Сергей ВАГАНОВ

7.11.2008   №169-170

Накануне очередного "дня 7 ноября" страну облетели очередные крылатые слова об исторической роли Владимира Ильича Ленина в явлении миру белорусского государства.
Вот эти слова: "…еще один момент хочу сказать. Именно тому человеку, памятник которому стоит, Беларусь обязана тем, что она впервые приобрела свою государственность… Поэтому роль этого человека в истории Беларуси достаточно высокая. И не всегда она негативная, как, может, кто-то ее пытается подать".

Любопытно, что слова эти прозвучали не на очередной конференции ортодоксальных историков, не на съезде бескомпромиссных коммунистов, а на встрече вице-премьера Кобякова с западными журналистами — в ответ на их предположение о том, что монумент возле Дома правительства мешает притоку инвестиций.

Я не знаю, почему г-н Кобяков так нервно воспринял метафору, что решил преподать затверженный смолоду и утвержденный в инстанциях урок советской истории. Как будто он не вице-премьер, а зампредсовнаркома.

В этой связи вспоминается забытая страничка из новейшей белорусской истории — решение горсовета демонтировать монумент. Случилось оно вскоре после августовского путча в Москве. Взамен горсовет постановил соорудить скульптурную композицию, символизирующую стремление белорусского народа к свободе и независимости…

Трудно сказать, что было бы в той композиции. Но композиция, разыгранная после путча, вполне соответствовала "текущему моменту". Как соответствовал в свое время "текущему моменту" снос памятника Сталину, совершенный под покровом ночи и охраной армейского оцепления.

Проблема в том, что Сталина снесли сталинисты, а на Ленина подняли руку верные ленинцы. Потом спохватились…

Я помню, как гудел тогда на площади возбужденный народ, собирающий подписи — кто за памятник, кто против. Люди кучковались вокруг агитаторов, спорили до хрипоты, даже хватали друг друга за грудки, пытаясь утвердить свою правоту с помощью силы. Не раз и не два слышал я в толпе возгласы "Таких стрелять надо!", обращенные к наиболее рьяным представителям враждующих сторон. Что едва ли символизировало стремление к свободе, зато с ужасающей очевидностью доказывало наличие Ленина в башке и нагана, пусть воображаемого, в руке…

Между тем сам памятник Ленину десятилетиями занимал в повседневной минской жизни сугубо архитектурное место — талантом Лангбарда буквально впаян был в архитектуру площади и Дома правительства. Минчане же в массе своей не испытывали к нему особых чувств и пристрастий. Что-то не припомню, чтобы кто-то по доброй воле возлагал к нему цветы — ритуальные корзинно-цветочные подношения, какие, очевидно, пройдут и на сей раз, не в счет. К памятнику просто привыкли, равнодушием защищаясь от участия в лицемерном идолопоклонстве, чему в немалой степени способствовала свято блюдущая дистанцию от народа державная власть, выставляющая напоказ свои символы и монументы.

Антигуманная сущность этой показухи проявляла себя порой самым абсурдным образом. Не одно поколение бывших студентов истфака, выходившего в свое время окнами прямо на площадь и монумент, запомнило иезуитски каверзный вопрос приснопамятного специалиста по белорусской истории: какая рука поднята у Ильича — правая или левая? Увы, почти никто не мог ответить правильно, поскольку вождь опирается на воображаемую трибуну обеими руками. Ну а если кто отвечал правильно, профессор спрашивал, в какой руке Ильич держит кепку…

Мне почему-то кажется, что и г-н Кобяков задумался бы над ответом, хотя, по всей вероятности, видит памятник своему кумиру каждый день из окна кабинета. Но вот о его роли в белорусской истории говорит не задумываясь. А то сказал бы, наверное, что она, эта роль, "не всегда позитивная, как, может, кто-то пытается это подать"…

Сказал бы, наверное, что государство, созданное идеологией и палаческой практикой большевизма, поставило, в конце концов, белорусов на грань исторического выживания.

Но тогда пришлось бы задуматься о том, почему наше нынешнее государство до сих пор сохраняет в своем календаре красный день. Не потому ли, что не слишком отличается от созданного Лениным, а в чем-то даже очень, один к одному, похоже?..

Пришлось бы задуматься о том, почему так нужен нынешней власти этот монумент и десятки его клонов и клонов в честь соратников главного большевика по всей стране. Не потому ли, что она боится потерять себя без этой кровеносной связи, а другой не знает и знать не хочет?..

Пришлось бы задуматься…

И признать, в конце концов, что текущий с 1917 года момент белорусской истории истек.

И продлить его уже никакой монумент не поможет.