Президент США обвиняет власть Венесуэлы в сотрудничестве с так называемым Картелем Солнц. Многие считают эти обвинения американских охотников за нефтью надуманными, а президент Колумбии даже заявлял, что такого картеля вовсе не существует. Может показаться, будто речь идёт о таинственной мафиозной сети, которая посадила своего человека в кресло президента и засадила страну кустами коки. Но всё куда банальнее.
Название Cartel de los Soles («Картель Солнц») происходит не от инкских религиозных символов, а от значков на погонах венесуэльских генералов (аналог наших звёзд). Это не отдельная организация, а объединение офицеров-силовиков, которые крышуют транзит кокаина из Колумбии через границу к побережью Карибского моря, а оттуда разными путями — в США, Европу и Африку. Уже в 1990-е военные подрабатывали на наркотрафике, сотрудничая с леворадикальными колумбийскими группировками FARC и ELN. Пришедший к власти в 1998 году левый президент Чавес встроил эту схему в новый порядок: армия стала опорой его власти и одновременно бенефициаром серых потоков.
Харизматичный политик Уго Чавес поднялся после подавления уличного бунта «Каракасо» в 1989 году. В 80-ые годы нефть подешевела, правительство по совету МВФ поняло цены и урезало дотации. В бедные районах ("барриос") начались беспорядки и грабежи магазинов. Правительство подавили их с помощью военной силы. Были расстреляны сотни или даже тысячи человек. Но армейцы — такие же цветные парни из "барриос" — увидели, что для этой страны их жизни не важны. Героем становится лидер неудачного переворота 1992 года офицер-парашютист Уго Чавес. Он обещает «боливарианскую революцию»: борьбу с коррумпированной элитой, справедливость для бедных, национализацию нефти и разрыв с американскими эксплуататорами. Высокая цена на нефть в 2000-ые вернулась и это дало ему возможность обеспечить выплаты бедным слоям. Однако, проблемы управления и санкций накапливаются, и после смерти Чавеса это выливается в тяжёлый экономический кризис. Ненавистная «белая публика» — образованный средний класс и потомки европейцев — массово эмигрировала. Всего уехало более 7 миллионов - четверть населения.
После Чавеса страну унаследовал Николас Мадуро. Политик без особой харизмы, но удобный для кланов внутри Венесуэлы. Его власть держится не на любви народных масс, а на распределении доходов между армейскими генералами, партийными боссами и бизнесом. С падением нефтяных доходов из-за санкций и деградации нефтяной компании Petróleos de Venezuela (PDVSA) значение наркотрафика и золота выросло — именно они цементируют монолитность государства.
Армейские генералы во главе с Владимиром Падрино Лопесом держат порты, аэродромы и контрабанду топлива. Партийный босс Диосдадо Кабельо контролирует медиа, логистику и парамилитарные группировки. Долгое время важнейшей фигурой был Тарек Эль Айссами, который курировал PDVSA, золотые шахты и связи с Ираном и «Хезболлой». Но после громкого скандала с исчезновением миллиардов долларов его отстранили, а сферы влияния поделили между людьми Мадуро, армейцами и Кабельо. Плюс силовики МВД и разведки, которые осуществляют внутренний контроль и репрессии.
База поддержки у боливарианцев остаётся широкой: поскольку многие недовольные уехали, в стране остались в основном бедные жители барриос, которые традиционно не любят «белую публику» и чем хуже живут, тем ее не любят больше. В барриос формируются боевые colectivos — уличные вооружённые отряды помощников режима.
Американцам сейчас нужна "маленькая победоносная война" и свержение "боливарианцев". А расчёт Каракаса в том, что США на наземную операцию не рискнут. Максимум — бомбардировки и попытки раскачать мятеж. Но мятеж быстро подавят, американцы уберутся восвояси, а Мадуро будет выглядеть как лидер, победивший увядающую империю. Китай, Россия и Иран его поддержат. Но возможны и сюрпризы — например, появление в Венесуэле современных вооружений с иностранным персоналом. Ведь когда Мадуро в 2023 году угрожал аннексировать Гайану, это выглядело, как провокация. И ведь он явно тогда на что-то рассчитывал.