ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Минск, который я ненавижу


Минск, который я ненавижу

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Charter

0

2


Минск – игрушка для власти

Мы становимся свидетелями очередной архитектурной утопии – проекта общей перестройки Минска подобно тому, как это при тоталитарных режимах прошлого века.

В последние выходные октября Минск внезапно преобразился и засверкал, как елочная игрушка. Это власть устроила себе праздник, по размаху сродни новогоднему, в честь заседания Совета глав государств СНГ. По этому поводу даже поспешно «сверстали» все стройки на проспекте Победителей, только опять забыли докрасить фасад торгового центра «Замок». Зато народ полюбовался сверканием огней в центре – и ладно. А во сколько все это торжество обошлось, никто не считал.

Оригинал с фото

Впрочем, имеет смысл посмотреть шире и задаться вопросом – на что готова пойти власть ради удовлетворения своих прихотей и амбиций? И чем это обернется для простых смертных?

Минск как столица независимой Беларуси уже заплатил свою цену масштабом тотальных преобразований. Мы становимся свидетелями очередной архитектурной утопии – проекта общей перестройки Минска подобно тому, как это происходило в Москве и Берлине при тоталитарных режимах прошлого века. Строительный бум охватил весь город – от центра до окраин, причем особенно активно застраиваются проспекты Дзержинского и Победителей. При этом выделяются три приоритетных направления или сегмента, способных до неузнаваемости изменить облик столицы.

«Стройки века»

Первый сегмент – строительство «небоскребов»: высотных административных зданий, офисных центров и жилых комплексов «Славянский квартал», «У Троицкого», «Парус», «Роял-Плаза» (а также обновленная гостиница «Беларусь» и несостоявшийся офис «Белкалия»). А сейчас еще и непонятная ситуация с «Минск-Сити», который никак не могут привязать хоть к какому-нибудь архитектурному проекту.

Второй сегмент – спортивные сооружения, особенно на проспекте Победителей (Олимпийский комитет, Дом гребли, Федерации футбола и хоккея, «Минск-Арена» и аквапарк), да еще «Чижовка-Арена» и гостиницы, которые сооружаются к Чемпионату мира по хоккею 2014 года и вряд ли будут востребованы в полном объеме после, а возможно и во время него, поскольку в этот же год проходит Олимпиада в Сочи.

Третий сегмент – идеологический заказ со стороны государства: новый музей Великой Отечественной войны, площадь государственного флага, «БелЭкспо» как «новый ВДНХ» и Дворец независимости (очередная резиденция Лукашенко, которую в народе уже прозвали «мавзолеем»). Все это создано также на проспекте Победителей якобы для презентации наших успехов, но прежде всего – для самолюбования власти, которая устроила полную «эвакуацию», практически перенос Октябрьской площади из центра сюда.

Но прежний-то центр никуда не исчез, просто появился «второй центр». Так происходит дисперсия, рассредоточение власти и освоение ею нового пространства по всему проспекту Победителей – от стелы для проведения парадов до резиденции «Дрозды». И теперь именно эта магистраль претендует на статус официального символа нового Минска или «лица города» в противовес советскому проспекту Независимости. Даже экскурсионный маршрут совместили с общественным транспортом (автобус №1 с комментариями на русском языке о том, где он едет) и пустили его именно по проспекту Победителей.

А что же происходит в «старом» центре? В результате непрекращающихся «строек века» сюда активно вторглись «стекляшки»-небоскребы и полностью изменили его. Здесь оказался нарушен баланс старого и нового, совмещение стилей сменяется их откровенным противоборством, в котором победу одерживает псевдо-«high-tech» (в нашем варианте – «хай так»). В целом все, что творится прямо сейчас и продолжится еще полгода до чемпионата мира по хоккею, – это просто катастрофа, настоящее землетрясение. Целые ландшафтные и смысловые пласты взламываются и переносятся с места на место. Расставляются новые приоритеты и акценты, причем все делается под новую госидеологию, ставшую религией – «все для спорта, все для победы!».

Минск без прошлого

Еще недавно новый железнодорожный вокзал в одиночестве противостоял массивным сталинкам «городских ворот», а теперь совместно с автовокзалом и факультетом международных отношений БГУ сместил акцент с одного из главных символов города.

Дом «У Троицкого» на Свислочи буквально подавил предместье, которое теперь само стало «у дома», превратившись в жалкую горстку малоэтажек рядом с гигантом.

Такой же монстр – комплекс гостиницы «Кемпински» – вырос у парка Горького, пугая детей и архитекторов и затмив собой классически строгие контуры минского цирка.

Дворец республики выглядел исключением из общего ансамбля Октябрьской площади, но теперь рядом с ним появилась «стекляшка» главного офиса крупнейшего мобильного оператора.
Оригинальный Московский автовокзал пока уравновешивает присутствие «алмаза» (или «чупа-чупса»?) Национальной библиотеки, для которой почему-то не нашлось непрозрачных стекол (зато их вполне хватило на здание нового Олимпийского комитета в аналогичном стиле). Однако вместо вокзала уже решено поставить «свечку» «Газпрома», которая и станет доминантой во всем районе. Эта тенденция, которую заслуженный архитектор БССР Юрий Григорьев назвал «стекломанией» («Вечерний Минск» от 10.10.2013), не превратит наш город в Лас-Вегас (хотя по числу казино мы уже можем с ним соперничать), но лишь приведет к утрате таких уникальных черт Минска, как водно-зеленый диаметр.

