ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



БЕСЫ

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Юрий Богомолов
телекритик

НОВОЯВЛЕННОМУ БЕСОГОНУ ОТ ЛИБЕРАЛЬНОГО БЕСА
07 июня 2014, 10:35

Мой коллега Александр Мельман прогневался на либеральную критику, не принявшую сериал «Бесы». И надо признать, сильно прогневался, раз употребил такие резкие выражения: «Бесы» либеральной критики», «И пусть улюлюкают, квакают, тявкают. Как это мелко, бесы!».

Больше прочего меня впечатлил вот этот вскрик: «Вы не поняли. А Достоевского вообще понимаете? Когда последний раз открывали? А «Бесов» вообще читали? Умишком коротки. У вас, как у павловской собаки, слюна выделяется лишь на нужные сигнальные прибамбасы».

Ну, хорошо, мы, собаки Павлова, лягушки-квакушки, улюлюкающие либеральные бесы, у нас умишки короткие и мелкие. Из этих утверждений можно сделать вывод, что у вас, коллега, не умишко, а ум, к тому же глубокий и длинный. Так показали бы его длину и глубину...

Мастер-класс Мельмана оказался исчерпанным одной фразой: «На самом деле это очень хороший фильм, точный, достоевский».

Поскольку автор не рискнул (или не смог) углубиться в суть сериала, не говоря о сути романа, то позволю себе это сделать я сам.

***

Николай Ставрогин, по версии Владимира Хотиненко, коллекционировал бабочек и сторонился свиней.

Глава ВГТРК Олег Добродеев высоко ценит Достоевского, особенно его «Бесов», не одобряет «болотных» и уважает простой народ.

Кинорежиссер Владимир Хотиненко два года назад экранизировал биографию автора любимого романа Олега Добродеева, где патриотически ориентированный Федор Михайлович крепко поспорил с западником Иваном Сергеевичем.

Стечение этих обстоятельств дало плод в виде мини-сериала «Бесы», показанного аккуратно ко дню выборов в Украине на телеканале «Россия 1».

Это не значит, что сериал специально готовился к определенной дате. Побудительным мотивом для теленачальства стали уголовные процессы над «болотными» – Удальцовым и другими, над участницами панк-молебна «Пусси райт», а так же протестные голоса интеллектуалов в защиту тех и других.

Это нам урок, – говорит в своем кругу телезрителей тайный орденоносец Владимир Соловьев, имея в виду кровь, пролитую в Украине и ее разорение.

То же самое говорит Владимир Хотиненко, но в художественной форме с опорой на авторитет классика.

Фабула романа довольно причудлива и очень сложна – без внимательно вчитывания в толстенную книгу не разберешься. Спасибо автору экранизации: он ввел в повествование фигуру следователя из Санкт -Петербурга по имени Горемыкин.

Горемыкин помог. Будучи человеком докучливым, он доискался, кто чей родственник, кто на ком желает жениться. И кто, кого желал бы погубить. И кто кого, все-таки, убил, а кто повесился по собственному желанию.

Мерно распутываемые события оживляются истериками персонажей. Так, что можно подумать, будто все эти провинциальные бунтари просто больные люди.

Первой сорвалась хромоножка Лебядкина. За ней последовали оба Верховенские, Ставрогин, Лиза и сам губернатор Лембке, на которого в конце концов рухнула горящая крыша. Приступы неистовства посетили едва ли не всех героев. Да и то сказать, без поехавших и горящих крыш было бы совсем скучно. А так... какое никакое разнообразие.

Истерика Ставрогина произвела чрезвычайный эффект; его смех вышел инфернальным под стать самому герою.

Под стать всему тому, что происходит на экране – суицидный комплекс Кириллова, суетливые хлопоты младшего Верховенского, пожелавшего разрушить российскую империю, сходки, заговоры, юродствующий Лебядкин, настырное полнолуние, низкие облака, страстный танец с коленцами меж свиней того же Верховенского... Надо всем этим витает загадочная душа Ставрогина, неформального вождя грядущей революции.

Экран то и дело протыкает указательный палец Владимира Хотиненко: вот до чего довели маленький городок кучка бездельных, безбожных хипстеров Х1Х века и благодушная, расслабленная власть!

«Указательного пальца» показалось мало автору экранизации; он счел нужным присовокупить изысканную метафору, подсказанную то ли Набоковым, то ли Прохановым. У Ставрогина за плечами выросли крылья бабочки. Он стал бабочкой в собственной коллекции. Но такой грозной, зловещей бабочкой – бабочкой-орлом, бабочкой-стервятником. Не чета таракану-Лебядкину.

...Когда развязка наступила, и все смерти уже случились, а коллекция цветастых насекомых оказалась выброшенной во двор, несмелая курица подобралась к ней и склевала всю эту иссохшую красоту.

