04.01.2014 13:15


К. ЛАРИНА: Добрый день. В студии ведущая Ксения Ларина. Мы начинаем программу «Культурный шок». Сегодня вместе с вами попробуем подвести культурные итоги года, поговорить о том, что для вас явилось значимым, важным именно в области культуры – в области театра, кино, телевидения, но не с точки зрения политических телевизионных программ, а именно художественных. Если говорить о телевидении, то это фильмы, художественные программы. Наверняка такие события, которые остались в памяти, для вас были. Естественно, будем говорить о том, каким будет уже начавшийся Год культуры.

Антигерой года для меня – это Владимир Мединский, министр культуры РФ. Он продвигает в жизнь формулу, что кто платит, тот и заказывает музыку, что на государственные деньги мы не позволим вам творить всё что вы захотите, что, если мы деньги платим, значит, мы имеем право вторгаться в творческий процесс, рассказывать о том, как нужно и как не нужно снимать и ставить спектакли. Среди выступлений Владимира Мединского за этот год было немало резонансных вещей, которые много обсуждались. Он с легкостью раздавал всякие ярлыки ведущим режиссерам, в том числе театральным режиссерам, в том числе кинорежиссерам. Возвращаются те самые знаменитые определения и прилагательные, которые хорошо знакомы тем, что жил при советской власти: вредительский фильм, вредительский режиссер, вредное, опасное кино, мы не позволим на государственные деньги оплевывать наше прошлое. Вот это всё и является основой культурной политики на сегодняшний день, что пугает, особенно тех людей, которые занимаются творчеством.

Криминальный скандал года – дело Большого театра. Нападение на Сергея Филина, увольнение Николая Цискаридзе, приговор Дмитриченко. Напомню, что Павел Дмитриченко приговорен к шести годам строгого режима за организацию покушения на Сергея Филина. И всё это кончилось громкой и неожиданной отставкой Анатолия Иксанова. Теперь в Большом театре новый директор, это Владимир Урин, который долгое время занимал должность директора Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.

Еще о кадровых перестановках, на которые стоит обратить внимание и о них вспомнить, знаковые кадровые перестановки произошли в этом году. Ирина Александровна Антонова покинула кресло директора Музея имени Пушкина. По-моему, чуть ли не 60 лет она занимала этот пост. И вот на ее место пришла Марина Лошак, которая раньше руководила Манежем. Пока еще никаких судьбоносных изменений не произошло в политике и в планах самого музея. Но посмотрим, как дальше будет двигаться уже новая история главного художественного музея страны.

Вагановская академия тоже сменила руководство, со скандалом. Напомню, что директор Вера Дорофеева покинула этот пост в обмен на гарантию независимости Вагановского училища. Об этом говорилось в открытую, никто не опровергал этой мотивации. Речь шла о том, что г-н Гергиев решил объединить несколько знаковых культурных учреждений в Санкт-Петербурге под свое руководство, в том числе и Академию хореографического искусства. Дорофеева согласилась покинуть свой пост, согласилась на назначение Цискаридзе, но должна была получить гарантии, что Вагановская академия останется в неприкосновенности и будет столь же независимой, как и раньше. Посмотрим, как дальше будут складываться события. Цискаридзе, насколько я понимаю, пока исполняет обязанности ректора. Там будут выборы, там, кроме Цискаридзе, будут еще какие-то кандидатуры.

Среди кадровых перестановок и назначений можно назвать назначение Сергея Безрукова, который тоже наконец-то получил свой театр, он очень давно этого хотел. Получил он театр, который называется Московский губернский. Там уже прошла первая премьера по пьесе Александра Островского. Посмотрим, как Сергей с этой задачей справится. К сожалению, далеко от центра, не всякий доползет до Кузьминок. Но, тем не менее, по-моему, Сергей очень воодушевлен этим назначением, у него большие планы.

