http://img.tyt.by/620x620s/n/06/10/skhema-strategicheskogo-plana1.jpg

Юрий Зиссер о Китайско-белорусском индустриальном парке
     

10 марта 2014 в 17:09
Юрий Зиссер / TUT.BY

С момента подписания президентского Указа №253 от 5 июня 2012 года "О китайско-белорусском индустриальном парке" прошел 21 месяц. Из новостей и имеющихся на сайте Парка документов можно заключить, что начинается беспрецедентных масштабов строительство индустриальной зоны для размещения крупных производственных мощностей зарубежных инвесторов.

На первый взгляд, столь крупный международный проект можно только приветствовать. В Парке будет собираться продукция таких всемирно известных китайских брендов с многолетней историей успеха, как ZTE, Lenovo, Huawei, Great Wall. О проекте сказано немало добрых слов. Однако в нем содержится немало ограничений.

Так, в учредительных документах указано, что виды деятельности ограничиваются "созданием и развитием производств". Таким образом, инвесторов изначально ориентируют на построение валообразующих производственных предприятий, не предполагающих участия ученых и изобретателей.

Минимальная планка в 5 миллионов долларов стартовых инвестиций и географическая отдаленность от столицы заранее отсекает возможность развития интеллектуального потенциала в виде научно-исследовательских стартапов, лабораторий, инженерных и проектных организаций в чистом виде, без производств. Чем они помешали учредителям Парка – непонятно. А ведь упущен шанс привлечь лучших инженеров и ученых, с годами сконцентрировав научно-технический потенциал нескольких стран, включая западные, в центр компетенций и инноваций наподобие Кремниевой долины (или Сколково, если оно состоится не только как стройка). Возможно, причина такому решению – проект другого парка – "Белбиоград", создатели которого предполагают концентрацию в нем научно-исследовательского и инженерного потенциала, использующего Белорусско-китайский индустриальный парк в качестве площадки для размещения производств резидентов "Белбиограда". Правда, об этом проекте почти год ничего не слышно.

Если Парк под Смолевичами создавался для того, чтобы формально включить обороты его будущих предприятий в цифру валового внутреннего продукта (ВВП) Беларуси и торжественно объявить достигнутую величину в выпуске теленовостей – то он, безусловно, оправдает себя. Если, конечно, наша власть продолжает видеть хоть какой-то смысл в формальном росте показателя ВВП, и только в нем. С другой стороны, любое зрелое предприятие оценивается по размеру прибыли. Инвесторам не нужно убыточное предприятие, тем более с большими оборотами. Государственное управление экономикой – это особый вид бизнеса, в котором (если грубо) ВВП – это оборот. А где же прибыль?

Цель
14 февраля 2014 года на совещании президент Беларуси Александр Лукашенко отметил: "Первый, кто в этом [проекте] должен быть заинтересован, – это КНР. Им крайне важен и нужен этот проект. Им нужно выходить в эту часть планеты, где у них нет позиций. Мы предоставляем такую возможность".

Таким образом, Парк планируется использовать на полную катушку как идеальное для Китайской Народной Республики место в самом центре Европы для изготовления и сборки китайской продукции из китайских же материалов и комплектующих перед их поставкой в Европу и СНГ. Причем речь идет как о китайских брендах, так и о западных.

Парк должен удешевить китайские товары и упростить их доставку в Европу, поскольку стоимость рабочей силы в Китае стремительно растет и почти достигла белорусской, а скоро ее превысит. Со стороны Китая создание Парка в качестве плацдарма для экспансии в Европу, безусловно, дальновидное, хорошо просчитанное решение – и с экономической, и с политической точек зрения. Молодцы!

Что ж: к роли гигантского сборочного цеха Беларуси с советских времен не привыкать. Успешный запуск Парка сможет обеспечить работой население близлежащих населенных пунктов и привести к миграции рабочей силы из других районов Беларуси, особенно из мест, где местные предприятия идут ко дну, что решит и социальные проблемы, связанные с закрытием нерентабельных предприятий. Пусть даже высокими их зарплаты не будут из-за конкуренции со стоимостью рабочей силы в самом Китае.

Однако если посмотреть с концептуальной точки зрения, в постиндустриальном XXI веке Парк продолжает традиции индустриализации XIX-XX веков и с точки зрения стратегии конкурентоспособности Беларуси является шагом в сторону. Беларусь уже прошла индустриальный этап и сейчас с помощью индустрии информационных технологий прорывается в постиндустриальную эпоху. Поэтому грядущее возвращение на индустриальные рельсы для нашей страны выглядит регрессом.
Кроме того, стоит проанализировать отдаленные последствия деятельности Парка.

Экология
Критика общественности сосредоточилась на популистских протестах. Общественность пугают возможным сносом дач и 600 тысячами китайцев, хотя из утвержденного плана застройки очевидно, что жилая застройка по территории занимает небольшую часть Парка. Все это буря в стакане воды, потому что есть куда более реальные опасности.

Так, среди ученых достигнут консенсус о том, что текущее глобальное потепление вызвано крупным промышленным производством. Скоро мы в умеренных широтах совсем лишимся зимы.

