Почему Россия бесконечно поддерживает Лукашенко
27 снежня 2013 г. 16:03
Обычно отношения двух государств рассматриваются в плоскости влияния России на Беларусь, однако процесс не столь однозначный.
Май 2008 года, визит Владимира Путина в Минск. Лукашенко: «Спасибо, что приехали, спасибо за встречу. Я не могу отвыкнуть, что вы уже не мой коллега».
Июль 2013 года, Лукашенко на совещании хвалится уловом: «Я лично сома на 57 кг вытащил. 57, 24 и 7 кг — трех сомов поймал». Явный ответ на историю недельной давности о пойманной Путиным 21-килограммовой щуке.
Подобные примеры публичных подколок Путина белорусским правителем подтверждают, что отношения между странами не вписываются однозначно в модель односторонней вассальной зависимости Беларуси. Завидная упрямость в противостоянии приватизации лакомых кусков национальной экономики российским капиталом и уверенное выкачивание мномиллиардных дотаций на протяжении двух десятилетий указывают на то, что Лукашенко умело использует собственные рычаги влияния.
А таковыми являются: транзит энергоресурсов через Беларусь и выгода от него российскому бизнесу, приближенному к правящей элите; значение военного сотрудничества для России и значимость российского военного лобби; внешнеполитические амбиции России и принятый за аксиому постулат про важность Беларуси в качестве союзника. Теперь и в качестве интегральной части евразийского объединения.
О трех основных механизмах подробнее.
Транзит российских энергоресурсов
До недавнего времени основной объем российской нефти в Европу шел через нефтепровод «Дружба» и полноценным альтернативным путем Россия не располагала. Лукашенко пользовался такой уязвимостью России и не стеснялся перекрывать российский транзит через территорию Беларуси (январь 2007 года), чтобы выбить более выгодные договорные условия. Для избежания зависимости от проделок стран-транзитеров Путин сделал диверсификацию энергопоставок своим приоритетом.
Хотя через Беларусь в настоящее время идет транзит около 50 млн тонн российской нефти, Москва при желании может перенаправить объемы через балтийское и черноморское направления, пусть и с некоторыми финансовыми потерями. Теперь у России около 100 млн тонн излишней экспортной мощности и она может менять загрузку направлений по своему усмотрению. С запуском нефтепроводов БТС-2, который ведет на Балтику, и ВСТО-2, который поставляет нефть на Дальний Восток, Россия создала полноценную нефтепроводную сеть от Атлантики до Тихого океана с возможностью примерно поровну распределять экспортные потоки между балтийским, черноморским и тихоокеанским направлениями. Теперь Москва имеет возможность выбирать наиболее выгодные направления поставок — через черноморский Новороссийск, балтийские Приморск и Усть-Лугу, нефтепровод «Дружбу» либо тихоокеанское «Козьмино». Диверсификация нефтяных поставок как один из основных приоритетов Путина, в целом, воплощена в реальность.
Впрочем, даже в таких условиях пролегание «Дружбы» через Беларусь может косвенно использоваться для шантажа партнера. Показательно недавнее заявление Сергея Мусиенко, главы аналитического центра EcooM, который регулярно выступает в официальных белорусских СМИ в качестве эксперта по политическим вопросам. После ареста Баумгертнера вице-президент «Транснефти» Михаил Барков заявил о намерении сократить импорт нефти на 400 тысяч тонн, аргументируя это неудовлетворительным состоянием нефтепровода «Дружба». Тогда Мусиенко заявил, что следует полностью остановить работу «Дружба»: «Нам теперь придется тщательно проверять свой участок трубы. А значит, в ближайшее время мы будем вынуждены полностью остановить транзит российской нефти на запад для проверки. Весь транзит может встать».
В целом, в сокращении транзитного значения Беларуси можно выделить несколько этапов:
1. Остановка северной части (новополоцкой) ветви «Дружба» в 2003-2006 гг., которую спровоцировала конфликтность в отношениях России и балтийских государств. С начала 2003 года Россия остановила поставки в латвийском направлении, в с конца 2006 года — в Литву. Ветка стала работать лишь до «Нафтана», перекачивая около 10 млн тонн нефти в год, тем временем как полная мощность трубопроводов составляет около 55 млн.
2. В ноябре 2008 г. Путин подписал принципиальное распоряжение о строительстве БТС-2 (Унеча — Усть-Луга) в обход Беларуси с ответвлением на Киришский НПЗ. Причиной такого решение очевидно стали разногласия с Беларусью и Украиной по условиям транзита, а также пробки на Бософорских проливах. С этого времени стоимость «Дружбы» стала стремительно деваливироваться.
3. Запуск нового нефтяного терминала на Балтийском море в Усть-Луге в августе 2012 г. увенчал сооружение второй очереди проекта БТС-2. Нефть стала перераспределяться из «Дружбы» в морские порты, предельные объемы перекачки — до 38 млн тонн ежегодно. Поставки по «Дружбе» упали, но не так сильно как могли бы, так как Россия закрыла объемы БТС-2 за счет закрытия украинского направления (порт «Южный» и нефтепровод «Одесса-Броды») и прекращения поставок в польский Гданьск. В целом, Россия обеспечила контроль над своими поставками сырой нефти для стран Северной и Центральной Европы и обезопасила себя от возможных односторонних сюрпризов со стороны Минска и Киева.
4. Запуск ВСТО-2, который поставляет нефть из восточносибирских месторождений к побережью Тихого океана. По объективным причинам запуск ВСТО не может в ближайшее время привести к сокращению поставок в Европу, так как, во-первых, используется различная инфраструктура, во-вторых, различные по качеству виды нефти. Однако это предоставляет России большую гибкость в случае повяления проблем на одном из рынков, а потому уверенность в нефтяных доходах вне зависимости от рыночной нестабильности.