Тут почему-то вспомнился басенный припев из «Обыкновенного чуда»

«А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк,

А за ней воробышек прыг-прыг-прыг-прыг,

Он ее голубушку шмяк-шмяк-шмяк-шмяк»,

Это такой вульгарный, приземленный комментарий к судьбе Ставрогина. Хотиненко же, по всей верятности имел в виду нечто другое. Вот вам, эстетствующие ставрогины урок: «Красота не спасет мир. Скорее его добьет, разъест изнутри».

А, может, ни о чем таком он и не подумал; просто у него это вырвалось.

***

У Достоевского «вырвалось» другое. Не одна только насмешка над идеей революции. И не только ужас перед лицом омертвевшей веры и разрушенного государства. Писатель ко всему прочему ужаснулся кошмару того государства, которое возникнет на обломках самодержавия. Он ужаснулся цельнометаллической государственности, что спроектировал его герой Шигалев.

Именно этот теоретик сделал признание: «Выходя из идеи безграничной свободы, я заключаю ее безграничным деспотизмом».
Идея эта нашла свое почти идеальное воплощение в сталинизме. И ведь до сих пор ищет, судя по тому, что сегодня происходит в России.

Хотиненко шигалевские мотивы «Бесов» деликатно обогнул. Да и самого Шигалева бесцеремонно исключил из числа действующих лиц своего фильма.

***

Сериал «Бесы» – разумеется , – провокативная вещь, к тому же – с не контролируемми смыслами.

Телезритель, отсмотрев, четыре серии, может начать размышлять... А что, если бы на месте Ставрогина оказался человек с более устойчивой психикой, пусть и не такой красавец, как артист Матвеев... А рядом с ним – политтехнолог Петруша Верховенский, типа Дмитрия Киселева, так, может, все бы и вышло, как замышлял Шигалев...

«Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать». (Прочитал ли эти строки мой бывший коллега, и догадался ли он, что Ставрогин повесился не только по причине совращения Матреши, но и в виду ужаса перед грядущим уничтожением девяти десятых человечества?)

А может, все еще и выйдет, по Шигалеву?..

Да и, по Хотиненко, не исключено. Если в романе Даша, сошедшаяся со Ставрогиным, не смогла родить ребенка (был выкидыш), то в сериале она благополучно разрешилась от бремени, переехала в Швейцарию, в кантон Ури, где ее с пятилетним малышом и навещает самый непоседливый бес революции – Петруша Верховенский.

И сам собой напрашивается заключительный титр: «Продолжение следует».

0

2

Александр Мельман
телекритик, МК

ОТВЕТ ЮРИЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ БОГОМОЛОВУ ПО ПОВОДУ «БЕСОВ»

08 июня 2014, 14:17

Уважаемый Юрий Александрович!
Фэйсбук не читаю, не интересно. Но вот позвонили добрые люди, рассказали о Вашем ответе. Прочитал, интересно.

Исходя из рассказа доброжелателя, хотел поюморить в своем стиле, поиронизировать, признаться Вам в большой светлой любви и дружбе. А еще поразмышлять о роли телекритика в истории, типа тварь он дрожащая или право имеет. Хотел в очередной раз согласиться с известным нам бывшим талантливым журналистом, а теперь средненьким ТВ-пропагандистом, который на любую критику в свой адрес ответствовал: «Вы в телевидении ничего не понимаете». Да, не понимаю, всегда парировал я, только учусь, пытаюсь. «Я знаю, что ничего не знаю» :-) Хотел спросить, должен ли телекритик в принципе разбирать кино, сериалы на ТВ, ведь это совсем другое искусство, параллельное.

Уже и пришел к выводу, что телекритик (а сколько у нас их всего? пять? шесть?), волею судьбы оказавшийся на этом месте, имеющий за спиной... нет, не крылья, как у Ставрогина, а то, что мама с папой вложили, общий культурный (или безкультурный?) бэкграунд, может соотносить себя исключительно с тем, что называется «путешествие дилетантов» («дилетант» — как много в этом звуке!), ну или просто быть «свежей головой». К Вам не относится: вы и телекритик и кино- в одном лице с огромной предисторией.

Но вот прочитал вашу статью. Вы серьезны, даже слишком (уж не «звериной серьезностью» это называется?). Ну что ж, извольте (так, по-моему, говорили во времена Федора Михайловича или чуть раньше?), я тоже буду серьезен.

Я не знал, что вы написали по поводу «Бесов», поэтому к вам моя заметка отношения не имела. Но ответ ваш все же убедил меня, что я был прав, извините.