Андрей Могучий назначен на должность художественного руководителя Большого Драматического театра имени Товстоногова в Санкт-Петербурге. Напомню, что до последнего времени театром руководил Темур Чхеидзе, и он ушел по собственному желанию, абсолютно по собственному, без всякого давления, поскольку сам говорил, что необходимы перемены в театре, но на них он уже не способен. Андрей Могучий – знаковая фигура в современном театральном искусстве. Он работал долгое работал в Александринке вместе с Валерием Фокиным, поставил несколько спектаклей в Москве, в том числе замечательная его работа в Театре наций «Circo Ambulаnte». Человек очень необычный, со своей художественной программой, со своим художественным видением. Надеемся на яркие премьеры в БДТ.

В Москве в Театре Станиславского вместо Валерия Беляковича назначен Борис Юхананов. Театр Станиславского драматический пока закрыт. Тут с Сергеем Капковым разговаривали – вроде обещают к следующему сезону открытие театра в новом виде. Там уже работает новый режиссер, работает новая художественная труппа.

Смена руководства произошла и в Центре драматургии и режиссеры, там тоже человек, который представляет театральный авангард, Клим вместо Михаила Угарова. Теперь он будет руководить Центром драматургии и режиссуры.

Абсурд года – так я назвала эту номинацию. Агрессивное вторжение в культурное пространство православных мракобесов, или так называемых православных активистов, или, как вчера совершенно справедливо обозвал Андрей Кураев, эти команды православных боевиков православным Селигером. Напомню, что всё началось с попытки запретить спектакль «Сон в летнюю ночь» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. И даже к этому запрету, к этой кампании были подключены депутаты Госдумы, г-н Железняк активно высказывался. Но здесь, слава богу, всё кончилось миром, спектакль прошел ровно столько, сколько задумывался. Сейчас его уже нет в репертуаре, но я так понимаю, что речь там идет не о том, чтобы руководство театра пошло на уступки этой запретительной кампании. Нет, «Сон в летнюю ночь» какое-то время был в репертуаре, а потом была закрыт.

Кроме этого, активно работают казачьи патрули в Санкт-Петербурге. Там дело дошло уже до акций вандализма. Самое последнее, про которое мы много не говорили, но, тем не менее, это событие, которое просто взорвало питерскую общественность, когда так называемые казаки – я по-другому не могу их обозвать – во время международного театрального фестиваля, который проводил в этом городе Лев Додин, устроили акцию. Они положили чуть ли не свиную голову под дверь театра Додина, Малого драматического театра в Петербурге. На этой свиной голове было написано «Додин». Написали какие-то оскорбительные слова и на стенах театра. Вообще, написали жуткое письмо с требованием и фестиваль закрыть, и Додина уволить.

Речь шла, если я правильно помню, о спектакле Остермайера «Смерть в Венеции», спектакль по знаменитому фильму Висконти. Там речь идет о гомосексуальных отношениях. Вот тот самый закон о запрете гей-пропаганды, он сдетонировал эту жуткую кампанию, совершенно бесчеловечную, после которой на культурном форуме, который проходил в Петербурге, Лев Додин даже должен был выступить с таким отчаянным предложением законодательно закрепить гарантию свободы творчества для тех, кто занимается искусством в какой бы то ни было сфере, будь то театр, кино, музыка или живопись. На самом деле это, действительно, жест отчаяния, потому что свобода творчества закреплена в конституции, а это наш основной закон.

Кроме этого, некоторые православные общины, организации – «Божья воля» или еще какая-то – начали сбор подписей за отставку Олега Павловича Табакова, за изгнание из театра Константина Богомолова. Речь дошла уже до того, что в каком-то письме было требование чуть ли не под стражу заключить режиссера Богомолова и всех его артистов. И как апофеоз всей этой истории – случился скандал в Московском художественном театре, когда группа православных хунвейбинов пыталась сорвать спектакль «Идеальный муж»: они выскочили на сцену во время спектакля, а не во время антракта, как многие говорят. Нет, это было во время спектакля, когда на сцене находились актеры, а в зале находились зрители. Слава богу, эта акция была пресечена.

