ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Новые русские фильмы » Географ глобус пропил


Географ глобус пропил

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Олег Царев (Днепропетровск)  Ноябрь 15 2013

Вернувшись после просмотра фильма, захотелось отметить некоторые вещи. Прочитал отзыв Наташи Влащенко - красивой и умной женщины, которая дважды посмотрела фильм. И ей так не понравилось, что она вывесила пост, подробно описывающий, по пунктам, почему он ей не понравился.

Мне как человеку, который беззаветно влюблен в книгу Алексея Иванова "Географ пропил глобус", больше хотелось бы сосредоточиться на тех моментах, которые, с моей точки зрения, нужно было бы снять по-другому. Но прочитав такую разгромную рецензию Наташи, я решил написать, что я с ней категорически не согласен. Я благодарен Евгению Гендину , который нашел рецензию на фильм самого автора книги. http://ivanproduction.ru/novosti/ivanov-o-filme.html

Я представляю, как Алексею Иванову было непросто писать положительную рецензию, ведь каждый автор склонен болезненно реагировать на манипуляции со своим детищем! Но рецензия стоит того, чтобы ее прочитать. Она сама по себе - отдельное произведение. Некий Манифест.

Лучше Иванова я не напишу, поэтому сосредоточусь на том, чего в рецензии нет. Я считаю, что не зря этот фильм вызывает столько споров! И прежде всего потому, что фильм не оставляет равнодушным. Не зря писали, что иностранцы при просмотре фильма только смеялись, а русские смеялись, но потом задумывались. Есть от чего…

Иванову, когда он написал роман, было двадцать пять. В это время мы думали о том, зачем живем и выбирали, как будем жить. Эта книга, фильм, с моей точки зрения, - возможный жизненный сценарий, который автор прописал вместо того, чтобы прожить. Он писатель, у него есть возможность так сделать!

Можно ли прожить жизнь, не уходя в монастырь, прожить не ставя во главу угла накопительство? Зарабатывать ровно столько, сколько нужно для того, чтобы прожить. Можно ли прожить не подличая, чтобы не идти по головам, не работать локтями? Прожить так, как ты считаешь нужным, не принимая во внимание мнение окружающих о себе?

Для этого нужен и характер, и внутренняя сила. При таком подходе ты, что очевидно, вступаешь в конфликт с близкими, с людьми, за которых ты должен отвечать. Причем уровень этого конфликта в фильме повышен по сравнению с книгой. В книге герою двадцать восемь. То, что в двадцать с лишним нормально, в сорок уже выглядит странно. А Хабенскому таки сорок!

В книге события происходят в постперестроечное время, когда многие искали себя, и таких Географов было много - в фильме настоящее время. И главное, по книге Географ в результате всего этого расстается с семьей, а в фильме - нет.

В следующей книге "Блудо и Мудо" главный герой, тоже учитель, переходит к концу книги в активную фазу, когда понимает, что иначе он не сможет защитить своих друзей. И если бы было продолжение этой книги, я уверен, это был бы динамичный триллер.

Может, я выделил только одну линию в этом фильме… Несомненно, фильм многоплановый и в нем есть и взаимоотношения детей - взрослых, школа, любовные многоугольники, красивая природа. Наверное, я обратил основное внимание на то, о чем я думал раньше и думаю часто теперь.

Можно по-разному решать противоречие между нежеланием тратить жизнь на погоню за ненужными атрибутами и материальными ценностями и необходимостью обеспечивать семью. Самый простой путь - это стать высококлассным специалистом в узкой отрасли. Но перестройка (по книге) перед Географом закрыла эту возможность, и передо мной, кстати, тоже… Можно не брать перед самим собой завышенные обязательства, следить только за тем, чтобы твои способности и возможности были избыточными для той ниши, которую занимаешь.

