26.11.2014
Обнародован доклад о механизме переформатирования кабинета министров с опорой на голоса думских фракций
Дарья Гармоненко    Иван Родин
Обозреватель отдела политики "Независимой газеты"

Вчера общественности был представлен проработанный механизм формирования в России коалиционного правительства. Госдуме здесь отводится ключевая роль, но все полномочия президента также сохраняются. Парламентским партиям надо будет сформировать коалицию и договориться друг с другом о постах вице-премьеров и министров. Эксперты высказали различные мнения по поводу необходимости таких изменений и их реальных перспектив. Некоторые напрямую связали появление данной инициативы с нарастающим валом критики в адрес кабинета министров.

Доклад под названием «Государство, способное преодолеть кризис. Предложения по реформе правительства» был представлен вчера от имени Института приоритетных региональных проектов на круглом столе с участием представителей различных партий. Сразу отметим, что проработанность концепции коалиционного кабинета привела в восхищение депутатов Госдумы от КПРФ и ЛДПР. Не исключено, что какая-то из фракций или даже обе в ближайшее время внесут в нижнюю палату соответствующий законопроект. Во всяком случае, секретарь ЦК КПРФ Валерий Рашкин и зампред комитета ГД по науке Михаил Дегтярев (ЛДПР) вчера пообещали это сделать. Они также не исключили, что о коалиционном правительстве может сказать президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию.

Гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов объяснил «НГ», что предлагаемую модель его структура готовила на 2016 год. Однако, по его словам, «если до этого будет принято решение, допустим, об отставке правительства, то эта норма включается с того момента, как она будет принята, то есть, может быть, и до 2016 года», значит, до выборов новой Госдумы. Впрочем, сказал эксперт, нештатные ситуации его институт прогнозировать не берется. Администрация президента  предварительного согласия на инициативу по коалиционному правительству, заявил Миронов, не давала. Как отнесется к ней Кремль, он не знает, но полагает, что вряд ли это будет жесткая позиция, ведь проблема правительства с широкой опорой на парламент обсуждается давно.

Эксперт заметил, что и «Единая Россия» не должна возражать против коалиции, потому что все ее нынешние преимущества сохраняются.

А на вопрос «НГ», сохранит ли свое место председатель правительства Дмитрий Медведев, Миронов ответил: «Не исключен вариант, что вновь кандидатура Медведева будет предложена на пост, поскольку предлагает партия большинства».

Тем не менее с самого начала доклада становится ясно, почему он появился именно сейчас. «Россия вступила в длительный период неблагоприятной экономической конъюнктуры. Сырьевая экономика и так подвержена высоким рискам. Но в условиях внешних санкций, попыток изолировать страну от основных рынков и глобальных возможностей эти риски возрастают в разы», – отмечают авторы. И тут же указывают на самое слабое звено российской власти – кабинет министров Медведева. «Видимых улучшений ситуации не происходит, напротив, складывается впечатление, что правительство не в полной мере контролирует обстановку. Система госуправления, возглавляемая правительством РФ, демонстрирует отсутствие какой-либо государственной стратегии и при этом показывает себя отнюдь не лучшим антикризисным менеджером», – вот так описывается его роль.

Некоторые действия правительственной команды именуются не иначе как безумные – например, попытка поднять налоги на бизнес и граждан. А еще кабинет Медведева критикуют за то, что «в большой игре крупного капитала, корпораций – связанной с перераспределением активов и доходов – правительство все больше играет роль «чего изволите?». Интрига вокруг бюджета, войны кланов – все это парализует госуправление и не дает стране двигаться вперед. Выход в докладе предлагается такой – усиление роли парламента в формировании исполнительной власти.

Авторов доклада на это предложение вдохновило правительство Евгения Примакова образца 1998 года, которое, по сути, и было коалиционным, а потому смогло найти способы вывода страны из кризиса, возникшего после дефолта, произошедшего в эпоху либеральных «младореформаторов».

На первом этапе перехода к «ответственному кабинету», отмечается в докладе, даже не надо будет менять Конституцию, которая в этом отношении довольно гибкая. Тем более что все полномочия президента предполагается сохранить. Например, силовой блок правительства полностью остается под контролем главы государства. Он по-прежнему будет предлагать Госдуме и кандидатуру главы кабинета. Вот только стать им сможет лишь лидер парламентского большинства. То есть согласовывать премьера никакая коалиция не станет – ей на откуп отдаются посты вице-премьеров и министров. В докладе, кстати, это прописано вовсе не общими словами, а вполне технологически – как вычислить квоту той или иной вступающей в соглашение фракции, что делать с нераспределенными местами, каким образом расписываются конкретные министерства. Есть даже пункт о страховке от политического риска срыва коалиции со стороны недовольных своей долей фракций. Мало того, что все голосования должны собрать три четверти от общего состава депутатов ГД, – само решение о назначении премьера принимается в пакете с документами о вице-премьерах и министрах.

Детальная проработка механизма коалиции идеально подходит не только к нынешнему моменту, когда правительство критикуется всеми подряд, но и к сложившейся на Охотном Ряду обстановке. Она, как известно, характеризуется тем, что все четыре партии ГД полностью поддерживают президента. Но три из них – все-таки еще считающиеся оппозиционными – постоянно мечут молнии в различных министров и кабинет в целом. Поэтому-то, скажем, директор Центра политических технологий Игорь Бунин сделал вывод, что «здесь немножко согласовано с Кремлем, возможно, не все пункты доклада, а часть из них. Этот доклад связан со слухами о возможной отставке Дмитрия Медведева, которая скорее всего случится в ближайшее время – может быть, в ближайшие полгода-год».

Гендиректор Центра политической информации Алексей  Мухин согласен с тем, что «подобного рода инициативы возникают на фоне очень сильной волны слухов о грядущей отставке кабинета Медведева». Однако он уверен, что «сейчас экономических и социальных условий для подобной реформы нет, политические условия создаются искусственно и извне». Эксперт фактически подтвердил догадки «НГ» о том, что доклад появился не случайно. «По сути, ситуация очень тонкая, потому что очевидной необходимости в отставке кабинета министров нет, но те персоны и заинтересованные группы влияния, которые копают под нынешний кабинет министров, конечно, будут предлагать самые разные проекты по этому поводу, мы обсуждаем один из них», – заявил Мухин. Он подчеркнул: «Исходя из логики кадровой работы Владимира Путина, для отставки правительства должна сложиться очень серьезная ситуация, которая подразумевает угрозы и вызовы российской экономике. Если мы проанализируем высказывания и Путина, и представителей кабмина, то такой ситуации нет. Вопрос: зачем в таком случае отставлять кабинет министров, вызывая искусственно потрясение вертикали власти?»