Это очень тревожные сигналы, неприятные, некрасивые. Мне бы очень хотелось, чтобы руководство РПЦ все-таки каким-то образом обозначило свою позицию по поводу таких акций вандализма в отношении культурных событий – выставок, спектаклей, премьер фильмов, концертов.

Телесобытие года. Опять же говорю о событиях именно в художественном смысле, прежде всего это фильмы. Конечно же, это «Оттепель» Валерия Тодоровского, которая стала телевизионным событием, спорным, обсуждаемым. Было очень много как поклонников, так и противников этого сериала. Это, безусловно, художественное событие, отрицать этот факт бессмысленно.

Еще я вспомнила, что именно в 2013 году наконец-то была показана работа Сергея Соловьева «Анна Каренина», которая очень долго ждала своего часа. Не имеет права фильм, живое кино лежать на полке и ждать своей встречи со зрителем. Конечно, многие вещи устарели. Но я думаю, что вы со мной согласитесь, что отдельные актерские работы в этом фильме, они заслуживают специального упоминания. Это, конечно же, Олег Янковский в роле Каренина. Мне кажется, что работа Татьяны Друбич здесь была превосходна. Вообще, фильм получился необычный, авторский, со своим авторским взглядом, со своей историей, со своим видением этого романа Толстого. Мне бы очень хотелось об этой работе вспомнить.

Кроме этого, назову, конечно же, «Голос» на Первом канале как художественное событие. И еще одна вещь, которая прошла незамеченной, но она тоже заслуживает внимания. Это цикл «Былое и Дума», который прошел – не знаю, завершился он или нет – на канале «Дождь». Это такая история нашего парламента, по-моему, они берут последние лет 20. Это было приурочено как раз к юбилею конституции. Знаковые заседания Государственной Думы. Они были инсценированы с помощью молодых актеров, под руководством Михаила Угарова, режиссера, художественного руководителя московского «Театра.doc». Мне кажется, это был очень интересный опыт, его стоит продолжить. Такое осмысление политической жизни нашей страны через актерскую работу, когда люди пытаются не просто слова читать на суфлере, а понимать смысл. И когда это так выпукло происходит на наших глазах, ты понимаешь, насколько противоречива, страшна и абсурдна бывает политическая жизнь в нашей стране. Кстати, очень много объясняет, к чему мы в итоге пришли в 2013 году.

Есть у меня номинация «Клоун года». Под нее как никто подходит Жерар Депардье, который здесь устроил такой международный троллинг. Начал с России – и все на это очень быстро купились. Тут же ему и паспорт всучили, и надевали на него всякие национальные одежды, предлагали ему стать почетным удмуртом, стать министром культуры одной из российских республик, возглавить какой-то региональный театр, встречали его хлебом-солью. В общем, всё это было похоже на эпизоды фильма Владимира Меньшова «Зависть богов». Там Жерар Депардье играл роль такого гостя иностранного, вокруг которого все носятся, поют его водкой, угощают квашеной капустой и пирогами. В итоге всё это кончилось безобидно. Мне кажется, наша страна и наша общественность показала себя с какой-то нелепой стороны. А он просто посмеялся, похоже. Именно такой троллинг.

«Позор года» - еще одна моя номинация. Это то самое пресловутое, абсолютно бессмысленное, ничем не закончившееся, но произведшее невероятный эффект, в таком хармсовском ключе – Российское литературное собрание под эгидой потомков классиков и с выступлением Владимира Путина.