В общем, буду заканчивать. Советую всем, кто не посмотрел фильм, его посмотреть. А тем, кто посмотрел и тем, кто не посмотрел, прочесть рецензию Алексея Иванова, которую я привожу ниже. Не могу удержаться, чтобы не привести цитату оттуда, которая мне особенно близка: "Отказ от неправды и есть поступок. Умение стоять тогда, когда никто не понимает твоей стойкости и не видит в ней необходимости, - это мужество и сила воли". http://ivanproduction.ru/novosti/ivanov-o-filme.html

Я хочу сказать больше. Конечно, жить как Географ, невозможно и ненужно. Но в каждом порядочном человеке должно быть немного от Географа, который пропил глобус… Немного "пофигизма", немного "разгильдяйства".

0

2

АЛЕКСЕЙ
ИВАНОВ

11.11.2013


О «СОВЕТСКОМ ДУХЕ» РОМАНА

Н-да, как быстро летит время. Роман этот я закончил восемнадцать лет назад – в 1995 году. А начинал в 1993-м. Тогда дух Советского Союза был, в общем, ещё жив-здоров, потому интонации советской литературы – не старомодность, а просто окружающая реальность. В те времена Пелевин ещё не написал «Чапаева и пустоту», «Духлесса» и в помине не было, Гай-Германика сама училась в школе. Роман восемь лет пролежал в столе и был опубликован лишь в 2003 году – десять лет назад. Очень приятно, что ничего в нём, оказывается, не устарело.

БИОГРАФИЧЕН ЛИ РОМАН?

Я часто слышу или читаю, что роман биографический. У меня уже есть дежурный ответ на этот вопрос: если бы «Географ» был биографическим произведением, то я бы сейчас либо в тюрьме сидел, либо бутылки на мусорке собирал. «Географ» - не биография. Хотя атмосфера и обстоятельства там – да, те самые, в каких я когда-то был. И вдвойне приятно мне было видеть на экране тот самый район, который я описывал в романе, с тем самым затоном и теми самыми кораблями. А учительство Служкина-Хабенского снимали в той самой школе, где лично я учился все десять лет.


УЧАСТВОВАЛ ЛИ Я В НАПИСАНИИ СЦЕНАРИЯ?

Нет, я не участвовал в написании сценария, и амбиций таких не имел. Моя сфера ответственности – роман, а фильм – сфера ответственности других людей. Если я доверяю их профессионализму, то не надо мешать, не надо вертеться у них под ногами. Я и не мешал, потому что верил таланту и мастерству Валерия Тодоровского и Александра Велединского. Хотя чисто по-человечески было уж-жасно любопытно, однако я всё равно не лез в чужую епархию. Я был на выборе натуры, был на съёмках, но ничего не советовал и ни на чём не настаивал.

КАКОЕ У МЕНЯ МНЕНИЕ О ФИЛЬМЕ?

По-моему, Александр Велединский снял очень важный, этапный фильм. Не скажу – культовый, но особенный – это уж точно. Дело в том, что последние лет пятнадцать наше кино было, так сказать, моралистским. Оно учило, как жить. И главные герои были моралистами – и Саша Белый из «Бригады», и Данила Багров из «Брата», и парни из «Бумера». И Давид Гоцман моралист, и Тарас Бульба, и Харламов. А сейчас Велединский снял нравственное кино о взаимоотношениях человека с самим собой, с правдой, с миром. Оказывается, такой разговор был очень нужен обществу.


МИФЫ О ВИКТОРЕ СЛУЖКИНЕ

Какие только слова не замолвили о бедном Географе. И алкаш он, и лузер, и тряпка, и пофигист. У него кризис среднего возраста, он запутался и потерялся в жизни. Он – «маленький человек», он – из когорты «лишних людей». И так далее. Как пел Высоцкий: «Если правда всё то ну хотя бы на треть, то осталось одно – только лечь, помереть». Но история про человека-тряпку, про деградирующего алкоголика и тэ пэ никому не интересна. Про неё не будут писать, снимать, читать и смотреть. Однако с каждым заблуждением надо разбираться индивидуально.

СЛУЖКИН – АЛКАШ

Да, пьёт он много, но он не алкоголик. Алкоголик – это человек, поступками которого руководит алкоголь. Человек, у которого выпивка – цель жизни. Боюсь что те, кто называет Служкина алкашом, просто не видели алкашей. Но пить Служкину надо меньше.

