Владимир Лановой , для ЭП - Среда , 29 января 2014 , 8:05

Ресурс власти Януковича имеет свои пределы.
Особенно важно знать финансово - экономический ресурс , который благодаря умышленном развала экономики Азаровым и К ° сокращается уже третий год подряд.
В нынешних кровавых условиях , на фоне экономического упадка , временность пребывания донецкого клана на правительственных и милицейских позициях - несомненна.
Уход от власти этого клана может произойти вследствие революционного гражданского процесса , но не исключено и некоторое затягивание конфликта .
Однако кровавый режим не создает экономической основы продолжения существования антинародного режима. Ему отведен ограниченное время , и он надеется только на российскую помощь . Но реальны эти русские посулы ?

Последний месяц резко изменил внешнеэкономическую ситуацию Украины . Если еще недавно была альтернатива - Евросоюз или Таможенный союз , - то теперь все иначе.

Ни того , ни другого не будет. Власть цинично блефовала перед европейцами , а Россия не принимает Украину на свое содержание , что произошло бы при вхождении в Таможенный союз.

Украина оказались на крючке у России , и что она пожелает , то и будет делать украинский "власть" . Украинской подсунули якобы грандиозный кредит и теперь не будет проблем.

Как говорят спикеры Кремля вроде Глазьева или Шувалова , а им подпевают бэк- вокалисты из печерских холмов , Украина также получит огромные инвестиции и кооперативные производственные связи с российскими предприятиями . Мол , благодаря этому начнется рай с рабочими местами для украинского .

Первый из них пояснил, что 15 млрд долл. Украина сможет вернуть России благодаря совместным экономическим программам на 50 млрд долл. .

Он лишь забыл упомянуть , кто профинансирует те 50 млрд инвестиций в украинские заводы , через сколько десятилетий наступит рай , и кому можно будет продать , как обещано , более 100 самолетов- гигантов , на которые нет спроса . Неизвестно также , кто закажет корабли , мировой рынок которых уменьшился за последние годы почти на 70 %.

Сразу появляется вопрос : почему такого сотрудничества не было раньше? Почему 20 лет Россия не интересовалась украинскими предприятиями?

Чего сейчас хотят русские?
Украина после разъединения с Россией стала ее контрагентом и конкурентом. Украинская продукция с того момента было оплачиваться НЕ рублями , а твердой иностранной валютой . Для ее экономии россияне делали все , чтобы уменьшить ввоз товаров с украинской территории и добиться профицита в торговом обороте между странами.
В частности , для этого они построили десятки параллельных заводов , которые вытеснили украинские поставки советского периода - от сахара до самолетов.

Россияне создали трудности на пути выпуска и поставок украинской продукции - начиная от высоких ввозных пошлин и мизерных квот и заканчивая захватом украинских предприятий и изъятием прав выпускать товары , разработанные украинскими конструкторскими бюро , например , самолеты АН -70.
Попытки украинских правительств развязать узлы торговых проблем наталкивались на глухоту россиян. В итоге Киеву нечего предложить российском рынке. Приходится разворачивать экспорт в Азию и Африку.
Украина имеет хронический дефицит международной торговли и валюты , Россия - устойчивый профицит , поэтому никакие союзы свободной торговли с Украиной ей нужны. В чем же реально заинтересованы россияне?

Определяющей составляющей их экономики является производство и экспорт нефти и газа. Без этой составляющей российская экономика просто развалится.
Постоянно растущий европейский рынок потребления углеводородов остается привлекательной перспективой для РФ . Украинская же инфраструктура доставки в Европу нефти и газа - одна из ключевых во всей этой топливной комбинации.
Эта инфраструктура находится под контролем пророссийских кланов и не служит украинскому государству . Присоединение к нормам и правилам Евросоюза положило бы конец наглости нефтегазовых пророссийских дельцов.
Россия потеряла бы значительную часть сверхдоходов от углеводородного бизнеса , поэтому она сделала все возможное , чтобы ассоциация с ЕС не состоялась.

Ей не нужна настоящая экономическая интеграция с Украиной . Ей требуется сохранение подконтрольного состояния украинской экономики , в первую очередь газотранспортной системы , без каких-либо обязательств перед Киевом.

Формально будет придуман какой-то уродливый евро- азиатский конгломерат , который не будет иметь ничего общего с межгосударственным рыночным объединением , кооперацией , конвергенцией . Между субъектами хозяйствования разных стран будет исключена конкуренция . Как известно , конкуренция во всех странах ЕврАзЭС - нежелательное лицо .
Никаких инноваций и инвестиций из России. Никаких рынков России . Забудьте . Каждая национальная экономика будет действовать самостоятельно. С российской стороны будут храниться высокие таможенные и нетаможенные барьеры .
Не успела Москва заявить об увеличении квот поставок украинских труб в Россию , как стало известно , что она заставляет Виктора Пинчука продать главного производителя этой продукции компании " Интерпайп " подчиненному Путину посреднику вроде очередного "Росукрэнерго".