Театральные скандалы. Драмой года на сегодняшний день – мое личное ощущение – остается Театр на Таганке. За один год произошло невероятное количество страшных перемен, связанных как с физическим уходом – Валерий Сергеевич Золотухин, его неожиданная госпитализация, мало кто знал о его болезни, потом его уход из жизни… Потом таганковские артисты спохватились и начали требовать назад Юрия Петровича Любимова, которого они сами же изгнали. Любимов их практически послал в известной форме. После этого пытался запретить играть свои спектакли в Театре на Таганке. Но, по-моему, эту проблему они тоже решили.

На сегодняшний день там действует так называемая Группа юбилейного года, молодые ребята – Дмитрий Волкострелов, Ксения Перетрухина, в общем группа достаточно ярких художников, совсем молодых, для которых история Таганки – это абсолютный плюсквамперфект, абсолютно прошлый, позапрошлый век. Они могут ее чувствовать исключительно интуитивно, и они пытаются это делать, но делают они это с невероятным сопротивлением части таганковской труппы. И пока я не понимаю, как из этой ситуации выходить. Я опять же пыталась Сергея Капкова на этот разговор вывести. Он не разделил моих личных тревог, решил, что всё развивается так, как должно развиваться. Но что-то там все-таки не то происходит. Не знаю, с чем они к апрелю выйдут, но пока там обстановка нехорошая и некрасивая.

Театральная победа года для меня – это мои личные субъективные ощущения – открытие и становление Гоголь-центра под руководством Кирилла Серебренникова. За столь малый срок – в феврале они открылись, еще года не прошло – они сделали невероятное количество премьер, каждая из которых стала событием как на маленькой сцене, так и на большой сцене. Актеры из старой труппы Театра Гоголя, по-моему, очень здорово, естественно, просто изящно вписались в молодую труппу Кирилла Серебренникова.

И те спектакли, которые я видела – а я старалась не пропускать ни одной премьеры, - они разные, там есть, на мой взгляд, менее удачные, есть более удачные, но, безусловно, они все событийные. И вот этот его цикл спектаклей по культовым киносценариям «Братья», «Идиоты», «Страх» с участием как молодых актеров, так и приглашенных актеров, так и актеров Театра имени Гоголя, это, конечно, здорово. Я считаю, что Кирилл одержал безусловную победу. Не может быть никаких обоснований для каких-то тревог.

И тем мне непонятнее финал этого года, когда Сергей Капков отправил такое странное письмо в адрес руководства Гоголь-центра с требованием снять вечер, посвященный документальному фильму про Pussy Riot. Фильм, кстати, который номинирован на «Оскар». И Надежда Толоконникова, и Мария Алехина не является персонами нон грата, они освобождены, вышли из зоны по амнистии, они абсолютно свободные люди. Ирина Прохорова, которая должна была вести этот вечер, тоже не является персоной нон грата. В общем, причины для введения такой цензуры мне совершенно не понятны. У меня осталось совсем немножко – после новостей закончу свой список и дам вам слово.

Я сейчас закончу, у меня буквально немножечко осталось. Юбилей года – 150-летия Константина Станиславского. Мне кажется, это было невероятно важное событие, которое отмечалось максимально широко, в Москве уж точно. Здесь были круглые столы, конференции. Безусловным центром этого юбилея стал потрясающий вечер в Московском художественном театре, режиссером которого тоже был Кирилл Серебренников. По-моему, это была блистательная его работа. Жаль, что ее так редко показывают. Телевидение снимало, по-моему, один раз показали на «Культуре». Мне кажется, это заслуживает отдельного золотого фонда в истории театра.

Если говорить о трендах и о тенденциях, то политизация театра, возвращение эзопова языка, публицистика на сцене, возвращение в эстетику Советского Союза, восстановление памятных досок в честь коммунистических лидеров, попытки введения цензуры. Культуры Госдуры – вступление в силу законов, ограничивающих свободу творчества: о защите детей от негативной информации, об оскорблении чувств верующих, о запрете пропаганды гомосексуализма.