Его пьянство – реакция на обстоятельства. Он пьёт не от тоски, не от счастья и не от безысходности. Он пьёт тогда, когда надо совершить подлость, а ему не хочется этого делать. Служкин заменяет подлость свинством. Он не гордый, он не встанет в позу и не будет обличать, он смиренно нажрётся и самоустранится от дурного поступка. Поэтому он нажрался в гостях у Киры, учительницы немецкого, - чтобы не переспать с ней, но и не обидеть её отказом. Поэтому он нажрался в электричке, - чтобы не выгонять негодяя Градусова, который увязался в поход, хотя вполне заслужил, чтобы его выгнали вон.


СЛУЖКИН – ПОФИГИСТ

Пофигист – это тот, кто лежит на диване, и всё ему пофиг. А Служкин устраивается на работу, не пропускает занятий, ведёт школьников на экскурсию в затон, ведёт их в поход, занимается с дочкой – гуляет с ней, читает ей Пушкина. В конце концов, он старается всех понять и принять. Конечно, Виктор Служкин не герой-стахановец и не затычка в каждой бочке, но всё-таки никак уж не пофигист.

СЛУЖКИН – ТРЯПКА

В жизни Виктора Служкина, увы, нет места подвигу. Что он должен сделать? Избить друга, изнасиловать жену, сдать школьников в полицию? Ни-че-го не сделать. Это экзистенциальная невозможность. Но и в тупике Служкин сохраняет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. У него все спрашивают совета, с ним говорят, от него ждут Слова. Он – хранитель. Его дело – неучастие во зле, неучастие в подлости, неучастие в попрании человека человеком. Участие приносит выгоду, а Служкин отказывается. Отказ от неправды и есть поступок. Умение стоять тогда, когда никто не понимает твоей стойкости и не видит в ней необходимости, - это мужество и сила воли.

СЛУЖКИН – ЛУЗЕР

Служкин вполне социализированный человек. В фильме он бывший аспирант, у него есть образование, есть работа, есть семья, есть квартира, дочь ходит в садик. Он мало зарабатывает? Да. Но какой учитель зарабатывает много? Все учителя зарабатывают мало. Все они – лузеры? Не стыдно ли так говорить?

Разве Виктор Служкин ставит себе целью добиться богатства, власти, славы или женщин? Нет. Почему же он неудачник? Он не в этой системе координат. Он говорит про себя: «Я хочу жить как святой» - вот его цель. Разве святые были миллионерами, чиновниками или донжуанами? У Служкина есть определённый уровень достатка, и дальше он занимается тем, к чему лежит душа: думает о жизни. А многие ли богачи могут позволить себе заниматься тем, чем хотят?

Служкина можно уподобить защитникам Брестской крепости. Чего они добились? Берлин не взяли, к своим не прорвались, крепость не удержали, даже выжить не смогли: стояли, где приказано, тут и погибли. Лузеры?

СЛУЖКИН – «ШУТ ГОРОХОВЫЙ»

Так его обзывает жена. Служкин терпит. Он самокритичен. Он не гордый, а смиренный, хотя его смирение не от робости, а от понимания, что все несовершенны, в том числе и обзывающие его. Градусов кричит, что он глобус пропил: обвинение того же пошиба. Но речевая агрессия – стратегия тех, кто не прав («Юпитер, ты гневаешься…»). Служкин сильнее Градусова, сильнее жены, и он молчит. Он великодушен и потому прощает и Градусова, и жену Надю, и друга Будкина, и душевно неразвитых подруг. И зрители смеются над Служкиным от глубокой симпатии к нему, а не от того, что осуждают его недостатки.

У СЛУЖКИНА «СЕРАЯ ЖИЗНЬ»

Не надо цвет жизни путать с цветом уральской погоды. У Служкина нормальная жизнь. Да, проблемы с женой. Бывает. Но это не катастрофа. У Служкина интересная работа – иначе мы не смотрели бы кино. Он умеет отдыхать: то вечеринка у него, то пикник, то поход на ледовый каток. У него есть хобби – турпоходы. У него есть медитация – старые теплоходы в затоне. У него есть друзья, подруги, он влюбляется в ученицу. Он живёт полнокровной жизнью. Он не жалуется. Кстати, он проживает в миллионном городе, который находится вовсе не в сибирской глуши. В общем, почти все живут примерно так же.

