Светлана Калинкина: Всесильные

Исторически считается, что лоббизм появился в Англии XVII века.
В кулуары (это один из переводов слова lobby) выходили члены английского парламента, где их и встречали заинтересованные особы.

В свою очередь, в Вашингтоне вам охотно покажут отель, где в лобби-баре заинтересованные лица дожидались встречи с конгрессменами, и расскажут, что понятие лоббизм берет начало отсюда.

Где в Минске встречаются страждущие "правильных" законов с проводниками своих идей, остается только догадываться. Может, в банях. Может, в охотничьих домиках. Может, в раздевалке после очередной игры президентского хоккейного клуба. Но очевидно, что лоббизм как таковой у нас процветает. Причем, если раньше говорили о существовании ярко выраженного аграрного лобби, благодаря которому деньги, выделяемые на село, никто не считал и не требовал их возврата, то сейчас ситуация многообразнее.

Во-первых, мы имеем лобби силовиков. И потому, даже если у страны нет денег, для них средства на зарплаты, строительство квартир, коттеджных поселков, беспроцентные кредиты и т.п. находятся. Зато почти никогда не находятся законы, по которым можно было бы привлечь к ответственности тех, кто разрушил бизнес, избил, арестовал, осудил честных людей.

Во-вторых, очевидно укрепилось лобби крупного бизнеса. Они могут строить что хотят и где хотят. Хоть в историческом центре, хоть в экологической зоне, хоть на головах у людей -- в местах, уже донельзя уплотненных и перезаселенных.

Они могут пролоббировать введение даже таких правил, от которых заштормит всю страну. Сейчас, например, под угрозой сворачивания бизнеса оказались все мелкие предприниматели, а также покупатели их нехитрого, но недорогого товара. Зато для владельцев гипермаркетов это способ добавить к цифрам на своих счетах несколько дополнительных нулей. И правительство обязательно им в этом деле поможет.

Впрочем, о силово-олигархическом крене в управлении страной уже писано-переписано. Что только разжигает аппетиты этих двух, старательно копирующих поведение друг друга, групп. Однако, с точки зрения политологии было бы странным, если бы авторитарный режим выбрал другие приоритеты, -- так что тут ситуация была просчитываема и прогнозируема. Более интересно то, что появились лоббисты, упехи которых интересами укрепления существующей государственной модели объяснить все-таки нельзя.

Например, это педофилы. Да-да! И это при том, что в руководстве Беларуси внешне все такие традиционные, мужественные и временами даже брутальные.

Статья 168 Уголовного кодекса РБ "Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста" -- тому подтверждение. Возможное наказание по ней -- ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы от двух до пяти. То есть можно даже в тюрьму не попасть. Все понимают, что это абсурд, когда наказание для педофилов такое же, как, например, за незаконную вырубку деревьев и кустарников, и меньше, чем за незаконную охоту. И тем не менее, много лет некто стоит на страже этой статьи УК непробиваемой стеной.

Ясно, что это не сантехник Вася, а уважаемые государственные мужи, отцы семейств, но одновременно -- любители юного тела, мальчиков и девочек. Никто иной не пекся бы о незаконно убитой косуле больше, чем о поломанной судьбе детей, морально покалеченных извращенцами. И, видимо, на сей счет у представителей разных ведомств образовался некий консенсус, клуб по интересам, они друг друга нашли, потому тема эта даже не поднимается и не дискутируется. Зато настоящий скандал, выведший тему лоббизма в публичную сферу, учинили те, от кого этого никто не ждал.

Первым сор из избы вынес бывший командир спецотряда МВД "Алмаз", а ныне -- главный борец с наркобизнесом Николай Карпенков, а ему на помощь поспешит и сам министр внутренних дел Игорь Шуневич. Представляю, как нужно было допечь этих исполнительных служак, если они замахнулись на святое -- на лоббистов, сидящих в Администрации президента. Возможно, с перепугу. Возможно, понимают, что конфликт зашел так далеко, что или пан, или пропал.

Суть конфликта "бубки" -- "грязные" семена мака, которые легко превращаются в "дозу". Свободное распространение наркосодержащих семян мака привело к тому, что этот наркотик у нас вытеснил другие инъекционные наркотики. В итоге до 90% белорусских инъекционных наркоманов употребляют именно “бубки”. При этом добиться введения наказания за их продажу МВД не может. Проект соответствующего декрета президента был готов еще летом, но он не может пройти согласование.

Цена вопроса, естественно, не малая. Вот цитата из интервью Николая Карпенкова TUT.by: "Чтобы только столичным наркоманам удовлетворить свои потребности, им надо в день 10 тонн мака, это минимум. Стоят они приблизительно 1 миллион долларов. Чтобы такую прибыль извлечь, надо вложить всего лишь 50 тысяч долларов. Эти схемы уже известны. Торговцев семенами мака среднего звена у нас в стране где-то 150 человек. А магнатов порядка 19 человек".

И вот уже министр беспомощно взывает к депутатам: "Кому-то не нравятся наши предложения, кому-то не по нраву санкции, которые мы предлагаем. А народ продолжает употреблять яд и умирать от этого. Если мы в ближайшее время «переломим» некоторых «умников» и поступит к вам законопроект, прошу вас его поддержать и принять как можно быстрее, чтобы в свободном обращении этот яд у нас не находился".

Самое смешное, что и министр, и Карпенков знают, где сидят эти "умники" и уже открыто об этом говорят -- в Национальном центре законодательства и правовых исследований, структурном подразделении Главного государственного правого управления Администрации президента Беларуси. Но сделать ничего не могут, и в итоге как обычные обиженные и оскорбленные граждане, многожды отфутболенные из высоких инстанций, взывают к общественности через ненавистных журналистов. (Наверняка это жест отчаяния, а до этого были написаны горы справок и докладных записок с грифом ДСП, на которые не последовало никакой реакции).

Но в ответ - все та же тишина. Даже в качестве дежурной реакции на прямое, озвученное на большую аудиторию, обвинение министра никто из Администрации президента или НЦПЗИ не посчитал нужным объясниться. 

Ясно, что имея только по Минску 950 тысяч долларов дохода ... в день, можно запастись армией советчиков и покровителей. Однако чтобы семь (!) лет не нашлось того, кто взвесил бы интересы личных кошельков и интересы страны, -- это уже слишком. А ведь семь лет МВД не может пробить ограничительные меры в законодательство. Объяснение смехотворное -- ну, нельзя оставить людей без булочек с маком, народ этого не поймет. Хотя ничто не угрожает булочкам с маком, потому как не на пищевом маке тут деньги делаются. То есть ответственные люди откровенно валяют дурака и никого не боятся.

Вот она, сила лоббизма! И серьезный повод задуматься: в чьих руках в нашей стране тихо-тихо, постепенно-постепенно, без афиширования и инаугураций оказалась власть?