Наезды года – проверка прокуратурой спектакля Серебренникова «Человек-подушка» по обвинению в пропаганде педофилии и насилия и травля Константина Богомолова со стороны консервативно-патриотической общественности, которая продолжается до сих пор. То, что творят сегодня с нашими ведущими режиссерами, абсолютными фронтменами сегодняшнего российского театра, это просто безобразие. Прекратите бить по рукам художников! Прекратите! Вы себе не представляете, какие могут быть последствия. Только-только в нашей жизни театральной, художественной, культурной началась какая-то движуха, начали приближаться к миру, когда открыты границы не в физическом смысле, а в художественном. Как это важно! Никто не посягает на великое русское искусство, оно только развивается с помощью таких людей.

Минкин просит напомнить. Месяц назад главному художнику «Новой оперы» предложили стать гардеробщиком. Да, еще одно знаковое увольнение, Александр Минкин об этом напоминает. Это тоже из области современных абсурдов, опять же советских.

Кинопремьеры года. Конечно же, главная премьера – это «Трудно быть богом», фильм Алексея Германа, который мы еще оценим, по-настоящему он еще не был просмотрен нами. Было несколько просмотров в Москве. Триумфальная премьера была в Риме, в рамках кинофестиваля. Но нашим зрителем фильм еще не увиден по-настоящему, не отрефлексирован. Это отдельный разговор. Я думаю, в этом году мы сможем всерьез говорить об этой работе, когда будет официальная премьера. Кроме этого, стоит отметить фильм «Географ глобус пропил» Александра Велединского и «Интимные места» - фильм, который вызвал невероятное количество споров. Но это картина – наше достояние, я на этом настаиваю, - знаковая картина для истории отечественного кинематографа. Отдельная, совсем другая, с попыткой поиска нового киноязыка, который приближает нас к европейскому уровню. Так что авторы просто молодцы – Алексей Чупов и Наташа Меркулова, лишний раз хочу их поздравить.

Главный спектакль года. «Идеальный муж» и «Карамазовы» в Московском художественном театре, «Идиот» и «Страх» в Гоголь-центре, «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова в Театре Пушкина, «Участь Электры» в Российском академическом молодежном театре. И вот из последних премьер, конечно, «Гамлет. Коллаж» в Театре наций в постановке Робера Лепажа.

Актрисой года я бы назвала Александру Урсуляк, которая исполнила главную роль в спектакле «Добрый человек из Сезуана» в Театре Пушкина. И те, кто не видел, обязаны посмотреть, потому что это имя надолго. Я надеюсь, что Александре Урсуляк повезет и дальше и она будет получать те роли, которых достоин масштаб ее театральной, драматической личности.

Актер года – Игорь Миркурбанов, который дебютировал на сцене МХТ в «Идеальном муже», а потом прекрасно работал в «Карамазовых», в роли Федора Павловича Карамазова. Вообще актер уникальный. Запомните его и следите за ним, дорогие друзья.

Есть еще отдельная номинация «Актерский подвиг», которую я очень люблю. Безусловно, в этой номинации я бы назвала главным претендентом, если бы вручала такой приз «Актерский подвиг», Евгения Миронова, за то, как он работает один в спектакле «Гамлет. Коллаж». Это выдающееся достижение. Сама попытка, сам риск, азарт, с каким это делает Женя. Просто молодчина.

Юлия Ауг, блестящая актриса, которая для многих стала открытием этого года, в спектакле у Кирилла Серебренникова в «Идиотах» она одну из главных ролей играет, и в «Интимных местах» такую условную Мизулину, как мы ее называем. На это нужно решиться. Действительно, быть абсолютно свободной, не бояться быть некрасивой, не бояться быть отталкивающей, не бояться быть обнаженной, не только в физическом смысле, но и в смысле душевном. Это большое отчаяние. Для этого нужна большая смелость. И Юля просто молодец.