Не секрет, однако, что значительная часть промышленности на планете Земля сосредоточена в трех странах: США, Китае и России, перечисленных по убыванию степени вредности выбросов. Побывавшим в Китае белорусам отлично знаком смог над большими городами. TUT.BY недавно писал об одном из инцидентов. Поэтому нам предстоит наладить бдительный контроль над деятельностью Парка, чтобы над нашим аэропортом, и особенно столицей, не появился смог.

Глобализация
До сих пор по сравнению с другими странами мира Беларусь сохранила относительную моноэтничность. У нас в этом плане не Запад и даже не Россия. В нашей стране живет и бывает относительно мало иностранцев, поскольку им у нас до сих пор было нечего делать. С появлением Парка этническая однородность белорусского общества будет нарушена.

Интересно, захотят ли иностранцы принимать на работу белорусов, обычно не говорящих даже по-английски, не говоря уже о более редких языках? Скорее всего, им будет удобнее нанимать специалистов, с которыми можно общаться без переводчика. Кроме того, сегодняшние производства автоматизированы и роботизированы, для людей остается все меньше ручной работы. Представляется, что верхушка типичного завода, включая руководство и инженерно-технический персонал, будет состоять из нескольких десятков, максимум сотен иностранцев, в то время как на рабочих должностях будут преимущественно белорусы, в противном случае себестоимость производства будет слишком высока.

Лично я уверен, что любая глобализация пойдет Беларуси на пользу. Она приведет к излечению от местечковых комплексов, лучшему пониманию мироустройства и появлению здоровой конкуренции. Впрочем, разделяет ли такую точку зрения большинство наших сограждан? Интересно их отношение к конкуренции с иностранцами в конкурсах на занятие вакансий руководителей и специалистов. Подумает ли белорус, что ему отказали в приеме на работу из-за происхождения, и потребует ли привилегий для себя? А драка работников из разных стран – будет считаться обычной "бытовухой"? Или молва и СМИ ее раздуют до масштаба межнационального конфликта?

Конкуренция
Очевидно, изготовленная в Парке продукция в конечном итоге все равно будет попадать в Беларусь, если даже ей для этого придется проделать путь через границу. А значит, она даже после таможенной очистки будет конкурировать с белорусской, что вызовет массовое недовольство руководителей белорусских предприятий всех форм собственности. И если жалобы частников на недобросовестную конкуренцию наша власть всегда игнорировала, то государственное промышленное лобби без внимания и поддержки не оставит. Но как поддержать отечественные предприятия? Одной рукой развивать Парк, а другой – запрещать из него реэкспорт?

Продукция Парка доставит массу хлопот странам Таможенного союза. Например, трудно представить, что российский автопром, из-за которого белорусы уже третий год переплачивают по несколько тысяч долларов за каждый импортный автомобиль, потерпит у себя продукцию китайского автогиганта Great Wall, планирующего перенести в Парк производство китайских авто. Столь же "вдохновляющей" для экономик сопредельных государств выглядит возможная миграция производств с их территории в Беларусь в погоне их владельцев за налоговыми льготами.

Однако опасность подстерегает не только с востока. Со своей стороны Евросоюз может запросто перекрыть каналы импорта для всей белорусской продукции, охраняя свой рынок от подешевевших китайских товаров, продаваемых под маркой как китайских, так и белорусских. Причем для обеспечения экономических интересов помимо антидемпингового законодательства могут использоваться санкции.

Финансирование

Таким образом, в результате реализации проекта китайско-белорусского индустриального парка, по причине беспрецедентных льгот в ближайшее десятилетие не получая доходов в бюджет, мы рискуем взамен получить проблемы экологии, демографии, экономики и нажить сильных врагов.

Наконец, пикантная деталь: Парк для нас отнюдь не является подарком. В п.2.4 упомянутого президентского указа о создании Парка читаем: "Доля белорусской стороны в уставном фонде совместной компании составляет 40 процентов, ее уставный фонд формируется за счет денежных вкладов в иностранной валюте, внесенных учредителями совместной компании". Напоминаю, что Парк является совместным детищем обоих государств.

Возникает естественный вопрос: за чей счет банкет? Ответ содержится в словах президента на том же совещании 14 февраля: "Если вы хотите очередной проект, половину как минимум повесить на бюджет, у меня таких денег нет… Это должен быть исключительно коммерческий проект… Если китайцы кому-то давали кредит под 2,5-3%, то под 5-6% мы кредиты брать у них не будем". Что это, если не намек-просьба китайским товарищам предоставить низкопроцентный кредит для финансирования доли Республики Беларусь в уставном фонде совместной компании? Что ж: если нам не удается многовекторность в политике, то в кредитовании она развивается достаточно успешно.

Все это не значит, что Парк не нужен. На фоне стагнации нашей экономики Парк может оказаться островком благополучия. Однако важно трезво понимать его возможности и ограничения и тщательно контролировать его развитие с учетом описанных выше рисков. А главное – не строить иллюзий о его фантастической выгоде и стратегической значимости для развития экономики Беларуси.
Читать полностью:  http://news.tut.by/economics/387372.html