13 лістапада 2013 г.

Это стратегическая задача, которую можно решить, если беларусы задумаются, в какой стране придется жить их потомкам
, считает кинорежиссер.

В беседе со Службой информации "ЕвроБеларуси"Юрий Хащеватский, автор более 30 документальных лент, обладатель всевозможных премий и гран-при различных кинофестивалей, размышляет о нынешнем состоянии беларусского и не только общества. Много пессимизма, но надежда остается.
Об очередном продлении европейских санкций в отношении Беларуси и самой европейской политике

- Мне кажется, что сейчас наблюдается огромная размытость базовых ценностей, европейских демократических ценностей. На мой взгляд, начало было положено, когда восточный блок стал вливаться в западный — и вот тогда началось очень серьезное, как я это называю, развращение Европы. Мы же понимаем, что, например, в той же Литве моральность людей, которые бились за независимость страны, и сыграла решающее значение в тот момент, когда это могло состояться.

Но, как ни странно, в дальнейшем оказалось, что, кроме независимости, есть еще и деньги, есть и бизнес, и тому подобные вещи. Оказалось, что огромное количество людей отступили от провозглашаемых принципов, особенно это касается политиков, особенно левых политиков, которые, не секрет, всегда склонны к такому компромиссному подходу. И действительные европейские ценности стали потихоньку отодвигаться на второй план — и вот уже Словения, Литва являются, по сути, лоббистами диктаторского режима в Беларуси.

По большому счету, Европа ведет себя просто аморально по отношению к Беларуси, поскольку, с одной стороны, в угоду картине якобы борьбы с этим режимом они принимают какие-то ничего не значащие санкции, вроде как бы санкции, которые не затрагивают абсолютно этот самый режим. С другой стороны, тихо, втемную ведут бизнес огромный с беларусскими властями. Сегодня более 50 процентов дохода, который получает Беларусь, как раз идет из Европы. Вот, например, Латвия — где находится тот черный бизнес, который давал возможность обманывать как западных людей, так и беларусов, и россиян. Ведь аферы с разбавителями-растворителями не могло быть без контрагентов как в России, так и в той же Латвии. И если поковыряться хорошенько с бизнесом английским, голландским, основанном на поставках нефтепродуктов из Беларуси, то все становится понятно — крупному бизнесу все остальное до лампочки. Впрочем, крупный бизнес никогда не был заинтересован в демократии. Вот эти деньги пахнут чем? Диктатурой, очень серьезным изменением внутренней политики страны, каждой страны, которая занимается такими делами с Беларусью — и мы это видим сейчас. И все начинает расшатываться. Западная модель — это как прекрасный западный автомобиль, но она едет, пока едет, а что там внутри, никто из обычных пользователей авто уже и не знает. И когда там что-то ломается — а уже видно, что ломается — никто, боюсь, не будет знать, как это исправить. Поэтому, как мне кажется, европейские политики последнее время ведут очень опасную игру, которая может плохо окончиться.

О заразности диктатур

Еще в 1996 году, когда я сделал фильм "Обыкновенный президент", на встречах после просмотра ленты всегда говорил о том, что этот режим очень опасен. А мне в ответ: "Да нет, брось ты, все у вас будет в порядке, потому что рядом с вами уже демократическая Россия, там Ельцин. Все наладится, придет в норму, само собой образуется. В России уже вон олигархи появились, Березовский да Гусинский. Беларусь же маленькая — все образуется". А я на это отвечал: "Ребята, микробы, вирусы, бациллы — они тоже маленькие, но от них умирают огромные организмы". Что же мы видим сегодня? Мы видим, что огромный организм — Россия — оказался с тем же диагнозом, что и маленькая Беларусь. Я понимаю, что нет сослагательного наклонения, что мы не знаем, что могло бы быть, но вряд ли бы в России произошло то, что произошло на сегодняшний день без печального примера Беларуси. А в Беларуси режим отработал все, что надо было сделать для того, чтобы начался очень серьезный откат от всех тех завоеваний, которые пришли в начале 90-х во все наши страны.

