24 мая 2014 г.
Совещание по вопросам социально-экономического развития президент Беларуси Александр Лукашенко проведет 6 июня. На нем планируется рассмотреть работу экономики в 2014 году и предложения правительства относительно будущей экономической политики.
Желание Лукашенко решать экономические проблемы или создавать видимость их решения вполне понятно: президентские выборы состоятся уже в следующем году. Вот только будут ли эффективными традиционные белорусские меры по спасению экономики? Или может президент решится на серьезные изменения? Эти вопросы сайт "Товарищ.online" задал руководителю Аналитического центра "Стратегия" экономисту Леониду Заико.

– Леонид Федорович, насколько высока вероятность, что по итогам совещания правительство будет отправлено в отставку? Ведь последнее предупреждение Лукашенко озвучивал не единожды.

– Отправить-то можно, но на сегодняшний день это не имеет никакого смысла, потому что мы находимся в состоянии классического кризиса. Это кризис относительного перепроизводства товаров: склады заполнены, объем промышленного производства падает. Но правительство к объективным колебаниям экономического цикла, как правило, отношения не имеет. А добиваться сейчас разгрузки складов – это наивный романтизм, который присущ только белорусам с крайне сомнительным экономическим образованием.

– А что, по Вашему мнению, нужно делать?

– Когда происходит классический кризис, надо снижать налоги, а их не снижают. Надо реструктурировать предприятия, а с ними ничего не делают. Надо убирать лишнюю рабочую силу, а у нас полная занятость – полпроцента безработицы. Надо проводить реструктуризацию кадров, то есть обеспечить приход новой когорты специалистов. А менять правительство – самое глупое и неэффективное дело. Вообще-то они должны были бы сами уйти.

Дело ведь в самих принципах экономической политики, в системе экономических приоритетов, а не в том, какое у нас правительство. Если в Беларуси 50% населения получает социальные трансферты, а 50% работает на это, то это экономически расколотая страна. Половина сидит и ждет, пока половина должна что-то заработать. Кроме того, Беларусь имеет наркотическую зависимость от дешевого российского газа и нефти. Страна живет чужими ресурсами. Все это надо менять. А хватит ли сил? Может лучше плестись в обозе? Это проблема национального вызова, и ничего не изменится, если поменять правительство. Нужна смена парадигмы.

– Но почему президент не хочет менять эту парадигму? Он надеется, что старая команда еще исправит ситуацию?

– Все гораздо хуже – он просто не знает, что делать. Лукашенко уже понимает по опыту, что если будет полагаться на номенклатурную систему, то еще можно тянуть резину. А эффекта не будет. А еще он боится, что появятся новые лидеры – молодые, с новыми идеями – и тогда белорусский президент будет никому не нужен, он будет во втором сорте. В августе президенту исполнится 60 лет, это пенсионный возраст. Ужасно уходить на пенсию с разломанной экономикой и совершенно неэффективной номенклатурой. Я сочувствую этим людям в правительстве. Они тут 20 лет тянули резину, это все не имело никакого смысла. Просто тянули белорусов за нос, но нос уже так вытянулся, что дальше некуда.

– Президент постоянно отмечает, что поднял страну, когда пришел к власти в 1994 году. А как Вы считаете, Беларусь в 1994 году и в 2014-м имеют разный экономический потенциал для старта?

– Россия 1994 года, Польша 1994 года, и они же сейчас – это разные страны. Но Беларусь 1994 года имела лучшие шансы для развития, чем сейчас. Потому что тогда в стране был драйв. Она встала на путь инициативы и эффективного предпринимательства. А сейчас в Беларуси настоящий номенклатурный застой. Чиновники ездят на дорогих машинах, строят коттеджи. Только молодежь уезжает. Для кого они это все сделали? 25 лет работали, чтобы увидеть уплывающий в синеве самолет с лучшими мозгами?

Белорусам обеспечили казарменный социализм с мерседесами на 20 лет. А дальше остается либо отдаваться в плен русским, либо начинать работать.

– На конец мая запланировано подписание договора о создании Евразийского союза. Что изменится для Беларуси?

– С точки зрения стратегической перспективы, будет захват белорусской собственности более крупными российскими компаниями. Уже сейчас осталось только 10% от национального рынка телевизоров. Он разбит. Ребята, вы что, специально это сделали? А какие новые технически ориентированные предприятия построены в Беларуси? Строят дома и продают своим жителям по $1700 за метр, а он стоит $700. Тысячу себе в карман кладут. Это так называемое второе великое ограбление трудящихся, которое происходит при помощи жилищной политики. Выводы неутешительные.

– За четыре месяца текущего года инфляция в Беларуси составила 6,6%, хотя многие потребители говорят, что цены просто сорвались с цепи. Чуть ли не в два раза подорожало мясо, постоянно растет "коммуналка". С чем это связано? Почему в той же Литве или Польше мясо стоит в 2-3 раза дешевле, чем в Беларуси?

– Мясо должно быть дешевле там, где сельское хозяйство работает эффективно, а у нас оно работает на субсидиях. А все потому, что руководством страны занимаются достаточно некомпетентные люди.

– Выборы президента не за горами. Что, по Вашему мнению, Лукашенко будет делать в сфере экономики, чтобы к 2015 году подойти с результатами, аналогичными достигнутым в 2010 году?

– Я бы рекомендовал, чтобы реальная зарплата была 400 долларов, чтобы людям наконец дали землю, и чтобы они могли заниматься инициативным предпринимательством, а также разогнать половину налоговой службы. Тут много чего надо делать, но Лукашенко это менять не будет, потому что пенсионеры – это люди отдыха. Что ему сделать?

– А если бы Вам предложили возглавить правительство либо пойти главным советником в Администрацию президента? На каких условиях согласились бы?

– Советником я уже поработал. Премьер-министром можно пойти, а еще лучше – составить команду молодых экономистов, юристов и быть играющим тренером. Но я лучше дал бы возможность поработать молодым и более инициативным. У нас сейчас правительство памятниковое, там номенклатура еще времен Кебича. И они все уже засидевшиеся. Новое правительство должно состоять из сорокалетних. Но я старше, поэтому не думаю, что решение пойти в правительство ветераном науки будет лучшим. Нет, нужна молодежь.

– А кто сегодня мог бы возглавить правительство?

– Этих людей десятки. Можем пройтись по всем заместителям министров, можем поставить молодых доцентов и профессоров, которые преподают. Это, кстати, тоже один их феноменов Беларуси, будто бы некого поставить премьер-министром. Да ерунда это! Берем кафедру экономической теории университета – вот вам уже и состав правительства. И они будут лучше, чем сегодняшнее правительство. Умнее так точно. А профессиональнее – так это в квадрате. Белорусскому правительству не нужны люди с опытом работы директором предприятия. Директора имеют плохой опыт работы в аномальных условиях. Им лучше писать мемуары, как они выжили. А правительство должно быть хорошо фундированным, образованным и хорошо разбираться в макроэкономике.

– Так неужели Лукашенко не понимает, что надо давать дорогу профессионалам?

– Он понимает, что тогда сам окажется ненужным и смешным. Выяснится, что все 20 лет мы шли не туда.