов, антисемитов, преступников. Украинцы обижают добрых и положительных коммунистов, топчут нашу общую память – у них нет ничего святого. Так что хорошо, что мы от них отделались. Пусть Украина остается с Западом». А что ему еще говорить?

Ситуация в России такова, что очевидные поражения во внешней политике должны быть представлены, как очевидные победы. Я думаю, что эта стратегия будет отлично провернута, и народ примерно так и будет мыслить.

Россияне верят, что спасли свой Крым – и еще года полтора продолжат верить и «спасать», пока не окажется, что экономика там совсем упала. И, конечно же, они будут считать, что спасли и Донбасс тоже, вот только на содержание его брать нельзя, поскольку это в интересах Соединенных Штатов.

Иными словами, денег нет, ресурсов нет, Донбасс сливаем, Украину проиграли. Но все это должно выглядеть, как окончательная победа путинского курса во внешней политике и полная независимость России от США.

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Украине » Верховная рада запретила любую символику СССР и КПСС