«Новый Минск» отказывается от своего прошлого в угоду прихотям настоящего и миражам будущего. У него короткая память, и, как точно подметил английский беларусист Саймон Льюис, «современный Минск не помнит и не знает прошлое (…) – он весь в сегодняшнем дне и завтрашнем, в нем мало чего-то по-настоящему белорусского» (городской журнал «Большой», № 10, 2013, с. 28). Отказавшись от далекого и «смутного» исторического наследия при пересмотре списка историко-культурных ценностей, чиновники готовы радикально сократить их количество. Но такая сомнительная экономия не способна удовлетворить реальные потребности беларусов, зато исправно работает на поддержку символического капитала власти, сознательно отдающей приоритет недавнему советскому прошлому.

Такое ощущение, что городская и республиканская власть переключилась с реального сектора экономики на символический, инвестируя средства лишь в реализацию своих мегапроектов в качестве имиджевых стратегий. Это явный шаг к «гламуризации» социума (в соответствии с концепцией российского социолога Д. Иванова), хотя в нашем случае нужно делать поправку на пресловутые «штурмовщину» и «показуху» (любой ценой «привести в порядок»). Беда в том, что отказ от единого стиля в пространстве городской жизни сразу выкидывает нас из «гламура» в «китч», а то и откровенный «трэш» – за счет излишнего пафоса и претензий на роскошь, которую власть в состоянии лишь имитировать, но не реально обеспечить.

Демонстрация «силы красоты»

Все больше и больше инвестиций вкладывается в имидж для создания «приятного впечатления» у других стран, даже если мы сами увязаем в бедности. И пока возводятся новые дворцы, экономика уже впала в «ступор», народ практически лишился возможности получить кредиты на жилье и просто поставлен на грань выживания, как показывает «социальный эксперимент» с расчетом прожиточного минимума для беларусов.

Такова изнанка демонстративного расточительства, предназначенного лишь для пускания всем пыли в глаза, чтобы показать, «как у нас красиво».

Венцом этой «мудрой» стратегии стало возведение помпезного Дворца независимости в псевдокитайском стиле, похожего на большой плавательный бассейн. Лукашенко признал, что дворец нужен лишь как государственный символ в качестве «последней точки» в спорах о судьбе Беларуси. А еще там будут «принимать в пионеры» – как будто для этого недостаточно Дворца республики.

Но новый дворец – символ власти не народа, а самого правителя, заявившего, что на строительство ни одного рубля из бюджета не взято. В таком случае источником послужили либо президентский фонд и частные инвестиции, либо помощь из-за рубежа – и тогда ни о какой независимости речь идти не может. Так, символ, который публично предъявляется как важнейший атрибут власти на уровне национального самоопределения, оказывается «чистым симулякром». Похоже, дух Меркурия (скульптура которого еще не так давно красовалась на нынешней площади флага) никуда не исчез и незримо витает над участком, мотивируя высказывания и поступки всей «вертикали власти».

Да и сама власть, похоже, окончательно запуталась в постоянных поисках адекватных своим аппетитам символических репрезентаций. Иначе никак не объяснить тот факт, что часть строящегося нового Музея Великой Отечественной войны сделана в виде «гламурно» оформленного купола берлинского Рейхстага (на котором, естественно, уже красуется красное знамя). И теперь на одном только проспекте Победителей у нас присутствует сразу три символа государственности – беларусской, советской и германской. Какой же из них брать за основу культурной памяти и национальной идентичности – неужели все сразу? Понятно, что купол Рейхстага над музеем возводили как опору для советского флага, чтобы утвердить возможность символического присвоения наследия СССР. Но если Дворец Независимости строили лишь для выполнения представительских функций и идеологических задач, то не получается ли с ним та же история? Это просто «подставка» для хилой официальной идеологии, которая все больше и больше нуждается в реабилитации и подпитке символами, поскольку не оказывает никакого реального влияния на нашу жизнь.

Кто победит?

Еще более вопиющий случай представляет собой строительство комплекса «Чижовка-арена», который поглощает бюджетные средства, как «черная дыра».

Дополнительные затраты на него уже перекрыли выделяемые до конца года финансы на образование и здравоохранение, вместе взятые, так что учителя средних школ после получения новых зарплат готовы выйти на забастовку.

Получается, мы стали заложниками амбиций власти, для которой хоккей заслонил все остальное. В погоне за миражом она оторвалась от насущных проблем и забот минчан, лишив их шансов на улучшение жизни.

Минск, претендующий на статус «парадной витрины» страны победившего госкапитализма и «открытки» для приезжих, должен стать городом, в полной мере отвечающим потребностям своих жителей. Пока же мы постоянно сталкиваемся с ситуациями «непонимания» местной властью претензий и предложений от горожан. Она создает лишь видимость «обратной связи» с минчанами, позволяя им принять участие в обсуждении несущественных вопросов: утверждении названий для станций метрополитена или выборе имени талисмана чемпионата мира по хоккею, но не самих перспектив развития городского транспорта или возможностей проведения ЧМ.

Более того, за 2011–2013 годы выявилось сразу несколько проблем, связанных с невозможностью принятия совместных решений общественностью и властью: застройка исторического центра города, строительство китайско-беларусского индустриального парка под Минском, снос Московского автовокзала, вырубка парка 40-летия Октября для возведения гостиницы «Пекин» и т.п. Эти случаи превращаются в закономерность и заставляют считать политику развития Минска закрытой не только для критики, но и любого публичного обсуждения. И если мы не сможем реально влиять на решения о дальнейшем развитии города, он так и останется игрушкой для власти.

Александр Сарна, «Новая Европа»

0

3

История Комаровки

0

4

Исторический центр Минска уродуют новой гостиницей  -  Ссылка

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Минск, который я ненавижу