Эксперты: Лукашенко ездил к Медведеву за твердо конвертируемыми советами25 октября 2008  Политика

Александр ЗАЙЦЕВ, Белорусские новости
Стенограмма начала субботней встречи Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко совершенно определенно ее инициатором называет белорусского президента. Именно ему необходима была встреча с Медведевым.

"Спасибо за то, что вы отреагировали на мою просьбу встретиться. Спасибо за то, что нашли время в свой в выходной день, потому что у вас график напряженный", — поблагодарил Лукашенко своего коллегу. "У нас нет выходных, Александр Григорьевич", — ответил Медведев.

Еще когда появилась первая, неподтвержденная официально информация о спешно готовящейся встрече, многие недоумевали — что за срочность, ведь 3 ноября состоится заседание Высшего госсовета, где Лукашенко и Медведев обязательно встретятся.

По итогам же более трехчасовой беседы Лукашенко и Медведева в подмосковном замке Майендорф выяснилось, что Высший госсовет соберется лишь в конце ноября, а то и вначале декабря.

Это может говорить о том, что тот пакет вопросов, который планировалось официально или кулуарно рассмотреть на госсовете, отложен. Вряд ли у сторон возникли разногласия по уже принятому Парламентским собранием бюджету Союзного государства. Скорее нестыковки наблюдаются по имеющим гораздо большее значение вопросам — договору о создании единой системы ПВО или тому же Конституционному акту. Тем более что эти политические вопросы тесно увязаны с вопросами экономическими — ценой газа для Беларуси на будущий год и объемами финансовой помощи со стороны России.

Как считает руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико, Лукашенко поехал в Кремль по острой нужде. "Ему необходимо понять, что сегодня будет предпринимать Россия по целому ряду волнующих Беларусь экономических и финансовых вопросов — что будет с ценой на газ, какие планы у Кремля по российскому рублю и переходу на расчет в них за поставки энергоносителей, какие действия в связи с финансовым кризисом Россия намерена предпринять в отношении пространства СНГ. В том числе и в отношении Беларуси, из банковской системы которой российские финучреждения потихоньку выводят свои активы", — говорит Леонид Заико.

В начале встречи с Медведевым белорусский президент сообщил, что он намерен обсудить со своим коллегой как раз "ряд текущих проблем, которые возникают и в экономике, и в финансах России и Беларуси".

"Нам очень важно ваше видение, потому что мы очень привязаны к России с точки зрения экономики и финансовой системы. Вы знаете, что почти половина золотовалютных резервов Беларуси — в российских рублях, — отметил Лукашенко. — Мы за последние два года осознанно перешли на российскую валюту, отказавшись от доллара, когда нас начали прессинговать по всем направлениям. Поэтому думаю, что нам очень важен ваш опыт, ваш совет — в каком направлении нам двигаться".

Впрочем, по мнению Леонида Заико, сегодняшнюю встречу Лукашенко и Медведева можно трактовать и с иной точки зрения.

"Отношения Беларуси и России уже достаточно долгое время находятся в состоянии замороженного диалога — ни мира, ни войны. Но Лукашенко, как отменный интуитивист, видимо почувствовал, или, что скорее, ему доложили спецслужбы, что его марш на Запад в Кремле воспринимают крайне скептически, может даже с раздражением. Поэтому возникла необходимость сыграть на упреждение, объясниться, сбить напряжение", — сказал Леонид Заико в интервью "Белорусским новостям".

Как считает политолог Валерий Карбалевич, сам факт попытки Минска завязать конструктивный диалог с Западом у России большого недовольства вызывать не должен. Но Москву определенно беспокоит другой вопрос, который сегодня тесно связан с нормализацией отношение между Беларусью и Западом, а именно — неторопливость официального Минска в вопросе признания независимости Южной Осетии и Абхазии.

Не исключено, что по этой причине Россия также не спешит помочь Беларуси кредитом.

"Для поддержки белорусской экономики нужны деньги. В связи с падением цены на нефть упадут и доходы от продажи продуктов нефтепереработки. Не исключено, что до конца года профицитный бюджет может стать уже дефицитным. Растет внешний долг и отрицательное сальдо внешней торговли. Поэтому вопрос о кредите мог быть основной причиной срочной поездки Лукашенко к Медведеву, — говорит Валерий Карбалевич. — Но Россия выделять деньги не торопиться. В этом году обещали только миллиард, еще один в следующем. Но когда в следующем? Может только в конце года".

Такое осторожное поведение российского руководства, по мнению Валерия Карбалевича, объясняется тем, что Москва уже поднабралась достаточного опыта в общении с Лукашенко, чтобы не проявлять спешки в вопросе доверия тем общениям, которые дает белорусский президент.

Тем более что сегодня весьма непросто с определенностью утверждать, что же Лукашенко мог обещать Москве.

В целом же, отмечает Валерий Карбалевич, опыт встреч лидеров Беларуси и России последних лет красноречиво показывает, что если по итогам беседы президентов не обнародуется конкретная информация, а все ограничивается стандартным сообщением с набором хорошо известных фраз, то значит президенты ни о чем не договорились.

Вместе с тем, замечает эксперт, такая практика говорит о том, что все переговоры идут в секрете. "За спинами своих народов идет торг", — заключает Валерий Караблевич.