Вот Вы пишете: «Николай Ставрогин, по версии Владимира Хотиненко, коллекционировал бабочек и сторонился свиней. Глава ВГТРК Олег Добродеев высоко ценит Достоевского, особенно его «Бесов», не одобряет «болотных» и уважает простой народ. Кинорежиссер Владимир Хотиненко два года назад экранизировал биографию автора любимого романа Олега Добродеева, где патриотически ориентированный Федор Михайлович крепко поспорил с западником Иваном Сергеевичем. Стечение этих обстоятельств дало плод в виде мини-сериала «Бесы», показанного аккуратно ко дню выборов в Украине на телеканале «Россия 1».
Гоша, с таким аналитическим умом вам надо работать в бюро прогнозов (это не фамильярность, а лишь цитата из нашего с Вами любимого фильма). Но какова логика!

А почему бы тогда Вам не оказаться умнее этих горе-пиарщиков, перевернуть ситуацию, передернуть и написать: «О, государственный канал „Россия“ сам себя перехитрил: в виде „бесов“ вывел членов кооператива „Озеро“, пришедших к власти и деньгам в полном своем составе».
Вот это был бы номер!

Что ж Вы (даже не Вы лично, а те, кого вы решились представлять и защищать) все на себя оборачиваетесь, перекидываете?! Мания величия? Шапка горит? Только и играете в «свой-чужой». А кто не с вами, тот уже не рукопожатен?

И если маньяк изрубил свою жену (ну точно ведь по Достоевскому!), но при этом ходил на демократические митинги, значит Вы уже не верите, что он на такое способен? Только маньяк из «Единой России» и никто другой?

Если вашего брата-демократа, популярного блогера обвинили в педофилии, то этого не может быть, потому, что не может быть никогда? Долой кровавый режим! Ну да, все педофилы могут иметь только кремлевский оттенок.

Если журналисту и правозащитнику Андрею Миронову снесла голову украинская освободительная армия, вы даже не пикните. Потому что это наши, ваши. Но если бы донецкие...

Вы заступаетесь за безвинно пострадавшего журналиста только потому, что он из «Новой газеты и его мучили сепаратисты. Но по поводу журналистов из Life News вы молчите. Кремлевские ровно такие же циники, действуют с точностью до наоборот. Ваши-наши?

Вы все упрощаете, примитизируете, вам так выгодно. В Донецке и Луганске одни бандиты. И точка. Любая сложность, любые сомнения считываются вами как отход от священной генеральной линии либерализма. Нельзя сомневаться, ведь только у вас есть абсолютное право на истину.

Что же касается Достоевского... Я не стал разбирать это кино, только потому что уже сделал это в прошлую пятницу в своей колонке в «МК» («Бес политики»).

Вы описываете фильм, но зачем, я уже его видел, причем дважды. Находите припадки у главных героев. А почему бы и нет, тем более, что это писал Федор Михайлович, больной эпилепсией. Вы же ходите на спектакли своего замечательного сына. Ему можно, а Хотиненко нельзя? Вы интерпретируете хотиненковский финал: «Красота не спасет мир. Скорее его добьет, разъест изнутри». Но разве режиссер шел здесь против красоты, против постулата Достоевского?! Владимир Хотиненко же сам объяснил, что сделал Ставрогина энтомологом, зацепившись за его фразу о людях-куколках, из которых вырастает такие бабочки. Такие бесноватые бабочки.

Какая же здесь красота? Или вы опять о себе? Зачем же подыгрывать власти, выстраивать, достраивать из нее Левиафана? Зачем быть у нее на подтанцовках? Вы (опять не вы лично, группа граждан) везде (на ТВ прежде всего), ищите возрождения сталинизма, откладывая только в одну корзину нужные вам яйца. А то что на госканалах по-прежнему и в большом количестве (особенно по «Культуре») идут абсолютно антисталинские, антитоталитарные док- и художественные фильмы — вам этого видеть не хочется? Вы вспоминаете только «Сталин. Live» на НТВ и больше ничего.

Во всем видите кровавую руку режима? И правильно, надо быть на стреме, только не уподобляйтесь известному америкаскому сенатору, не прыгайте из окна небоскреба с криком: путинские идут. Теперь вы увидели фильм Сергея Медведева о Берии. Удивляетесь: оказывается, Берия был скрытый реформатор. Вот она, реабилитация сталинизма!«. Но Вы-то, Юрий Александрович, должны помнить, что эта инфо была написана еще в перестроечном «Огоньке» под чутким управлением Виталия Коротича. Ничего нового, те же факты, важно только как они интерпретируются в нужное время и в нужном месте.

...А Достоевский везде, повсюду в русской жизни. И каждый из нас — это Раскольников (не надо только старушек лущить, правда?) в смысле греха, искупления и покаяния. И собирательный образ русского человека (извините, что об этом пишет еврей) — это Иван, Митя и Алеша Карамазовы плюс еще и Смердяков, конечно — все в одном флаконе. И «Бесы» подставляй на любую страницу нашей истории — подойдет. И майдановцы, и антимайдановцы, и болотные, и кремлевские...