Что касается транзита российского газа через Беларусь, то и в этой сфере Лукашенко выжал из России по максимуму. После строительства «Северного потока» значимость экспорта по белорусской газовой трубе для России значительно уменьшилась. В 2010 году Лукашенко во время конфликта с «Газпромом» максимально поднял ставки и пригрозил перекрыть транзит российского газа: «Газпром должен $260 миллионов, с учетом мая, за транзит. Я приказал правительству перекрыть транзит газа через Беларусь, пока не заплатит «Газпром». К концу 2011 года был подписан договор о покупке «Газпромом» второй половины «Белтрансгаза» (по скорее завышенной цене в 2,5 млрд долларов), а также обеспечены выгодные контракты на поставку газа и его транзит через Беларусь на 2012-2014 годы.
Военное сотрудничество: ложиться под натовские танки за большие деньги
С одной стороны, Беларусь территориально вовсе не отделяет Россию от НАТОвского пограничья и давнее высказывание Лукашенко о готовность лечь под натовские танки, которые шли бы на Москву, явно метафорическое. Россия и так делит сухопутную границу со странами Северо-Алтантического Альянса — Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, а также через Калининградскую область — с Польшей и Литвой.
С другой стороны, на территории Беларуси находятся два чрезвычайно важных для России военных объекта и подоспевает третий. Во-первых, военная радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении «Волга» в Ганцевичах. Она предупреждает российские войска о ракетном нападении в радиусе 5 тысяч километров. Перемещение станции невозможно, ведь юридически это белорусский объект, который предоставляется в аренду. Строительство другого подобного радара на российской территории требовало бы миллиардов долларов. Потому потеря РЛС в Ганцевичах значила бы серьезные проблемы для российских военных.
Во-вторых, Зональный пункт связи Военно-морского флота России «Вилейка». Он обеспечивает связь с российскими атомными подводными лодками по всему миру. Это еще один стратегически важный объект для военно-морских сил России. Образно говоря, вместе РЛС под Барановичами и пункт «Вилейка» — это уши и глаза российского военного командывания на западном направлении. Белорусская армия, естественно также выигрывает от военного сотрудничества с Россией. Наконец, в настоящее время ведется создание российской авиабазы в Лиде с размещением российского авиаполка к 2015 году.
Осознавая стратегическую важность для России арендуемых военных объектов, Лукашенко совершенно не случайно брал на себя смелость поднимать эту тему в период острых газовых конфликтов с Москвой. Военная безопасность дорогого стоит, а если так, то почему бы не обеспечить своему союзнику выгодные цены на энергоресурсы, которых у восточного соседа так много?.. Показательно, что в значительной степени свою политическую выживаемость в кризисный 1996 год Лукашенко и обеспечил подписанием пакета документов о российской аренде военных объектов в Вилейке и Ганцевичах.
Игра на внешнеполитических амбициях России
При всех прагматических (военных, энергетических) целях России сохранить Беларусь в своей зоне влияния, у российской правящей элиты есть и политический интерес в узком понимании. Так повелось, что в российском и даже в постсоветском дискурсе в целом Беларусь ассоциируется с самыми близкими союзническими отношениями с Россией. Ее дрейф в западном направлении не может допустить российская правящая элита, ее не одобрит и российская общественность. В итоге российские власти будут скорее готовы в прямом смысле покупать внешнеполитическую лояльность Беларуси, в том числе, ради обеспечения поддержки своего же электората. Лукашенко задорого продает свой антизападный курс.
Пока действия белорусской правящей элиты полностью соответствуют российским ожиданиями — у Минска нет даже базового соглашения о сотрудничестве (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве) с Евросоюзом, а с 2011 года отношения на высшем уровне замороже вовсе. Отношения Беларуси с США также находятся в состоянии перманентного дипломатического конфликта уже который год. Более того, белорусская правящая элита усиленно потворствует вытеснению белорусского языка и культуры из публичного пространства.
Как полагается, Россия просто не могла не втянуть Беларусь в образуемое евразийское интеграционное объединение, причем даже насильно. Как видно из приводимого графика, в 2010 году Россия значительно уменьшила стоимость газовых и нефтяных субсидий для Беларуси, принуждая Лукашенко пойти на подписание соглашений о Таможенном Союзе. После этого размеры субсидий вновь выросли.
В ситуации затягивания проведения структурных реформ, конкуретноспособность белорусский продукции на внешних рынках уменьшается с каждым годом. Белорусской экономике требуется все больше внешней поддержки для поддержания своего существования. Поскольку явного экономического обвала Россия в Беларуси допустить не может, в том числе потому, что это ухудшило бы имидж создаваемого Евразийского Союза, Лукашенко удается и далее получать российские кредиты для поддержания макроэкономической стабильности. Сообщение о выделении Россией 2 млрд долларов Беларуси в 2014 году, сразу после проедания 3-млрд кредита от Антикризисного фонда ЕврАзЭС, — тому подтверждение.
И конечно же, Лукашенко однозначно рассчитывает не уплачивать в российский бюджет экспортные нефтяные пошлины (которые составляют около 4 млрд долларов) с 2015 года, когда ожидается запуск Евразийского Союза. Таким образом, дотационная политика и политическая поддержка Лукашенко Россией кажутся несконачаемоей песней. Внешнеполитическая лояльность, военное сотрудничество и поддержание транзита энергоресурсов идут в обмен на добротные экономические преференции и политическую поддержку.
Андрей Елисеев, аналитик BISS