Гвоздь сезона. Здесь у нас получается такая игра слов, поскольку я тут назвала акция Петра Павленского на Красной площади. Я думаю, что расшифровывать не буду. Вы все помните, что это была настоящая художественная политическая акция. Мое знакомство с Петром Павленским для меня было просто открытием. Петя – уникальный человек, со своей философией, со своим художественным видением мира. Просто молодчина.

Самый короткий проект на телевидении – «Господин хороший» на «Дожде». Всего лишь три месяца продержался. Посмотрим. Может быть, сейчас будет попытка возвращения.

Поступок года – концерт, организованный «РосУзником» в поддержку узников Болотной, который прошел в концертном зале «Мир», с участием наших замечательных музыкантов: Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, группа «Браво», группа «Вежливый отказ».

Наконец, уже кидая мостик в 2014 год… Повторяю, это Год культуры. И вот основы культурной политики, сформулированные Владимиром Путиным в послании, они пугают. Там такая ядерная триада: патриотизм, нравственность и мораль. Вот это как раз больше всего и страшит. Потому что если это основы культурной политики, то жди цензуры. И со свободой творчества нам придется расстаться. Это самое страшное событие 2013 года, которое нас знакомит уже совсем близко с годом 2014-м.

Из фильмов Марианна Штейман вспоминает еще фильм «Хайтарма» и «Зимний путь»: «Не причисляю к гениальным лентам, но смотреть, думаю, следует». Абсолютно согласна. «Зимний путь» я, к сожалению, еще не видела, но знаю, что это событие. И «Хайтарма» - фильм, посвященный депортации татар в 43 году. Кино сильнейшее. Мне жаль, что оно не стало событием для широкого проката. Но тот, кто видел этот фильм, тот не забудет его никогда. Огромное спасибо тем, кто устроил показ в Библиотеке киноискусства у Славы Шмырова. Я смотрела, это просто потрясение.

Еще прочту. «Спектакль «Медея» в Гоголь-центре – настоящий психологический триллер на сцене», - пишет Надежда Мицкевич. «Акция года – Петр Павленский». Алеша Степанов пишет: «Два главных события, а точнее процесса года: Богомоловские премьеры в МХТ и вся котовасия вокруг них и создание Серебренниковым Гоголь-центра». Илья Ноткин согласен, что «Гамлет. Коллаж» Миронова и Лепажа – театральный триумф лучшего российского актера. Нечто невероятное, что происходит на сцене». Еще Илья Ноткин называет главными событиями – «Идеальный муж» и «Карамазовы» Богомолова: «Можно спорить до посинения, но театр за этот год приобрел новое явление, целостное и яркое». Согласна.

«Отдельного внимания, - пишет Илья, - в этой связи заслуживают Игорь Миркурбанов и театральный дебют Филиппа Янковского, неожиданно органичного на сцене и точного в сложнейшей роли». Согласна. Филипп Янковский для меня тоже был абсолютным открытием этого года как театральный артист. Это его дебют на театральной сцене, в такой сложной роли – он играет Митю Карамазова. Поверьте, действительно, глаз от него оторвать невозможно, насколько он органичен, естественен, сколько в нем внутренней боли. Просто молодец. Давайте я уже включу телефон, а потом вновь обращусь к тому, что вы пишете на смс и на FaceBook. Только очень прошу – звоните по делу. Не надо нам сейчас заниматься в прямом эфире перепалками, которые не имеют никакого отношения к теме, которую мы заявили. Культурные события года, культурные тенденции года: что вас порадовало, что возмутило, кого бы вы из культурных героев назвали бы своими героями 2013 года. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Дина, я из Санкт-Петербурга. Я хотела тоже поделиться своими впечатлениями. У вас мало прозвучало оперы и балета. А в Санкт-Петербурге проходил чудесный Гергиевский фестиваль. Мы по-разному относимся к Гергиеву, но за это ему надо сказать большое спасибо. Мы были на премьерном спектакле оперы Верди «Трубадур». Впечатления у нас колоссальные. Хотя мы не попали на спектакль, где пела Нетребко, но были на спектакле, где пела прекрасная Татьяна Сержан Леонору. Мы были в восторге.

