ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Украине » Время не терпит


Время не терпит

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Пятница, 07 февраля 2014, 17:30

Предложение Марины Ставнийчук начать процесс преодоления кризиса с подписания политико-правового соглашения между властью, оппозицией и представителями гражданского общества весьма интересно.

Безусловно, стороны должны взять на себя взаимную ответственность за неприменение насилия. Очень важно создать комиссию с участием представителей Управления Верховного комиссара ООН по правам человека для тщательного расследования всех случаев грубого нарушения законодательства, фактов избиений, пыток, похищений, убийств.

Все это должно быть публично зафиксировано и закреплено подписями в меморандуме о путях преодоления общественно-политического кризиса.

Меморандум этот, однако, вряд ли может претендовать на статус Конституционного договора, хотя в него и можно было бы записать общие принципы столь необходимой стране конституционной реформы.
Марина Ставнийчук, безусловно, права: конституционную реформу нельзя сводить исключительно к возвращению далекой от совершенства Конституции-2004. Текст Основного закона нуждается в более глубокой и всесторонней переработке. Изменения должны затронуть все разделы, начиная с общих принципов и прав человека и кончая местным самоуправлением и судоустройством.

По сути, все надо начинать с нуля. На мой взгляд, например, желательно было бы, во избежание пересечения полномочий различных властных структур, трансформировать нынешнюю президентскую республику не в парламентско-президентскую – а в чисто парламентскую. И президента избирать не всенародно, а в Национальном Собрании, которое будет состоять наполовину из депутатов Верховной рады и наполовину из представителей областных рад, в достаточной мере автономных. Подобным образом избирают президента ФРГ, где парламентская форма правления, как всем очевидно, себя давно оправдала.
В условиях Украины, где президентские выборы всегда поднимают на дыбы – одну против другой – две половины населения одной страны, избрание главы государства Национальным Собранием, думаю, особенно важно.
Впрочем, дело сейчас не в конкретных предложениях, касающихся глубинной перестройки всего конституционного лада Украины. Не сомневаюсь, что их будет множество, и лучшие из них следует публично обсудить. Но такое обсуждение будет эффективным лишь в условиях политической стабильности, а не острейшего общественного конфликта.

Очевидно, что для полноценной конституционной реформы потребуется много времени – как минимум, несколько лет. Этого времени сейчас нет.

Социальное напряжение настолько велико, что в любую минуту может произойти очередной взрыв. Тем более что есть внешние и внутренние силы, в таком исходе весьма заинтересованные.
Одним только объявлением моратория на насилие его не остановить. И вряд ли стоит надеяться, что комиссия по расследованию преступных действий конфликтующих сторон, даже самая объективная, быстро завершит свою работу.
Самое же главное: не за горами президентские выборы, и к началу предвыборной кампании люди должны знать, какие полномочия будут у избранного ими президента.
Оппозиция уже не раз заявляла, что президент с теми полномочиями, что есть сейчас у Януковича, ей не нужен. Сам же Янукович наверняка понимает, что сохранить все без изменений ему никак не удастся.
Нужны компромиссы.
Нужны новые правила политической игры уже к началу президентской избирательной кампании, которая, скорее всего, будет досрочной.

Принять эти правила надо как можно скорее. На словах обе стороны к этому готовы, на практике – дело никак не сдвинется с места.

Досрочные выборы президента по новым правилам будут возможны, если получат легитимацию в Верховной Раде основные положения Конституции-2004, но в соответствии не с законом № 2222, который не был одобрен Конституционным Судом, а в соответствии с законопроектом №4180, который получил положительное заключение КС.

В этот законопроект нужно внести минимальные изменения. Прежде всего, уточнив и ограничив некоторые президентские полномочия – особенно в том, что касается назначения премьер-министра, генпрокурора и руководителей силовых структур. Затем принять его квалифицированным большинством в качестве новой редакции Конституции и отправить на окончательное одобрение в Конституционный суд.
Принять новую – старую, лишь слегка измененную – редакцию текста Конституции можно в течение одной-двух недель, была бы воля сторон. Решения КС, возможно, придется ждать чуть больше.
Но в любом случае через 2-3 месяца появятся новые "правила игры" – и тогда можно будет объявлять досрочные выборы.
Я недавно уже писал об этом, здесь же хочу подчеркнуть:

Принятие законопроекта №4180 в качестве новой редакции Конституции – не альтернатива полноценной конституционной реформе, а всего лишь паллиативное средство стабилизации нынешней, грозящей взрывом социально-политической ситуации.

Конституционную же реформу следует начинать сразу после выборов нового президента и формирования парламентом коалиционного правительства.
Хотелось бы верить, что будущий глава государства будет рассматривать подготовку новой Конституции Украины, ее принятие и претворение в жизнь в качестве главного дела всей своей президентской каденции.
С тем и войдет в историю.

