Cказки о возможном расширении Таможенного союза за счет Турции, Индии, Вьетнама воспринимаются, как от лукавого.

Пока Путин разбирается с Януковичем то в Сочи, то вроде как в Москве (толком до сих пор неизвестно где) на предмет евроинтеграции Украины, на очереди у Кремля возникла Армения. Уже не секрет, что в начале декабря Путина должны увидеть в Ереване, где он довольно давно не был. Пришла пора разобраться с положением дел на месте.

После своего последнего визита в Москву президент Армении преподнес Евросоюзу неприятный сюрприз. Он вдруг заявил, что его страна уже хочет в путинский ТС. И Брюссель сразу «притух» со своими надеждами приблизить к себе Армению.

О возможном включении Армении в евразийский проект ТС говорили и на Минском саммите таможенной «тройки». Все слова армянских товарищей о совместимости западной и восточной зон свободной торговли и там, и там серьезно не воспринимают. Как и в случае с Украиной, собирающейся подписать на Вильнюсском саммите Соглашение об ассоциации с ЕС. Рассуждения украинских президента и премьера о якобы непротиворечивости одновременно двух вариантов интеграции выглядят или наивными, или вводящими окружающих в заблуждение. Условия зон свободной торговли в обоих союзах несовместимы. Так говорят и в Москве, и в Брюсселе. Иначе чего бы так «копья ломать» за Украину.

Интересно, что Путин окажется в Ереване сразу после Вильнюсского саммита участников Восточного партнерства и накануне встречи глав МИД стран-участниц ОБСЕ в Киеве. Очевидно, что на первом мероприятии Армения наверняка получит отлуп с планировавшимся ранее парафированием Соглашением об ассоциации с ЕС, а на втором, в Киеве, Ереван будут терзать за Карабах. На этот раз, вероятно, намного сильнее, чем раньше.

С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров. Турция поддерживает в этом вопросе Азербайджан.

Сегодня нефтяной Азербайджан чувствует себя намного увереннее. Его военный бюджет превышает весь армянский ВВП. И Баку даже позволяет себе упрекать Анкару за демонстрируемую иногда «мягкость» к Еревану. По-прежнему придерживаясь в отношениях с Азербайджаном доктрины «два государства - одна нация» (что-то знакомое и для некоторых других стран, не правда ли?), Турция еще раз напомнила, что готова открыть границу с Арменией и возобновить железнодорожные перевозки при условии возврата Нагорного Карабаха Азербайджану. Об этом заявил глава МИД Турции Ахмет Давутоглу на заседании парламентской комиссии по международным делам.

По мнению ряда экспертов, Кремль вполне устраивает, как срыв дальнейшей евроинтеграции Армении, так и «тлеющий» карабахский конфликт. Это позволяет ему держать Армению в своей геополитической орбите. Да и в ОБСЕ, ЕС с этим конфликтом не знают толком, что дальше делать. Конечно, никто всерьез даже и не думает, что посредником в умиротворении враждебных друг к другу Еревана и Баку мог бы стать Минск.

Заявления и намеки, как-то звучавшие из белорусской столицы на этот счет, остались пустым звуком. О белорусском присутствии напоминает лишь название «Минская группа ОБСЕ» по урегулированию этого конфликта. Когда-то, во времена Верховного совета Беларуси, к ее миротворческим амбициям относились более серьезно. Теперь же политика ее руководства стала собственной головной болью (но не совсем уж сильной) как для ЕС, так и для ТС. Перманентные и внезапные появления белорусского правителя в Армении оставляют больше вопросов, чем ответов. В том числе и для партнеров по ТС. Они еще больше усиливаются, когда белорусский генерал-посол в Армении пытается неловко разъяснить те или иные пассажи своего хозяина.

А тут еще события в Ереване, происшедшие 5 ноября 2013 года. Они привлекли значительное внимание к положению дел в Армении. В столице этой закавказской республики произошли столкновения между полицией и участниками акции протеста. Не обошлось без дымовых шашек и «коктейлей Молотова». Акция прошла на фоне усиления аппаратно-бюрократических маневров. Оно фиксируется многими наблюдателями. И вот такое сочетание происходящего в Армении Москва уже не может оставить без внимания. Скорее всего, происходящие внутриполитические процессы в армянском обществе вынудят Путина скорректировать планы своего декабрьского визита в Ереван. Следует также учесть, что далеко не все в армянском истеблишменте поддержали крутой поворот главы государства в сторону евразийской, а не европейской интеграции.

Можно напомнить, что в свете новой внешнеполитической доктрины Путина теперь любые антиправительственные акции в стране-члене ОДКБ Кремль рассматривает как угрозу своим интересам. Помочь их соблюсти, по идее Путина, должен создаваемый Евразийский экономический союз, где сегодня исключительно страны-члены ОДКБ. Слово «экономический» не должно вводить никого в заблуждение. У всех участников евразийского проекта экономика и есть политика. А все сказки о возможном расширении ТС, предтечи ЕЭС, за счет Турции, Индии, Вьетнама воспринимаются, как от лукавого.

Роман Яковлевский, специально для charter97.org