К. ЛАРИНА: Спасибо за это добавление. Действительно, с оперой и балетом у меня сложно, могу судить только на уровне нравится или не нравится. Поэтому огромное вам спасибо за это добавление. А это был международный фестиваль? Он привозил кого-то?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, он привозил. К сожалению, я тоже не большой специалист по опере, просто мы иногда ходим как обычные зрители. Очень счастливы, что у нас теперь три сцены. Хотя разные ощущения от архитектуры второй Мариинки. Но теперь больше возможностей и больше доступа в театр.

К. ЛАРИНА: Это здорово. Спасибо вам большое за это добавление. Если говорить о концертных площадках в Москве, тут большие проблемы. Кроме зала Чайковского и Дома музыки, нет большого концертного зала. Всех в «Крокус Сити холл» загоняют, это на собаках не доедешь. Хотя, конечно, здание большое, и там звук, говорят, очень хороший. Но в центре города должна быть большая концертная площадка, а ее, к сожалению, у нас на сегодняшний день нет. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. С наступившим Новым годом.

К. ЛАРИНА: Спасибо, вас тоже.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня Ольга зовут. Событием года я бы назвала фильм «Роль» Лопушанского, а разочарованием года – фигуру Капкова и то, что он делает.

К. ЛАРИНА: А в чем разочарование от Капкова?

СЛУШАТЕЛЬ: Все были очень воодушевлены ЦПКиО. А меня очень насторожила его фраза в интервью с Познером, что не надо носить белые ленточки, потому что эти люди могут подвергнуться агрессии. Это было очень двусмысленно.

К. ЛАРИНА: Ну подождите. Одно дело – слова. А поступки? Что вам плохого сделал Капков? Для меня это достаточно противоречивая фигура, я вам клянусь. Я с ним совсем недавно провела целый час эфира, и всё кончилось тем, что он написал письмо с требованием запретить мероприятие в Гоголь-центре.

СЛУШАТЕЛЬ: А этого недостаточно?

К. ЛАРИНА: С другой стороны, я смотрю, что происходит сегодня в художественной и театральной жизни Москвы. Это всё заслуга Сергея Капкова. В конце концов, и назначение Кирилла Серебренникова, и появление новых театральных точек на карте Москвы – это всё заслуга Сергея Капкова. Не говоря уже про внешний облик города, про количество скверов, про то, что сегодня у нас потрясающая иллюминация в городе. Это всё я тоже на его счет отношу. С одной стороны, человек много чего хорошего делает, он как будто сторонник абсолютно свободного современного искусства. Но вот тут вдруг происходят такие вещи, что для меня тоже загадка.

СЛУШАТЕЛЬ: Я бы сказала, что не удержался на том уровне, который вы так цените.

К. ЛАРИНА: Точка отсчета. А если сравнить с Владимиром Мединским, вы бы кого выбрали?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы меня в сложное положение ставите.

К. ЛАРИНА: Вот видите.

СЛУШАТЕЛЬ: Хотя я очень спокойно отношусь к иллюминации. Когда денег не очень есть, я бы их в лампочки не пускала.

К. ЛАРИНА: А театральные фестивали живые? Не стоит про это забывать. Для меня всё, что происходит в московских театрах, это заслуга Капкова. Но я с вами согласна, вместе с вами размышляю вслух.

СЛУШАТЕЛЬ: Посмотрим, что будет дальше. Потому что сделал он нехорошие шаги.