О первом поколении независимой Беларуси

- Вы помните, Лукашенко пришел к власти в 1994 году. Так вот, тем, кто родился в 1994-м — уже исполнилось 18! Они уже голосуют. Их уже воспитала эта власть — и воспитала на совершенно иных ценностях. Обратите внимание: культ силы, культ хамства, культ беспредела. Вот что сейчас залог успеха в Беларуси и России? Не нужно быть "ботаником" — нужно быть Рэмбо, причем Рэмбо с одной извилиной. С извилиной, которая готова совершить абсолютно все те смертные грехи, описанные во всей духовной литературе — иудаистской, христианской, буддистской, исламской. Тем не менее, абсолютно не существует никаких тормозов, никаких моральных сдержек, и, к сожалению, это очень серьезным образом оболванивает целое поколение.

Конечно, я никоим образом не говорю о всей молодежи. Есть и совершенно замечательные молодые люди, которые росли и воспитывались вопреки всему этому — и это надежда. Но тотальному оболваниванию всем противостоять трудно. Люди дезориентированы.

О белорусской модели власти

- С одной стороны, вся та коммунистическая номенклатура, которая под демократическими лозунгами осталась у власти и только начала захапывать себе кусок, ведь их никто не убирал, никто из них практически не ушел. Только, правда, к ним добавилась еще номенклатура комсомольская, которая помоложе да поэнергичнее. Плюс гэбэшная. Кроме того, они быстро поняли, что хороший такой порядок, железный, есть у бандитов и армейских. Вот все это соединилось в большую кашу, приправленную бандитскими понятиями. Подгребли все под себя и стали командовать — и таким образом развращают все общество. Но самое страшное, что эта болезнь распространяется и на Запад — и мы это видим, видим по западной экономике, по тому, как там уже научились брать и давать взятки, по тем черным и серым схемам, которые вовсю уже процветают в Европе. И все это катится черт знает куда именно потому, что европейцы, европейские политики стали беспринципными. К сожалению, там перевелись люди масштаба де Голля, Черчилля и Аденаура, которые действовали, может быть, не всегда гуманно, но руководствуясь и следуя своим принципам, основанным на вечных ценностях.

Об Интернете и социальных сетях

- Вот еще одно обстоятельство, которое дает пищу для пессимизма. Потому что появился некий виртуальный мир, в котором можно жить вполне себе демократически. Нахамил другому, несогласному с тобой — вот уже и демократия, выпустил свой пар.

Что следует делать беларусам

- Ну, во-первых, на мой взгляд, бороться за свои гражданские права. Это очевидно. Во-вторых, конечно же, объединяться. Я не имею в виду — с политиками. С политиками — тут все сложнее. Я, например, против таких понятий как единый кандидат и прочее. Считаю, что это глупость и очень вредный миф. Единый кандидат нужен и возможен, когда есть информационное поле. А когда этого поля нет, а есть голосование протеста, то здесь как раз полезно большое количество кандидатов. Потому что протестное голосование предоставляет обществу, которому надоела действующая власть и которое хотело бы ее сменить, возможность самому в большом ассортименте найти того, кто ему может понравиться. Для единого же кандидата, считаю, в наших условиях невозможно сделать мощную информационную кампанию. Никак не получалось. Но, обратите внимание, ведь самая сильная и горячая президентская кампания была именно в 2010 году, когда было много кандидатов. Это было правильное решение. Были там разные люди — не буду уж давать конкретные оценки кандидатурам, моральным качествам этих людей, об этом говорилось много. Но будь это голосование хотя бы немножко честным (таким же немножко честным, как в Москве), то был бы второй тур. А второй тур стал бы катастрофой для нынешней власти.

Надо готовиться беларусам к общему решению проблемы своей власти. Понять: что имеем, то заслуживаем именно своим бездействием. Перестать смотреть беларусское телевидение — даже продвинутым людям своей мерзостью и похабной ложью оно потихоньку-понемножку промывает мозги. Это зомбирующий вирус. Подумать о возможном бойкоте выборов, любых решений власти. Мне кажется, общество уже вполне готово к этому.

Но это все тактические, сиюминутные дела. Самое главное, стратегическое — учить детей. Рожать и воспитывать детей. И думать о той стране, в которой им придется жить. Понимать что каждый на своем месте должен делать то, что должен — а что получится, то получится.

Крынiца: "ЕвроБеларусь"