Раздавать прибыли и открывать свой кредитный рынок - также не по правилам централизованно управляемой Москвой экономики .
Не исключено , что заявления россиян о введении в будущем общей денежной системы таможенного или евразийского союза - из области пропагандистской риторики для деградирующих национальных систем , среди которых скоро будет и Украина .
Эти государства не сводят концы с концами и надеются на улучшение с помощью российского рубля. Однако зачем это России и ее сегодняшним политико - финансовым олигархам ? У нее сейчас не советский социализм , а чиновничий капитализм. У нее свои проблемы и свои интересы , поэтому никого " ​​улучшать " они не собираются.

Будущий ЕврАзЭС выглядит как союз царей - автократов , которые устанавливают собственные господствующие режимы на своей территории , хозяйничают в своих интересах и договариваются между собой только о том , как с помощью Москвы сохранить свое господство .

Для чего же тогда " старший брат " занимает Украина миллиардные суммы? Зачем он натыкается на риски невозврата займов ненадежным должником ? Зачем после лет издевательств над Украиной он снизил цену на газ?
Ответ очевиден : России нужен петлю на шее Украины , чтобы она окончательно попала под российский протекторат и потеряла свой ​​суверенитет.

Так , Кремль рискует деньгами. Вернуть за два года 15 млрд долл. , когда Украина ежегодно накапливает 12-15 млрд долл. дефицита , - вне здравого смысла .

Зато с помощью такой сделки сосед - доброжелатель приобретает политические и моральные выгоды , утверждает себя , как он считает , руководителем всего евроазиатского пространства и становится равным крупнейшим мировым игрокам - Евросоюза , США , Китая.
Безусловно , россияне снизили цену на газ не из благих намерений , а для того , чтобы не потерять украинский рынок , который по дискриминационных цен 2010-2013 годов готов был переключиться на поставки газа из Европы . Общественности это было представлено как подарок с барского путинского плеча .
Однако время упущено , возвращение объемов поставок газа прошлых лет - 40 млрд куб м и более , очевидно , не состоится. Экономика уже частично перестроилась и покупать будет не более 28 млрд кубометров. Ситуация для "Газпрома" патовая .

Объемы поставок не вернешь , а цена объективно будет падать из-за мировой нефтегазовой конъюнктуры. В мире растут поставки дешевого американского сланцевого газа. Это обязательно повредит доходам российского гиганта и затормозит нарастания убыточности украинского "Нафтогаза" .

Возникает еще один вопрос : насколько "выгодно " продал Украину Янукович? Стоит Украинская независимость тех 15 млрд долл. ?
Эти деньги позволят погасить в 2014 году 8 млрд долл. госдолга и профинансировать дефицит бюджета того же года на 4 млрд. Однако по закону о бюджете дефицит последнего составит в 2014 году 71 млрд грн или около 9 млрд долл. .
То есть российских денег не хватает даже для затыкания дыр государства в 2014 году . Украине еще нужно минимум 5 млрд долл. . Вместе с долгом " Нафтогаза " по платежам 2013 году эта сумма возрастает до 8 млрд долл. Янукович явно продешевил .
К тому же , Россия не будет предоставлять Украине доллары . Не менее 5 млрд долл. из этой суммы составят долговые бумаги МВФ - так называемые SDR. То есть фактически произойдет не кредитование, а обмен украинских долговых бумаг на бумаги МВФ.
Ими можно будет осуществлять долларовые платежи , кроме , возможно , расчетов с этой международной организацией . Интересно , что россияне получили SDR по ставке 1,5 % , а Украина их предлагают за 5,5 %. Ничего не скажешь - честно .