Владимир Малинкович, политолог, Мюнхен, специально для УП

0

2

Убийство в киевской опере

время публикации: 17 февраля 2014 г., 12:25

Виталий Портников

Самое страшное для страны – это утрата контроля над действиями протестующих и их оппонентов.

Неоднозначная реакция протестующих на уход из здания Киевской горадминистрации и попытки проникновения в помещение минувшей ночью – это, конечно же, еще не раскол Майдана. Раскола вообще может не произойти. Произойти может куда более страшное и опасное для страны – утрата контроля.

На определенном этапе часть протестующих может решить, что оппозиция либо не способна добиться осуществления поставленных Майданом задач – причем каждая группа будет определять эти задачи по-своему, - либо вообще договаривается с властью. Нужно сразу же сказать, что сама власть будет вольно или невольно этому содействовать, чтобы ослабить оппозицию. Потому что все провокационные вбросы о предателях-оппозиционерах, "неспособности", замене лидеров осуществляются при прямом участии или указанию группировок во власти. Одни из них работают против оппозиции, другие – против своих же конкурентов в окружении Виктора Януковича. Но такая работа ведется целенаправленно и она может достичь успеха.

Что такое успех этой работы в данной ситуации? Это начало самостоятельных силовых действий различных группировок, индивидуальный террор, диверсии, словом – полная дестабилизация. Причем власть не сможет остановить ее никакими репрессиями по одной простой причине: протестующие не будут солидарны. И одной из групп будет даже выгодно физическое устранение или арест представителей другой. Причем такая же ситуация может наблюдаться на противопложном фланге – если в результате террора или диверсии погибнет какой-нибудь боец "Беркута" или член "Оплота", представителям обоих формирований будет совершенно не интересно, о чем договорились с политическими оппонентами Захарченко или Кернес – они станут мстить ну хотя бы в свободное от работы время. Так Украина незаметно для ее жителей и превратится в Ливан.

Гражданской войны не будет, а вот индивидуальный террор, уличные столкновения, взрывы на предприятиях и дорогах – все это станет привычной обыденностью и даже перестанет попадать в сводки мировых новостей. Вы знаете, что вчера произошло в Ливане? Знаете, что там главная партия антисирийской "революции кедров" создала коалиционное правительство с главной просирийской силой страны, пресловутой "Хезболлой"? Не знаете, и правильно: насилие в Ливане не остановит теперь никакая коалиция – по крайней мере, надолго. И единственный шанс для жителя этой страны не жить в атмосфере террора – это не коалиция, а эмиграция.

Понимает ли такую опасность оппозиция? Думаю, что да – именно поэтому и старается найти модуль политического урегулирования вопреки даже собственным рейтингам и сиюминутным интересам. Понимает ли такую опасность власть? Думаю, что нет – именно поэтому и не хочет никакого компромисса.

У власти своя логика. Во-первых, она не верит в саму стихию Майдана, воспринимая протест как "организованный за американские деньги" для перехвата власти оппозицией. Поскольку такого же мнения придерживаются российские покровители "регионалов", обещающие деньги только в обмен на подавление протестов, гармония наблюдается полная. Почему власти не страшны радикальные настроения? А потому, что она истово верит в свой контроль над ними.

Контроль этот, конечно же, был. Но не над радикальными настроениями, а над частью группировок, в которых эти настроения превалировали. Не стоит быть наивными и не понимать, что когда существует группировка радикально-военизированного характера, ее обязательно инфильтруют осведомителями, провокаторами, нужными людьми и так далее – это происходит не только в Украине, это происходит в любой стране, спецслужбы которой вообще задумываются о государственной безопасности.

Но все это хорошо, пока в дело не вступает стихия. Именно этой стихии власть и не чувствует. Она не понимает, что протестное движение активизировало людей, никогда не участвовавших в политической и общественной деятельности, не связанных никакими обязательствами ни с партиями, ни со спецслужбами. На большинство этих людей нет никакой информации в базе данных СБУ или МВД, их телефоны не прослушиваются, переписка не просматривается.

И пока наши доблестные оперативники будут писать рапорты о том, с кем созванивались Кошкина или Портников или о том, с кем встречались Тягныбок или Турчинов, этот никому не известный человек – или неотслеженная группа людей – преспокойно подготовят любой террористический акт. Или СБУ и МВД не согласуют между собой действия очередного провокатора – и он убьет очередного премьер-министра прямо во время торжественного заседания в киевской опере. Не может быть? Но если один раз уже было – то почему же не повторится? Повторится – и куда в более серьезных масштабах.

Именно поэтому власти просто необходимо уяснить, насколько уязвима нынешняя политическая ситуация в стране, насколько она уже сегодня беременна тотальной дестабилизацией и насилием. Установившееся условное спокойствие – оно кажущееся, просто люди на Майдане и те участники протестного движения, которые сегодня не находятся на площадях украинских городов, все еще верят в здравый смысл и способность оппозиции найти разумное решение в переговорах с властью. Но как только эта вера угаснет, начнется самое страшное.

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Украине » Время не терпит