Почему же тогда у Служкина «серая» жизнь, а у его критиков – нормальная? Потому что при оценке Географа срабатывает привычка к глянцевой картинке на экране? Или в этой оценке проявляются комплексы оценивающего?


У СЛУЖКИНА КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Нет. Киношный Географ не отличается от романного, а в романе ему 28 лет. Рановато для среднего возраста. Мне, то есть автору, было 25 лет. Хабенскому – за сорок, но Велединскому за пятьдесят. Короче, кризис среднего возраста в этой истории абсолютно не при чём. Хотя бы потому, что у Виктора Служкина есть неприятности, но нет никакого кризиса. Служкин всё отлично понимает в этой жизни, он ни в чём не запутался, нигде не потерялся, он – не жертва.

ПОРОЧНЫЙ УЧИТЕЛЬ

Служкин – плохой учитель, он пьёт, он дерётся, он не знает предмета, он играет в карты, он пристаёт к ученице, он ненавидит учеников, он подвергает детей смертельному риску. Ой-ёй-ёй. Учитель он, конечно, никакой, «ваще жара», но он и не выдаёт себя за учителя. А ученики у него ещё те обормоты.

В школе он случайный человек. Но человек, а не функция. Он ведёт себя непедагогично, но не подло, хотя порой чересчур разгильдяйски. Про ненависть к ученикам слышать нелепо. Он сказал про ненависть в сердцах. Служкин - взрослый человек и не пошёл бы в поход с теми, кого ненавидит: он отыскал бы способ отвертеться. В карты, конечно, не надо было играть, но это была попытка исправить ситуацию одним жестом, одним ударом, одним выигрышем. Выигрыша не получилось. И квасить не надо было. И в ученицу не надо было влюбляться – хотя он прошёл через это искушение и устоял.

В конце концов, он не наврал, сводил детей в поход, и они прошли порог – а он их этому учил по-настоящему, махал руками, стоя на скале над рекой. Короче, дров он наломал, но урок честности подростки всё-таки получили.


«ГЕОГРАФ» И СОВЕТСКОЕ КИНО

Виктора Служкина постоянно сравнивают с проблемными героями советского кино – с Зиловым из «Отпуска в сентябре» или с Макаровым из «Полётов во сне и наяву». Эти аналогии поверхностные. Птица похожа на самолёт, но у них разные способы передвижения. Персонажи советских фильмов – герои безвременья, которым некуда себя деть. Они – хрестоматийные для русской культуры «лишние люди». Однако «лишним» человек бывает только по отношению к эпохе. «Лишний» для любой эпохи - это маргинал, который никому не интересен.

Служкина я поместил в девяностых, а Велединский без изменения и очень естественно перенёс в наши дни: эпоха сменилась, а Служкин остался прежним. Значит, дело не в том, что Служкина отторгла эпоха. Никто его не отторгал. Служкин нужен – и дочери, и школьникам, и другу, и жене, и подругам. Не случайно все так пугаются, когда вдруг кажется, будто он умер. Вообще в истории Географа всё наоборот: такие люди, как Служкин, нужны всегда.


ПРО ХАБЕНСКОГО

Кто же тогда Географ, если он не лузер, не шут, не «лишний человек»? Он – «гармонический» человек, «идеальный» человек: не в смысле «без недостатков», а в смысле «живущий по идеалам». Такого героя и играет Константин Хабенский. Играет блистательно, бесконечно обаятельно. Он играет человека, который знает, как жить, но не пойдёт к своей цели по головам. Хабенский играет живого человека, которому хочется любви, дружбы, земных радостей, приключений, драйва, который может ошибаться, попадать впросак, но не теряет доброты, а достоинствами своими не превозносится над окружающими, потому что гордыня – смертный грех. Ближайшая литературная аналогия герою Хабенского – не Зилов, не Печорин, не Обломов, а князь Мышкин. Потому история про Виктора Служкина – светлая, она порождает самые добрые чувства.