Интересную мысль высказал упомянутый вице - премьер Шувалов. Успокаивая российскую общественность , которая выступила против финансовой помощи Украине , он заверил , что заемные средства можно вернуть в любое время, если Украина будет непослушной .
После этого выяснилось , что часть денег россияне займут без указания срока их возврата, то есть в любое время. Следовательно , Украина не сможет использовать эти деньги , и это означает , что кредита нету.
Из этого следует , что никакой особой помощи Кремль не предоставляет , реального кредитного договора нет, потому отсутствуют его условия. Неизвестна даже валюта ссуды - может , на каком-то этапе Киеву предложат и рубли .
Гарантий финансирования и самостоятельного распоряжения деньгами - никаких. Украина цепляют на цепь, из которой уже не отделаться.
Украина не вернет долг , и через два года РФ может продлить срок его возвращения , если Киев выполнит еще какие-то российские условия . Так будет постоянно. Задолженность будет только расти , а подчинение Москве - увеличиваться .
Кстати , введение рубля как резервной валюты на пространстве СНГ и более широких просторах - давняя цель российского истеблишмента .
Украинские чиновники синхронно поспешили перевести денежную единицу восточной соседки в состав резервных валют НБУ. Все сходится : ​​следующие порции займа будут выдаваться и в рублях , которые вытеснят из резервов НБУ реальную твердую валюту.
Рублевые ссуды Украины сможет использовать только для оплаты российских товаров . Денег для оплаты высококачественного импорта из цивилизованных стран не будет .

Итак , Украина собственными руками будет душить свою экономику , стимулировать российскую , нарастит еще больший дефицит торговли с белокаменными и уменьшит поступления в страну ресурсов технологического развития . Можно сказать , что государственный суверенитет Украины будет продан за тридцать сребреников .

Средств крайне мало , они предоставляются на неприемлемых условиях и на недопустимо короткий срок . Отчасти это финансовые суррогаты . Украине не разрешено самостоятельно распоряжаться деньгами. Они не являются финансовыми ресурсами для развития , а лишь способствуют укреплению экономики страны -кредитора .

Есть еще одна роль в этой российской подачки. Она является единственным финансовым средством проведения сегодняшней военной операции власти против собственного народа.

Такие расходы , как известно , не имеют легального государственного источника финансирования. Фактически , путинский режим финансирует эту спецоперацию вместе с олигархами и бандитами , которые наличными оплачивают преступные действия " Беркута".
Без этого милитаристский произвол и бандитский разгул быстро бы погасли . Получается , режим Януковича фактически держится на иностранной - русской - политической , военной и финансовой помощи.
Однако все это не поможет донецкому клану удержать ситуацию в стране. Эскалация силового подавления народного восстания не может не влиять на быстрое угасание национальной экономики .
Исчезают финансы , потому сворачивают свою активность банки. Риски слишком выросли , и потребность в кредитах резко упала из-за стремительного понижения общей конъюнктуры. Потерял свои якоря валютный курс гривны - она ​​начала быстро обесцениваться.
Упал внутренний потребительский спрос и затормозил обороты бизнес. И первый , и второй переориентируются на потребности Майдана в широком смысле слова . Поэтому сузился оборот оптовой торговли и упали заказы производству. Следствием является сужение всей активности , сокращение рабочих мест и доходов населения.
Поэтому сногсшибательно уменьшаются платежи в бюджет и Пенсионный фонд. Не хватает денег для финансирования гуманитарных и социальных потребностей . Следующий следствие - неплатежи населения за коммунальные услуги , а это уже коллапс внутренних платежей и возможное исчезновение денежных расчетов .
Поэтому перспектив в криминогенной власти нет никаких . В экономике властвование регионалов , к сожалению , также , и российская долговая петля не поможет. Скоро власть потеряет финансовую почву под ногами.
Она не сможет свести бюджет , не сможет платить зарплату силовикам , не сможет вести войну против своих граждан. Янукович и Азаров должны это знать . А продажа своей страны иностранному государству , как известно , влечет тюрьму.

Однако Украина все равно надо жить и выбираться из этой ямы

. Какой выход ?

1 . Отказаться от основной части русского займа , заключить кредитный договор лишь в части отсрочки погашения долга по оплате полученного газа.
2 . Применить механизм реструктуризации основной части внешнего долга с помощью новых международных финансовых инструментов , благоустройство долга МВФ , пролонгации других долговых обязательств государства .
3 . Принять новый государственный бюджет без дефицита , реальный по доходам и распределен в пользу социального развития общества .
4 . Различными средствами остановить финансирование олигархами военно - милицейской операции против собственного народа.
5 . Заключить договоры с Россией о совместных проектах в области высоких технологий .
6 . Возобновить диалог Украины с Евросоюзом и заключить договор об ассоциации.
7 . Развернуть программы производственной кооперации Украины с ЕС , включиться в европейские программы финансирования развития регионов , модернизации объектов инфраструктуры , поддержки сельского хозяйства , развития малого и среднего бизнеса , защиты окружающей среды .
8 . Ввести новую модель экономического развития страны , которая обеспечит профицит внешней торговли , масштабный приток в Украину прямых иностранных инвестиций и финансовых кредитов , подъем свободного предпринимательства.

Владимир Лановой , доктор экономических наук , профессор