Не промахнетесь! Я не люблю, когда мыслят корпоративно, один за всех и все за одного (не в мушкетерском смысле). Каждый сам по себе и только.

Недавно отметили юбилей Пушкина. Юрий Александрович, какое Вашего его любимое стихотворение? «Клеветникам России»? А мое «Из Пиндемонти» (как-то я цитировал уже его одной своей коллеге).
...Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...

Это идеал, конечно, но надо стремиться! Вы же при всем моем к Вам безграничном уважении порой оцениваете программу, режиссера или ведущего исходя из его политических пристрастий. Никак здесь не могу с Вами согласиться.

Заканчивая свою статью, Вы назвали меня уже своим бывшим коллегой. И сразу напомнили Железную Кнопку из «Чучела»: Бойкот Сомову, бойкот всем предателям! Но вы же не Железная Кнопка, правда? В вашем лагере их и так предостаточно. Я же радуюсь, когда со мной не соглашаются. Зачем быть сектантом и за иное мнение отдалять от себя. Впрочем, как хотите. Не разделяя Ваши убеждения, я готов отдать жизнь, ну и т.д...
Надеюсь, Вы меня не запишите в опасные вольтерьянцы.

С самыми добрыми чувствами и пожеланиями.
Ваш Саша Мельман

0

3

Юрий Богомолов
телекритик

СБОРНЫЕ КУРЯТНИКИ
09 июня 2014, 10:12

Господин Мельман мне ответил по поводу "Бесов". Точнее по поводу всего: и Украины, и педофилии, и кровавого режима, и журналистов из Live News, и либералов, и моей мании величия, и моего сына, и в том числе Достоевского. Пытаться отыскать в этом темном бреде логику не возьмусь; это свыше моих физических сил. Но в одном меня мой оппонент устыдил: я действительно не прочел его колонки в МК о "Бесах…", где он разобрался и с Достоевским, и с Хотиненко.

Устыдившись, разыскал этот текст и жадно прочел его. Сначала - юмор. Автор колонки так был пленен красотой артиста Матвеева (Ставрогина), что позавидовал жене артиста – Лизе Боярской. А в конце еще и поздравил Лизу с таким удачным замужеством. И это весь разбор, если не считать нескольких строчек восхищения, выраженного в адрес артиста Шагина и такого противоречивого пассажа как: "Это Достоевский, господа! Но фильм неровный, порой уходит в театральность, наигранность, весьма фальшивую. В массовых сценах в роли народа студенты театральных вузов — это сразу видно, неполное высшее не пропьешь. Но так не должно быть, а значит, к режиссеру есть вопросы".
В тексте на «Эхе» у Мельмана к режиссеру вопросов не было. «На самом деле это очень хороший фильм, точный, достоевский». Но у него были вопросы к тем, у кого возникли вопросы к "точному Достоевскому". Например, к Быкову перед которым он не преминул расшаркаться. Так он и передо мной расшаркался, пару раз оскорбив. Что-то есть в этом ноздревское: влепить безешку и тут же оскорбить.

Но в конце концов, он меня глубоко тронул, встав в позу учителя. Назидательно прочел хрестоматийный стих Пушкина, пожурил за политические пристрастия и выразил готовность не разделяя моих убеждений отдать жизнь за то, чтобы я мог бы их выразить.

Потом господин Учитель прибавил: "Надеюсь, Вы меня не запишите в опасные вольтерьянцы".
Запишу. Только у меня, господин Учитель, к Вам, как к Вольтеру, вопрос: "Что ж Вы не отдали свою жизнь и просто не пикнули, когда меня выперли сразу из двух изданий за мои убеждения?".

***

А к текстам господина Мельмана, видимо, надо будет вернуться. Они представляют собой любопытный материал со стороны лексики, интонаций, словесных стереотипов, стандартных метафор. Я, если найдется время, постараюсь сделать эту работу. Пока же процитирую Оруэлла.

" Автор либо имеет что-то сказать и не может это выразить, либо случайно говорит что-то другое, либо он почти безразличен к тому, есть ли в его словах смысл или нет. Эта комбинация расплывчатостей и обыкновенной неумелости — самая заметная черта современной английской прозы, в особенности всех политических писаний. Как только касаются определенных тем, конкретное растворяется в абстрактном, и сами собой на язык просятся затасканные обороты речи: проза все реже и реже состоит из слов, выбранных ради их значения, и все чаще и чаще — из «фраз», приставляемых одна к другой, как детали сборного курятника".

У нас свои "сборные курятники". Один - имени Киселева, другой - Соловьева, третий Толстого... Ну вот и бывший мой коллега построил еще один.

0