ПРО АКТЁРСКИЙ АНСАМБЛЬ

Хабенскому аккомпанируют прекрасные актёры. Чудесная, отчаянная Елена Лядова – усталая женщина, которая ошиблась с мужем. Он оказался слишком хорош, в этом и виноват. И жить с ним невмоготу, и оторваться от него невозможно. Великолепен Александр Робак. Он играет вроде бы жлоба, а на самом деле – доброго человека, которого реально можно полюбить всем сердцем; «за ним как за каменной стеной». Такая надменная и такая вдруг человечная Евгения Брик, одновременно ледяная и страстная. Юная Анфиса Черных словно бы вышла из волшебных грёз русской литературы. Очень подлинный, очень убедительный Андрей Прытков сыграл настоящего пацана, который умеет ценить силу духа.

ПРО УСПЕХ ФИЛЬМА

Я бесконечно рад, что фильм Велединского получает призы, что критики хвалят актёров, операторов, музыкантов. От всей этой истории с фильмом у меня ощущение, что команда Велединского и Тодоровского сделала огромное и очень нужное дело. Судя по зрительскому успеху, Валерий Тодоровский еще раз доказал, что он блистательный продюсер, точно просчитывающий запросы общества, а Александр Велединский виртуозно сочетает комедийные и драматические форматы.

Но удивляет странное несовпадение эмоционального восприятия с профессиональной интерпретацией. Эмоционально фильм принимают на «ура!», с полным одобрением, а в истолковании сути скатываются на какие-то злые ярлыки, на всех этих шутов, лузеров, тряпок, алкашей, «лишних людей» и прочее. Значит, фильм угодил прямо в нерв, и надо ждать, пока общество переформулирует критерии, чтобы облагораживающая работа души обрела адекватное объяснение.

0

3

Зачем географ глобус пропил?

АНДРЕЙ РОДИОНОВ
Поэ
т

16 ноября 2013, 11:08

Зачем географ глобус пропил?
Зачем в эпоху интернета
Какой-то адовый энтропик
Просрал прекрасную планету?

Учитель мой бесчеловечный,
Совсем в твоем зверином стиле
На Сухаревской в чебуречной
Продажу водки запретили.

Зачем хорошие отметки
В тетрадке с чистыми полями?
Ведь трахаются малолетки
Не с пьяными учителями.

Девчонки смотрят телефоны
Одновременно с кинофильмом.
Географы тупей айфонов
И даже вряд ли сексапильней.

Что признают не без кручины
Парящие в бездонной яме
Те неопрятные мужчины,
Которых дразнят соловьями.

0

4

"Географ глобус пропил" выиграл гран-при фестиваля в Польше
17 лістапада 2013 г.

Главный приз седьмого фестиваля русского кино "Спутник над Польшей" выиграл фильм "Географ глобус пропил" Александра Велединского. Вторую награду за "захватывающую, полную саспенса картину реальности" получил фильм Юрия Быкова "Майор".

Главный приз седьмого фестиваля русского кино "Спутник над Польшей" выиграл фильм "Географ глобус пропил" Александра Велединского, объявили организаторы.

Жюри в составе кинокритика Лукаша Маевского, режиссера и сценариста Ксаверия Жулавского и режиссера Анджея Северина отметило этот фильм за "баланс между жестким диагнозом современной России и любовью к героям и полным сочувствия, мудрым и юмористическим подходом к их проблемам".

Вторую награду за "захватывающую, полную саспенса картину реальности" получил фильм Юрия Быкова "Майор". Третью награду вручили кинокартине "Рассказы" Михаила Сегала за "универсальность, удачную авторскую попытку эмоционального и формального рывка русского кинематографа к новым горизонтам".

Десятидневный фестиваль русского кино "Спутник над Польшей" проходит в Польше в седьмой раз. В рамках показа были продемонстрированы 148 фильмов, в конкурсной программе участвовали 16 картин, в их числе "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко, "Жажда", "Интимные места", "Деливеранс".

Крынiца: РИА Новости

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Новые русские фильмы » Географ глобус пропил