К. ЛАРИНА: Спасибо вам большое. Конечно, уход Евгении Шерменевой из команды Сергея Капкова, тоже знаковое событие для тех, кто занимается вплотную театрами, поскольку Женя как раз театральную сферу курировала в Московском департаменте культуры. Тоже для нас для всех это событие со знаком минус, нехороший знак. Как правильно сказала Ольга, посмотрим, что выберет Сергей Капков. Я боюсь, что он выберет отставку, вот говорю вам как на духу. У меня такое ощущение, что Сергей Капков не удержится на этом месте в течение этого года. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Владимир. Я хочу отметить сериал «Оттепель». Это большое событие. Он мне понравился. А позор, антисобытие – это последняя история с цензурой в Гоголь-центре. Спасибо.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое. Это самое тревожное, чем год закончился, если говорить об эмоциональном фоне, об атмосфере, в которой сегодня приходится художникам существовать, она очень неприятная. Она очень неприятная, с одной стороны, когда государство по сути отворачивается от современного искусства, считает его маргинальным, по сути это откат назад, когда провозглашается установка поддерживать финансово прежде всего народное творчество, классические произведения, а современное искусство - по стилистике Никиты Сергеевича Хрущева – практически объявляется вне закона. Т.е. творите, но только без нас, никакой помощи не ждите. Ни Московская биеннале, ни фестиваль «Артдокфест», ни любой другой фестиваль современного искусства – театрального, киноискусства, художественного искусства. Это ужасно.

И то, что Марат Гельман был уволен из Пермского музея современного искусства. Это его детище, он ему столько отдал нервов, сил, времени. Это была такая невероятная история, когда вдруг впервые в регионе, в областном городе вдруг раз – и развивается настоящая современная жизнь, современное искусство становится на одну ступень вместе с официозом. Это так здорово. И новый губернатор всё это дело прикрыл. Обидно. Даже не то что обидно, это просто преступно. К сожалению, это и побеждает: с одной стороны, цензура, которая, чувствую, пойдет валом, а с другой стороны, отказ от развития современных форм искусства во всех его сферах: и в театре, и в музыке, и в кино, и в литературе тем более. Плохо это.

Нам уже нужно заканчивать, к сожалению. Развернулась большая дискуссия на FaceBook, мы ее уже продолжим там. Я просто не могу не сказать об утратах года, у меня здесь огромный список. Это тоже важно понимать, каких людей мы теряем. Буквально сегодня, в эти минуты, сейчас в Москве хоронят Игоря Попова, гениального художника, гениального человека, соавтора Анатолия Васильева. Он был бессменным его соратником во всех его начинаниях, был главным художником театра «Школа драматического искусства» и архитектором. Они вместе с Анатолием Васильевым это здание придумывали. Уникальная личность, уникальный человек. 1 числа его не стало, и в эти минуты его хоронят.

Нет Григория Дашевского, замечательного поэта и переводчика. Нет нашего Бори Алексеева. Нет Юрия Яковлева, Натальи Горбаневской, Ольги Аросевой, Эдуарда Марцевича, Лилии Толмачевой, Вадима Юсова. Нет замечательного музыканта Михаила Горшенева, лидера группы «Король и шут», в совершенно молодом возрасте ушел человек. Екатерина Еланская. Петр Ефимович Тодоровский. Алексей Балабанов, боль наша. Отар Мегвинетухуцеси, гениальный грузинский актер. Валерий Сергеевич Золотухин. Совсем молодой Владик Мамышев-Монро, погибший при трагических обстоятельствах. Писатель Борис Васильев. Замечательный актер – трагическая утрата – Андрей Панин. Виктор Сергачев. Алексей Юрьевич Герман. Григорий Померанц. Оскар Фельцман. Это всё люди, которые ушли в этом году. Я называю только людей, которые работали в сфере культуры. Хочется, чтобы мы их помнили, чтобы память о них осталась. И на этом давайте мы с вами и расстанемся. До встречи. А сейчас я хочу передать слово моему любимому исполнителю. Группа года – я бы так ее назвала. «Океан Эльзы» и Святослав Вакарчук. Всем спасибо.